1. Понятие и сущность б/дела
2. Предмет и метод б/дела
3. Принципы рациональной орагнизации учетного процесса
4. Гос. регулирование б/учета РФ
5. Последовательность организации учетного процесса
6. Порядок построения работы с документацией
7. Подготовка организационно-распорядительной документации.
1.
Термин «б/дело» возник в последнее десятилетие в связи с расширением понятия учетного процесса и реформирования б/учета в стране. Б/учет выступает инструментом любого бизнеса и является центральным звеном б/дела.
Цель б/учета определяется как обеспечение пользователей учетной информацией, необходимой для принятия грамотных управленческих решений. Поэтому под б/делом понимается изучение самого процесса принятия управленческих решений и специфики пользователей б/информации. При этом во внимание принимаются, какая именно информация представляет интерес для каждой группы пользователей информации.
Современный бухгалтер занимается не только счетоводством, он выполняет широкий круг иных функций: планирование, принятие решений, контроль, обзор и оценку деятельности организации, информирование администрации о потенциальных выгодах и потерях, проведение внутреннего аудита.
|
|
Сущность б/дела заключается в профессиональной деятельности бухгалтера во всех ее проявлениях, в т.ч. ведение учета, составление отчетности, формирование учетной политики, контроль, анализ отчетных данных, участие в профессиональных сообществах. Б/дело предполагает организацию б/учета на предприятии. Это выражается в совокупности действий лиц, управляющих б/учетом, осуществляющих ведение учета, способствующих внутренней упорядоченности, согласованности, взаимодействия элементов учетного процесса. Основой б/дела является организация б/службы, которая осуществляет сбор, регистрацию, обобщение информации о всех хоз. операциях организации в бух. документах, обеспечивает надлежащий порядок учета, движения и хранения документов и отчетности.
Ключевыми моментами в работе бухгалтера выступают:
* учетная политика,
* квалифицированный анализ фин.-хоз. деятельности,
* взаимодействие с налоговыми службами и т.д.
Это постоянно требует эффективного функционирования б/службы и совершенствование деятельности бухгалтерии, ее кадрового состава, а также внедрение прогрессивных ИТ.
Содержанием б/дела являются оперативность и качество б/информации, зависящие от степени рациональности б/учета и эффективности деятельности б/служб и специалистов. Достигается эффективность и рациональность через изучение базовых понятий: целей и задач б/учета, основных его принципов и требований, форм и методов.
|
|
Бухгалтерское дело – это наука о системе отражения хоз. процессов и фактов и явлений хоз. жизни путем создания «продукта б/труда», включающего совокупность показателей, отражающих жизнеспособность организации и перспективы ее дальнейшего развития.
2.
Исходя из определения б/дела, предметом его изучения выступают учетный процесс и деятельность работников бухгалтерии по созданию б/продукта, т.е. учетной информации. Составными частями учетного процесса являются б/учет, б/служба, техника обработки учетной информации, анализ и оценка деятельности, планирование и прогнозирование, контроль и аудит, участие в проф. сообществах.
Б/дело занимается оптимизацией своих составляющих. Особое внимание при этом уделяется б/учету, который представлен следующими основными элементами:
1. Учетная политика организации,
2. Система гос. норм и правил ведения учета,
3. Рациональность и эффективность организации и ведения б/учета *,
4. Внедрение передовых методов учетного процесса *(и зарубежные, разл. способы отражения),
5. Ответственность за постановку учетного процесса,
6. Структура и функции б/аппарата,
7. Квалификация и проф. требования к бухгалтерам и аудиторам,
8. Внутренний контроль,
9. Документация,
10. Документооборот,
11. Технология обработки учетных данных (форма учета, план счетов, регистры, автоматизация),
12. Группировка информации,
13. Отчетность,
14. Инвентаризация,
15. Архивное дело.
Метод б/дела заключается в общепринятых научных методах исследования и познания: синтез, анализ, индукция, дедукция, а также специфических методов б/учета, аудита, контроля, анализа, эк. планирования, теории вероятностей и программирования.
3.
Аспектами деятельности б/дела является рационализация учетного процесса в организации. Специалисты б/дела должны последовательно проводить принцип рационализации деятельности учетных служб и оптимизации построения учетного процесса. Рациональная организация учетного процесса способствует получению оперативной и достоверной информации при принятии управленческих решений и экономии ресурсов.
Для достижения рациональности необходимо, чтобы были эффективными следующие части системы учета: рабочий план счетов, первичный учет и первичные учетные документы, синтетический учет и регистры б/учета, внутренней б/отчетности, документооборот, использование средств автоматизации учетного процесса, построение учетного аппарата и определение выполняемых им функций.
Для построения учетного процесса как единой информационной системы (Закон о б/учете 1996г.)
Чтобы обеспечить целостность, необходимо соблюдение следующих организационных принципов построения учета:
1. гос. регулирования правил ведения учета, организации, методики и техники б/учета,
2. сочетание в учетной политике гос. регулирования и выбранных технико-орагнизационных аспектов, методологий б/учета с особенностями предприятия и отраслевой спецификой,
3. совершенствование учета, повышение квалификации бух. персонала, научной организации труда работников бухгалтерии,
4. совершенствование форм и методов предоставления информации с целью контроля и анализа в управлении эффективностью процессами воспроизводства,
5. применение эк. методов управления и обеспечение оптимизации построения учетного аппарата и динамичности организации.
4.
Предпосылкой правильной и рациональной организации учетного процесса, сокращения затрат на ведение учета выступает гос. руководство б/учетом, обеспечивающее единообразие подхода к хоз. процессам и явлениям хоз. жизни, единство их оценки и отражения в б/учете, унификацию документов.
Общее методологическое руководство б/учетом в РФ в соответствии с ФЗ 129, осуществляется Правительством РФ, которое издает законы, указы, постановления, распоряжения. Документы Правительства носят законодательный характер, не подлежат регистрации в Минюсте РФ. Минфин РФ – методологический центр, который разрабатывает и издает нормативные акты по б/учету и отчетности, обязательные к исполнению всеми организациями (н/р, ПБУ, план счетов). Документы Минфина подлежат обязательной регистрации в Минюсте РФ, иначе они не имеют юр. силы и не обязательны к исполнению.
|
|
Право регулировать б/учет предоставляется исполнительным органам: Банку России, ФСН по надзору за страховой деятельности, федеральной комиссии по РЦБ и др. Эти органыиздают методические рекомендации, инструкции, нормативные документы, разъясняющие порядок применения отдельных положений по б/учету.
Документы исполнительных органов могут регистрироваться в Минюсте и тогда они обязательны к исполнения, а могут и не регистрироваться. И в этом случае они носят рекомендательный характер. Право разъяснять применение отдельных положений по учету предоставлено федеральным отраслевым органам управления – министерством и ведомством в разрабатываемых и утверждаемых методических рекомендациях, инструкциях, нормативных документах (в указаниях, разъяснениях, письмах), которые носят рекомендательный характер.
Документы министерств и ведомств могут регистрироваться в Минюсте и тогда они обязательны для исполнения. Если в Минюсте не зарегистрированы, то носят рекомендательный характер.
5.
Условием достижения принципа рационального построения б/учета является соблюдение следующей последовательности организации учетного процесса:
1. изучение организации, в т.ч.
1.1.ее организационно-правовой формы (влияние на план сч., уч.пол., н/о),
1.2. организационные структуры (влияние на внутр. отчетность, сроки предост. док-тов и т.д.),
1.3. структуры управления (влияние на прохождение док-тов),
1.4. видов производственной деятельности (влияние на PR, выр-ку, составление форм б/отчетности),
|
|
1.5. территориальной расположенности (на взаимод-е с налог. органами),
1.6. организационно-технологические и технические особенности (на стр-ру с/с (усеченная, полная и др.));
2. определение и установление наиболее opt способов взаимоотношения б/службы с производственными и прочими подразделениями
3. определение степени знания каждым работником бухгалтерии, законодательных актов и нормативных материалов, их квалификации;
4. осуществление рационального распределения совокупности учетно-отчетного и контрольного труда м/у работниками бухгалтерии.
С этой целью предварительно составляется перечень учетных операций за месяц, квартал и год. на основе типовых нормативов устанавливаются нормы времени выполнения учетных операций, определяется общий объем учетно-отчетного и контрольного труда. Затем учетные операции распределяются м/у работниками бухгалтерии с соблюдением принципов равной и равномерной в течение отчетного периода задолженности сотрудников.
5. Разработка плана организации б/учета на предприятии.
План организации б/учета состоит из:
* плана номенклатуры дел,
* плана документации,
* плана документооборота,
* рабочего плана счетов и проекта их типовой корреспонденции,
* плана составления отчетности (внутренней, внешней, статистической),
* плана технического оформления учета,
* плана организации труда работников бухгалтерии и повышение их квалификации,
* плана инвентаризации,
* плана проверок и ревизии,
* плана организации б/актива,
* плана инструктажа МОЛ и др. лиц по вопросам ведения учета.
6.
Работа с документацией начинается с гос. регистрации юр. лица. На 1 этапе д.б. сформированы:
- подписанное заявителем заявление о гос. регистрации. В нем подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством РФ требованиям, учредительным документам юр. лица данной организационно-правовой формы. Что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, заявлении о гос. регистрации, др. представленных документах достоверны. Что при создании юр. лица соблюден установленный для юр. лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в т.ч. порядок оплаты УК на момент гос. регистрации.
- решение о создании юр. лица в виде протокола, договора, иного документа, в соответствии с Российским законодательством,
- учредительные документы юр. лица – подлинники и нотариально удостоверенные копии (устав, списки акционеров, документы на внесение взносов в УК, договор с банком об открытии временного р/с, выписки банка и т.д.
- выписки из реестра иностранных юр. лиц соответствующей страны или иное доказательство, равное по юр. силе юр. статуса иностранного юр. лица учредителя,
- документ об оплате гос. пошлины.
Исходя из определения в ФЗ «О б/учете», б/учет – это упорядоченная система сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении, путем сплошного, непрерывного и документарного учета всех хоз. операций. Б/учет ведется на основании первичных документов, поэтому важным вопросом в б/деле является правильное построение работы с документацией.
Для этого необходимо обеспечить:
1. прием, регистрацию входящей и исходящей корреспонденции, ее отправку по назначению,
2. прием документов на рассмотрение и подписание администрацией,
3. распределение рассмотренных администрацией документов между структурными подразделениями для исполнения,
4. учет стадий прохождения документов, с обеспечением их сохранности,
5. сдачу дел в архив и обеспечение сохранности документов архива.
7.
На обеспечение нормального хода учетного процесса необходимо создать комплект организационно-распорядительной документации, регулирующей и регламентирующей организацию работы б/аппарата. В соответствии с действующими нормативными документами при организации системы документооборота на предприятии, руководитель должен утвердить приказами или распоряжениями организационно-методические принципы учета и перечень должностных лиц, ответственных за ведение учета и правильность оформления хоз. операций. Перечень лиц, ответственных за правильность оформления операций, как правило не издается в виде отдельного приказа, а включается специальным пунктом в приказ или распоряжение, которым регламентированы правила проведения и документального оформления хоз. операций.
К организационно-распорядительной документации относятся:
1. приказ об учетной политике,
2. положения бухгалтерии,
3. приказ о номенклатуре дел,
4. приказ о конфиденциальной информации,
5. приказ об утверждении форм первичных документов,
6. приказ об утверждении графика документооборота,
7. приказ о формировании актива,
8. приказ списка лиц, имеющих доступ в архив,
9. приказ списка лиц, имеющих право подписи документа,
10. приказ списка лиц, имеющих право получения доверенностей,
11. приказ о назначении МОЛ,
12. приказ списка подотчетных лиц,
13. приказ о совмещении функций кассира,
14. приказ о лимите ДС в кассе,
15. приказ о выдаче и расчетах подотчетных сумм,
16. приказ о выплате работникам компенсаций за использование ими личного имущества для служебных целей,
17. приказ о нормах расхода материальных ценностей, спецодежды, спецобуви, нефтепродуктов, естественной убыли и т.д.,
18. приказ о порядке учета и расходовании средств на представительские цели, командировочные,
19. приказ о графике отпусков,
20. перечень особо дефицитных и дорогостоящих материалов и список лиц, имеющих право на их отпуск в производство,
21. перечень материалов, которые могут завозиться непосредственно в цеха,
22. приказ об инвентаризационных комиссиях,
23. приказ о назначении комиссии по ОС, НА,
24. приказ о ревизионной комиссии.
Для работы бухгалтерии необходимо наличие копий всех учредительных документов, поскольку именно на их основе делаются первые б/записи. Кроме того, в учредительных документах содержатся основные правила деятельности организации, ее должностных лиц, а также взаимоотношения с работниками, с гос. органами и третьими лицами.