И их влияние на сферу образования

Сравнительные характеристики типов культур и моделей образования

 

 

Классификационные критерии

Характеристики типов культуры

Архаичная Индустриаль- ная Постиндуст- риальная
Доминирующий субъект культуры Человек с коллективно-родовым типом сознания Человек         с коллективно-групповым типом сознания Человек       с автономно-гуманистичес- ким типом сознания
Основной ресурс Земля Машинное производство Человек
Фактор социальной активности Природа Способ производства Самоорганиза- ция
Форма социальной организации Этнос Государство Гражданское общество
Характер коммуникаций Локальный, замкнутый Динамичный Супердинамич- ный
Доминирующий социокод Память Письменно-печатный Электронный
Ощущение времени Сакрализация прошлого Сакрализация будущего Ответствен- ность за настоящее и будущее
Типы образовательных моделей Традиционная Инструктивная Креативная

Исследуя эволюцию культурных эпох и образовательных моделей в историко-культурном процессе, И. Е. Видт установила следующие характеристики, представленные в таблице 4.

Таблица 4.

Тип культуры Архаичная культура Индустриаль-ная культура Постиндустриаль- ная культура
Тип образования традиционный инструктивный инновационный (креативный)
Социокод опыт бытовой жизнедеятельности научные знания универсальные, эпистемические знания
Основной способ фиксации и хранения опыта память старшего поколения письменно-печатный печатно-электронный
Способ передачи опыта традиция инструкция совместная непрерывная продуктивная познавательная деятельность всех поколений
Доминирующий регулятор и организатор процесса обучения передача опыта осуществлялась старшим поколением и социальной стратой (этнос, цех и пр.) государство гражданское общество посредством создания общественно-педагогической инфраструктуры

Культурное самоопределение

В этом контексте Н.Б. Крылова описала отдельные функции саморазвития и представила их проявления в следующем:

самоопределение включает самоориентировку и самоидентификацию понимания собственных задач в каждой конкретной ситуации, определение адекватной линии поведения, акт нравственного и волевого выбора, независимость в решении проблемы, уверенность в своей правоте, самообразование выбора и саморефлексию – это культурные нормы;

самоорганизация включает анализ ситуации, постановку задачи, планирование действий, представление о возможных результатах собственных действий, самоконтроль, самооценку действий и их эффективности, умение обеспечить условия собственных действий, самообслуживание, умение не перекладывать на плечи других решение собственных проблем, наличие воли как средства или условия самоорганизации, работоспособность и самостоятельность в деятельности, т.е. владение культурными методами работы;

самопознание  включает самоанализ, саморефлексию, потребность размышлять по поводу своего поведения, самонаблюдение, самоизучение, постоянную коррекцию представлений о себе на основе совести, самовосприятие, самоуважение, самопринятие, самокритика, понимание самоценности и самодостаточности, что в совокупности определяет культуру самообщения;

саморегуляция и самореабилитация – это способы владения собой, внутренний самоконтроль, способность воздействовать на свой организм, самообладание, быстрая самореакция, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение снимать стрессы и корректировать свое эмоциональное состояние, а значит и способность использовать механизмы культурной коррекции;

самореализация включает самовыражение (т.е. активное выражение собственной индивидуальности как значимой и нужной для себя и других), самоосуществление, самоутверждение, самостоятельность, уверенность в себе, последовательность в достижении цели, умение отстаивать свои права в соответствующих ситуациях, что является основой культурной деятельности;

самообразование и самовоспитание - это самоопределение уровня своей воспитанности и образованности, социальной и культурной развитости, владение навыками самообучения, понимание собственного кругозора и зоны ближайшего развития, что предполагает определенное видение себя в культуре.

II. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ И ОБЩЕСТВА

И ИХ ВЛИЯНИЕ НА СФЕРУ ОБРАЗОВАНИЯ

 

В стремительно меняющемся мире необходимость получения молодыми людьми качественного образования стала аксиомой. Каждый должен иметь шанс перейти мост, ведущий от предшкольной подготовки и обучения в школе к профессиональному образованию, воплощая свою мечту о возможности быть востребованным и успешным в будущей профессиональной жизни. В условиях усиления процессов глобализации образование можно рассматривать как своеобразную магистраль, ведущую человека через обучение от школьной парты к мировому рынку труда.

Однако недостаточно лишь констатировать самоочевидную ценность образования. Нравственный, интеллектуальный, экономический и культурный потенциал любого общества самым непосредственным образом зависит от состояния образовательной сферы и возможностей ее прогрессивного и устойчивого развития.

На современном этапе общественной жизни образование становится не только важнейшей социальной сферой, но и в прямом смысле важнейшей отраслью экономики. Оно играет все более решающую роль в накоплении и развитии интеллектуального капитала во всех областях человеческой деятельности, потому государство, ясно осознавая тенденции и стратегические ориентиры развития образования, стремится инвестировать значительные средства в этот сектор.

Но образование сегодня необходимо рассматривать не только как базис для продуктивного социально-экономического развития России и как средство достижения нового, более высокого качества жизни населения в ближайшем будущем, но и как возможность подготовки к новым стандартам жизни в третьем тысячелетии.

Будущее в немалой степени будет определяться увеличением скорости и непредсказуемостью технологических изменений, ростом влияния урбанизации и ее последствий на социально-демографическую структуру общества, проблемами национальной и языковой идентификации, универсализацией в образе жизни и выполнении трудовых функций, сменой приоритетных политических и общественных ценностей.

1. Увеличение скорости и непредсказуемость технологических изменений проявится в том, что:

сформируется глобальное информационное пространство, новые виды связи, которые будет применимы во всех видах производства и сферах жизни человека;

возникнет так называемая цифровая экономика, создающая сетевое общество. Практически все компании превратятся в «образовательные учреждения». Их основной ролью станет организация людей, а не обеспечение их рабочими местами, поскольку в большинстве случаев люди уже будут иметь собственное дело и работать над специальными проектами персонально или в составе небольшой группы, продавая свою продукцию и услуги через Интернет по всему миру. Лишь небольшая часть населения будет работать в крупных корпорациях;

структура и устройство образовательных учреждений полностью изменятся. Они превратятся в круглогодичные образовательные и информационные центры. Возникнут виртуальные школы, университеты, академии на основе технологий дистанционного обучения. Наиболее опытные высококвалифицированные учителя с уникальными знаниями по отдельным предметам станут обучать население всего мира. Каждый человек практически в любом возрасте мгновенно сможет связаться с лучшими в мире преподавателями по любому предмету. Часть учителей станет опытными менеджерами обучающих центров, в которых они выступят в роли наставников своих учеников. Каждый человек будет планировать программу своего обучения в любом возрасте и являться одновременно и учителем, и учеником;

здоровье каждого ребенка будет находиться под регулярным мониторным наблюдением – его зрение, слух и остальные органы должны быть в великолепной «готовности к обучению». Молодые родители пройдут специальную подготовку, чтобы уже в самые первые годы жизни детей развивать их способности с учетом психофизических особенностей.

Все это повлияет на увеличение потребительского спроса на образовательные услуги по развитию способностей человека к непрерывному обучению в течение всей жизни. В связи с этим основными принципами будущего образования будут индивидуализация и самообразование.

Ключевыми компетенциями для учащегося третьего тысячелетия станут навыки глубокого владения информационно-коммуникационными технологиями, а для педагога третьего тысячелетия – способность самостоятельно разрабатывать электронные учебно-методические комплексы и эффективно использовать цифровые образовательные ресурсы.

2. Рост влияния урбанизации и ее последствий на социально-демографическую структуру общества проявится в том, что:

произойдет увеличение количества населения за счет беднейших наций, эмиграции их в крупные мегаполисы;

конкуренция между людьми будет сосредоточена вокруг права работать в киберпространстве городов;

увеличится продолжительность жизни; возрастет численность населения, ставших родителями в очень раннем возрасте или в очень позднем возрасте, но при этом период обучения и ученичества удлинится;

повысится феминизация общества и произойдет старение населения планеты;

произойдет модернизация структуры семьи; возникнут виртуальные семьи с отдельным проживанием всех членов семьи, в том числе детей;

живое общение станет большой ценностью; счастливая семейная жизнь станет конкурентным преимуществом будущих работников.

Взросление будет происходить по-другому. Дети и молодежь будут приобретать социальный опыт, используя, в значительной степени, технологические достижения информационно-сетевого общества.

Ключевой компетентностью учащегося третьего тысячелетия станет навык самоорганизации деятельности. Ключевыми компетентностями педагога третьего тысячелетия станут способности выстраивать индивидуальную траекторию образования ученика и сопровождать его развитие.

3. Проблемы национальной и языковой идентификации проявятся в том, что:

люди будут вынуждены осваивать несколько языков;

родной язык будет преобладать дома и, возможно, в школе, а в университетах и на работе будут применяться языки межнационального общения;

будет бурно развиваться семейный бизнес;

корпоративное управление будет эксплуатировать ресурс кастовости на основе единства языка.

Обучение будет происходить одновременно на нескольких языках с целью повышения готовности молодого поколения к возрастающей социальной мобильности.

Ключевыми компетентностями учащегося третьего тысячелетия станут навыки эффективной коммуникации.

Ключевыми компетентностями педагога третьего тысячелетия станут умения и навыки организовывать и обеспечивать эффективное взаимодействие между обучающимися в образовательном процессе.

4. Универсализация в образе жизни и в выполнении трудовых функций проявится в том, что:

законодательство разных стран будет приводиться к единым нормам;

компании будут перемещать свои производства из одной страны в другую;

увеличится число виртуальных компаний;

изменится продолжительность рабочего дня, многие категории работников смогут работать на дому;

конкурентоспособность компании будет зависеть от ее способности управлять знаниями;

изменятся приоритеты при оценке успешности компаний;

увеличатся инвестиции в обучение персонала.

Среднее и профессиональное образование станет предопределяться корпоративными ценностями.

Ключевыми компетентностями учащегося третьего тысячелетия станут навыки владения различными способами добывания знаний, педагога – умение организовать непрерывное развитие технологической компетентности обучающегося на основе постоянного мониторинга его сильных и слабых сторон.

Образ будущего предполагает усиление взаимной ответственности всех отраслей экономики за качество образования. В настоящее время, по данным экспертов Института общественного проектирования, мировая экономика находится в преддверии так называемой третьей волны экономического развития (первая волна – 1950–1980 годы, вторая волна – 1980–2010 годы, третья волна – 2010–2040 годы), когда в развитых странах будет осуществляться выравнивание экономического потенциала за счет внедрения новой технологической базы экономики и создания анклава для сохранения и качественного развития постиндустриальной культуры в мире.

В период третьей экономической волны при создании анклава сохранения и развития постиндустриальной культуры будут сформированы три новых явления. Это новая урбанизация (создание новых городов со среднеэтажной застройкой), новая рабочая среда (формирование сети небольших компаний, использующих инновационные технологии, и формирование крупных инновационных центров) и новая система образования (элитное образование для каждого, позволяющее поставлять профессиональные кадры для новой рабочей среды). При этом новая система образования в России, по прогнозам аналитиков, будет основана на отечественной научной базе развивающего обучения.

Основными потребителями высококачественных услуг, в том числе и в сфере образования, будут так называемые «молодые потребители», рожденные после 2000 года, которые составят наиболее трудоспособную и продуктивную часть населения (будущих родителей) в 20–40 годах XXI века. Поколение «молодых потребителей» – это люди с новыми чертами ментальности и иными социальными ценностями, потенциально совсем другие родители, не те, к которым привыкла нынешняя система образования. Это сегодняшние родители, которые требуют качественные и разнообразные образовательные услуги, и завтрашние дети, которые, скорее всего, захотят не только учиться, но и оценивать качество предложенного им образования.

К 2040 году в российском обществе, вероятнее всего, возникнут устойчивые социальные слои, различающиеся между собой по уровню образования, доходу, социальному статусу и другим параметрам. Образуется заметный и стабильный средний класс. Представители среднего и высшего класса будут задавать тон при формировании спроса на образовательные услуги. Предполагается, что передовой социальный слой будет отличаться от других слоев населения социальной мобильностью и, прежде всего, горизонтальной мобильностью (смена места жительства, смена религиозной группы, подвижная граница семьи и идеологических взглядов).

Настоящая Стратегия определяет новую роль системы образования и ответственность государства перед обществом в сфере образования, а также предполагает новые механизмы реализации данной роли и новую модель образовательной инфраструктуры, учитывающие широту и многообразие образовательных потребностей населения (экстернат, семейное обучение, дистанционное, гендерное и индивидуальное обучение; частные, экспериментальные, национальные, межнациональные, корпоративные школы; новые типы учреждений, оказывающие услуги по особым образовательным потребностям граждан и т.д.).

Трансформационные процессы, уже сейчас происходящие в системе образования, и те, которые возникнут в будущем, обусловливают необходимость использования маркетингового подхода к развитию системы образования в России есть, изучение и формирование рынка образовательных услуг и его ресурсное обеспечение, а также стимулирование образовательных учреждений к инновационной деятельности. Произойдет постепенный переход от традиционной системы обучения, когда базовым процессом было воспроизводство знаний, а способом контроля – сравнение с идеалом, к технологической модели обучения. При этом ответственность образования перейдет в плоскость ответа на социальный заказ и гарантии достижения поставленных целей.

Таким образом, образование будущего, сохраняя некоторые ценности традиционного и технологического обучения, будет стремиться к индивидуализации траектории обучения, подбору образовательных технологий, адекватных возрасту, к построению образовательной среды, «оживляющей» знания. Это станет условием получения новых образовательных результатов в соответствии с ценностями будущего общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: