Совокупное предложение представляет собой общий объем отечественных товаров и услуг (в номинальном выражении), производимых в экономике за некоторый период времени (год)

На графике совокупное предложение может быть изображено в виде кривой, которая показывает объем производства отечественных товаров и услуг (реальный ВВП ) при каждом возможном уровне цен за некоторый период времени (год).

(Единого мнения относительно формы кривой совокупного предложения не существует; ниже предлагается один из вариантов этой кривой).

Как видно на рисунке 7.3 кривая совокупного предложения AS состоит из трех отрезков (сегментов):

1. горизонтальный (кейнсианский) отрезок;

2. промежуточный (восходящий) отрезок;

3. вертикальный (классический) отрезок.

Прежде чем перейти к анализу каждого отрезка, необходимо подчеркнуть, что объем производства, как в отдельной фирме, так и в экономике в целом определяется объемом имеющихся производственных ресурсов и технологией (см.: лекция 1 – Анализ кривой производственных возможностей). Если имеющиеся ресурсы используются полностью (при данной технологии), то экономика производит потенциальный уровень реального ВВП (Qf на рисунке 7.3).

Рис.7.3

AS

Р

3

2

1

 
 

0 Q0 Qf Q

Кейнсианский отрезок. На протяжении всего отрезка уровень цен не изменен. Фактический Q < Q0 (< Qf), из чего следует, что значительная часть ресурсов не используется: производственные мощности простаивают, высок уровень безработицы, то есть, экономика находится на глубоком спаде, так как фактический уровень реального объема ВВП «не дотягивает» до потенциального уровня. Если объем производства начнет расти (движение вправо вдоль горизонтального отрезка), то уровень цен не изменится, так как фирмы просто начнут использовать простаивающие производственные мощности и увеличивать занятость за счет безработных, которые не станут требовать повышения заработной платы. Поэтому издержки производства не возрастут, а значит, и цены не изменятся. (Объяснение того, почему уровень цен не изменится при движении влево вдоль горизонтального отрезка, будет дано позже.)

 

 

Теперь все неценовые факторы по порядку.

1. Цены на ресурсы – издержки производства непосредственно связаны с предложе­нием, следовательно, уменьшение ресурсных цен приведет к увеличению пред­ложения, т.е. перенести кривую предложения вправо.

Любой из ресурсов увеличивается или уменьшается.

a) например, земельные ресурсы увеличиваются благодаря открытию по­лезных ископаемых, орошению, техническому усовершенствованию. И уменьшаются – из-за потери неоднородного слоя почвы или исто­щения подземных вод при ирригации.

b) цены на импортные ресурсы – снижение цен на импортные ресурсы уве­личивает наше совокупное предложение.

c) господство на рынке – может выражаться в обладании государством или компанией какими-либо уникальными ресурсами.

Равновесие.

 

 




double arrow
Сейчас читают про: