Задачи по теме 2
Модель AD/AS
Задача 1.
На рис. 2.1 представлены кривые совокупного спроса(АD 1, АD 2, АD 3) и совокупного предложения(AS 1, AS 2, AS 3). Проанализируйте влияние перемещения кривой совокупного предложения на реальный объем ВВП и уровень цен для каждого из заданных уровней совокупного спроса.
|
|
Рис. 2.1.Кривые совокупного спроса и совокупного предложения
Задача 2.
В табл. 2.1 представлены данные, характеризующие совокупное предложение:
Таблица 2.1
Уровень цен | Произведенный ВВП в реальном выражении |
250 | 2000 |
225 | 2000 |
200 | 1900 |
175 | 1700 |
150 | 1400 |
125 | 1000 |
125 | 500 |
125 | 0 |
Определить, в каких пределах изменяется объем реального ВВП и уровень цен на кейнсианском, промежуточном и классическом участках кривой AS?
Задача 3. В табл. 2.2 представлены данные, отражающие следующие параметры совокупного спроса и совокупного предложения. Выполнить задания.
Таблица 2.2
Совокупный спрос (тыс. ден. ед.) | Уровень цен (ден. ед.) | Совокупное предложение (тыс. ден. ед.) |
100 | 300 | 400 |
200 | 250 | 400 |
300 | 200 | 300 |
400 | 150 | 200 |
400 | 150 | 100 |
Задание 1. Используя данные табл. 2.2, построить графики совокупного спроса и совокупного предложения.
1) Определить равновесный уровень цен и равновесный объем ВВП.
2) Почему уровень цен в 150 тыс.ден.ед. не является равновесным для данной экономики?
Задание 2. Предположим, что покупатели готовы приобрести товары еще на 200 тыс. ден. ед. при каждом данном уровне цен (дополнительно).
1) Какие факторы могут привести к такому изменению в совокупном спросе?
2) Каким будет новый равновесный уровень цен и равновесный объем совокупного предложения?
Решение и комментарии.
Задание 1. Графики совокупного спроса и совокупного предложения строятся аналогично графикам индивидуального (отраслевого) спроса и предложения в курсе микроэкономики, но на оси ординат откладываются значения уровня цен, на оси абсцисс – значения совокупного спроса, предложения, ВВП (рис. 2.2).
|
|
Рис. 2.2. Графики совокупного спроса и совокупного предложения
1) Равновесные параметры: уровень цен Р =200, объем ВВП U =300, при которых совокупный спрос равен совокупному предложению(точка Е, рис. 2.2).
2) Уровню цен в 150 тыс. ден. ед. соответствует совокупный спрос в размере 400 тыс. ден. ед., а совокупное предложение – в 200 тыс. ден. ед. (и менее), что свидетельствует об их несоответствии друг другу (избытке совокупного спроса) и отсутствии состояния макроэкономического равновесия.
Задание 2. 1) Если покупатели готовы дополнительно купить товаров на 200 тыс. ден. ед. при каждом данном уровне цены, это значит, что совокупный спрос увеличился под воздействием неценовых факторов (росте заработной платы, снижении подходного налога, снижении банковской ставки процента, наличии субсидий, льготных кредитов инвесторам, снижении налогов на бизнес, увеличении государственных закупок, росте предложения денег (денежной эмиссии) и др.) на 200 тыс. ден. ед.
Задача 4.
Для увеличения реального ВВП с 150 до 160 усл. ден. ед. необходимо увеличить уровень цен на 0,07 пункта. На сколько пунктов необходимо увеличить уровень цен для увеличения реального ВВП:
а) с 160 до 170 усл. ден. ед.;
б) с 120 до 130 усл. ден. ед.?