Особенности становления специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях педагогического и медицинского профилей

Тема I.1 Этапы становления логопедической помощи лицам с нарушениями речи

Основные периоды становления и развития логопедической помощи в России.

История становления и развития системы логопедической помощи в России непродолжительна и отличается своеобразием. Формирование предпосылок ее возникновения приходится на дореволюционный период, ее становление соотносится с периодом социальных потрясений, а законодательное и организационное оформление системы происходит в советский период.

Н.Н. Малофеев в своем исследовании (диссертация «Становление и развитие государственной системы специального образования в России», 1996 г.) выделяет три периода становления и развития системы логопедической помощи в России.

1-й период: вторая четверть XIX в. — первая четверть XX в. - «период предыстории и формирования предпосылок».

В 1838 г. выходит в свет первая работа отечественного автора X. Лагузена - монография «О заикании». Во второй половине XIX в. из цикла медицинских наук выделяется специальная область знаний - логопатология, появляются труды авторов, исследующих почти все формы патологии речи (А. Кожевников, 1874; В.М. Тарковский, 1867; И.А. Сикорский, 1889; И.К. Хмелевский, 1897; М.Б. Богданов-Березовский, 1909 и др.).

В конце XIX - начале XX вв. в недрах логопатологии зарождается логопедия как наука, интегрирующая знания на стыке трех наук - медицины, психологии и педагогики. В 1896 г. в России впервые организуются курсы для заикающихся воспитанников Сибирского кадетского корпуса по системе коррекции заикания, разработанной И.А. Сикорским. При мединститутах открываются кафедры, занимающиеся исследованием вопросов логопедии. Так, в 1908 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии Психоневрологического института в Петербурге, которой руководил Д.В. Фельдберг. Опыт организации обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии послужил научно-практической базой для создания в будущем системы логопедической помощи в России. Однако предлагаемые отечественными учеными программы реабилитации патологии речи не находили в то время законодательной и финансовой поддержки у государства. Законодательно система логопедической помощи оформляется только после революции.

Весной 1918 г. были организованы обязательные для всех воспитателей и врачей дошкольных учреждений Москвы краткосрочные логопедические курсы. В Москве были созданы два высших учебных заведения: Государственный институт дефективного ребенка Наркомздрава (сентябрь 1920 г.) и Педагогический институт детской дефективности Наркомпроса (октябрь 1921 г.), которые в 1930 г. были преобразованы в дефектологический факультет МГПИ. В 1925 г. была открыта кафедра сурдопедагогики и логопедии на дефектологическом отделении 2-го МГУ в Москве, которую возглавил профессор Ф.Д. Pay. В приказе Наркомпроса РСФСР от 8 июня 1931 г. предписывалось ввести всеобщее начальное обучение для логопатов, организовать специальные курсы, группы и школы для них.

Итогом 1-го периода явились следующие достижения: возникновение и развитие в России предпосылок становления системы логопедической помощи, логопедии как науки; осознание обществом необходимости оказания специальной помощи детям с речевой патологией и готовность государства законодательно и экономически организовать эту помощь.

Й период: начало 30-х - конец 60-х гг.- период становления и развития системы логопедической помощи, основными направлениями которого являлись: организация логопедической работы во вспомогательной школе, специализированная помощь детям с заиканием, с нарушениями слуха и речи; подготовка специалистов-логопедов и др.

Одним из первых направлений в развитии школьной логопедии стала организация логопедической работы во вспомогательной школе. В 1936 г. в Ленинграде логопедической помощью было охвачено 79% нуждающихся умственно отсталых детей.

В 1930 г. по инициативе В.А. Гиляровского при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьева была открыта первая логопедическая группа для заикающихся дошкольников, а затем логопедический полустационар. В 1933 г. в Москве при слухоречевом учебно-лечебном комбинате была открыта первая специализированная поликлиника для больных с недостатками слуха и речи.

Важное значение для становления и развития отечественной логопедии имело открытие по инициативе Л.С. Выготского в Экспериментальном дефектологическом институте в 1933 г. клиники речи, которую возглавила Р.Е. Левина, где разрабатывались теоретические аспекты логопедии и осуществлялась практическая работа по диагностике, лечению и обучению детей с расстройствами речи.

В 1946-47 учебном году на дефектологическом факультете МГПИ им. В.И. Ленина было открыто первое в системе вузов логопедическое отделение. Начинается сотрудничество двух ведомств: просвещения и здравоохранения в рамках комплексного медико-психолого-педагогического подхода к преодолению речевых расстройств.

С 1 января 1949 г. были открыты при средних школах крупных городов 120 логопедических пунктов в составе 1 учителя-логопеда с высшим дефектологическим образованием.

Итог 2-го периода: организационное оформление и развитие системы логопедической помощи в стране. Происходит укрепление научной платформы логопедии, создаются научные центры, специализированные учреждения педагогического и медицинского профиля, определяется статус специалиста-логопеда, решается вопрос о подготовке логопедов.

Й период: конец 60-х - 90-е годы- период дальнейшего развития и совершенствования системы логопедической помощи. Стартовав в условиях плановой экономики, он продолжается во время социально-экономических и политических преобразований, определяющих направление развития системы специального образования в целом и логопедической службы в частности.

С 1972 г. утверждается «Номенклатура дошкольных учреждений для аномальных детей системы Министерства просвещения СССР». С 1975 г. в законодательном порядке открываются логопедические группы при детских садах общего типа и специализированные детские сады, ясли-сады. В 1976 г. принято «Положение об образовании логопедических пунктов при общеобразовательных школах».

В 1977-1978 учебном году было открыто логопедическое отделение на дефектологическом факультете ЛГПИ им. А.И. Герцена. В настоящее время дефектологов (коррекционных педагогов) в стране готовят около 20 высших учебных заведений, где студенты получают дополнительную специальность - логопедия.

В системе логопедической помощи существуют два взаимосвязанных направления. С одной стороны, создание и совершенствование сети специальных учреждений для детей с нарушениями речи, с другой стороны - коррекционная работа с детьми, осуществляемая в массовых общеобразовательных учреждениях.

Итог 3-го периода: широко развитая дифференцированная система логопедической помощи населению, оказываемой в учреждениях народного образования и здравоохранения. Однако следует отметить, что учреждения логопедической службы неравномерно распределены по территории страны — больше в европейской части страны, в крупных городах; слабо охвачено логопедической помощью сельское население. Не оказывается регулярная логопедическая помощь детям, имеющим глубокие нарушения в развитии и сложную структуру дефекта; не включены в систему комплексного и дифференцированного, всестороннего (речь, личность, поведение) коррекционно-педагогического воздействия дети с нерезко выраженными нарушениями в развитии; образовательный стандарт довлеет над развитием личности ребенка и др.

В 90-е годы начался новый, 4-й периодв развитии системы логопедической помощи, период преобразований существующих организационных форм и поиска новых, адекватных потребностям общества на современном этапе его развития.

Современный этап развития нашей страны характеризуется кардинальными политическими преобразованиями, демократизацией общества, переосмыслением государством и обществом прав человека, прав ребенка, инвалида. Разрешены частные благотворительные инициативы, патронаж церкви, расширены права родителей детей с отклонениями в развитии. В современных невероятно трудных экономических условиях обострились и осложнились проблемы семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в особенности в связи с переходом на самостоятельное финансирование многих образовательных учреждений. Нерешенным остается целый комплекс медицинских, психолого-педагогических, социальных, правовых проблем, вопросов технического обеспечения, которые бы позволили интегрировать детей с отклонениями в развитии в общество.

80-90-е годы XX века принесли ряд важных достижений в сфере сохранения жизни, защиты, обеспечения развития детей в целом и детей с отклонениями в развитии в частности: 1) распространение информации и проведение ряда акций в течение Международного десятилетия инвалидов (1983 - 1992), объявленного ООН; 2) проведение политики массовой иммунизации против шести основных детских инфекций; 3) заключение Международного соглашения на Всемирном совещании глав государств и правительств по проблемам детства, ставящего задачу снижения детской смертности и инвалидности от болезней и голода к 2000 году и обеспечение защиты нормального физического и психического развития всех детей; 4) принятие Конвенции о правах ребенка Генеральной ассамблеей ООН и ее вступление в силу в качестве международного закона в сентябре 1990 г., где говорится о правах детей на жизнь, на защиту, на развитие.

Особенности становления специализированной помощи лицам с нарушениями речи в учреждениях педагогического и медицинского профилей.

Н.В. Макарова

К ВОПРОСУ ОБ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ РАННЕЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

       Первые воспитательные дома, детские приюты и дома призрения для детей дошкольного возраста стали открываться в России в ХVIII-XIX веках в Москве и Петербурге. На их содержание выделялись мизерные средства, что не давало возможности организовать какой-либо уход и воспитание в соответствии с требованиями педагогики и медицины. Детей дошкольного и, особенно, раннего возраста в целях борьбы со смертностью передавали на патронирование жителям городов и деревень, но эти мероприятия не могли улучшить тяжелого положения нуждающихся в помощи малышей.

       С середины XIX в. в период развития промышленности в России стали возникать буржуазно-филантропические общества и союзы, которые ставили своей задачей организацию благотворительных яслей, яслей-приютов, народных детских садов в местах сосредоточения крупной промышленности. В этих учреждениях дети получали лишь питание и, в крайне необходимых случаях, медицинскую помощь. Воспитательная работа в бесплатных дошкольных учреждениях стала проводиться лишь с конца ХIХ в. по инициативе отдельных передовых людей из среды демократической интеллигенции. Но данные учреждения охватывали совсем небольшое количество дошкольников и не решали всех проблем, в том числе и сокращения роста смертности детей. В последней четверти XIX в. в связи с успехами в отечественной психиатрии и биологии в специальной педагогике были заложены тенденции амбулаторного приема и обследования малышей с различными формами нарушений. Так, супруги Маляревские решили сблизить личный педагогический опыт с опытом медицинским при организации в Петербурге «Врачебно- воспитательного заведения доктора И.В. Маляревского» (1882). Опыт этого учреждения, накопленный за 30 лет работы с аномальными детьми раннего и дошкольного возраста, а также его структура в дальнейшем были использованы при организации других подобных учреждений [2].

       Таким образом, к концу ХIХ в. в России получили свое развитие два направления помощи детям с различными нарушениями – христианско-благотворительное (организационные формы – приют, богадельня, дом призрения) и лечебно-педагогическое (специальное отделение при больнице, школа-санаторий). Педагогическое направление помощи только начало свое существование, и в его основе лежала западная модель организации специального обучения.

       К началу ХХ в. в нашей стране уже возникло значительное число специальных образовательных учреждений для трех категорий аномальных детей: глухих, слепых и умственно отсталых, начинает свое развитие система специального дошкольного воспитания. По инициативе Н. А. Рау в 1900 г. в Москве был открыт первый платный детский сад-пансион для глухонемых детей. Затем подобные учреждения были открыты в Петербурге (1902) и в Киеве (1904).

       Проблемы охраны материнства и младенчества были четко сформулированы в 1903 г. на II съезде РСДРП, но создаваемые в ряде городов ясли по-прежнему существовали на благотворительные цели, влачили жалкое существование и являлись учреждениями исключительно дневного призрения детей. К 1917 г. для детей раннего возраста было открыто всего 550 мест в постоянных яслях и 37 домов младенца для подкидышей.

       После революции молодое правительство в числе одних из первых издало декрет по организации Отдела материнства и младенчества и по всей стране широкой волной началась организация сети яслей.

       Уже на первом совещании по охране материнства и младенчества в 1920 г. был поставлен вопрос о недостаточности одного медико-гигиенического ухода и питания и о необходимости воспитания, для чего наряду с педиатрами в работу включились и педагоги (Е.К. Кричевская, С.М. Лившина, Е.Г. Бибанова, Е.И. Тихеева, А.Д. Митина, Н.Р. Эйгес и др.). В то же время в стране не существовало научных данных о ходе развития детей в первые годы жизни и тем более о методах их воспитания в коллективе, на основании которых можно было бы строить работу во вновь организованных детских учреждениях. Для этого в клинике профессора Н.М. Щелованова были начаты научные исследования вопросов развития и методов воспитания детей первых трех лет жизни в коллективе, разрабатывались показатели их нервно-психического развития (включая и отклонения от нормы). В дальнейшем эти результаты многократно перерабатывались и дополнялись коллективом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной.

       О необходимости обучать дошкольников с отклонениями в развитии и создавать для них специальные учреждения заговорили в середине 1920 г. на I Всероссийском съезде деятелей по борьбе с детской дефективностью. Для умственно отсталых детей дошкольного возраста было предложено открывать детские дома, как и для школьников. Съезд отметил важность раннего выявления умственной отсталости и, соответственно, раннего начала необходимой педагогической работы.

       В последующие 20-е годы начинается развитие отечественной дефектологической науки как части педагогики. Организуются специальные научные учреждения для детей с нарушениями в развитии, где ведется большая работа по изучению особенностей того или иного дефекта и нахождению адекватных методов его компенсации.

       В 1928 г. профессор Ф.А. Рау поставил вопрос о необходимости организации дошкольной помощи детям с дефектами речи в целях исправления речевых нарушений к моменту поступления ребѐнка в школу. Ф.А. Рау выделил лѐгкие формы речевых недостатков, которые могут быть устранены воспитателями детских садов, прошедшими логопедическую переподготовку, и тяжѐлые формы речевой недостаточности, которые могут корригироваться специалистами-логопедами в специальных группах.

       Созданный в 1927 г. Экспериментально-дефектологический институт (ЭДИ), позднее реорганизованный в Научно-исследовательский институт дефектологии Академии педагогических наук РСФСР (1943), а с середины 90-х гг. Институт коррекционной педагогики Российской академии образования (ИКП РАО) способствовал проведению комплексного изучения детей с нарушениями в развитии, разработке научных основ системы специального обучения. 1933 год можно считать годом рождения логопедии, когда Л.С. Выготский совместно с директором ЭДИ И.И. Данюшевским создал ещѐ одну отрасль дефектологии, объектом исследования которой стали дети с нарушениями речи. При Экспериментальном дефектологическом институте открылась Школа-клиника речи.

       В последующие годы стали создаваться различные учреждения для дошкольников с проблемами в речевом развитии. Так, в 1930 г. при нервно-психиатрической лечебнице им. Соловьѐва была открыта первая логопедическая группа для заикающихся детей. В связи с выходом приказа Наркомпроса «О введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых и страдающих недостатками речи (логопатов) детей и подростков» (1931) в нашей стране открылась возможность расширить помощь детям с нарушениями в развитии по линии двух ведомств – здравоохранения и просвещения.

       Так, первыми отечественными специальными дошкольными учреждениями стали ясли для неслышащих детей, открытые Е.Ф. Рау в 1930 г. Ученым была подготовлена методическая литера- тура по воспитанию и обучению детей раннего возраста с нарушенным слухом. Через два года открылись ясли для заикающихся детей, работа в которых проводилась тоже под методическим руководством Е. Ф. Рау, и логопедический полустационар для заикающихся дошкольников, организованный по инициативе известного психиатра и общественного деятеля В.А. Гиляровского. В нѐм применялся комплексный метод преодоления заикания у детей, разработанный профессором Н.А. Власовой.

       Таким образом, в 30-е годы ХХ века в нашей стране было положено начало педагогической коррекции нарушений речи и слуха у детей дошкольного и раннего возраста.

       Длительное время (до 60-х гг.) логопедическая помощь оказывалась лишь в экспериментальных группах или амбулаторно в детских поликлиниках, что не отвечало потребностям населения и не обеспечивало полноценной коррекции нарушения речи к моменту поступления ребенка в школу.

       В результате проведенных в 50–60-е гг. Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста был сделан вывод о том, что недостатки речи, возникающие в процессе развития, нельзя отождествлять с нарушениями в уже сформировавшейся системе. Разработанные учеными принципы анализа речевой недостаточности у детей были положены Р. Е. Левиной в основу нового раздела логопедии – детской логопедии и в создание новой классификации речевых нарушений – психолого-педагогической. Необходимость в такой классификации была связана с решением задач организации логопедической помощи, объединения детей-логопатов в группы в соответствии с уровнем речевого развития с целью проведения фронтальной и подгрупповой коррекционно- педагогической работы.

       В 70-е годы началось интенсивное развитие специализированной сети дошкольных учреждений в системе Министерства просвещения. В 1975 г. выходит постановление Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению обучения, трудового устройства и обслуживания лиц с дефектами умственного и физического развития», которое в законодательном порядке обеспечивало открытие как логопедических групп при детских садах общего типа, так и специализированных детских садов и яслей-садов. В связи с этим органами народного образования и здравоохранения была широко развернута организационно-педагогическая работа, направленная на выявление и учет детей ясельного и дошкольного возраста, нуждающихся в коррекционно- педагогической помощи. Так, в клинике профессора Н.М. Щелованова впервые в нашей стране исследователями была разработана процедура диагностики и тесты для проверки развития детей в поликлинике, в доме ребенка, в яслях. В 1975 г. эта методология была рекомендована к внедрению в детские поликлиники и дошкольные учреждения.

       Таким образом, в 80-е гг. в педагогической науке утвердилось мнение, что наряду с медицинским направлением помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии необходимо развивать и психолого-педагогическое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: