РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
производственной практики для специалистов и бакалавров
по направлению 150900 – Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств и специальности 151001 – Технология машиностроения.
Производственная практика
- 4 недели (направление 150900)
– 3 недели (специальность 151001)
Машиностроительный факультет
Кафедра «Технология и автоматизация машиностроения»
Курс 3, семестр 6(специальность 151001)
Курс 2 и 3, семестр 4 и 6 (направление 150900)
Зачёт с оценкой, семестр 6
Тверь 2010
Рабочая программа производственной практики составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом в части требований к обязательному минимуму содержания профессионально-практической подготовки по направлению 150900 – Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств и специальности 151001 – Технология машиностроения, стандартами предприятия СтП-ТГТУ-КПС 02-02, СтП-ТГТУ-КПС 03-03 и учебными планами.
Составители рабочей программы: Г.Б.Бурдо, Г.И.Рогозин, Д.А.Зоренко
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Технология и автоматизация машиностроения» «28» июня 2010 г., протокол № 8.
Заведующий кафедрой ТАМ Мешков В. В.
СОГЛАСОВАНО:
Начальник УМУ Коротков М. А.
Директор ЦСП Шибанов Е. И.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи практики ……………………………………………… 4
2. Производственная практика в Основной образовательной
программе …………………………….………………………………… 5
3.Требования к уровню владения студентами
профессионально-практическими навыками и знаниями …………… 6
4. Содержание практики ……………………………………………..…. 7
4.1. Общие вопросы ……………………………….……………………. 7
4.2. Специальные вопросы …………………………………………….. 8
4.3. Выполнение индивидуального (производственного) задания…. 9
4.4. Сбор и изучение материалов для самоподготовки по учебным дисциплинам 4-го курса…………………………………………………….... 9
4.5. Проведение производственных экскурсий ..……………………13
4.6. Примерные темы затрагиваемых производственных проблем.. 13
5. Форма и вид отчётности студентов о практике и порядок защиты отчётов ……………………………………………………………..….. 14
6. Основные базы практики ………………………………………….... 16
7. Методические рекомендации руководителям
производственной практики. ………………………………………… 18
8. Методические указания студентам …..…………………………… 19
9. Информационно – методическое обеспечение практики ………... 20
10. Порядок действия руководителей практики и студентов
при особых обстоятельствах ……………………………………..… 24
1. Цель и задачи практики
Производственная практика предусматривает следующие цели.
1. Закрепление, систематизация и углубление теоретических и профессионально-практических знаний, полученных студентами за три года обучения в университете.
2. Приобретение знаний о работе машиностроительного предприятия и профессиональной деятельности, получение практических навыков самостоятельного выполнения реальных инженерных производственных заданий.
Для достижения этих целей перед студентами ставятся следующие задачи.
1. Ознакомление с организационной структурой предприятия.
2. Ознакомление с продукцией предприятия и его экономическими показателями, с видами основной конструкторской и технологической документации.
3. Изучение обрабатывающего оборудования, инструментов, методов механической обработки и контроля различных деталей.
4. Ознакомление с инструментальным хозяйством.
5. Изучение технологических процессов получения заготовок.
6. Изучение правил и норм безопасности жизнедеятельности, охраны окружающей среды.
7. Ознакомление с процессами сборки изделий, с транспортно-складским оборудованием, со средствами механизации и автоматизации.
8. Ознакомление с системой управлением качеством.
9. Сбор и изучение материалов для самостоятельной подготовки по дисциплинам, изучаемым в 7-ом и 8-ом семестрах.
2. Производственная практика в Основной образовательной программе
При прохождении производственной практики студенты
· обновляют, закрепляют и углубляют знания по дисциплинам специальности, уделяя основное внимание таким как: «Начертательная геометрия. Инженерная графика», «Материаловедение», «Экология», «Технологические процессы в машиностроении», «Теоретическая механика», «Сопротивление материалов», «Теория механизмов и машин», «Детали машин и основы конструирования», «Гидравлика», «Электротехника и электроника», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Нормирование точности», «Теория автоматического управления», «Резание материалов», «Режущий инструмент», «Металлорежущие станки»;
· получают предварительные знания и подготовку для изучения дисциплин четвёртого года обучения: «Основы технологии машиностроения» (ОТМС), «Конструирование заготовок», «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД), «Гидропривод станочного оборудования» (ГП), «Проектирование станочного оборудования» (ПСО), «Аппаратные и программные средства систем управления», «Управление системами и процессами», «Инструментальное обеспечение» (в), «Экономика машиностроительного производства», «Технологическая оснастка» (ТО), «Автоматизация производственных процессов в машиностроении» (АППМ), «Технология машиностроения»;
· собирают и изучают материалы для самоподготовки по указанным дисциплинам и выполнения курсовых проектов по ПСО и АППМ, курсовых работ по ОТМС, БЖД и ТО.
3. Требования к уровню владения студентами профессионально-практическими навыками и знаниями
За период обучения и после практики студент должен:
· иметь представление
- об организационной структуре предприятия и его инженерных и технических служб;
- об информационной сети предприятия (подразделения);
- о связях между подразделениями и должностными лицами;
- о системе управления качеством продукции;
- об инструментальном хозяйстве предприятия (цеха);
- о технологической документации на процессы механической обработки деталей;
- о заготовительном производстве;
- об энергетическом хозяйстве;
- о подъёмно-транспортном и складском оборудовании;
- о связях с партнёрами;
- о ценообразовании;
· знать
- методы механической обработки деталей;
- номенклатуру станочного парка предприятия (цеха, участка);
- назначение, компоновки, конструкции, характеристики используемого на предприятии основного металлообрабатывающего оборудования;
- режущие инструменты, их назначение, правила эксплуатации и способы восстановления работоспособности инструментов;
- смазочно-охлаждающие средства, их свойства и область применения;
- методы и средства контроля качества продукции;
- конструкционные и инструментальные материалы, их свойства и область использования;
- правила выполнения чертежей, эскизов, схем в соответствии с ЕСКД;
- общие правила обеспечения безопасности при работе на станках и защиты окружающей среды от вредных производственных факторов;
· уметь
- выбирать инструментальные материалы, геометрические параметры, конструкции режущих инструментов и условия обработки;
- назначать требуемое для обработки оборудование;
- оценивать работоспособность оборудования и инструмента;
- пользоваться нормативной документацией, справочниками, техникой и программным обеспечением для графических работ;
- определять режимы обработки, корректировать и оптимизировать их;
· владеть
- методикой назначения режимов резания;
- измерительными инструментами и приборами, применяемыми в машиностроении;
- сведениями об основных производителях станков и инструментов.
4. Содержание практики
Для выполнения поставленных задач студентам необходимо выполнить работу, краткое содержание которой указывается руководителем практики от университета в бланке «Направление на практику. Задание на практику». В ходе практики студент ведёт «Дневник практики» и составляет «Отчёт о практике». Ниже указаны вопросы для ознакомления и изучения, решение которых позволит достичь целей практики.
К практике допускаются студенты, обязательно получившие инструктаж и расписавшиеся в этом в журнале (ведомости).
4.1. Общие вопросы.
Студенты знакомятся:
- с историей предприятия, номенклатурой выпускаемой продукции;
- с экономическими показателями предприятия и его партнёрами;
- с актуальными задачами и с перспективным планом развития предприятия;
- с организационной структурой предприятия, связями между отдельными службами и должностными лицами;
- с системой менеджмента качества предприятия;
- с энергетическим хозяйством предприятия: обеспечением теплом, электроэнергией, водой, паром, газом, сжатым воздухом, топливом;
- со снабжением предприятия материалами, с условиями их хранения;
- с подъёмно-транспортным и складским оборудованием, с транспортными потоками.
4.2. Специальные вопросы.
· Студенты изучают:
- парк оборудования, компоновки и устройство станков, их приводы, в том числе гидравлические и пневматические системы;
- режущие инструменты, их конструкции, геометрию, применение;
- методы и условия обработки резанием различных деталей;
- конструкции специальных режущих инструментов и инструментальной оснастки.
