Раздел «Человек и общество»

Открытый банк заданий ОГЭ по обществознанию

1. Деятельность человека от поведения животных отличает наличие
1) биологической программы 3) инстинктов
2) осознанной цели 4) зависимости от среды обитания
 

 

2. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) Очевидно, что чистота двора в равной мере зависит от работы коммунальных служб и от бытовых привычек жителей дома. (Б) Более половины жителей многоквартирных домов утверждают, что хотя бы один раз принимали участие в облагораживании своего двора: убирали мусор, сажали деревья и цветы, оборудовали детскую площадку, красили ограды и скамейки. (В) 70% опрошенных жителей многоквартирных домов выразили готовность принять участие в субботнике возле своего дома.

Определите, какие положения текста

 

  1) отражают факты 2) выражают мнения  

3. Руководитель отдела с утра провёл совещание сотрудников, а вечером у него запланирована встреча с одноклассниками.

Сравните эти две формы межличностных отношений: официальные и неофициальные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) соблюдение формальных правил в общении 3) способ взаимодействия людей
2) обмен информацией между людьми 4) личная привязанность, симпатия - основа возникновения общения

 

4. Ученица 3 класса Маша готовится к диктанту по русскому языку, а её брат играет в компьютерную игру. Сравните два вида деятельности: учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1) выполнение домашнего задания 3) контроль со стороны учителей и родителей
2) желание получить результат 4) соблюдение определённых норм и правил

 

5. Иван узнал, что Артём пригласил на свой день рождения всех одноклассников, кроме него. Он не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Артёмом. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует этот пример?

1) посредничество 3) уход из конфликтной ситуации
2) сотрудничество 4) уступку противоборствующей стороне

 

 
 
 
6. Верны ли следующие суждения о деятельности? А. Деятельность предполагает достижение определённой цели. Б. В ряде случаев результат деятельности расходится с поставленной целью.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
 

 

 

 

7. Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу?

1) открытие выставки «Человек и природа» 3) принятие экологического законодательства
2) подготовка учителя биологии к уроку 4) выступление учёного-эколога в популярной телепередаче  

 

 8. Что характеризует человека как личность?

1) тип темперамента 3) принадлежность к определённой расе
2) черты внешнего облика 4) качества, проявляющиеся в общении

 

9. В. 45 лет. Она высокая стройная брюнетка. Эти качества характеризуют её прежде всего как

          1)      индивида 2) работника  3)           личность   4) потребителя

 

10. Какая потребность присуща как человеку, так и животным?

1) в самореализации 3) в познании мира
2) в самосохранении 4) в успехе

 

             

             

11. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Мы каждый день вступаем в разнообразные межличностные отношения. (Б)В зависимости от ситуации они могут быть официальными и неофициальными. (В)Мы уверены, что именно в неформальных межличностных отношениях наиболее ярко проявляются личностные особенности людей.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

12. Какой пример иллюстрирует формальные межличностные отношения?

1) Директор школы встретился со своими бывшими учениками. 3) Директор школы дал соседям дубликат ключей от своей квартиры.
2) Директор школы вызвал родителей ученика для разговора о его поведении. 4) Директор школы согласился играть роль в школьном спектакле.

 

13. Установите соответствие между примерами и видами (формами) деятельности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ (ФОРМЫ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) уборка квартиры Б) обучение на курсах иностранного языка В) приготовление обеда Г) выполнение домашнего задания по математике Д) наблюдение за поведением птиц 1) познание 2) труд    

 

13. Николай занимается в детской театральной студии, художественной школе, много читает и очень любит играть с младшим братом. Обогащая таким образом собственный социальный опыт, Николай становится

1)       индивидом 2)       родственником 3)       личностью 4)       работником

 

14. Бизнесмен Сергей с утра провёл переговоры со своими деловыми партнёрами, а вечером у него запланирована встреча с любимой девушкой.

Сравните две формы межличностных отношений, упомянутые в условии задания, – официальные и неофициальные.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.

1)       соблюдение формальных правил в общении 3)       способ взаимодействия людей  
2)       обмен информацией между людьми   4)       личная привязанность, симпатия – основа возникновения общения

 

 15. Группа учащихся под руководством педагога осуществила экологический проект. Были изготовлены скворечники и размещены на пришкольной территории. Данный пример иллюстрирует деятельность

1)       игровую 2)       просветительскую 3)       трудовую 4)       познавательную

 

16. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?

А. Причиной межличностных конфликтов чаще всего становится отсутствие умения прислушиваться к мнению друг друга.

Б. Межличностный конфликт можно разрешить путём компромисса.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

17. Верны ли следующие суждения об обществе и природе?

А. В процессе воздействия на природу человек её преобразует.

Б. Общество использует природу как важнейший источник экономических ресурсов.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

18. Установите соответствие между примерами и видами потребностей: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ
А) защита от холода Б) общение с друзьями В) реализация своих способностей Г) самосохранение Д) достижение карьерного роста 1) биологические 2) социальные  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

 

19. Марина готовится к экзамену по истории: читает школьный учебник, справочную литературу, выполняет тесты. В случае затруднений она обращается за консультацией к учителю. Одним из результатов этой деятельности является

1)       сборник тестов по истории 3)       справочная литература  
2)       школьный учебник 4)       отличная отметка

 

20. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.

 

(А) В ходе социологического опроса было установлено, что большинство респондентов связывают счастье с благополучием в семье, здоровьем близких. (Б) Весьма сомнительно, что связывают счастье с материальным достатком только 1% опрошенных. (В) Вероятно, счастье в большей мере определяется самоощущением человека, чем внешними обстоятельствами.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

21. Верны ли следующие суждения об основных сферах общественной жизни?

А. В каждой сфере общественной жизни решается определённая группа задач и проблем социального развития.

Б. Все сферы общественной жизни взаимодействуют друг с другом.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

22. Установите соответствие между фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

             

ФАКТЫ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А) обсуждение предвыборной программы кандидата в депутаты парламента Б) занятие фермерством В) принятие закона парламентом Г) торги на товарно-сырьевой бирже Д) выборы главы государства 1) политическая 2) экономическая    

 

23. Хозяйка готовит тушёную курицу на обед для своей семьи. Субъектом данной деятельности является

          1)      хозяйка 2)      обед 3)           курица 4)    семья   

             

24. Верны ли следующие суждения о деятельности человека?

А. Деятельность человека определяется как разумом, так и чувствами, эмоциями.

Б. Деятельность человека всегда имеет продуктивный, творческий характер.         

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

 

25. Учёные используют понятие «общество» для характеристики

1)       природной среды обитания 3)       результатов деятельности человечества  
2)       всего окружающего мира 4)       всего человечества

 

26. Что является главной целью познавательной деятельности?

1)       общение с другими людьми 3)       создание качественно нового продукта
2)       предоставление услуги 4)       получение новой информации об окружающем мире

 

27. Марина и Андрей узнали, что Галя пригласила на пикник всех одноклассников, кроме них. Андрей не стал выяснять причины этого поступка, просто перестал разговаривать с Галей. Марина же попросила ещё одну девочку из класса узнать у Гали, почему она так поступила. Какой способ поведения в межличностном конфликте иллюстрирует поведение Андрея?

1)       уход от конфликтной ситуации 2)       уступка
3)       посредничество 4)       противоборство

 

28. Что из перечисленного иллюстрирует глобальные социально-экономические проблемы современного мира?

1)       гуманизация и гуманитаризация системы образования 3)       угроза применения оружия массового поражения  
2)       рост продолжительности жизни населения   4)       голод и нищета большинства населения развивающихся стран

 

          

29. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)Человек, который постоянно ссорится с окружающими, наверняка обладает неустойчивыми взглядами. (Б)Опыт показывает, что межличностные и социальные конфликты способны разрушить коллектив, причинить вред обществу и государству. (В)Думается, что людям надо быть внимательнее к интересам и достоинству других людей, сдерживать свои эгоизм.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

30. Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.

(А)На наш взгляд, вполне очевидно: чем подросток самостоятельнее, тем он больше похож на взрослого. (Б)Исследования показывают, что некоторые подростки расценивают самостоятельность как непослушание, стремление делать всё по-своему. (В) Скорее всего, это неверно, поскольку самостоятельность предполагает ответственность человека за свои поступки.

Определите, какие положения текста

1) отражают факты

2) выражают мнения

 

31. Установите соответствие между социальными фактами и сферами общественной жизни: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
А)      расчёт параметров бюджета страны Б)       создание службы занятости населения В)      очередные выборы главы государства Г)       разработка бизнес-плана компании Д)      концерт всемирно известного музыканта 1)       духовная 2)       социальная 3)       экономическая 4)       политическая  

 

32. Обмен информацией, мыслями, чувствами с помощью различных средств учёные обозначают понятием

          1)      общение 2)    социальная роль 3) творчество    4)        культура

             

33. Установите соответствие между фактами и глобальными проблемами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ФАКТЫ ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
А)      всплеск рождаемости в странах Азии Б)       продовольственная помощь стран Европы голодающему населению африканских стран В)      сокращение площади лесов на поверхности Земли Г)       тенденция старения европейских наций Д)      загрязнение Мирового океана 1)       экологическая 2)       демографическая 3)       разрыв «Севера и Юга»  

 

34. Мораль, философию, науку объединяет то, что они

1)       относятся к сфере духовной культуры общества 2)       созданы выдающимися умами человечества   3)       возникли с переходом от родового общества к государству 4)       охватывают нормы общественной жизни

 

35. Катя от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. О каком понятии идет речь?

          1)      о таланте    2)           о задатках    3)         о мастерстве      4)   о гениальности

             

36. Какой из примеров иллюстрирует воздействие природных факторов на развитие общества?

1)       борьба народа древнего Китая с нашествиями кочевых народов с севера 2)       возведение вокруг городов крепостных стен, башен и рвов с водой 3)       использование разливов Нила египтянами для создания орошаемого земледелия 4)       создание библиотеки глиняных табличек в древней Ассирии

 

37. И деятельность человека, и поведение животного характеризуется

1)       выдвижением целей 2)       удовлетворением потребностей 3)       осознанным выбором средств достижения цели 4)       способностью оценивать свои действия

 

          

             

 

38. Установите соответствие между примерами и типами межличностных отношений: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ТИПЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
А)      дружеская беседа соседей Б)       разговор родителей с директором школы о поведении ученика В)      собеседование при приёме на работу Г)       ссора подруг Д)      индивидуальная консультация преподавателя перед экзаменом 1)       неформальные 2)       формальные  

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

39. Понятия: «авторитарный режим», «республика», «федерация» – относятся

к характеристике сферы общества

          1)      экономической 2)    политической  3)     социальной   4)        духовной

 

40. Учёные изучают возрастной состав населения. Они исследуют сферу жизни

          1)      социальную 2)         политическую    3) экономическую 4)     духовную           

 

41. Открытие новых видов топлива представляет собой результат деятельности

          1)      прогностической   2) научной   3) учебной   4) управленческой

 

42. Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в таблице.
Ответы респондентов

Образование респондентов

среднее высшее
Уже делаю так 5 10
Обязательно стал(-а) бы 50 60
Скорее стал (-а) бы 25 15
Скорее не стал (-а) бы 15 10
Безусловно не стал (-а) бы 5 5

 

 

Начало формы
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Доля тех, кто уже сортируют мусор, выше среди граждан со средним образованием, чем среди получивших высшее образование.
  2) Среди респондентов с высшим образованием больше тех, кто обязательно стали бы сортировать мусор, чем тех, кто не стали бы этого делать.
  3) Равные доли респондентов со средним образованием считают, что скорее всего не стали бы сортировать мусор и безусловно не стали бы этого делать.
  4) Большинство респондентов с высшим образованием обязательно стали бы сортировать мусор.
  5) Равные доли опрошенных каждой группы считают, что они безусловно не стали бы сортировать мусор.

Конец формы

 

Начало формы
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) В стране Z у некоторых граждан есть специальные контейнеры для сортировки мусора.
  2) Респонденты с высшим образованием мало информированы об экологически целесообразных способах переработки мусора.
  3) Большинство опрошенных каждой группы осознают важность проблемы переработки мусора.
  4) Жители страны Z не осознают необходимости в сохранении природной среды.
  5) Всегда есть те, кто не связывают своё поведение с экологическими потребностями современного общества.

Конец формы

 

43. Социологические службы провели опрос группы граждан страны Z. Был задан вопрос: «Какой способ разрешения межличностного конфликта Вы считаете наиболее эффективным?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

 

Начало формы
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Уход из ситуации наиболее популярен среди опрошенных обеих групп.
  2) Противоборство девушки выбирают реже, чем юноши.
  3) У девушек уход из ситуации менее популярен, чем сотрудничество.
  4) Уступку выбрали в 2 раза больше девушек, чем юношей.
  5) У юношей уступка более популярна, чем сотрудничество.

Конец формы

 

Начало формы
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
  1) Современная молодёжь отличается повышенной конфликтностью.
  2) При выборе способа разрешения конфликта проявляются различия между юношами и девушками.
  3) Девушки в меньшей степени, чем юноши, склонны открыто бороться за свои интересы.
  4) Девушки в большей степени, чем юноши, склонны к агрессии.
  5) Бóльшая часть опрошенных не понимает, что такое толерантность.

Конец формы

 

             

             

             

                          

44. Жители Земли разделены не только по расовому, религиозному или идеологическому признакам, но также в каком-то смысле и во времени. Изучая нынешнее население земного шара, мы обнаруживаем небольшую группу людей, которые ещё живут охотой и собирательством, как тысячи лет назад. Другие, их большинство, полагаются не на медвежью охоту или сбор ягод, а на сельское хозяйство. Они живут во многих отношениях так же, как жили их предки столетия тому назад. Эти две группы вместе составляют около 70% жителей Земли. Это люди прошлого. Более 25% населения Земли живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в., сформированные механизацией и массовым образованием, воспитанные на оставшихся в памяти воспоминаниях о сельскохозяйственном прошлом своей страны. Они люди настоящего. Оставшиеся 2–3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми настоящего. Ибо в главных центрах технологических и культурных перемен, в Силиконовой долине, Нью-Йорке, Лондоне и Токио о миллионах мужчин и женщин можно уже сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы, часто неосознанно, сегодня живут так, как другие будут жить завтра. Что отличает их от остальных людей? Разумеется, они богаче, лучше образованы, более мобильны, чем большинство. Они также дольше живут. Но что особенно отличает людей будущего – это то, что они уже попали в новый, ускоренный темп жизни. Они «живут быстрее», чем люди вокруг них. Некоторые глубоко привязаны к этому высокоскоростному темпу жизни. Но если некоторые получают мощную подпитку от нового быстрого темпа, у других он вызывает неприязнь; они ни перед чем не останавливаются, чтобы «избавиться от этой карусели», как они говорят. (По Э. Тоффлеру)  

 

Начало формы
1) Какие три группы населения Земли названы в тексте? По какому признаку они могут быть разделены «в каком-то смысле и во времени»?

Конец формы

 

Начало формы
2) Каким, по Вашему мнению, должно быть образование человека будущего? Укажите любые две характеристики и кратко поясните каждую из них.

Конец формы

 

Начало формы
3) Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, проиллюстрируйте тремя примерами повышение мобильности людей в современном обществе.

Конец формы

 

Начало формы
4) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Конец формы

 

Начало формы
5) Опираясь на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, предположите, почему многие люди испытывают дискомфорт от быстрого темпа жизни. (Выскажите два предположения.)

Конец формы

 

Начало формы
6) Какие отличия людей будущего от остального человечества названы автором (назовите любые три отличия)?

Конец формы

 

            

                       

45. Можно заметить некоторую условность отнесения проблем к разряду «глобальных». Есть вопросы, постоянно волнующие человечество во всех концах планеты («глобуса»), таких вопросов множество, но далеко не все из них принято называть глобальными. К последним, пожалуй, относят … такие, к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества… К таковым относится проблема предотвращения мировой войны и экологическая проблема… Некоторые другие угрозы могут казаться кому-то не столь уж острыми и не требующими безотлагательного принятия мер. Например, угроза истощения земных ресурсов (минерально-сырьевой кризис), материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами, проблема роста населения Земли («демографический взрыв») и др. Но это довольно опасное заблуждение, напоминающее наивное неведение тех, кто сразу после Чернобыльской катастрофы ничего не заметил, не почувствовал и почти ничего не понял. Ведь в заражённой, смертельно опасной для человека местности по видимости всё оставалось, как и прежде. Как в природе, так и в обществе есть процессы, которые не видны, не заметны для невежественного, не вооружённого наукой глаза. И когда, достигнув критической стадии, они оказываются доступными для зрения и ума, то предпринимать эффективные меры по избежанию опасности уже поздно. «Точка возврата» уже пройдена, произошли необратимые изменения. Таковы по своему характеру и некоторые глобальные проблемы. Их не все замечают в качестве актуальных, злободневных, «глобальных». (М. Р. Радовель)

 

Начало формы
1) Каково отношение автора к глобальным проблемам? Как, по Вашему мнению, должно вести себя общество в условиях обострения глобальных проблем (дайте одно объяснение)?

Конец формы

 

Начало формы
2) В рамках подготовки международного договора было установлено, что растёт количество выбросов парниковых газов в атмосферу; отмечается сокращение пахотных земель и истощение почв, рост свалок бытового мусора, дефицит продовольствия в развивающихся странах. Опираясь на обществоведческие знания, назовите виды глобальных проблем, о которых идёт речь.

Конец формы

 

Начало формы
3) Укажите два критерия (основания), позволяющие, по мнению автора, отнести проблему к глобальным.

Конец формы

 

Начало формы
4) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.  

Конец формы

 

Начало формы
5) Используя текст и обществоведческие знания, предположите, почему минерально-сырьевой кризис, демографический взрыв, материальный и культурный разрыв между развитыми и развивающимися странами не кажутся некоторым людям глобальными проблемами. Выскажите по одному предположению о каждой из проблем.

Конец формы

 

Начало формы
6) Какие две группы глобальных проблем назвал автор?

Конец формы

 

             


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: