Уровни научного познания

НАУКА И ПОЗНАНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

 

Познание - деятельность человека, основным содержанием которой является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания о мире.

Гносеология – наука о познании (раздел в философии)

 

Структура познавательной деятельности:

Еще одним структурным элементом познания является: результат, результатом любой познавательной деятельности является знание.

Знание -форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Виды(формы) познания:

Научное познание - научное познание, в отличие от других многообразных форм познания — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений наблюдаемой действительности.

 

Формы ненаучного познания

Обыденно-житейское познание мира Его можно характеризовать как здравый смысл. Опираясь именно на здравый смысл, человек принимает решения относительно текущей действительности и прогнозирует будущие событий.   Формы обыденного знания характеризуются теми способами, которые применяют познающие при исследовании тех или иных явлений окружающего мира. Основные способы: - способ проб и ошибок; - индуктивное обобщение; - обыденные наблюдения; - широкие аналогии; - объединение рационального и иррационального     Здравый смысл - стихийно складывающаяся совокупность взглядов людей на действительность (дз. приведите примеры)   Народная мудрость – совокупность определенных правил поведения в определенных ситуациях (дз. приведите примеры)
  Художественное Познание мира     Базируется не на научных понятиях, а на целостных художественных образах и позволяет ощутить и чувственно выразить — в литературе, музыке, живописи, скульптуре — тонкие оттенки душевных движений, индивидуальность человека, чувства и эмоции, уникальность каждого момента жизни человека и окружающей его природы. Художественный образ как бы дополняет научное понятие. В случае если наука пытается показать объективную сторону мира, то искусство (наряду с религией) — личностно окрашенную его составляющую.     Художественный образ - обобщенное отражение действительности в форме конкретного индивидуального явления.   Например, в таких ярких художественных образах мировой литературы, как Дон Кихот, Дон Жуан, Гамлет, Гобсек, Фауст и т.д., в обобщенном виде переданы типические черты человека, его чувства, страсти, желания.    
  Философское познание мира Рассматривая мир как целостность, представляет собой прежде всего синтез научного и художественного видов познания. Философия мыслит не понятиями и образами, но «понятиями-образами», или концептами.     Концепция - (от лат. conceptio понимание система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения;    
    Религиозное познание мира Представляет собой мышление на базе догматов, признанных неопровержимыми. Реальность рассматривается через призму «символов веры», основным из которых будет требование верить в сверхъестественное. Как правило, религия сосредоточена на духовном самопознании, занимая нишу, в кᴏᴛᴏᴩой бессильны и обыденное познание, и научное. Догма- положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.   Догма в Христианстве - понятие подобное аксиоме в точных науках: когда какое-либо высказывание принимается как не требующее доказательств или оно как бы само собой разумеющееся.
  Мифологическое познание мира       Важную роль, особенно на начальном этапе истории человечества, играло мифологическое познание. Его специфика заключается в том, что оно представляет собой фантастическое отражение реальности, является бессознательно-художественной переработкой природы и общества народной фантазией. В рамках мифологии вырабатывались определенные знания о природе, космосе, о самих людях, их условиях бытия, формах общения и т.д. Мифологическое мышление — это не просто безудержная игра фантазии, а своеобразное моделирование мира, позволяющее фиксировать и передавать опыт поколений.     · Мифы о происхождении мира, животных, людей, происхождения природных сил. · Мифы о грядущей гибели, о смене времен года, об умирающих воскресающих богах героях.  
  Паранаучное познание мира     Паранаука - это собирательное понятие, обозначающее множество различных форм познавательной деятельности и сопутствующих науке идейно-теоретических учений, существующих за её пределами, но связанных с ней определённой общностью проблематики или методологии.Главным критерием отнесения конкретной формы познавательной активности к области паранауки служит несоответствие общепринятым в системе науки критериям построения и обоснования научных теорий. Она же псевдонаука или эзотерика.       Отчасти ассоциирующаяся с эзотерикой) занимает положение между религией и наукой, являясь в историческом контексте естественным этапом познания, опирающегося более на непосредственные ощущения, чем на проверяемые и доказанные факты:   - Астрология - Алхимия - Хиромантия - Нумерология - Телепатия - Соционика  и т.д.

 

Уровни познания:

НАУКА

Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Объект науки Предмет науки Методы науки

Объект науки - реальность, которая может изучаться разными науками.

 

Предмет науки - та сторона этой реальности, которая выделяется и изучается данной конкретной наукой.

Совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки    

Особенности научного познания / характерные черты науки

1. Систематичность - наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

2. Рациональность – получение знаний на основе рациональных процедур и законов логики, формирование теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

3. Объективность - научное знание должно являться выражением объективной истины и быть независимым от познающего его субъекта, его интересов, мыслей и чувств.

4. Проверяемость и возможность многократного воспроизведения результатов.

5. Использование специальных терминов - научное знание выражено в сформированной наукой понятиях. Четкие определения также помогают лучше описывать и классифицировать наблюдаемые явления.

Есть еще множество других признаков научного познания: внеморальность, логичность,предметность и т.д.

Функции науки:

Уровни научного познания

Эмпирический уровень познания — это непосредственное опытное, в основном индуктивное, изучение объекта. Он включает в себя получение необходимых исходных фактов — данных об отдельных сторонах и связях объекта, осмысление и описание на языке науки полученных данных, их первичною систематизацию. Познание на этом этапе остается еще на уровне явления, но предпосылки для проникновения сущность объекта уже созданы.

Теоретический уровень характеризуется глубоким проникновением в сущность изучаемого объекта, не только выявлением, но и объяснением закономерностей его развития и функционирования, построением теоретической модели объекта и ее углубленным анализом.

Методы научного познания:

Методы эмпирического познания Методы теоретического познания
Наблюдение –целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получения знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта.   Гипотеза –научное предположение, нуждающееся в проверке.
Измерение –сравнение объектов по каким-либо общим свойствам сторонам.   Теория –целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.  
Описание –фиксация сведений об объектах с помощью средств языка.   Моделирование –воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданной для его изучения.  
Эксперимент –наблюдение в специально создаваемых контролируемых условиях. Анализ, синтез, дедукция, индукция, формализация, аналогия, идеализация.

Формализация -  метод теоретического познания, заключающийся в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов, от содержания описывающих их теоретических положений и оперировать вместо этого некоторым множеством символов (знаков). Например, широко используемые в науке математические описания различных объектов, явлений.

Аналогия -

Синтез -это метод ис­сле­до­ва­ния, со­сто­я­щий в со­еди­не­нии от­дель­ных эле­мен­тов (ча­стей, сто­рон, свойств) в еди­ное целое.

Анализ -метод ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рый со­сто­ит в раз­де­ле­нии це­ло­го на его со­став­ные эле­мен­ты (части, сто­ро­ны, свой­ства).

Индукция - метод по­зна­ния, ос­но­ван­ный на умо­за­клю­че­ни­ях от част­но­го к об­ще­му.

Дедукция - метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.

 

Истина -это совпадение нашего знания с самой действительностью (объективной реальностью).

Истина - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

 

 

Виды истины:

Субъективная Объективная
  Истина, зависимая от человека (субъекта). Может совпадать с объективной или не совпадать.   Истина сама по себе, независимая от человеческого сознания (от субъекта)  
Относительная Абсолютная
  - Знание, которые будут изменяться, углубляться, заменяться новыми в процессе познания. - Может быть опровергнута - Зависит от времени и уровня развития науки; - Субъективная истина.     - Полное, исчерпывающее знание о предмете; - Не может быть опровергнута; - Является навсегда установленной и не зависит от времени; - Идеал, предел к которому стремится наше знания; - Объективная истина    

 

Критерии истины:

1. Практика

2. Соответствие законам логики;

3. Соответствие ранее открытым законам науки;

4. Соответствие фундаментальным законам

Спорные для ЕГЭ критерии, но верные с точки зрения науки:

- Авторитетность источника знания;

- Договоренность (конвенция) специалистов в данной области;

- Простота, ясность мысли.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: