Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет социальных наук
Департамент государственного и муниципального управления
Кафедра местного самоуправления
РЕФЕРАТ
По курсу «Научно-исследовательский семинар»
на тему «Роль СМИ и интернета в повышении эффективности государственного управления и развитии государства»
Выполнил:
студент1 курса группы № 164
О. А. Савельева
___________________
Преподаватели:
Д.ф.н., проф. Ю.М. Плюснин
О.А. Моляренко
___________________
Сдано «___» февраля 2017 г.
Москва, 2017
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Влияние СМИ на государство в условиях разных политических режимов 4
Глава 2. СМИ и интернет для обеспечения стабильности государственного развития 6
Заключение. 8
Список литературы.. 9
Введение
В своем реферате я раскрываю проблемуотрицательного и положительного влияния СМИ и интернета на развитие государства.
Данная проблема является актуальной в условиях развивающегося постиндустриального общества, где информация играет огромную роль для деятельности человека. В наш век СМИ являются главным ресурсом, откуда люди черпают информацию. Таким образом, актуальность данного вопроса подтверждается значимостью СМИ в XXIвеке.
Объектом исследования является СМИ и интернет.
Предметом данной работы является влияние СМИ и интернета на государственной деятельности.
Цель работы -установить, каким образом влияет работа СМИ на государство.
Задачи:
1. Определить, как различается влияние СМИ на государственную деятельность при разной развитости стран и разных политических режимах.
2. Установить, помогают ли СМИ установлению политической стабильности в стране.
Гипотеза: СМИ повышает эффективность государственного управления и играет роль в развитии государства.
Глава 1. Влияние СМИ на государствов условиях разных политических режимов
Эффективность деятельности государственного аппарата связана с экономическим и социальным ростом стран, ведь это показывает, что общественные деятели выполняют свои обязанности хорошо, то есть на благо обществу. А влияет ли как-нибудь работа СМИ на эффективность работы государственного аппарата? И как различается деятельность СМИ при различных политических режимах? Эти важные для государственного управления вопросы рассматриваются авторами в статье «Doesmediafreedomimprovegovernmenteffectiveness? Acomparativecross-countryanalysis[1]».
С помощьюисследования количественных данныхВсемирного банка оценки качества государственного управления было отобрано и изучено 202 страны, с помощью чего были сделаны выводы о связи эффективности управления в них и свободе СМИ. Была выведены специальная формула, которые показывали взаимосвязь СМИ и государственной эффективности. В формуле, показывающей эффективность государственного развития, оно складывалось из следующих переменных:количество свободных СМИ, ВВП на душу населения, политический индекс проницаемости (возможность политических изменений),грамотность населения (для установления уровня образования), плотность населения, количество женщин в аппарате государственного управления. Для проверки гипотезы о разном влиянии СМИ при разном развитии стран была создана вторая формула, в которую дополнительно была включена переменная, показывающая, развивающаяся ли эта страна или нет.
Таким образом, составив такую формулу для каждой из 202 стран, авторы приходят к выводу о том, что высокий уровень свободы и независимости СМИ приводит к снижению восприятия качества государственных услуг, качеству государственной службы и степени ее независимости. Однако в соответствии со второй формулой установлено, что в развитых государствах СМИ влияет положительно на эффективность государственного управления. Это связано с тем, что в развивающихся странах СМИ чаще всего контролируется государством, из-за чего граждане менее информированы о действительной политической действительности – они видят лишь то, что выгодно государству, и их политические решения практически никак не влияют на государственное регулирование. А в развитых странах СМИ чаще всего не зависит от государства, и хорошо информированные избиратели могут эффективно голосовать не за коррумпированных чиновников, а за тех, кого действительно считают важными для государства.
Свободные СМИ могут сделать политическую систему более прозрачной тремя способами: люди знают деятельность правительства, общественность принимает участие в принятии решений, чиновники становятся более ответственными в связи с их открытостью СМИ.
Итак, свобода СМИ является ключевым механизмом для повышения эффективности работы государственных органов. Это происходит за счет того, что благодаря СМИ граждане всегда информированы о действиях государственных деятелей, что помогает им делать правильное решение на выборах. В авторитарных же режимах (обычно это развивающиеся государства) правительство само с помощью СМИ помогает коррумпированным чиновникам стать главными, понижая темпы развития государства.
Глава 2. СМИ и интернет для обеспечения стабильности государственного развития
СМИ и интернет часто обвиняют в разжигании политических конфликтов в стране. Но с другой стороны, СМИ делает народ ближе к государству, политика становится более прозрачной. Так как же действует свободна СМИ на государственную стабильность? Этому посвящена статья «СМИ и интернет как управленческие инструменты обеспечения политической стабильности[2]».
На основе анализа ситуации в Украине установлено, что понятие «свободные СМИ» к Украине не применимо из-за того, что многие телевизионные каналы (а как установлено соцопросом Социального мониторинга и Института социсследований им. Яременко, телевидение является основным источником информации для народа) монополизированы, и они манипулируют общественным мнением. Манипуляция может применяться и во благо демократии, и в недемократических целях. Это подтверждено на примерах работы СМИ в демократических и недемократических странах. Также выявлено, что СМИ могут урегулировать конфликты. Иностранные СМИ контролируются наблюдательными советами, в связи с чем СМИ за рубежом реже может послужить угрозой политической стабильности.
Не стоит забывать об интернете как о канале передачи информации. По данным компании WeAreSocial установлено, что на конец 2014 года интернетом активно пользовались около 42% жителей Земли. Социальные сети стоят на втором месте после телевидения по информированию ополитической ситуации людей. С помощью исследования социальных сетей и информационных сайтов замечено, чтов интернете также обсуждаются политические темы, выстраивается общественное мнение на этот счет. С помощью социальных сетей были организованы даже протестные акции. Дестабилизирующий характер интернета, по мнению авторов, обосновывается отсутствием правового регулирования онлайн-пространства.
Интернет привлекает пользователей тем, что он более свободен, нежели другие СМИ, и оттуда можно узнать больше информации. Также с помощью демократического характера интернета политические акторы становятся равными, и это может помочь радикальным акторам выйти на государственный уровень, что они вряд ли бы сделали без интернета.
Можно сделать вывод о том, что СМИ в информационном обществе является сильным мобилизатором. Они могут и послужить мотивом для разжигания политической нестабильности. Но при правильном контроле и использовании СМИ, они могут стать хорошим инструментом для контроля политической стабильности в государстве. В некотором смысле, СМИ формируют общество. Интернет так же с одной стороны создает угрозы для дестабилизации общества, но с другой стороны он выступает хорошей ареной для высказывания собственного политического мнения и честных ответов политических акторов народу.
Заключение
СМИ и интернет влияют на государственное регулирование и политическую стабильность. Они обладают мобилизирующей силой, в связи с чем могут повлиять на стабилизацию или дестабилизацию политической ситуации в стране. Свободные СМИ действительно способствуют более эффективному государственному управлению, но это наблюдается только в развитых странах.
Выводы, полученные в научных статьях, вполне совместимы с реальностью. В будущем сила СМИ и интернета для государства может только увеличиться в связи с тенденцией распространения и либерализации СМИ, еще большим распространением интернета и мобильных устройств.
В анализируемых статьях были использованы разные методы исследования, статьи не противоречили друг другу, но дополняли. Это позволило изучить проблему с разных сторон и сделать наиболее обширные выводы по данной теме.
Цель работы достигнута, все задачи выполнены. Гипотеза подтверждена в отношении развитых стран и опровергнута в отношении развивающихся.
Список литературы
1. Семченко О. СМИ и интернет как управленческие инструменты обеспечения политической стабильности // Вопросы управления. 2016. № 1 (19). С. 42-52.
2. Garcia-Sanchez I., Cuadrado-Ballesteros B., Frias-Aceituno J. Does media freedom improve government effectiveness? A comparative cross-country analysis // European Journal of Law and Economics. 2016. Vol. 42 (3). P. 515-537.
[1]Garcia-Sanchez I., Cuadrado-Ballesteros B., Frias-Aceituno J. Does media freedom improve government effectiveness? A comparative cross-country analysis // European Journal of Law and Economics,2016. Vol. 42 (3). P. 515-537.
[2]Семченко О. СМИ и интернет как управленческие инструменты обеспечения политической стабильности // Вопросы управления. 2016. № 1 (19). С. 42-52.