Психология стихийных групп.
Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия (Андреева Г.М., 2000, с.117).Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д.
Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона.
Масса обычно описывается как более-менее стабильное образование с довольно нечеткими границами.
Толпа. А.П. Назаретян дает следующее определение: «Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием»
1. агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии;
|
|
2. паническа я (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.
3. стяжательная (greedy) толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью.
4. повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от неё социально справедливым характером возмущения.
Слухи – стихийный процесс передачи информации, это передача предметных сведений по каналам межличностного общения. Энциклопедические и толковые (неспециализированные) словари связывают его с недостоверностью, ложностью или непроверенностью информации.
Понятие малой группы в социальной психологии.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.
Следует выделять непосредственно общие качества группы:
1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).
2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.
3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.
4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.
|
|
5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.
6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:
· направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;
· организованность - реальная способность группы к самоуправлению;
· эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
· интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;
· волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.
Классификация малых групп и их характеристика.
По порядку возникновения: первичные и вторичные.
Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей.
По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.
Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.
Условные — объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений.
По уровню развития: низкого уровня и высокого развития.
Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.
Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов.
Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды.
Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.
Корпорации — организованные группы, характерные своей замкнутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руководства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям.
Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совмести ой деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников.
Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности.
По значимости: референтные и группы членства.
Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.
Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».
К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.
К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.
Проблема коллектива в социальной психологии.
Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Это особое качество группы, высший уровень ее развития было обозначено термином “коллектив”.
Важнейшими признаками коллектива являются:
социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в обществе в целом;
|
|
признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю систему отношений между его членами;
наличие добровольного характера объединения членов коллектива;
целостность коллектива, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система деятельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;
особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Таким образом, коллектив– это общность высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы личностно значимой совместной деятельностью, а содержание этой деятельности носит социально одобряемый характер и соответствует общечеловеческим ценностям.
В отечественной психологии существует несколько теорий, рассматривающих развитие группы до уровня коллектива. Прежде всего, следует назвать стратометрическую концепцию А.В. Петровского, согласно которой внутригрупповая активность представляет собой многоуровневую систему взаимоотношений, а развитие группы – это процесс возникновения, формирования и качественного преобразования этих отношений за счет включения совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.