Тема 1. Методологические основы стратегического планирования (СП)
1. Влияние глобализации на новую идеологию планирования.
2. Специфические особенности, подходы, методы стратегического планирования.
3. Общие принципы управления, основные принципы планирования и специфические принципы стратегического планирования.
Задание
1. Раскройте сущность процесса глобализации экономики, его основных признаков. [6,c.72-76]
2. На материалах «Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию от 11 мая 2006 года» и «Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 годы» проанализируйте элементы процедуры стратегического планирования: прогнозирование, программирование, проектирование (http:rg.ru; http://pravitelstvo.gov.ru/data/news_text.html?he_jd=15&news_9732).
3. Объясните, как на логической основе общих принципов управления, основных принципов планирования и специфических принципов стратегического планирования сформированы эти документы.
Тема 2. Стратегическое мышление и фазы внутрифирменного определения функций планирования
1. Основные компоненты разработки и принятия стратегического плана
2. Современные тенденции стратегического развития компании в период постиндустриальных отношений субъектов рыночной экономики.
3. Фазы внутрифирменного определения функций планирования: этапы, горизонты, пирамида планирования.
Задание
1.Основоположник школы дизайна Кеннет Эндрюс и его коллеги из Гарвардской группы предложили схему логической модели формирования стратегического плана. Раскройте содержание этапов модели, представленной на рисунке 2.1.

Рис.2.1. Модель Гарвардской группы
2. Проведите ее сравнительный анализ с моделью процесса создания и реализации стратегического плана, предложенной Игорем Ансоффом (рис.2.2.), и сделайте выводы.
3. Основателем какой школы является И. Ансофф? В чем заключались принципиальное отличие и существенный вклад представителей этой школы по мнению А. Петрова [11,c. 38]?
4. Проанализируйте примеры формирования стратегических планов в России – ГОЭЛРО, «500 дней», развития сети универсамов «Патэрсон», предложенные в исследовании А. Гапоненко, А. Панкрухина. [5, с. 426 – 431] и сделайте выводы о перспективах развития стратегического планирования в РФ.

Рис. 2.2. Модель процесса стратегического планирования
Тема 3. Компоненты и функциональная модель стратегического планирования
1. Концепция целеполагания.
2. Методы диагностики и анализа внешней и внутренней среды компании (PEST-, SWOT-, SNW- анализы).
3. Стратегические альтернативы развития.
Задание А. Концепция целеполагания.
1. Укажите блоки модели процесса стратегического плана по Ансоффу, которые содержат элементы концепции целеполагания.
2. С помощью схемы процесса формирования стратегического видения, предложенной Д. Коллинзом и Д. Паррасом, раскройте его содержание.

Рис. 3.1. Видение бизнеса
Стержневые ценности – стабильные непреложные принципы организации.
Основные намерения – миссия, причина существования организации в данный момент.
БАЦ (большие амбициозные цели) – однозначное непреодолимое стремление организации.
3. Проанализируйте примеры стержневых ценностей, основных намерений и БАЦ крупнейших компаний мира (табл. 3.1), приведенные в исследовании Д. Аакера. [3, с. 58 – 60]
Табл. 3.1.
Варианты компонентов видения бизнеса
| Стержневые ценности | Основные намерения | БАЦ |
| Walt Disney Company – наши базовые ценности – воображение и нравствен-ность. Procter and Gamble – создание ценности для покупателей и сильных торговых марок. | Walt Disney Company – мы существуем для того чтобы делать людей счастливыми. McKinsey – наши намерения – оказать помощь ведущим корпорациям и компаниям в достижении еще больших успехов. | Adidas – вся организация сконцентрирована и заряжена энергией на борьбу с компанией Nike. Rockwool – мы должны превратиться в самую диверсифицированную компанию в мире. |
4. Предложите ваши варианты компонентов видения для отечественных организаций.
5. Каким требованиям должно соответствовать содержание миссии и стратегических целей? Приведите примеры миссии различных организаций.
Задание Б Концепция стратегического анализа внешней и внутренней среды.
Для корректного анализа внешней и внутренней среды необходимо ответить на следующие вопросы.
1. Какие типы внешнего окружения организации вы можете назвать?
2. В чем их отличие?
3. Какие инструменты диагностики различных типов окружения используются при обосновании стратегии развития организации?
4. Проведите SWOT-анализ внешнего окружения организации, используя матрицу SWOT, матрицу возможностей и матрицу угроз, таблицу профиля среды. [4, с. 64-67]
Табл. 3.2.
SWOT – анализ
| Возможности 1. 2. 3. … | Угрозы 1. 2. 3. … | |
| Сильные стороны 1. 2. 3. … | Поле СИВ | Поле СИУ |
| Слабые стороны 1. 2. 3. … | Поле СЛВ | Поле СЛУ |
Поле СИВ – поле выявления корреляционных связей между сильными сторонами и возможностями организации.
Поле СИУ – выявляются связи между сильными сторонами и угрозами.
Поле СЛВ - выявляются связи между слабостями и возможностями организации.
Поле СЛУ – показывает корреляцию между слабыми сторонами и угрожающими проблемами
Табл. 3.3.
Матрица возможностей
| Вероятность использования возможности | Влияние | ||
| Сильное | Умеренное | Малое | |
| Высокая | Поле ВС | Поле ВУ | Поле ВМ |
| Средняя | Поле СС | Поле СУ | Поле СМ |
| Низкая | Поле НС | Поле НУ | Поле НМ |
Поле СВ – высокое влияние, сильная вероятность использования;
поле ВУ – умеренное влияние, высокая вероятность;
поле ВМ – высокая вероятность, малое влияние и т. д.
Табл. 3.4.
Матрица угроз
| Вероятность реализации угроз | Возможные последствия | |||
| Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | «Легкие ушибы» | |
| Высокая | Поле ВР | Поле ВК | Поле ВТ | Поле ВЛ |
| Средняя | Поле СР | Поле СК | Поле СТ | Поле СЛ |
| Низкая | Поле НР | Поле НК | Поле НТ | Поле НЛ |
Поле ВР – высокое вероятность реализации угрозы, разрушительные возможные последствия. Способы описания характеристик матрицы аналогичны способам в матрице возможностей.
Табл. 3.5.
Таблица профиля среды
| Факторы среды | Важность для отрасли, А | Влияние на организацию, В | Направленность влияния, С | Степень важности, D=А*В*С |
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| 4. |
| Усиление нестабильности среды фирмы | ||||||
| Стадии/ Характеристики | 1900 Стабильность | 1930 Реакция на проблемы | 1950 | 1970 Исследование | 1990 Творчество | |
| Привычность событий | Привычные | В пределах экстраполяции опыта | Неожиданные, но имеющие аналогии в прошлом | Неожиданные и совершенно новые | ||
| Темп изменений | Медленнее, чем реакция фирмы | Сравнимый с реакцией фирмы | Быстрее, чем реакция фирмы | |||
| Предсказуемость будущего | По аналогии с прошлым | Путем экстраполяции | Предсказуемы серьезные проблемы и новые возможности | Частичная предсказуемость по слабым сигналам Непредсказуемые изменения | ||
| Шкала нестабильности | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Рис. 3.2. Шкала оценки нестабильности среды
организации по И. Ансоффу [4, с. 46]
5. Используя шкалу нестабильности, оцените возможности, имеющие большое значение для организации (поля ВС, ВУ, СС матрицы возможностей) и угрозы опасные, требующие быстрого устранения (поля ВР, ВК, СР). Спрогнозируйте будущую нестабильность внешней среды фирмы, рассчитав показатели О и Т по методике предложенной И.Ансоффом [1, c.17], где:
О – показатель оценки будущих возможностей организации
Т – показатель оценки её будущих угроз.
6. Проведите PEST-анализ макросреды организации [7, с. 228 – 230]. В чем заключается отличие факторов исследуемых в SWOT- и PEST-анализах?
Табл. 3.6.
Обобщение результатов PEST-анализа
| Факторы макросреды | Состояние фактора | Тенденция развития фактора | Характер влияния | Степень влияния (-5)-(+5) | Возможные действия организации | Степень влияния (после принятия мер) (-5)-(+5) |
| Политические факторы ,,, Экономические факторы ,,, Социальные факторы ,,, Технологические факторы ,,, Правовые факторы ,,, Демографические факторы ,,, Природные факторы ,,, | ||||||
| Суммарное влияние всех факторов |
7. Раскройте суть SNW-анализа [5, с. 51].
Табл. 3
Стратегический SNW-анализ внутренней среды
| № | Наименование стратегической позиции | Качественная оценка позиции | ||
| Сильная (S) | Нейтральная (N) | Слабая (W) | ||
| 1 | Стратегия организации | |||
| 2 | Бизнес-стратегии (в целом) | |||
| 3 | Оргструктура | |||
| 4 | Финансы, как общее финансовое положение | |||
| 5 | Продукт как конкурентоспособность в целом | |||
| 6 | Структура затрат (в целом) | |||
| 7 | Дистрибуция как система реализации продукции (в целом) | |||
| 8 | Информация технология | |||
| 9 | Инновация как способ к реализации на рынке продуктов | |||
| 10 | Способность к лидерству в целом | |||
| 11 | Уровень производства в целом | |||
| 12 | Уровень маркетинга | |||
| 13 | Уровень менеджмента | |||
| 14 | Качество торговой марки | |||
| 15 | Качество персонала | |||
| 16 | Репутация на рынке | |||
| 17 | Репутация как работодателя | |||
| 18 | Отношения с органами власти (в целом) | |||
| 19 | Отношения с профсоюзами (в целом) | |||
| 20 | Отношения со смежниками | |||
| 21 | Инновации как исследования и разработки | |||
| 22 | Послепродажное обслуживание | |||
| 23 | Степень вертикальной интегрированности | |||
| 24 | Корпоративная культура | |||
| 25 | Стратегические альянсы | |||
| Дополнительные стратегические по-зиции (с учетом специфики органи-заций) | ||||
Тема 4. Организационные формы стратегического планирования
1. Понятия стратегической сегментации и организационных форм стратегического планирования.
2. Процесс выделения стратегических зон хозяйствования (СЗХ): параметры, перспективы, факторы.
3. Жизненные циклы спроса и технологий.
Задание
1. Рассмотрите различные подходы к теории стратегических зон хозяйствования [3, с.28, 478; 4, с.74-77; 5, с.54-63; 14, с.75-81]. В чем сходство и различие этих подходов?
2. Проанализируйте тезис И.Ансоффа о том, что трудность стратегической сегментации заключается в неспособности управляющих «… отказаться от привычного «взгляда внутрь», обращенного на традиционные рынки и виды продукции…», в пользу взгляда во внешний мир будущих тенденций, опасностей и новых возможностей [2, с.76, с. 83-86].
3. Объясните как в результате такого подхода к выявлению и анализу подразделений компании может быть произведена оценка их перспектив в резерве показателей темпов роста, объемов производства и реализации продукции, нормы прибыли, нестабильности и изменчивости технологий.
4. Дифференцируйте концепции эволюции фаз жизненного цикла спроса и жизненного цикла товара. Какой параметр выделения СЗХ увязывается с фазами жизненного цикла спроса на продукцию
Тема 5. Использование матрицы Бостонской Консалтинговой Группы (БКГ) и оценка привлекательности СЗХ
1. Использование концепций жизненного цикла и кривой опыта при обосновании портфельной стратегии компании.
2. Генезис модели БКГ.
3. Оценка привлекательности СЗХ.
Задание
|
Цикл спроса/технологии
Рис. 5.1. Кривая Гомпарта Рис. 5.2. Кривая опыта
1. Объясните как концепция жизненного цикла спроса и теория эффекта масштаба производства применялись специалистами компании BCG для обоснования модели БКГ.
ТРР (темпы роста рынка)
20%
В
10%
|
| ? | ↑ чем в целом по экономике | ? | |
| Н 0% | $ | С | ↓ чем в целом по экономике | $ | С |
10,0Х В 1,0Х Н 0,1Х ОДР В 0,75-0,8Х Н
Рис 5.3. Генезис модели БКГ
2. Раскройте причины, вызвавшие необходимость развития и совершенствования метода БКГ. Какие рекомендации по оптимизации бизнес-портфеля организации даются специалистами Бостон Консалтинг Групп?
20%
В
10%






