Конспект занятия НОД
По теме: «Русские народные куклы».
Изготовление народной куклы»
Участники: дети старшего дошкольного возраста.
Длительность: 25 минут
Цель занятия: Формирование у детей интереса к истории и культуре русского народа, через изготовление традиционной народной куклы.
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
- совершенствовать навыки игрового взаимодействия.
«Речевое развитие»
- воспитывать у детей коммуникативную культуру:
- умение вести разговор на заданную тему
- совершенствовать речь как средство общения.
«Познавательное развитие»
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе
-содействовать формированию у детей мотива
познавательной деятельности.
«Физическое развитие»
- воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности
«Художественно-эстетическое развитие»
- образовательная: научить детей изготавливать народную куклу. Обогащать знания детей об истории возникновения и разнообразии народной куклы;
|
|
- развивающая: развивать у детей мелкую моторику рук, усидчивость, внимание, глазомер и умение работать с лоскутами ткани;
- воспитательная: воспитывать интерес к культуре своего народа и бережное отношение к кукле. Воспитывать эстетический вкус.
Предварительная работа
- посещение выставки «Русская изба»,
рассматривание альбомов «Русская народная игрушка», чтение пословиц и поговорок о труде, изучение литературы по теме «Народная кукла», музыкальное сопровождение.
Материалы:
Лоскуты хлопчатобумажной ткани круглой формы
трех размеров, синтепон, кусочек белой ткани прямоугольной формы, белые нитки.
В НОД использованы методы:
Наглядный, словесный, практический, исследовательский, игровой, использование ТСО, ИКТ
приемы: художественное слово, рассматривание, демонстрации, беседа, рассказ воспитателя, показ способа действия.
Ход совместной деятельности:
(Педагог приглашает детей в «избу», рассаживает гостей на лавки).
-Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите ко мне в избу…У русского народа гостям всегда рады…
Вот и мы с вами сейчас сядем рядком да поговорим ладком! Я расскажу вам много интересного, а вы слушайте внимательно.
Русский народ всегда умел хорошо работать, славился трудолюбием и усердием. После трудового дня люди на Руси любили устраивать вечерние посиделки. В это время никто не сидел без дела. Вышивали, лепили, мастерили игрушки все – от мала до велика.
Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы.
|
|
Эта кукла была оберегом женщины, дома, очага.
При переезде эту куклу обязательно брали с собой.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы:
- обрядовые;
-куклы-обереги;
- игровые.
Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству.
Когда девочке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама.
Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.
Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Неразлучники были оберегом семейного счастья. Их делали на свадьбу и хранили всю жизнь. Общая перекладина в виде рук символизировала единство жениха и невесты, кисточка – первенца в семье. С появлением второго и последующих детей кисточки добавлялись. Красный цвет придавал кукле обереговую силу.
Гости дорогие, ну а вы не засиделись ли без дела?
Давайте поиграем!
Вставайте в круг…
(Под песню «Клубок»)
(Проводится игра «Уж я улкомщла…»)
Дети встают в большой круг, держатся за руки.
Цель игры не порвать ниточку).
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
нитка тянется,
Клубок дали-дали-дали,
Нитка доли-доли-доли,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
После того, как клубок свернется по спирали, надо найти дырочку.
Встают обратно в круг со словами.
Отдохнули, а теперь от скуки берем дело в руки!
Ребята, хотите сделать лоскутную куколку сами?
Мы с вами сегодня будем делать куклу Колокольчик.
Эта куколка – веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Колокольчик – оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Посмотрите, у вас есть три круга разных размеров цветной ткани, лоскут ткани прямоугольной формы белой ткани, лоскут треугольной формы и небольшой кусочек синтепона.
За работу! Берем кусочек синтепона и скатываем в небольшой шарик. Берем самый большой круг. В центр кладем шарик, это будет голова куклы. Теперь сожмем в кулак, образуя шар, замотаем ниткой. Это - первый слой тряпичной куклы.
Возьмите второй круг меньшего размера и кладем поверх первого. Снова обматываем ниткой. Теперь возьмите третий, самый маленький круг и положите его на поверхность всех тканей, обматываем вокруг ниткой. Напоследок возьмите белую ткань и положите поверх всех тканей, обматываем вокруг головы куклы. Нужно сделать руки у нашей куклы. Для этого подворачиваем ткань вовнутрь и закрепляем ниткой.
Теперь берем в руки лоскут ткани треугольной формы и повязываем на головку куклы, завязываем.
Ребята, теперь кукла готова! Молодцы! Вы настоящие мастера и рукодельницы!
Ребята, чем занимались наши предки во время посиделок?
|
|
Какую куклу мы с вами делали сегодня?
Почемукукол делали без лица?
Планируемый результат:
- Дети усвоят первоначальные представления о возникновении куклы на Руси;
- Могут самостоятельно изготовить куклу из подручного материала;
- Занятие будет способствовать дальнейшему познавательному интересу к истории народных традиций и обычаев нашего народа.
Дальнейшая работа:
- Приобщать детей к культуре и традициям народа через цикл занятий по ознакомлению с народными промыслами на Руси;
- Знакомить с новыми приемами над созданием лоскутной куклы.
Список литературы:
1. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология [Текст] / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.
2. Зимина, З.И. Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З.И. Зимина. -
3. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.- 240 с.