· Студенты знакомятся:
- со средствами механизации и автоматизации, системами управления оборудованием, в том числе со средствами гидро- и пневмоавтоматики;
- со службой эксплуатации и ремонта оборудования;
- с методами организации производства;
- с инструментальным обеспечением и инструментальным хозяйством предприятия (цеха, участка);
- с информационной сетью предприятия (подразделения), типами и потоками информации и документации;
- с условиями труда, с мероприятиями и техническими средствами, обеспечивающими безопасность и здоровые условия труда, с охраной окружающей среды и действиями в условиях чрезвычайных ситуаций и при ликвидации их последствий.
4.3. Выполнение индивидуального (производственного) задания.
Для приобретения профессионально-практических навыков студенты по заданию руководителя практики от предприятия выполняют реальное задание, в состав которого могут входить:
- изучение, корректировка технологических процессов механической обработки деталей, в том числе, с использованием систем автоматизированного проектирования - САПР и автоматизированных рабочих мест технолога - АРМТ;
- анализ режимов резания;
- хронометраж, фотография рабочего дня, анализ потерь времени;
- проектирование режущих, вспомогательных и измерительных инструментов, несложных узлов;
- анализ брака, разработка мероприятий по повышению качества продукции;
- инженерные исследования, эксперименты, обработка их результатов;
- корректировка, переработка устаревшей технической документации, перевод её на цифровые носители («в электронную форму»).
4.4. Сбор и изучение материалов для самоподготовки по учебным дисциплинам 4-го курса.
· Изучение процессов механической обработки деталей.
1. Получив от руководителя практики чертёж детали, изготавливаемой в цехе, студент должен внимательно его изучить, понять технические требования, ознакомиться со сборочной единицей (узлом), куда входит эта деталь, уяснить её служебное назначение. А также проанализировать технические требования, оценить их правильность, в случае необходимости дополнить, определить соответствие чертежа требованиям ЕСКД.
2. На основе справочных данных и рекомендаций инженерных служб предприятия выявить возможные варианты заготовок и наиболее целесообразный способ их получения при известном годовом выпуске. Изучить чертёж и требования, предъявляемые к заготовке. Выяснить производителя и способ получения заготовок, если они не производятся на предприятии.
Ознакомиться с процессами получения заготовок. Оценить качество заготовок. Выявить причины брака и способы их устранения.
3. Изучить по технологической документации и увидеть в цехе действующий технологический процесс изготовления заданной детали, установить имеющиеся отклонения от техпроцесса и их причины.
4. Учитывая требуемые качество детали, производительность и годовой выпуск, проанализировать отдельные этапы (переходы, операции) существующего технологического процесса и оценить правильность назначения и применения:
- методов и порядка обработки поверхностей,
- режущих, вспомогательных и измерительных инструментов;
- обрабатывающего оборудования;
- режимов резания и смазочно-охлаждающих средств;
- станочных и контрольных приспособлений.
5. Обратить внимание на способы закрепления и базирования заготовок, на методы обеспечения точности, на установку и настройку режущих инструментов.
6. Определить затраты времени, требуемые для осуществления различных действий, связанных с обработкой.
7. Выяснить виды и причины брака по операциям, отказы оборудования, инструментов, приспособлений, причины простоев, в том числе, организационные.
8. Уяснить принципы и методы организации работы в цехе, на участке, у станка. Проанализировать обустройство рабочих мест и условия труда, обратить особое внимание на опасные и вредные производственные факторы, источники, виды и масштабы загрязнений окружающей среды.
9. Ознакомиться со средствами механизации и автоматизации, принципами и системами управления оборудованием.
10. Предложить изменения в процессе обработки заданной детали для увеличения производительности и снижения затрат на обработку, для улучшения условий труда, энергосбережения, например: усовершенствованный режущий инструмент, станок, условия обработки, рациональную организацию рабочего места, средства индивидуальной защиты, мероприятия по защите окружающей среды.
Обсудить и согласовать эти предложения с руководителями практики.
· Материалы для самоподготовки.
Материалами для самоподготовки по дисциплинам, указанным в п. 2 настоящей программы, могут быть копии заводских рабочих документов: чертежи деталей, заготовок, узлов, инструментов, маршрутные и технологические карты, схемы, планы, таблицы, отчёты, пояснительные записки, паспорта на оборудование, справочная и специальная техническая литература, стандарты, нормативы, руководящие материалы, нормали, инструкции, правила, и проч.
Документы предприятия и их копии могут быть получены и использованы только с разрешения их владельцев и, если требуется, должны быть им возвращены.
Необходимость получения доступа к документам определяется руководителями практики.
Для работы над курсовым проектом по ПСО необходимы копии технической документации станка-прототипа: выборки из паспорта или руководства по эксплуатации станка. Например: назначение, техническая характеристика, общий вид, кинематическая схема, картина скоростей, описание привода и системы управления, узловые чертежи привода (шпиндельная группа, «развёртка» и «свёртка», исполнительные механизмы). Могут быть полезными спецификации передач, подшипников, стандартных, нормализованных, покупных изделий, общих видов.
Для курсовых работ по ОТМС и ТО необходимы следующие документы (копии):
- чертежи (эскизы) деталей и заготовок;
- технологические карты процессов механической обработки детали;
- чертежи станочных, контрольных и измерительных приспособлений;
- чертежи (эскизы) режущих инструментов, инструментальной оснастки, устройств и приборов настройки инструментов на размер, средств диагностики.
Для курсового проекта по АППМ необходима документация на средства механизации и автоматизации: копии чертежей общих видов, узлов, схемы. Например: загрузочные и ориентирующие устройства, питатели, накопители, штабелёры, бункеры, тактовые столы, автооператоры, роботизированные системы.
Для курсовой работы по БЖД следует собрать сведения по производственному травматизму и опасным факторам, мероприятиям по их исключению, документацию (описание, схемы, эскизы) на устройства и средства обеспечения здоровых и безопасных условий труда на рабочих местах станочников (сборщиков), для защиты окружающей среды и снижения вредных факторов до приемлемых значений. Полезен перечень нормативных документов, используемых на предприятии (системы стандартов безопасности труда и охраны природы, ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, РД).
Для самостоятельной подготовки по ГП нужно ознакомиться с назначением, характеристикой, циклом работы станка, имеющего гидропривод (пневмопривод), следует знать общее устройство станка.
Необходимы копии принципиальнной гидравлической (пневматической) схемы станка, её описание, спецификация, полезны общие виды (эскизы) насосной установки и монтажная схема элементов гидро-(пневмо-)системы.
Следует ознакомиться с системой обеспечения предприятия (цеха, участка) сжатым воздухом и с оборудованием, его использующим.
4.5. Проведение производственных экскурсий.
Для изучения студентами производства и расширения их профессионального опыта во время практики для студентов организуются консультации и производственные экскурсии, посещение музея предприятия. Полезно участие студентов в производственных совещаниях, обмене опытом, в повышении квалификации персонала предприятия.
Такие мероприятия развивают инженерный кругозор студентов, помогают усвоить организацию и производственную структуру объектов изучения, в том числе, управленческую и социальную. Студент осваивает нормы поведения в профессиональном коллективе, приобретает навыки делового общения.
Экскурсии проводятся как на предприятия, где студенты проходят практику, так и на родственных предприятиях.
Тематика обсуждаемых в период практики вопросов развивает, расширяет и закрепляет изученный в университете материал специальных дисциплин. Обсуждаемые проблемы дополняют вузовские курсы конкретными материалами по производственному процессу предприятия.
Для проведения консультаций привлекаются ведущие специалисты предприятия.
4.6. Примерные темы затрагиваемых производственных проблем.
- Пути повышения качества продукции и роста производительности.
- Организационная структура предприятия, роль, значение и взаимосвязь его отделов и подразделений.
- Структура, функции и основные задачи технических служб.
- Новое оборудование и инструменты.
- Нетрадиционные технологии.
- Изобретательская и рационализаторская деятельность на предприятии.
- Работы по стандартизации и управлению качеством продукции.
- Информационные технологии на предприятии.
Мероприятия по улучшению условий труда и снижению травматизма.
Приведённые примеры не исчерпывают всех реальных производственных проблем. И этот перечень может быть расширен.
5. Форма и вид отчётности студентов о производственной практике и порядок защиты отчётов
В ходе практики и в заключительный период каждый студент проходит аттестацию и после окончания практики защищает отчёт.
Аттестация проводится руководителями производственной практики. Во время аттестации контролируется выполнение поставленных задач, оценивается работа студента, качество отчёта, рассматриваются причины, тормозящие работу, и принимаются, если это необходимо, решения о коррекции задания.
Составление отчёта должно быть закончено к моменту окончания практики.
Руководители практики проверяют отчёт студента, заполняют и подписывают титульный лист и бланк итоговой аттестации, который должен быть вложен в отчёт.
Подпись руководителя практики от предприятия должна быть заверена печатью предприятия (кадровой службой).
По окончании практики комиссия, назначенная кафедрой, ведущей практику, принимает зачёт по практике с выставлением оценки.
Даты, время, очерёдность защиты отчётов по практике определяются комиссией. Отчёт должен быть защищён до начала следующего за практикой семестра.
Отчёт должен содержать материалы производственной практики в соответствии с заданием, определённым руководителями производственной практики.
Отчёт – документ длительного пользования, представляющий практиканта и университет в производственной сфере. Отчёт должен быть составлен грамотно и аккуратно оформлен. Всё содержание и оформление отчёта должны соответствовать стандартам систем нормативно-технической документации (ЕСКД, ЕСТД, ЕСПД, ЕСДП и др.) и требованиям кафедры ТАМ.
Отчёт иллюстрируется необходимыми рисунками, схемами, эскизами, фотографиями, таблицами данных. Он должен иметь приложения: дневник практики, материалы, собранные для самоподготовки.
При групповом выполнении задания в отчёте по практике обязательно должны быть указаны подразделы (главы), выполненные каждым студентом.
Титульный лист отчёта подписывается автором (-ами) и руководителем практики от предприятия.
Содержание отчёта студента по практике.
Общий объём отчёта 30 - 35 страниц.
- Титульный лист/обложка.
- Оглавление – 1 стр.
- Введение (краткая историческая справка о предприятии, цели и задачи практики – до трёх страниц).
1. Общая характеристика предприятия, роль и место в экономике (5-10%):
1.1. Структура (основные, вспомогательные цеха и службы);
1.2. Продукция (наименование, объём выпуска, показатели);
1.3. Кадры (существующие соотношения, потребность);
1.4. Партнёры.
1.5. Экологическое воздействие.
2. Сведения о структуре инженерно-технических служб, связях между отдельными подразделениями и должностными лицами; выполняемые работниками функции (3 – 5%);
3. Сведения о рабочем месте (должности) практиканта, должностные обязанности, условия труда (3 – 5%);
4. Выполняемые студентом действия и работы, решаемые им задачи, объекты изучения, разрабатываемые темы, проекты. Актуальность и необходимость решаемых вопросов, в том числе, охраны труда и экологии, предшествующая и существующая ситуация. План и ход работ. Изменение ситуации. Ожидания и полученные результаты. Перспективы. (70 – 80%)
5. Перечень и краткое содержание проводимых обсуждений, совещаний, и экскурсий.
6. Заключение: обобщение результатов, выводы. Мнение практиканта (отзыв) о практике с указанием того, что дала практика лично студенту, что было полезным, какие трудности, каких знаний не доставало (2 -3 стр.).
- Библиография.
- Резюме-аннотация, ключевые слова на последней странице обложки.
- Приложения.
В приложениях к отчёту помещаются дневник практики и материалы для самостоятельной подготовки по дисциплинам 4-го курса, для работы над курсовыми проектами и работами (см. п. 4.4). В приложении также приводятся необходимые документы, фото, схемы, и прочие материалы, способствующие лучшему раскрытию и углублённому пониманию результатов практики и деятельности студента.
Все приложения указываются в содержании.
Приложения после защиты отчёта остаются у студента для использования при обучении в 7-ом и 8-ом семестрах.
При необходимости приложения возвращаются на кафедру.
6. Основные базы практики
Основными базами производственной практики являются ведущие машиностроительные предприятия Тверской области и города Твери. К ним относятся:
г. Тверь: 1. ОАО «Тверской вагоностроительный завод»,
2. ЗАО «Вагонокомплект»,
3. ОАО «Тверской завод сварных конструкций «Центросвар»,
4. ОАО «Тверской завод технологической оснастки»,
5. ОАО «Тверской экскаватор»,
6. ТОО «Тверской экспериментально – механический завод»,
7. ООО «Завод Тверьстроймаш»,
8. ООО «Сварметмаш»,
9. ГП «ЦКБ транспортного машиностроения»,
10. ФГУП «НИПКТИ»;
г. Бежецк:1. ОАО «Бежецкий завод «Автоспецоборудование»,
2. АО «Бежецкий опытно – экспериментальный завод»,
3. ТОО «Бежецксельмаш»;
г. Бологое: АООТ «Бологовский арматурный завод»;
г. В Волочек: ОАО «Волмаш»;
п. Завидово: АОЗТ «Завидовский экспериментально – механический завод»;
г. Зубцов: ОАО «Ремонтно – механический завод»;
г. Калязин: АООТ «Калязинский механический завод»;
г. Кашин: АООТ «Кашинский завод электроаппаратуры»;
г. Кимры: 1. ОАО «Савёловский машиностроительный завод»,
2. АООТ «Кимрский станкостроительный завод»;
г. Лихославль: 1. ООО «Лихославльский завод светотехнических изделий «Светотехника»,
2. ОАО «Лихославльский радиаторный завод»;
г. Нелидово:
1. ОАО «Нелидовский завод гидравлических прессов»,
2. ОАО «Нелидовский завод станочных нормалей»,
3. АО «Нелидовский машиностроительный завод»;
г. Ржев:
1. ОАО «Высота» - Научно–исследовательский и проектно– конструкторский институт башенного краностроения,
2. ОАО «Ржевский краностроительный завод»,
3. ОАО «ЭЛТРА»
4. ОАО «Электромеханика»
5. ГП «Ржевский экспериментально – механический завод»;
г. Торжок:
1. ОАО «Торжокский вагоностроительный завод»,
2. АООТ «Завод Марс»,
3. ОАО «Пожтехника».
Приведённый список не является полным.
Кроме указанных выше предприятий студенты могут проходить практику и на других предприятиях и в других регионах РФ, а при учёбе по индивидуальному плану за рубежом и в изменённые сроки.
При определении места практики студент должен ориентироваться на место своей будущей работы по специальности.
Студент – будущий практикант, в соответствии с СтП-ТГТУ-КПС 02-02 сам определяет предприятие (организацию) - место своей практики, своевременно согласовав свои намерения с заведующим кафедрой ТАМ или его заместителем, и заключает с предприятием (организацией) трёхсторонний «Договор о практике».
Практика проводится на инженерно-технических должностях (или дублёрами) в отделе главного технолога, в цеховых технологических бюро, в конструкторских и исследовательских подразделениях, отделах (бюро) механизации и автоматизации, программирования, на участках станков с ЧПУ, в инструментальной, ремонтной службах, в механических, сборочных и ремонтных цехах.
7. Методические рекомендации руководителям производственной практики
Одной из задач преподавателей, ведущих производственную практику, является содействие будущему трудоустройству студентов. Поэтому часть усилий преподавателей должна быть направлена на формирование у студентов сознательного подхода к своей деятельности на практике, на проявление инициативы и интереса к своей будущей работе.
Руководители производственной практики со стороны университета проводят инструктаж перед практикой, распределяют студентов по рабочим местам, составляют индивидуальное задание студенту, проводят консультации, контролируют деятельность студента и поддерживают контакты с работниками, ответственными за практику со стороны предприятия, аттестуют студента.
Руководители практики от университета ориентируют студента на творческое отношение к заданию, на внесение студентами реального вклада в производство, на повышение авторитета университета, на развитие плодотворных творческих связей вуза с производством.
8. Методические указания студентам
Студенты должны знать настоящую программу, правила оформления на практику, стандарт предприятия СТП – ТГТУ – КПС 02 – 02.
Перед началом практики студенты должны пройти инструктаж на кафедре ТАМ, а на заводе инструктаж по технике безопасности, изучить правила внутреннего распорядка, получить индивидуальное задание и ознакомиться с ним и с планом прохождения практики
Во время прохождения практики студенты работают по режиму, установленному для цехов (отделов) завода и подчиняются правилам внутреннего распорядка завода.
По поручению руководителя практики от предприятия каждый студент выполняет реальное производственное задание.
В соответствии с планом прохождения практики и внутренним распорядком студенты посещают подразделения, цеха, службы предприятия, экскурсии.
Следует регулярно вести дневник практики.
При нахождении на территории предприятия и в его производственных помещениях, при изучении технологических процессов механической обработки деталей и сборки студенты должны соблюдать дисциплину, нормы поведения и требования правил противопожарной безопасности и БЖД.
Деятельность студента на практике не должна мешать работникам предприятия. Беседы и дискуссии должны быть подготовленными, поведение - корректным, студент - заинтересованным и мотивированным.
Возникшие вопросы нужно обсуждать с рабочими, мастерами, технологами, а также с руководителями практики.
О выполняемой работе на практике студенты обязаны постоянно информировать руководителей практики и при необходимости получать нужную консультацию. Необходимо своевременно извещать руководителей о намечающихся и о возникших отклонениях. Все отклонения должны быть отражены в отчёте (дневнике).
Информационные, руководящие, методические материалы и техническую документацию, имеющуюся на предприятии, студенты могут использовать только при согласии их владельцев. В случае конфиденциальности таких материалов студенты обязаны строго соблюдать соответствующие нормы и правила. Все материалы должны быть возвращены их владельцам.
В распоряжение студента-практиканта поступает только та документация, которая предоставляется ему руководителем практики от предприятия для изучения вопросов, связанных с заданием.
В библиотеке предприятия, в его архиве, в музее студент в соответствии с внутренним распорядком, может получить дополнительные сведения.
9. Информационно – методическое обеспечение практики
Руководители практики располагают настоящей программой и стандартом СтП-ТГТУ-КПС 02-02 ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА. Общие требования.
В библиотеке университета и на кафедре ТАМ, осуществляющей руководство производственной практикой, имеются методические материалы, каталоги и информационные материалы ведущих отечественных и зарубежных производителей металлообрабатывающего оборудования, инструментов, средств механизации и автоматизации. Кафедра ТАМ располагает также информационными материалами о машиностроительных предприятиях Твери и Тверской области.
Более подробная доступная информация о предприятиях, организациях, фирмах РФ может быть получена через Интернет.
Список источников учебной информации:
а) обязательная учебная и учебно-методическая литература:
1. Гапонкин В. А., Лукашёв Л. К., Суворова Т. Г. Обработка резанием, металлорежущий инструмент и станки. М.: Машиностроение, 1990, - 448 с.
2. Обработка резанием: Учебное пособие / В. М. Балашов, С. П. Рыков, А. Р. Схиртладзе. Тверь: ТГТУ, 2001. – 232 с.
3. Режущие инструменты: Учебное пособие / В. А. Гречишников, А. И. Матвеев, С. П. Рыков, А. Р. Схиртладзе, В. Л. Хренов. Тверь: ТГТУ, 2002. - 244 с.
4.Станочное оборудование автоматизированного производства. Т. 1, Т. 2. Под ред. В. В. Бушуева. – М.: Изд-во «СТАНКИН», 1994. Т. 1 - с., Т. 2 –656 с.
5. Шурков В. Н. Основы автоматизации производства и промышленные роботы. М.: Машиностроение, 1989. –240с.
б) справочная литература:
1. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х томах, 8-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001. – 2648 с.
2. Гузеев В. И., Батуев В. А., Сурков И. В. Режимы резания для токарных и сверлильно-фрезерно-расточных станков с ЧПУ: Справочник. – М.: Машиностроение, 2005.
3. Козырев Ю. Г. Промышленные роботы: Справочник. 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2001.
4. Кузнецов Ю. Н., Маслов А. Р., Байков А. Н. Оснастка для станков с ЧПУ:
Спр-к. – М.: Машиностроение, 1990. – 512 с.
5. Маслов А. Р. Приспособления для металлообрабатывающего инструмента.
Спр-к. Библиотека инструментальщика. М.: Машиностроение, 1996. – 240 с. (Изд. 2002 – 256 с.).
6. Обработка металлов резанием: Справочник технолога / А. А. Панов, В. В.
Аникин, Н. Г. Бойм и др.; Под общ. ред. А. А. Панова. – М.: Машиностроение, 1988. - 736 с. (Изд. 2004 – 784 с.).
7. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Под ред. А. М. Дальского и др. 5-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 2000. – 1856 с.
8. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова. 4-ое изд., перераб. и доп - М.: Машиностроение, 1986.
9. Станочные приспособления: Спр-к в 2-х т. Под ред. Б. Н. Вардашкина и В. В. Данилевского. – М.: Машиностроение, 1984. – Т. 1 – 599 с., Т. 2 – 656 с.
в) дополнительная литература:
1. Гибкие производственные комплексы / Под ред. П. Н. Белянина и В. А.
Лещенко. – М.: Машиностроение, 1984. – 384 с.
2.Гибкие производственные системы, промышленные роботы, робототехнические комплексы. В 14 кн. Кн. 1. Б. И. Черпаков, И. В. Брук. Гибкие механообрабатывающие производственные системы / Под ред. Б. И. Черпакова. – М.: Высшая школа, 1989. – Кн. 1 – 127 с.
3. Марголит Р. Б. Эксплуатация и наладка станков с программным управлением и промышленых роботов. – М.: Машиностроение, 1991. –271 с.
4. Черпаков Б. И. Эксплуатация автоматических линий. М.: Машиностроение, 1990. – 304 с.
г) перечень основных профессиональных периодических изданий (журналы):
1. Автоматизация и современные технологии;
2. Вестник компьютерных и информационных технологий;
3. Вестник машиностроения;
4. Индустрия;
5. Инженерные системы;
6. ИТО (Инструмент, технология, оборудование);
7. ИТР (Инновации, технологии, решения);
8. Машиностроитель;
9. Промышленное оборудование;
10. РИТМ;
11. Сборка в машиностроении, приборостроении;
12. Справочник. Инженерный журнал;
13. Станочный парк;
14. СТИН (Станки и инструмент);
15. СТРУЖКА;
16. ТЕХНОМИР.
д) программно-информационное обеспечение
1. CSoft. МАШИНОСТРОЕНИЕ. Каталог: лето – осень 2006: Автоматизированное проектирование. Инженерный анализ. Управление станками с ЧПУ. Комплексные CAD/CAM/CAE-системы. Электронный архив. Обработка сканированных иэображений. www.csoft.ru
2. ГеММА – 3D. Версия 8.0. Система геометрического моделирования и программирования обработки для станков с ЧПУ. www.gemma.ru
3. Российский комплекс программных продуктов T-FLEX CAD/CAM/CAE/PDM: Автоматизация черчения. Параметрическое проектирование. Трёхмерное твёрдотельное моделирование. Документооборот. Технология. ЧПУ. Штампы. Пресс-формы. Расчёты. – АО «Топ Системы», 2002. www.topsystems/ru
4. FESTO – Каталог средств автоматизации, (PDF-версия) 2005/06. Http://www.festo.ru
5. Основной каталог 2006, 2007 и Руководство по металлообработке (в файлах PDF). SANDVIK Coromant. www.coromant.sandvik.com/ru
6. Многоцелевая обработка. SANDVIK Coromant. www.coromant.sandvik.com/ru
10. Порядок действия руководителей практики и студентов при особых обстоятельствах
При несчастных случаях со студентами на практике пострадавший студент или его представитель и руководители практики обязаны незамедлительно информировать администрацию ТГТУ и предприятия о случившемся и принять участие в расследовании происшествия в соответствии с законодательством РФ (ст. 227 – 231 ТК РФ), приказом ректора от 10.01.2002 № 2-а «О порядке расследования и учёте несчастных случаев в университете» и Памяткой руководителям структурных подразделений о расследовании и учёте несчастных случаев на производстве (университете), утверждённой 17.05.2002.
Изменение сроков или других условий практики, связанных с болезнью студента, или другими принимаемыми обстоятельствами, производится с разрешения руководителя практики по письменному обращению студента. Болезнь не освобождает студента от выполнения программы практики.
В случае производственной необходимости и при согласовании новых условий с руководителем производственной практики возможны перемещения студента-практиканта из одного производственного подразделения в другое.