ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1) Предмет, задачи, методы, структура, проблемы, этапы становления педагогической психологии.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
2) Метод наблюдения в педагогической психологии. Виды наблюдения. Ошибки наблюдения. Способы совершенствования качества наблюдения. Психологический анализ урока как реализация метода наблюдения.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
3) Психодиагностика в современном образовании. Диагностика психосоциального развития личности в образовании. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности, диагностика и развитие креативности.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
4) Концепция обучения и развития, основные положения теории Л.С. Выготского, влияние его теории на педагогическую психологию и образовательную практику.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
5) Теория деятельности и деятельностный подход - основа теории учения. Учебная деятельность, предметное содержание, внешняя структура учебной деятельности.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
6) Соотношение обучения и психического развития как проблема. Структура и развитие учебной деятельности. Понятие о зоне актуального развития и зоне ближайшего развития. Психолого-педагогические факторы успешности обучения.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
7) Психологические основы разработки содержания образования. Экстерналистская модель и «традиционное обучение». Психологические основы педоцентрической модели. Основное и дополнительное образование, профилирование.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
8) Образовательная среда как фактор развития личности. Основные теоретические модели образовательной среды.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
9) Формы и методы организации образовательной деятельности как проблема педагогической психологии. Психологические особенности классно-урочной формы, индивидуальная и совместная учебная деятельность, репродуктивные и продуктивные методы обучения.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
10) Образование и культура. Характеристика категорий: образование, обучение, воспитание. Образование как система, процесс, результат. Социокультурная природа воспитания (постфигуративные, кофигуративные и префигуративные культуры по М.Мид). Формы активности личности: адаптация, присвоение, самоопределение.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
11) Соотношение понятий: формирование, становление, социализация, воспитание и методы. Особенности самовоспитания школьников, роль педагога.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
12) Социализация, воспитание, психическое развитие: их взаимосвязь и взаимообусловленность. Гуманистический подход к воспитанию. Психоаналитические подходы к воспитанию. Стили воспитания.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
13) Психологические основы учебной деятельности, основные характеристики, предметное содержание, структура.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
14) Соотношение понятий: научение, учение, обучение. Психологическая сущность учения. Типы и виды научения у человека. Механизмы и факторы, от которых зависит эффективность научения.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
15) Структура процесса учения как деятельности: процесс и результат. Знания как результат процесса учения. Состав знаний: содержание и форма, виды, характеристики и параметры, психологические критерии контроля и оценки знаний. Умения как результат процесса учения. Состав действий и умений.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
16) Психология усвоения. Структурная организация, формы усвоения, этапы и стадии, характеристики усвоения, управляемость процесса усвоения. Личностная обусловленность усвоения, уровни усвоения знаний.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
17) Развитие деятельности учения на разных этапах онтогенеза: психологические основы обучения в младшем школьном возрасте, в средних и старших классах, обучение взрослых. Психологические причины неуспеваемости, пути ее коррекции. Обучаемость и обученность.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
18) Психологические основы традиционного, проблемного, программированного и инновационного обучения.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
19) Психологические и теоретические основы системы развивающего обучения Б.Эльконина-В.В.Давыдова, Л.В. Занкова, П.Я. Гальперина.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
20) Обучение в контексте бихевиоризма: программированное обучение. Необихевиоризм и образование, теория «оперантного научения» Б.Ф. Скиннера. Разновидности обучающих программ: линейная, разветвленная, гибкая, адаптивная.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
21) Психологические основы проблемного обучения. Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций, управление поисковой активностью в проблемном обучении.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
22) Гуманистическая психология и современное образование, учение А. Маслоу. Личностно-ориентированное обучение, индивидуализация и дифференциализация обучения. Психологические основы обучения в возрастной периодизации.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
23) Психологические особенности, функции, виды и типы педагогической оценки. Психологические проблемы школьной отметки и оценки. Причины школьной неуспеваемости.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
24) Мотивы учебной деятельности, их классификация: виды, уровни, качества. Познавательные, социально-познавательные мотивы, методы изучения и формирования учебной мотивации на разных возрастных этапах.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
25) Педагогическая деятельность, ее психологическая структура и содержание. Педагогическое общение, его структура и функции. Эффективность труда учителя, причины педагогических затруднений.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы
26) Модель личности педагога, ПВК, педагогические способности (структура и уровни развития), стили деятельности, профессиональное здоровье, самоопределение и самосовершенствование педагогического мастерства.
Описание и анализ результатов диагностической матрицы исследования группы






