Медиаобразование как система

Медиаобразование — это целостный комплекс взаимодействующих элементов, иначе говоря, - полноценная система. Медиаобразование обладает присущими любой системе признаками, а именно: наличие элементов не менее двух и наличие взаимодействия между этими элементами.
Кроме того, эти взаимоотношения компонентов системы порождают новые качества: интегративные или системные. Эти качества помогают выделить систему на фоне окружающей действительности.

Компоненты системы:

· субъекты медиа (аудитория, медиасообщество в целом);

· объекты медиа (социальные группы);

· информационно-содержательная подсистема;

· технологическая подсистема;

· этическая подсистема;

· экономическая подсистема.

Системным свойством медиа является виативность (в некоторых источниках - интегративность) – сквозное действие, пронизывающее медиапространство целиком. Это свойство присуще всем элементам системы: совокупность элементов, их взаимообогащение формирует медиасреду, где каждый элемент системы обладает свойствами других частей (элементов) системы.

Основные свойства медиасистемы:

· статические;

· динамические;

· синтетические.

 

К статическим свойствам системы относятся:

· целостность;

· открытость;

· внутренняя неоднородность системы;

· структурированность.

Целостность системы обусловлена ее внешней различимостью в окружающей среде. Взаимодействие аудитории и редакционных коллективов СМИ выступает как нечто единое, целое, отличающееся от всего остального. При этом данная медиаобразовательная система не изолирована от окружающей среды, а напротив, максимально открыта всеми каналами коммуникации.

Открытость системы и тесное взаимодействие с окружающим миром приводят к обилию разнообразных форм медиаобразования, их трансформации и изменчивости.

Внутренняя неоднородность системы медиаобразовательной деятельности СМИ предполагает в зависимости от целеполагания различный состав компонентов и способ их связи, т.е. структуру. Если же медиаобразование в редакционной работе рассматривается как часть бизнес-процессов, как инструмент коммуникативного менеджмента, то медиаобразовательная система СМИ будет состоять из медиаменеджеров, рекламных менеджеров, юристов, экономистов, распространителей, экспедиторов.
Их отношения будут строиться по вертикали и критериями эффективности этой модели будут охват аудитории, количество привлеченных читателей, зрителей, слушателей, объемы финансирования медиамероприятий, размеры полученной прибыли.

 

К динамическим свойствам системы относятся:

· функциональность;

· стимулируемость;

· изменчивость во времени;

· существование в меняющейся среде.

Функции системы – это ее роль, поведение во внешней среде. Из множественности ролей, моделей поведения следует множественность функций. Медиаобразовательная деятельность СМИ как система может выступать в роли воспитателя молодежи, просветителя, партнера или манипулятора. В разные периоды времени в зависимости от различных факторов экономического, политического, идеологического характера под воздействием социальных стимулов эта система может либо ослабевать, либо активизироваться.

В системе медиаобразовательной деятельности СМИ, как и в любой другой системе, происходят изменения, которые надо учитывать, способствовать или противодействовать им, предусматривать и закладывать в проект будущей системы. От визуальной грамотности к медиакультуре и медиаактивности – таков исторический путь современногомедиаобразования. Трансформации, происходящие в обществе, влекут за собой существенные изменения в оценках роли и места медиаобразования во внешней среде, моделях и принципах.

 

К синтетическим свойствам системы относятся:

· эмерджентность;

· интегративность;

· ингерентность;

· целесообразность.

Все синтетические свойства системы являются интегральными, обобщающими.
Одним из важнейших синтетических свойств системы является эмерджентность. Эмерджентность — проявление целостности. Система выступает как единое целое потому, что она является носителем эмерджентного свойства: не будет система цельной — интегральное свойство исчезнет, свойство проявляется — система цела.

Свойство интегративности — возникновение на уровне целого в результате взаимодействия частей новых качеств и свойств, не присущих отдельным частям и их сумме. Так, например, средства массовой информации, объединенные с аудиторией в системе медиаобразовательной деятельности, приобретают качества нового социального института, своеобразного общественно активного центра медиаобразования и гражданского просвещения, где формируется личность, адекватная вызовам времени. У нового образования появляются новое качество – качество своеобразной школы гражданских коммуникаций.

Факт открытости систем еще не означает, что все они в одинаковой степени хорошо согласованы с окружающей средой. Чем лучше система согласована, приспособлена к окружающей среде, совместима с нею, тем выше ее ингерентность.

Проблема ингерентности важна во всех случаях системной деятельности. К примеру, продукт, предлагаемый медиаиндустрией, должен соответствовать потребностям целевой аудитории. Рассогласованность интересов, снижение уровня ингерентности ведут к разрушению системы.

От уровня ингерентности зависят степень и качество осуществления функций системы медиаобразовательной деятельности СМИ. «В естественных системах ингерентность повышается путем естественного отбора. В искусственных системах она должна быть особой заботой конструктора».

Целесообразность — еще одно свойство системы. В создаваемых человеком системах подчиненность всего (и состава, и структуры) поставленной цели настолько очевидна, что должна быть признана фундаментальным свойством любой искусственной системы.

    Основные функции системы медиаобразования:

· образовательная;

· социально-организующая;

· ценностно-ориентирующая;

· гражданского проектирования;

· коммуникативная;

· функция корпоративного управления.

Образовательная функция предполагает обучение аудитории законам медиа, передачу знаний, навыков, умений работать с информацией, способностей анализировать, интерпретировать медиатексты, а также создавать собственные информационные продукты.

Социально-организующая функция системы медиаобразовательной деятельности СМИ направлена на социализацию личности человека, его профессиональное самоопределение, профориентацию.

Ценностно-ориентирующая функция предполагает разработку медиаобразовательной стратегии, направленной на воспитание нравственной личности, умеющей в широком спектре медиапредложений отличать высокое от низкого, профессионализм и мастерство от пошлости и безвкусицы.

Функция гражданского проектирования призвана повышать уровень и качество медиапотребления аудитории и развивать ее медиаактивность. Функция гражданского проектирования открывает новые возможности для построения гражданского общества, поскольку наличие или отсутствие медиаактивности населения отражает степень развития гражданских институтов.

Реализация коммуникативной функции дает возможность выстраивать эффективные отношения с целевой аудиторией и получать запрограммированный результат. Чем разнообразнее формы взаимодействия медиаспециалистов со своими читателями, зрителями, слушателями, тем полнее реализуется коммуникативный потенциал СМИ, тем шире коммуникативное пространство медиасистемы.

При наличии функции корпоративного управления совершенно логично, системно разрабатываются все компоненты PR-деятельности, такие как определение проблемы, планирование и программирование, конкретный план действий, реализация программы и оценка эффективности коммуникаций.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: