Проблема коллектива в социальной психологии

Психология стихийных групп.

Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия (Андреева Г.М., 2000, с.117).Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т. д.

Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона.

Масса обычно описывается как более-менее стабильное образование с довольно нечеткими границами.

Толпа. А.П. Назаретян дает следующее определение: «Толпа – скопление людей, не объединенных общностью целей и единой организационно-ролевой структурой, но связанных между собой общим центром внимания и эмоциональным состоянием»

1. агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как направленность действий, прозрачно выражены в названии;

2. паническа я (panic; saving) толпа объята ужасом, стремлением каждого избежать реальной или воображаемой опасности.

3. стяжательная (greedy) толпа – люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью.

4. повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от неё социально справедливым характером возмущения.

Слухи – стихийный процесс передачи информации, это передача предметных сведений по каналам межличностного общения. Энциклопедические и толковые (неспециализированные) словари связывают его с недостоверностью, ложностью или непроверенностью информации.

 

Понятие малой группы в социальной психологии.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.

Следует выделять непосредственно общие качества группы:

1. Интегративность - мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом, (отсутствие интегративности - разобщенность, дезинтеграция).

2. Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3. Референтность - степень принятия членами группы групповых эталонов.

4. Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5. Интрагрупповая активность - мера активизации групповой составлящих ее личностей.

6. Интергрупповая активность - степень влияния данной группы на другие группы.

Кроме этих качеств рассматриваются еще и такие:

· направленность группы - социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм;

· организованность - реальная способность группы к самоуправлению;

· эмоциональность - межличностные связи эмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;

· интеллектуальная коммуникативность - характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка;

· волевая коммуникативность - способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальных ситуациях.

Классификация малых групп и их характеристика.

По порядку возникновения: первичные и вторичные.

Первичные — ограниченные группы типа семьи, компании друзей, ближайших соседей.

По общественному статусу: формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).

По непосредственности взаимосвязей: реальные (контактные) и условные.

Реальные (контактные) — ограниченные в размерах коллективы людей, существующие в общем пространстве и времени и объединенные реальными отношениями. Пример: учебный класс, производственная бригада.

Условные объединенные по определенному признаку общности людей, включающие субъектов, не имеющих прямых или косвенных объективных взаимоотношений.

По уровню развития: низкого уровня и высокого развития.

Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, выражающаяся в группообразовании.

Низкого уровня развития — группы, основанные на асоциальных факторах, отсутствии общих целей и интересов, конформности или нонконформности ее членов.

Среди групп низкого развития: выделяют следующие виды.

Ассоциации — группы, в которых взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями.

Корпорации — организованные группы, характерные своей замк­нутостью, максимальной централизацией и авторитарностью руковод­ства; на основе своих узкоиндивидуалистических интересов противопоставляют себя другим социальным общностям.

Диффузные группы — общности, в которых нет сплоченности и ценностно - ориентационного единства, нет совмести ой деятельности, способной опосредовать межличностные отношения ее участников.

Высокого развития — группы, основанные на социальных целях и ценностях, на общих интересах. Взаимоотношения в них опосредуются личностной значимостью и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

По значимости: референтные и группы членства.

Референтные (эталонные) — труппы, определяемые по степени сознательности отношения к ним индивидов.Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.

Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».

К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифи­цирует себя и членом которых он хотел бы стать.

К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.

 

 

Проблема коллектива в социальной психологии.

Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Это особое качество груп­пы, высший уровень ее развития было обозначено термином “кол­лектив”.

Важнейшими признаками коллектива являются:

социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в об­ществе в целом;

признание важнейшей роли совместной деятельности в ка­честве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю сис­тему отношений между его членами;

наличие добровольного характера объединения членов коллектива;

целостность коллектива, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система дея­тельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;

особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития лич­ности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Таким образом, коллектив– это общность высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы личностно значимой совместной деятельностью, а содержание этой деятельности носит социально одобряемый характер и соответствует общечеловеческим ценностям.

В отечественной психологии существует несколько теорий, рассматривающих развитие группы до уровня коллектива. Прежде всего, следует назвать стратометрическую концепцию А.В. Петровского, согласно которой внутригрупповая активность представляет собой многоуровневую систему взаимоотношений, а развитие группы – это процесс возникновения, фор­мирования и качественного преобразования этих отношений за счет включения совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: