Систематизация отходов
Федеральный классификационный каталог отходов включает перечень видов отходов, находящихся в обращении и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому или компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме.
В Каталоге предусмотрено распределение отходов по следующим направлениям:
- отходы сельского хозяйства;
- отходы при лесоводстве и лесозаготовках;
- отходы при рыболовстве, рыбоводстве;
- отходы добычи полезных ископаемых;
- отходы добычи топливно-энергетических полезных ископаемых;
- отходы добычи металлических руд;
- отходы добычи прочих полезных ископаемых;
- отходы при предоставлении услуг в области добычи полезных ископаемых;
- отходы обрабатывающей промышленности;
- отходы производства пищевых продуктов, напитков, табачных изделий;
- отходы производства одежды;
- отходы производства химических веществ и химических продуктов и др.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, представляют информацию о классификационных признаках и классах опасности конкретных видов отходов в территориальные органы Росприроднадзора. Отходы бывают радиоактивные, биологические, медицинские, а также это вещества, разрушающие озоновый слой, загрязняющие водные объекты и атмосферу. При этом отнесение отходов к конкретному классу опасности нужно подтвердить.
Медицинские отходы
Государственный кадастр отходов, а соответственно, и Федеральный классификационный каталог отходов не распространяются на вопросы обращения с радиоактивными отходами, биологическими отходами и отходами лечебно-профилактических учреждений.
Дело в том, что, к примеру, обращение с медицинскими отходами регулирует Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 N 163.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами.
Данные Правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Контроль (надзор) за соблюдением санитарных правил проводится органами Роспотребнадзора. Для медицинских отходов существует своя классификация по классам опасности (эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам, эпидемиологически опасные отходы, чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы, токсикологически опасные отходы I - IV классов опасности и радиоактивные отходы).
Отходы, загрязняющие окружающую среду
В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду отходы подразделяются на пять классов опасности:
- I класс - чрезвычайно опасные отходы;
- II класс - высокоопасные отходы;
- III класс - умеренно опасные отходы;
- IV класс - малоопасные отходы;
- V класс - практически неопасные отходы (ст. 4.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).
Так, на отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Причисление отходов к V классу опасности собственник отходов осуществляет самостоятельно (Письмо Росприроднадзора от 26.01.2012 N ВК-08-03-36/714).
Форма паспорта на отходы I - IV классов опасности, включенные в Федеральный классификационный каталог отходов, утверждена Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712.
В территориальные органы направляют копию паспорта, заверенного ИП или юрлицом, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, любым способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись. Паспорт действует бессрочно. Немаловажно, что внесение изменений в паспорт не допускается.
Обратите внимание: деятельность ИП и предприятий, в процессе которой образуются отходы I - IV классов опасности, может быть ограничена или запрещена при отсутствии технической возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами.
КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ
"ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ"
(постатейный)
Н.В. КИЧИГИН, М.В. ПОНОМАРЕВ
Сведения об авторах:
Кичигин Николай Валерьевич, научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП при Правительстве РФ). Родился в городе Омске в 1979 г. В 2001 г. окончил юридический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. С 2001 по 2003 гг. преподавал экологическое и земельное право на кафедре социального права этого университета. В 2002 г. поступил в очную аспирантуру ИЗиСП при Правительстве РФ. В 2004 г. защитил кандидатскую диссертацию по теме "Правовые проблемы муниципального экологического контроля". Имеет более 20 научных публикаций в области экологического и природоресурсного права. Является соавтором Комментариев к Федеральным законам "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "Об экологической экспертизе", "Об особо охраняемых природных территориях" - главы III, IV, VIII, приложения.
Пономарев Михаил Вячеславович, научный сотрудник отдела аграрного и экологического законодательства ИЗиСП при Правительстве РФ, старший преподаватель кафедры земельного права Государственного университета по землеустройству. Родился в городе Москве в 1980 г. В 2002 г. с отличием окончил юридический факультет Государственного университета по землеустройству. Автор более 20 научных публикаций по экологическому и природоресурсному праву, вопросам государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Является ответственным редактором и соавтором Комментария к Федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", соавтором Комментариев к Федеральным законам "Об экологической экспертизе" и "Об особо охраняемых природных территориях" - преамбула, главы I, II, V, VI, VII.
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
1. Нормативные правовые акты
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012.
ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301; часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410; часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // СЗ РФ. N 46. Ст. 4532.
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Конституция РФ - Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием (на референдуме) 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. N 237.
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.
Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. N 14. ст. 1650.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
2. Наименования органов
государственной власти и организаций
Минсельхозпрод России - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации (упразднено в 2000 г.).
МПР России - Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Ростехнадзор - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.
3. Прочие сокращения
абз. - абзац
БНА ФОИВ - Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти
гл. - глава (-ы)
ООН - Организация Объединенных Наций
п. - пункт (-ы)
подп. - подпункт (-ы)
ред. - редакция
РФ - Российская Федерация
САПП РФ - Собрание актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
СЗ РФ - Собрание законодательства Российской Федерации
СНГ - Содружество Независимых Государств
СССР - Союз Советских Социалистических Республик
ст. - статья (-и)
Ч. - часть (-и)
24 июня 1998 года N 89-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОТХОДАХ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ
Принят
Государственной Думой
22 мая 1998 года
Одобрен
Советом Федерации
10 июня 1998 года
(в ред. Федеральных законов от 29.12.2000 N 169-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 09.05.2005 N 45-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
Отходы производства и потребления являются одной из наиболее существенных глобальных экологических проблем современности, решение которой с течением времени становится все более необходимой. Значимость решения проблемы отходов в мировом сообществе воспринята на межгосударственном уровне, что предопределяет особую важность поиска дополнительных путей международного сотрудничества в сфере обращения с отходами, в особенности в части совершенствования правовых основ контроля за трансграничным перемещением радиоактивных и иных опасных отходов и ввозом их на территорию Российской Федерации.
Преамбула данного Федерального закона устанавливает основные цели и задачи его действия: во-первых, предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую природную среду; во-вторых, создание правовых основ вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья. Приоритет охраны здоровья человека и охраны окружающей природной среды является ключевым в российском экологическом законодательстве.
В связи с этим решение проблемы отходов требует выработки особых методов природоохранной деятельности Российской Федерации. С одной стороны, необходимо внедрение технологического подхода, направленного на разработку новых и применение существующих малоотходных и безотходных технологий, позволяющих минимизировать негативные последствия их воздействия на окружающую среду и использовать их в качестве дополнительных источников сырья. С другой стороны, достаточно важен правовой подход, выражающийся в оптимизации правового регулирования обращения с отходами в целях повышения эффективности всех форм контроля в данной сфере.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Комментарий к статье 1
Комментируемая статья содержит законодательные определения основных понятий, встречающихся как в настоящем Федеральном законе, так и в иных нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основы обращения с отходами производства и потребления.
Понятие отходов производства и потребления (отходов) является ключевым, и закрепление его легальной дефиниции в положениях Федерального закона, устанавливающего правовые основы обращения отходов, имеет большое значение для обеспечения эффективности и единообразия применения его норм. Российское законодательство об отходах производства и потребления, основываясь на положениях ряда международных правовых актов в данной сфере, трактует указанное понятие несколько иным образом.
Так, в соответствии с положениями ст. 2 Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (г. Базель, 22 марта 1989 г.) <*> (далее по тексту - Базельская конвенция) отходами признаются вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства. Данное определение было воспроизведено в ст. 1 Межправительственного соглашения государств - участников СНГ "О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов" (Москва, 12 апреля 1996 г.) <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2066. Конвенция ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 25 ноября 1994 г. N 49-ФЗ (СЗ РФ. 1994. N 31. Ст. 3200).
<**> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество" от 12 апреля 1996 г. N 2. С. 93.
Несколько иное определение закреплено в ст. III Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29 декабря 1972 г.) <*>. Согласно ее положениям под отходами и другими материалами следует понимать материалы и вещества любого рода, формы или описания.
--------------------------------
<*> Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1978. Вып. XXXII. С. 540. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 15 декабря 1975 г. Ратификационные грамоты СССР депонированы в Москве, Вашингтоне, Лондоне и Мехико 30 декабря 1975 г. В соответствии с п. 1 ст. XIX Конвенция вступила в силу 30 августа 1975 г. В соответствии с п. 2 ст. XIX Конвенция вступила в силу для СССР 29 января 1976 г.
Законодательством отходы классифицируются на две группы - опасные отходы и иные отходы. Под опасными отходами в соответствии с положениями Межправительственного соглашения государств - участников СНГ "О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов" следует понимать отходы (медицинские и фармацевтические отходы, цианиды, мышьяк, ртуть и их соединения, соединения меди и цинка и др. <*>), которые не обладают рядом свойств (взрывчатостью, огнеопасностью (не являются легковоспламеняемыми и самовозгораемыми жидкостями и твердыми веществами), способностью выделять огнеопасные или токсичные газы при взаимодействии с воздухом и водой, токсичностью (ядовитостью и др. <**>), а также отходы, которые определены опасными в соответствии с внутренним законодательством государства экспорта, импорта или транзита. При этом под "другими отходами" понимаются отходы, собираемые из жилищ (бытовые отходы), и остатки их сжигания.
--------------------------------
<*> Полный перечень основных групп опасных отходов см. в Приложении 1 к Соглашению.
<**> Полный перечень опасных свойств отходов см. в Приложении 2 к Соглашению.
В соответствии с положениями комментируемой статьи деятельность по обращению с отходами включает в себя: деятельность, в процессе которой образуются отходы (т.е. деятельность, связанная с производством или потреблением); деятельность по сбору отходов; деятельность по использованию отходов; деятельность по обезвреживанию отходов; деятельность по транспортированию отходов; деятельность по размещению отходов (хранение и захоронение отходов).
Понятие "использование отходов", употребляемое данной статьей, подразумевает их применение для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии. Данное определение полностью отражает широкий спектр возможных направлений деятельности в сфере использования отходов производства и потребления. Между тем данное понятие встречается и в международно-правовых актах. Так, например, ст. 2 Базельской конвенции под использованием отходов понимает сбор, транспортировку и удаление опасных или других отходов, включая последующий контроль за местами удаления.
Законодательное определение понятия "трансграничное перемещение отходов", закрепленное комментируемой статьей, воспроизводит определение, содержащееся в ст. 2 Базельской конвенции. Данная легальная дефиниция конкретизируется определениями, которые содержатся в положениях подзаконных актов. Так, например, в соответствии с Правилами трансграничного перемещения отходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 <*>, под трансграничным перемещением отходов следует понимать ввоз опасных и других отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоз отходов с территории Российской Федерации, а также транзит отходов по ее территории (п. 1 Правил).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 29. Ст. 3012.
Несколько иное определение трансграничного перемещения (отработанного топлива и радиоактивных отходов) содержится в Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.) <*>. В соответствии с ее положениями под трансграничным перемещением (отработанного топлива и радиоактивных отходов) следует понимать любую перевозку отработанного топлива или радиоактивных отходов из государства происхождения в государство назначения.
--------------------------------
<*> Текст Объединенной конвенции официально опубликован не был. Согласно распоряжению Президента РФ от 28 декабря 1998 г. N 469-рп и Постановлению Правительства РФ от 30 апреля 2005 г. N 276 настоящая Конвенция подписана от имени Российской Федерации 27 января 1999 г. Российская Федерация ратифицировала настоящую Объединенную конвенцию Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 139-ФЗ.
Нередко в законодательстве используется понятие "трансграничная перевозка" (отходов), которое является тождественным используемому в рассматриваемой статье понятию "трансграничное перемещение отходов". Так, определение понятия "трансграничная перевозка", закрепленное в ст. 1 Межправительственного соглашения государств - участников СНГ "О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов", является абсолютно идентичным определению указанного понятия комментируемой статьи.
Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия отходов на состояние окружающей среды и относятся к группе нормативов предельно допустимого воздействия на окружающую среду (ст. 22 и 24 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). В соответствии с положениями комментируемой статьи норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Порядок и процедура разработки данных нормативов устанавливаются Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г. N 461 <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2772.
Установление лимитов на размещение отходов производства и потребления в соответствии с положениями ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" является одним из методов экономического регулирования в данной сфере. Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения и устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Как указывается в комментируемой статье, паспорт опасных отходов является документом, который должен не только удостоверять принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, но и содержать сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Отсутствие паспорта опасных отходов служит препятствием к их транспортированию. Порядок паспортизации опасных отходов в настоящее время устанавливается Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" <*>, форма паспорта опасного отхода - Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2000. N 45. Ст. 4476.
<**> БНА ФОИВ. 2003. N 8.
Понятие "вид отходов", если исходить из смысла определения, закрепленного комментируемой статьей, означает принадлежность данных отходов по общим для них признакам к определенной группе в соответствии с системой классификации отходов. В настоящее время существует несколько классификаций отходов - по Критериям их опасности для окружающей природной среды (данные Критерии утверждены Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511 <*>); по степени воздействия токсичных отходов на человека и окружающую среду (в соответствии с Санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 16 июня 2003 г. N 144 <**>); по комплексному критерию - общности их классификационных признаков (по происхождению, агрегатной и физической форме, опасным свойствам и их комбинациям, по степени опасности для окружающей природной среды) (данное деление закреплено в Федеральном классификационном каталоге отходов, утв. Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786 <***>).
--------------------------------
<*> Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 45.
<**> Российская газета. 2003. 20 июня. N 199/1.
<***> БНА ФОИВ. 2003. N 4.
Закрепление определения понятия "лом и отходы цветных и (или) черных металлов" в положениях комментируемого Федерального закона было необходимо ввиду исключительной экономической значимости правового регулирования оборота данного вида отходов. Цветные и черные металлы обладают определенной материальной ценностью, поэтому установление правовых основ обращения с их ломом и отходами является важной государственной задачей. В настоящее время данные правовые основы установлены рядом нормативных правовых актов, при этом за нарушение данных правил обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения может наступать административная ответственность в соответствии с положениями ст. 14.26 КоАП РФ.
Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с отходами
Комментарий к статье 2
В соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ законодательство об охране окружающей среды, а также вопросы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
В настоящее время на федеральном уровне действует значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих обращение с отходами производства и потребления, центральное место среди которых занимает комментируемый Федеральный закон и комплексный законодательный акт, регулирующий отношения в области охраны окружающей среды, - Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" <*>. Ряд важнейших требований к обращению с отходами производства и потребления установлен положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
<**> СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.
В сфере обращения с отходами производства и потребления действует достаточное количество нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, а также ведомственных нормативных актов. В частности, Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 <1> был утвержден Перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена. Постановлениями Правительства РФ также регулируется ряд существенных вопросов в сфере обращения с отходами. Например, Постановлением Правительства РФ от 17 июля 2003 г. N 442 <2> были утверждены Правила трансграничного перемещения отходов, Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340 <3> - Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, Постановлением Правительства РФ от 11 октября 1997 г. N 1298 <4> - Правила организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и т.д. Ведомственными актами - приказами, письмами, указаниями и иными актами федеральных министерств и ведомств также устанавливаются некоторые правила в области обращения с отходами. В частности, Приказом МПР России от 2 декабря 2002 г. N 786 <5> был утвержден Федеральный классификационный каталог отходов, Приказом МПР России от 15 июня 2001 г. N 511 <6> - Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды и пр.
--------------------------------
<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 492.
<2> СЗ РФ. 2003. N 29. Ст. 3012.
<3> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2157.
<4> СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4782.
<5> БНА ФОИВ. 2003. N 4.
<6> Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 45.
Субъектами Российской Федерации принято значительное количество нормативных правовых актов, регулирующих вопросы обращения с отходами. Достаточное количество субъектов Российской Федерации урегулировали отношения в данной сфере принятием законов. К числу таких законов можно отнести Закон г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 68 "Об отходах производства и потребления в городе Москве" <1>, Закон Московской области от 8 ноября 2001 г. N 171/2001-ОЗ (в ред. от 3 августа 2004 г., с изм. от 7 декабря 2004 г.) "Об отходах производства и потребления в Московской области" <2>; Закон Амурской области от 8 декабря 2003 г. N 271-ОЗ "Об отходах производства и потребления в Амурской области" <3>; Закон Республики Башкортостан от 30 ноября 1998 г. N 195-з (в ред. от 7 февраля 2005 г.) "Об отходах производства и потребления" <4>, Закон Краснодарского края от 13 марта 2000 г. N 245-КЗ "Об отходах производства и потребления" <5> и др. Ряд субъектов Российской Федерации не имеют законодательных актов, устанавливающих основы обращения с отходами и комплексно регулирующих данные отношения; эти отношения регулируются на уровне подзаконных актов.
--------------------------------
<1> Вестник мэрии и Правительства Москвы. 2005. 28 декабря. N 1.
<2> Вестник Московской областной Думы. 2001. N 11. Действие документа приостановлено до 31 декабря 2005 г. Законом МО от 7 декабря 2004 г. N 167/2004-ОЗ.
<3> Амурская правда. 2003. N 357-358. 10 декабря.
<4> Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан. 1999. N 6 (90). Ст. 361.
<5> Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. 2000. N 13.
В соответствии с положениями ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городских и сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; к вопросам местного значения городского округа - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Органы местного самоуправления вправе принимать собственные нормативные акты, регулирующие вопросы обращения с отходами производства и потребления на территории соответствующих муниципальных образований. Анализ многочисленных актов органов местного самоуправления в данной сфере позволяет сделать вывод о том, что в основном данными актами устанавливаются нормы накопления мусора и бытовых отходов, правила их вывоза с территории жилого сектора и утилизации, а также тарифы на данные услуги, оказываемые специальными муниципальными предприятиями. К таким актам следует относить, например, Постановление главы Хабаровского муниципального района от 15 ноября 2005 г. N 235 "Об организации сбора, учета и вывоза отходов производства и потребления на территории Хабаровского муниципального района" <*>, Постановление Тайгинского городского Совета народных депутатов от 29 сентября 2005 г. N 30 "О правилах в области обращения с отходами производства и потребления на территории города Тайги" <**> и др.
--------------------------------
<*> Документ опубликован не был.
<**> Сборник правовых актов, принятых городским Советом народных депутатов в сентябре 2005 г. // Тайгинский рабочий. 2005. 12 октября, приложение "Вестник".
В положениях комментируемой статьи абсолютно не упоминается о международных правовых актах, регулирующих обращение с отходами производства и потребления. Между тем в данной сфере действует ряд актов, имеющих достаточно большое значение. К таким актам следует отнести:
Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29 декабря 1972 г.);
Базельскую конвенцию о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.);
Объединенную конвенцию о безопасности обращения с отработанным топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.);
Межправительственное соглашение государств - участников СНГ "О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов" (Москва, 12 апреля 1996 г.);
Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 июня 1998 г. N 11-9 "О модельном законе "Об отходах производства и потребления".
Статья 3. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами
Комментарий к статье 3
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия является одним из основных приоритетов государственной экологической политики. Как отмечается в Экологической доктрине РФ, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р <*>, устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в области экологии, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Сохранение и восстановление природных систем должно быть одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества. При этом в Национальном плане действий по охране окружающей среды (НПД ООС) на 1999 - 2001 гг., одобренном Правительством РФ 12 ноября 1998 г. <**>, указывалось, что экологическая политика должна также быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для его проживания, развитию экологического сознания и образования, экологичной структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде, и контроля за их выполнением.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2002. N 36. Ст. 3510.
<**> Российская газета (Ведомственное приложение). 1998. 15 декабря. N 237; 1998. 26 декабря. N 246; 1999. 16 января. N 8; 1999. 13 февраля. N 28.
Принцип научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения развития общества, установленный комментируемой статьей, является конкретизацией одного из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", - принципа научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды. Данный принцип означает, что одним из важнейших направлений деятельности государства в данной сфере (экологической функцией государства) следует признавать обеспечение согласованного соотношения экономических и экологических интересов общества, учитывая при этом необходимость дальнейшего развития производительных сил при одновременном обеспечении сохранения, улучшения, воспроизводства окружающей природной среды.
Принцип использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий основан на необходимости снижения негативного техногенного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду и здоровье человека. Одним из наиболее перспективных путей снижения такого воздействия является внедрение малоотходных и безотходных технологий, особенно в области обращения с отходами. При этом одним из основных принципов охраны окружающей среды является принцип обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды. Такого снижения можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов (ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды"). Под наилучшими существующими технологиями в соответствии с положениями ст. 1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" следует понимать технологии, основанные на последних достижениях науки и техники, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду и имеющие установленный срок практического применения с учетом экономических и социальных факторов.
Принцип комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов является достаточно значимым для правильной организации деятельности в области обращения с отходами. Комплексность переработки материально-сырьевых ресурсов подразумевает применение различного рода малоотходных и безотходных технологий в целях снижения вредного воздействия на окружающую среду и в этой части способствует реализации предыдущего принципа комментируемой статьи. В настоящее время деятельность по разработке и внедрению указанных технологий с целью уменьшения количества отходов производства и потребления является перспективным направлением предпринимательской деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, государственная поддержка которой обеспечивается в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Принцип использования методов экономического регулирования в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот подкрепляется положениями ст. 21 комментируемого Закона, установившей среди принципов экономического регулирования в данной сфере также принцип платности размещения отходов и принцип экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами, который может выражаться в предоставлении налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов в соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" (подробнее см. комментарии к ст. 21 - 23).
Принцип доступа к информации в области обращения с отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает реализацию одного из основополагающих экологических прав, закрепленных ст. 42 Конституции РФ, - права каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Нарушение данного права влечет применение мер юридической ответственности, в частности ответственности административной и уголовной.
Так, в соответствии с положениями ст. 5.39 КоАП РФ неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом, либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном размере. Что же касается экологической информации, то административная ответственность за ее сокрытие или искажение предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ. Согласно ее нормам сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей природной среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, влечет наложение административного штрафа в установленном размере как на граждан, так и на должностных и юридических лиц.
Уголовная ответственность за ограничение доступа к информации в области обращения с отходами может наступать в соответствии с положениями ст. 140 УК РФ, устанавливающей наказание в виде штрафа за неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан.
Принцип участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области обращения с отходами сформулирован на основе одного из принципов, закрепленных ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды". В настоящее время Россия является активной участницей международного сотрудничества в области природоохранной деятельности, важной составляющей которого является сотрудничество в области трансграничного перемещения отходов. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды направлено в том числе и на выполнение международных обязательств в области обращения с отходами. Особенно четкой международно-правовой регламентации требует обращение с опасными отходами, в частности с радиоактивными. По вопросам международного сотрудничества принято достаточное количество нормативных правовых актов: Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Москва - Вашингтон - Лондон - Мехико, 29 декабря 1972 г.); Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (Базель, 22 марта 1989 г.); Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами (Вена, 5 сентября 1997 г.); Межправительственное соглашение государств - участников СНГ "О контроле за трансграничной перевозкой опасных и других отходов" (Москва, 12 апреля 1996 г.); Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 июня 1998 г. N 11-9 "О модельном законе "Об отходах производства и потребления" и ряд других.
Другой, не менее значимой составляющей международного сотрудничества является обмен опытом в сфере охраны окружающей среды, в том числе и в сфере обращения с отходами. В целях обмена опытом органами государственной власти РФ регулярно проводятся различного рода международные семинары, международные конференции и выставки <*>.
--------------------------------
<*> См., например, Приказ Госкомэкологии России от 29 сентября 1997 г. N 404 "О проведении в Москве Международных семинаров "Управление опасными отходами" и "Химические вещества: надлежащая лабораторная практика и контроль за их обращением" // Документ опубликован не был (см. СПС "КонсультантПлюс").
В настоящее время в число полномочий Ростехнадзора в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 <*> (в ред. от 21 января 2006 г.), входит взаимодействие с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности (в том числе и в сфере обращения с отходами) (п. 5.10). В целях реализации данного полномочия в структуре центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору создано Управление международного сотрудничества и взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями, Положение о котором было утверждено Приказом Ростехнадзора от 15 октября 2004 г. N 150 <**>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2004. N 32. Ст. 3348.
<**> Документ опубликован не был (см. СПС "КонсультантПлюс").
Статья 4. Отходы как объект права собственности
Комментарий к статье 4
Признание отходов производства и потребления объектом права собственности в должной мере способствует их вовлечению в хозяйственный оборот и делает их предметом гражданско-правовых сделок.
Часть 1 комментируемой статьи указывает на то, что право собственности на отходы возникает лишь у собственника сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий, продуктов, товаров (продукции), в результате использования которых они образовались. Общие основания приобретения права собственности установлены положениями гражданского законодательства. В частности, в соответствии со ст. 136 ГК РФ поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества.
В части 2 рассматриваемой статьи указывается на то, что право собственности на отходы может приобретаться также на основании сделок, связанных с отчуждением отходов как имущества (купля-продажа, мена, дарение и др.). Данное утверждение основано на положениях ч. 2 ст. 218 ГК РФ. Так, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Общие положения о договорах купли-продажи, мены, дарения и иных сделках, связанных с отчуждением имущества, закреплены частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации. К купле-продаже отходов применимы лишь общие положения о договоре купли-продажи, установленные § 1 гл. 30 ГК РФ, к мене - положения гл. 31 ГК, к дарению - гл. 32 ГК РФ.
При этом следует иметь в виду, что отходы радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, отходы, содержащие драгоценные и редкоземельные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Перечнем видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утв. Указом Президента РФ от 22 февраля 1992 г. N 179 <*>, следует признавать имуществом, ограниченным в обороте, и поэтому в соответствии с положениями ч. 3 комментируемой статьи на деятельность, связанную с обращением отходов (в том числе и при совершении сделок, связанных с переходом права собственности на них), требуется получение соответствующей лицензии.
--------------------------------
<*> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 10. Ст. 492.
В настоящее время, согласно п. 74 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <*> (в ред. от 31 декабря 2005 г.), деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов подлежит лицензированию в установленном порядке. Такой порядок установлен Положением о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340 <**> (в ред. от 3 октября 2002 г.) (см. комментарий к ст. 9).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (часть 1). Ст. 3430.
<**> СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2157.
Часть 4 комментируемой статьи воспроизводит положения ст. 226 ГК РФ, устанавливающей порядок обращения движимых вещей, от которых отказался собственник (т.е. брошенных собственником или иным образом оставленных им с целью отказа от права собственности на них), в собственность иных лиц. Согласно требованиям данной статьи лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находится брошенная вещь (в частности отходы производства и другие отходы), имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ
Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обращения с отходами
Комментарий к статье 5
Как уже отмечалось, в соответствии с положениями ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Общие полномочия федеральных органов государственной власти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, закреплены ст. 5 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". К их полномочиям в числе прочих относится:
обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации;
разработка и издание федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны окружающей среды и контроль за их применением;
разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации;
объявление и установление правового статуса и режима зон экологического бедствия на территории Российской Федерации;
координация и реализация мероприятий по охране окружающей среды в зонах экологического бедствия;
установление порядка осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), формирование государственной системы наблюдений за состоянием окружающей среды и обеспечение функционирования такой системы;
установление порядка осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды, в том числе на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся в ведении Российской Федерации, объектах, способствующих трансграничному загрязнению окружающей среды и оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (федеральный государственный экологический контроль);
установление федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды;
обеспечение охраны окружающей среды, в том числе морской среды на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;
установление порядка обращения с радиоактивными отходами и опасными отходами, контроль за обеспечением радиационной безопасности;
подготовка и распространение ежегодного государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды;
установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды;
установление порядка определения размера платы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;
организация и проведение государственной экологической экспертизы;
взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды;
установление порядка ограничения, приостановления и запрещения хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, и их осуществление;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, формирование экологической культуры;
обеспечение населения достоверной информацией о состоянии окружающей среды;
образование особо охраняемых природных территорий федерального значения, природных объектов всемирного наследия, управление природно-заповедным фондом, ведение Красной книги Российской Федерации;
ведение государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и их классификация в зависимости от уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду;
ведение государственного учета особо охраняемых природных территорий, в том числе природных комплексов и объектов, а также природных ресурсов с учетом их экологической значимости;
экономическая оценка воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;
экономическая оценка природных и природно-антропогенных объектов;
установление порядка лицензирования отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды и его осуществление;
осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды;
осуществление иных предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочий.
Необходимо отметить, что положения комментируемой статьи содержат терминологическую неточность - в данном случае идет речь о полномочиях органов исполнительной власти Российской Федерации (федеральных органов исполнительной власти) в области обращения с отходами.
В настоящее время в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, Ростехнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в том числе и в области обращения с отходами производства и потребления. Подробнее о деятельности Ростехнадзора в области обращения с отходами см. в комментарии к ст. 25.
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами
Комментарий к статье 6
В соответствии с положениями ст. 6 Федерального закона "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся:
участие в определении основных направлений охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
участие в реализации федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации;
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральным законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
участие в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, в осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
утверждение перечня должностных лиц органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный экологический контроль (государственных инспекторов в области охраны окружающей среды субъекта Российской Федерации);
установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне;
право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
обращение в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и (или) запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, государственный экологический контроль которых осуществляется субъектом Российской Федерации;
контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
участие в обеспечении населения информацией о состоянии окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, осуществления экологической паспортизации территории.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 11 Конституции РФ, государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. При этом ч. 1 ст. 77 Конституции РФ устанавливает, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Указанные принципы установлены в настоящее время положениями Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" <*>. Одним из таких принципов, установленных п. "ж" ч. 1. ст. 1 данного Федерального закона, является принцип самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005.
При этом необходимо отметить, что, согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в области охраны окружающей среды, определяются самими субъектами Российской Федерации.
Статья 7. Утратила силу. - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
Комментарий к статье 8
Общие полномочия органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с его положениями к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ч. 1 ст. 14), муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 14 ч. 1 ст. 15), городского округа - организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16). При этом имущество, необходимое для указанных целей, может находиться в муниципальной собственности.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (ст. 7), дублируя данные положения, устанавливает также, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге указанные полномочия органов местного самоуправления, исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства, могут быть возложены законами указанных субъектов РФ на органы государственной власти данных городов, при этом полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области охраны окружающей среды определяются законами данных субъектов РФ - городов федерального значения.
Об актах органов местного самоуправления в области обращения с отходами см. комментарий к ст. 2.
Глава III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ОТХОДАМИ
Статья 9. Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами
Комментарий к статье 9
В соответствии с комментируемой статьей деятельность по обращению с опасными отходами подлежит лицензированию согласно законодательству Российской Федерации. В настоящее время все виды деятельности, подлежащие лицензированию, должны быть перечислены в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с ним лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. Порядок лицензирования в данной сфере определен Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2002 г. N 340 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами". В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ, лицензированию подлежит не деятельность по обращению с опасными отходами в целом, а деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению. Таким образом, из сферы лицензирования исключена деятельность, в ходе которой образуются опасные отходы.
Лицензирование деятельности по обращению с опасными отходами осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и его территориальными органами (лицензирующий орган). Лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по обращению с опасными отходами являются:
а) выполнение лицензиатом международных договоров, законодательства Российской Федерации, государственных стандартов в области обращения с опасными отходами, правил, нормативов и требований, регламентирующих безопасное обращение с такими отходами;
б) наличие у лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами;
в) наличие у лицензиата принадлежащих ему на законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов, соответствующего техническим нормам и требованиям оборудования, транспортных средств, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
г) наличие у лицензиата средств контроля и измерений, подтверждающих соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении лицензируемой деятельности.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности, класса опасности отходов для окружающей среды, опасных свойств отходов, видов отходов;
б) копии учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;
г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
д) копии документов, подтверждающих соответствующую лицензионным требованиям и условиям профессиональную подготовку индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами;
е) положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов обоснования намечаемой деятельности по обращению с опасными отходами.
Если копии документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала. Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение 45 дней со дня получения заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Лицензирующий орган имеет право привлекать специализированные органы и организации, а также отдельных специалистов для проведения независимой оценки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Срок действия лицензии на осущ






