Корректировка курса реформ Черномырдин В.С. Кириенко С.В. Примаков Е.М. Степашин С В

Россия в международных отношениях конца XX – начала XXI столетия: от прежних ориентиров к новым рубежам.

 

Политическая жизнь

 Становление современной российской государственности началось 12 июня 1990 г., когда Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. Ровно через год, 12 июня 1991 г. Б. Н. Ельцин был избран Президентом России. Окончательно Россия стала государством после распада СССР. 8 декабря 1991 г. Б. Н. Ельцин подписал соглашение с президентом Украины Л. М. Кравчуком и председателем Верховного Совета Белоруссии С. И. Шушкевичем о прекращении существования СССР и образовании СНГ. 12 декабря 1991 г. Верховный Совет России ратифицировал это соглашение 188 голосами против 6 при 7 воздержавшихся.

Экономика – «шоковая терапия»

Е. Т. Гайдар- экономические преобразования в следующей последовательност и 1. переход к свободным ценам (либерализация цен); 2. либерализация торговли; 3. приватизация государственной собственности. 2 января 1992 г. указом президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Одновременно с либерализацией цен были в 2-3 раза повышены зарплаты бюджетников и пенсии. Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А. Б. Чубайса.

Результаты

Минусы:

· Товарный дефицит

· Рост цен в 10-12 раз

·  Инфляция

· Закрытие предприятий

·  Безработица

· Падение доходов бюджета

Проблема – снижение жизненного уровня населения

 Плюсы:

· Осень 1992 года –относительная стабилизация производства

· Частные собственники

 Проблема – стабилизация экономики

Корректировка курса реформ Черномырдин В.С. Кириенко С.В. Примаков Е.М. Степашин С В.

Первые результаты экономических реформ. В 90-х гг. экономика России становилась многоукладной. Развивались различные формы собственности — индивидуальная частная, государственная, акционерная, муниципальная и др. Отдельные звенья сложной экономической системы оказывались эффективными, другие переживали кризисные явления.

Результаты первых лет экономических реформ противоречивы. Рассмотрим несколько конкретных показателей.

Продолжалась структурная перестройка металлургической промышленности:на смену мартеновскому производству (характерному для раннеиндустриального периода) шло кислородно-конверторное производство, присущее развитым индустриальным странам.

Одним из важнейших показателей стало увеличение удельного веса сферы услуг в экономике страны; Сократился импорт зерновых; Снизилось производство продукции животноводства, поэтому возрос импорт мяса и мясопродуктов.  Снижение реальных доходов населения изменило структуру потребления. Существенно сократилось потребление мяса и мясопродуктов (этот показатель снизился до уровня 1970 г.). А вот показатели обеспеченности населения телефонами, автомобилями, компьютерной и бытовой техникой выросли.

 

Новое место России в мире. С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего изменился мир:окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США.

Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооруженных сил в первую очередь на западном направлении. Приведем пример. К середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. — 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии — 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми.

России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам.

Россия и Запад. У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны.

Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны»:Россия и Соединенные Штаты рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе».В январе 1993 г. была заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.  Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества

Результаты внешней политики страны в 90-е гг. Внешняя политика России в 90-е гг. имела противоречивый характер. Были серьезные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 90-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, ее национальные интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: