ПОЛИТИКА, СВОБОДА И ДЕМОКРАТИЯ
Теоретический минимум
1. Власть и пути ее обретения:
● признаки власти (по М. Фуко и др. авторам);
● этапы и механизмы политогенеза;
● государство, его определение, признаки, разновидности и функции в общественной жизни.
● государство и общество: единство и противоречия.
2. Право, его источники, нормы и порядок применения.
3. Политика, её цивилизованные и террористические механизмы. Принципы демократии.
4. Тоталитаризм и его особенности в СССР, Италии, Германии, Испании, странах «третьего мира». Замыслы и трагедия социализма. Либерализм и консерватизм, их соотношение в политической истории.
5. Правовое государство и гражданское общество. Свобода и ответственность как ценности общественной жизни.
6. Глобализация и международный терроризм в современном мире.
Литература
Учебник по политологии (любое издание).
Учебник по теории государства и права (любое издание последних лет).
Политическая теория и политическая практика. Словарь-справочник. М., 1994.
|
|
Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.
Конституция Российской Федерации. М., 1994.
Антология мировой политической мысли. Тт. I–V. М., 1997.
Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на Земле. Иммануил Кант и проблема права в современную эпоху. 2-е изд., доп. М., 2013.
Андерсон Дж. Федерализм. Введение / Пер. с англ. М., 2009.
Арендт Х. Происхождение тоталитаризма / Пер. с нем. М., 1998.
Арендт Х. О революции / Пер. с англ. М., 2011.
Аристотель. Политика / Пер. с древнегреч. М., 2010.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм / Пер. с франц. М., 1993.
Байханов И.Б. Демократия, избирательные системы и избирательные технологии. Учебно-методическое пособие. М., 2013.
Башкирова В., Соловьев А., Дорофеев В. Герои 90-х: люди и деньги. Новейшая история капитализма в России. М., 2012.
Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
Березкина О.С. Очерки истории и теории политической наук. М., 2012.
Болл Т. Власть // Полис. 1993. № 5.
Большая книга гимнов, флагов и гербов стран мира / Сост. Ю.А. Ивановский. М., 2012.
Брейтвейт Р., Метлок Д., Тэллбот С. Горабчёв: крах советской империи / Пер. с англ. М., 2012.
Валицкий А. Философия права русского либерализма / Пер. с англ. М., 2012.
Гайдар Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России. М., 2012.
Деларю Ж. История гестапо / Пер. с франц. М., 1993.
Дриё Ла Рошель П. Фашистский социализм / Пер. с франц. СПб., 2001.
Ильин М.В., Мельвилль А.Ю. Власть // Полис. 1997. № 6.
|
|
Кагарлицкий Б.Ю. От империй — к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации. М., 2010 (Политическая теория).
Камнев В.М. Русская консервативная мысль XIX – начала XX века. Опыт типологии. СПб., 2012.
Каррер д’Анкосс Э. Ленин / Пер. с франц. М., 2002.
Каткарт Т., Кляйн Д. Аристотель и муравьед едут в Вашингтон. Понимание политики через философию и шутки / Пер. с англ. М., 2012.
Кимлика У. Современная политическая философия / Пер. с англ. М., 2010.
Кола Д. Политическая социология / Пер. с франц. М., 2001.
Коммунизм и фашизм: братья или враги? Сб. / С. Кара-Мурза и др. М., 2008.
Конфора Л. Демократия. История одной идеологии / Пер. с ит. СПб., 2012.
Котек Ж., Ригуло П. Век лагерей. Лишение свободы, концентрация, уничтожение. Сто лет злодеяний / Пер. с франц. М., 2003.
Кочеткова Л.Н. Философский дискурс о социальном государстве. М., 2012.
Кукатас Ч. Либеральный архипелаг. Теория разнообразия и свободы / Пер. с англ. М., 2011.
Искусство власти. Сб. статей в честь Н.А. Хачатурян / Под ред. О.В. Дмитриевой. СПб., 2007.
Крадин Н.Н. Политическая антропология. М., 2001.
Либер В.Л. Демократия: исторические корни, содержание и тенденции развития. М., 1992.
Липсет М. Политический человек. Социальные основания политики / Пер. с итал.. М., 2016.
Макиавелли Н. Государь / Пер. с итал. М., 2009.
Макферсон К.Б. Жизнь и времена либеральной демократии / Пер. с англ. М., 2011.
Мишель А. Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции / Пер. с франц. М., 2008.
Млечин Л. Брежнев. М., 2008 («Жизнь замечательных людей»).
Макиавелли Н. Государь. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия / Пер. с итал. СПб., 2008.
Макиавелли Н. Государь. История Флоренции / Пер. с итал. М., 2011.
Мюллер Д. Разум, религия, демократия / Пер. с нем. М.. 2015.
Оруэл Дж. 1984 / Пер. с англ. М., 1989.
Павлюченков С.А. «Орден меченосцев». Партия и власть после революции 1917 г. – 1929 г. М., 2008.
Подорога В.А. Апология политического. М., 2010 (Политическая теория).
Поппер К.Р. Нищета историцизма / Пер. с англ. М., 1993.
Печатнов В.О. От Джефферсона до Клинтона. Демократическая партия США в борьбе за избирателя. М., 2008.
Пэйн Р. Ленин: жизнь и смерть / Пер. с англ. 3-е изд. М., 2008 («Жизнь замечательных людей»).
Рапелли П. Символы власти и великие династии / Пер. с итал. М., 2008.
Резник Ю.М. Гражданское общество как феномен цивилизации. М., 1993.
Сидорина Т.Ю., Полянников Т.Л., Филатов В.П. Феномен свободы в условиях глобализации. М., 2008.
Сорокин П.А. Социология революции. М., 2010(Библиотека отечественной общественной мысли с древнейших времён до начала XX века).
Тоталитаризм как исторический феномен. М., 1989.
Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира / Пер. с англ. 3-е изд. М., 2012.
Хайек Ф.А. Дорога к рабству / Пер. с англ. М., 1992.
Хрусталёв А.М. Методология прикладного политического анализа. М.. 2010.
Эвола Л. Люди и руины. Критика фашизма: взгляд справа / Пер. с итал. М., 2007.
Элиты и лидеры: традиционализм и новаторство / Под ред. Е.Ю. Сергеева. М., 2007.
Ясин Е.Г. Приживётся ли демократия в России? 2-е изд., расш. и доп. М., 2012.
Тематика рефератов
Науки о политике: разделение аспектов и взаимосвязь (политология, теория государства и права, история, политическая антропология, др.).
Концепции власти в современной философии.
Символика и вещественная атрибутика власти.
Символы российской государственности.
Зоологические основы неравенства, сотрудничества, иерархии в социуме.
Агрессия и предпосылки этики в животном мире (по работам К. Лоренца).
Социобиология, значение ее выводов для социально-политической философии.
|
|
Неравенство между полами и гендерные проблемы в современном мире.
Возрастное неравенство и традиции геронтократии.
Феномен дарообмена в традиционном обществе и проблема коррупции в современной политологии.
Родо-племенные отношения и феномен трайбаллизма в современной политике.
Лидерство и лидеры в традиционном и современном обществах.
Учение М. Вебера о харизматическом лидере.
Понятие вождества и его типы.
Сущность государства (интегративные и конфликтные концепции).
Пути и формы становления государственности
Древняя Русь: от конгломерата конунгов к державе Рюриковичей.
Родовой сюзеренитет князей-Рюриковичей над Русью.
Татаро-монгольская Орда и влияние восточной деспотии на российскую госу-дарственность.
Бюрократия и ее роли в истории.
Дискуссия о политической природе античного полиса. Обычай остракизма.
Феодализм в Западной Европе: социально-политическая структура.
Кочевые империи Евразии.
Философия евразийства о российской политической традиции.
Российская империя и СССР: сходство и различия.
Тоталитаризм и его особенности в СССР.
Номенклатура: общие принципы, политические судьбы.
Языки политической власти.
Конфессиональный фактор современной политики.
Демократические и имперские тенденции в современной России.
Организованная преступность или силовое предпринимательство (Криминальные факторы российской политики 1990-х гг.)?
Ценности западной цивилизации и отечественные традиции политической жизни.
Текстологический практикум
Никколо Макиавелли
Государь (1532)
1. Н. Макиавелли (1469–1527) — основоположник реалистической политологии. Его жизнь и деятельность.
2. Трактат «Государь» (Il principe,1532) о соотношении величия государства, морали и гражданских свобод.
3 Макиавеллизм как определение откровенной политики.
|
|
Литература
Макьявелли Н. История Флоренции. Л., 1973.
Конспект
Ключевое понятие политической философии — власть. Без неё немыслимо ни человеческое общество в целом, ни существование отдельных коллективов людей, начиная с семьи, соседской общины, рабочей бригады, спортивной команды и т.п. групп. Хотя без властных полномочий и механизмов нет никакой политики, власть как социальное явление гораздо древнее и шире своих государственно-политических форм. Так что в общем смысле этого слова властью можно считать любое проявление волевого воздействия субъекта социального управления на его же объект. Как минимум, это решение и соответствующий ему приказ лидера или группы руководителей. Властные импульсы адресованы так или иначе подчинённым лидерам людям и предполагают способы контроля за исполнением такого рода распоряжений. Подлежащие властному исполнению решения могут вырабатываться лично лидером или же коллективно с более или менее широким кругом советников, однако без возможности того или иного принуждения властные отношения вряд ли мыслимы. Как правило, их подкрепляют сразу несколько факторов — авторитет лидера, способы поощрения и наказания по результатам исполнения его планов и решений. В конечном счёте, последний и решающий аргумент власти — смерть (ослушнику, противнику) или же её символический эквивалент — изгнание из данного социума. Такой вывод сделал итальянский мыслитель Элиас Канетти. В мирных гражданских отношениях таким последним аргументом может стать и уход самого лидера (как, скажем, при разводе супругов кто-то из них покидает эту семью).
Для понимания общественной жизни категория власти столь же важна, как понятие энергии для естествознания или денег для экономики. Природу власти изучали выдающиеся мыслители разных времен и народов. По мысли Томаса Гоббса, для людей это единственное средство достичь блага в будущем. И добавил: «Власть — это не что иное, как превосходство могущества одного над могуществом другого». Макс Вебер определил власть как возможность индивида осуществить свою волю вопреки сопротивлению других. Простым людям бросается в глаза, прежде всего, принудительная, карательная сторона власти, а в особенности недостатки, злоупотребления, практически неизбежные при ее осуществлении. Британский политик лорд Актон ещё в 1887 г. сказал: «Власть склонна к коррупции, а абсолютная власть развращает абсолютно». Поэтому «среди того, что ведёт к деморализации человека, власть — самая постоянная и активная сила».
Однако сводить власть к вульгарному насилию сильного над слабым (скажем, родителя над малым ребёнком или же государя над рядовым подданным) будет не философским выводом, а обыденным упрощением. Власть, никогда не будучи идеальной гарантией людского благополучия, тем не менее совершенно необходима для совместного проживания людей в любом социуме.
Стратегии властвования обычно сочетаются в той или иной пропорции в рамках той или иной модели общественной жизни. Среди этих стратегий различаются:
· насилие — простое подавление сильным слабого;
· «получение согласия» (согласно Пьеру Бурдье), соглашение носителей и объектов властвования — разумная договорённость сторон, основанная на понимании взаимной выгоды общественно-политической иерархии; либо полученная путем целенаправленного идеологического «зомбирования»;
· «воздействие на действие», действие в ответ на действие(по Мишелю Фуко), т.е. тонкая смесь обмана и самообмана; в этой точке зрения учтены первые две (действие требует энергии и организации, т.е. силы с обeих сторон; участники политической игры наделены сознанием и могут оценивать плюсы и минусы политики; однако акцент тут ставится на интерактивном характере власти, которая представляет собой особый механизм или стратегию объединения людей в общество).
Признаки власти (как их выделил всё тот же М. Фуко):
· власть не есть нечто вещественное, что можно получить в готовом виде или потерять; она осуществляется в зависимости от множества факторов и пересечения массы человеческих отношений;
· отношения власти не сводятся к другим отношениям (экономическим, культурным, сексуальным и т.д.); роль власти в отношении к ним всем — продуктивная;
· отношения власти существуют внутри отдельных групп и институтов, которые являются основой общества (семья, предприятия, профессиональные корпорации и т.д.);
· отношения власти осознанные, преднамеренные, но не субъективные (порождены не просто желанием кого-то властвовать, а кого-то подчиняться); власть становится необходимой при сочетании многих массовых стратегий развития социума, отдельных его групп, а значит, и членов; авторов этих стратегий невозможно установить (хотя авторство и приписывается отдельных лицам или группировкам);
· там, где есть власть, есть и сопротивление ей (как пассивное, так и активное в виде контрстратегии).
Рычаги властвования, достаточно типичные для разных мест и времён, стоит перечислить более подробно:
· насилие (угроза, изгнание, физическое принуждение, лишение свободы, показательная казнь и т.п. методы) и страх перед ним; причём насилие порождает власть как изнутри социума, так и извне — чтобы защититься от уничтожения врагами, люди подчиняются своим лидерам;
· поощрения (выдачи материальных благ, денежные выплаты, подарки, ордена и др. награды, пожалования, титулы, звания и т.п.) и наказания (разжалования, штрафы, выставление на позор, вплоть до отставки, суда и казни), материальные и символические (их диалектика);
· идеал — совокупность потребностей и желаний социума, иллюзия коллективного счастья;
· авторитет — иллюзия всемогущества тех или иных субъектов — носителей власти.
Легальность и легитимность как характеристики власти звучат похоже, но это не одно и то же. Легальность — соответствие существующим в данный момент законам (или обычаям, правилам). Легитимность — нечто большее, а именно, соответствие существующего порядка или института требованиям более высокого порядка (справедливости для большинства населения, национальным интересам и т.п.). Время от времени легитимность может противопоставляться легальности, что является классическим обоснованием революций и переворотов по смене политического режима. Для деспотических режимов легитимность выше законности (гениальный лидер лучше знает истинные цели и интересы общества, чем любые другие законодатели). Для демократических стран высшая легитимность сводится к легальности (соответствие политических решений нормам права). Либералы и демократы сближают легитимность и легальность, а правые и левые радикалы разводят эти понятия.
Основания легитимности: божественное право; древняя традиция; экстраординарные заслуги перед народом; выдающиеся способности лидера, особые качества элиты; коренные права человека и гражданина, гарантии их соблюдения.
Процедуры легитимизации и символы власти:
· клятва-присяга; публичная инаугурация (лат. «посвящение в…»); коронация (возведение на престол монарха —помазанника Божия) в европейской традиции; целование руки новому дону представителями его окружения в итальянской мафии; поднятие на ковре хана в тюркской традиции и т.п.);
· облик носителей высшей власти (регалии, форма, индивидуальный стиль одежды и поведения; эскорт, охрана и т.д.);
· символы-заместители (знамена, гербы, портреты лидеров на деньгах, фото вождей в кабинетах чиновников и прочих верноподданных, династические цвета и т.п.);
· монументы и т.п. памятники.
Символика власти уходит своими смысловыми корнями к атрибутам древних вождей — посох, на который старцы опирались при ходьбе, которым пастухи подгоняли стадо, превратился в скипетр — атрибут «пастуха человеческих стад», покровителя «паствы»; лавровые или оливковые венки победителей Олимпийских игр — в корону, символ успеха и превосходства; шкура у самого удачливого охотника — в горностаевые и прочие мантии (символ достоинства, чести, правосудия); леопардовые накидки к африканских вождей; меч выразил соединение земли и неба, сакральной и мирской властей;.
Лидеры и лидерство, их основные уровни. Теории человеческого лидерства:
· теория характерологических черт;
· ситуационная теория;
· теория последователей.