МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА «ЭКОНОМИКА И ЛОГИСТИКА»
Утверждаю
Проректор
По академическим вопросам
____________Дуйсенгулова Н.С.
«____»_______________20_____ г.
Образовательная программа - бакалавриата
Специальность 5В090900 - «Логистика (по отраслям)»
Форма обучения - дневная
СИЛЛАБУС
по дисциплине «ЕДИНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА»
Курс: 3
Семестр: 5
Количество кредитов: 3
Преподаватель степень, звание – к.т.н., доцент Кенжебаева Г.Ж.
Телефон: 3022136, кабинет № 115
Алматы, 20 12
Составитель: степень, звание _______________________ к.т.н., доцент Кенжебаева Г.Ж.
Силлабус составлен на основе рабочей программы дисциплины «Единая транспортная система» для студентов специальности 5В090900 - «Логистика (по отраслям)»
Силлабус рассмотрен на заседании кафедры «Экономика и логистика»
Протокол №______ от «____»_____________20____ г.
И.о. зав. кафедрой «Экономика и логистика»
степень, звание ____________________ к.э.н., доцент Тайкулакова Г.С.
Силлабус одобрен на заседании УМС НОУ «МАБ»
Протокол №_____ от «_____» ______________20___ г.
Введение
Данная дисциплина рассматривает и использует отечественный и зарубежный опыты в развитии транспортных систем, дисциплина предполагает рассмотрение передовых методов, способов и технологических процессов по перевозке грузов различными видами транспорта, организационные решения, позволяющие рационально формировать единую транспортную систему и ее элементы.
Направленность дисциплины основывается на успешном функционировании и развитии в рыночной среде необходимых обоснованных подходов к формированию транспортного комплекса, т.е. совокупности правил и методов, которыми должно руководствоваться предприятие с целью завоевания, сохранения и расширения позиций на рынке транспортных услуг. Стратегический успех взаимодействия видов транспорта зависит от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом.
Методика преподавания данной дисциплины предусматривает:
- чтение лекций;
- проведение практических занятий;
- СРСП;
- СРС.
Методическая направленность дисциплины предполагает:
· системное изучение теории формирования ЕТС, процессов организации и управления ее работой;
· определение факторов, определяющих эффективное функционирование ЕТС;
· выявление структурно-функциональных характеристик транспортных систем в зависимости от конкурентных условий их эксплуатации;
· ознакомлением с достижением научно-технического прогресса с целью внедрения новых, прогрессивных видов транспорта;
· системный подход к решению проблем взаимодействия и координации различных видов транспорта в транспортных узлах по единому технологическому процессу.
Целью преподавания дисциплины является: необходимость получения знаний в области эффективного использования технической вооруженности транспортных систем с учетом объемов работы, способствование своевременному созданию условий для высокой мобильности и развития с требуемыми технико-экономическими показателями, а также обеспечение выживаемости и конкурентоспособности отрасли в целом и отдельных ее структур; решение вопросов эффективного развития пропускной и провозной способности транспортных сетей; анализ работы всех видов транспорта и представление обоснованных выводов и предложений с целью улучшения работы транспортных систем.
Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:
- определение значения каждого вида транспорта и транспортной системы в целом условиях рыночной экономики;
- применение принципов формирования единой транспортной системы в зависимости от развития и размещения производительных сил, региональной специфики транспортной системы;
- применение форм и методов эффективной организации взаимодействия различных видов транспорта с учетом их основных эксплуатационных и технико-экономических параметров;
- выборе вида транспорта для выполнения конкретных перевозок, а также методов региональной организации работы транспортных узлов;
- определение общих закономерностей развития технических средств и методы эксплуатации различных видов транспорта, а также пути и перспективы их совершенствования как элементов единой транспортной системы.
Пререквизиты: История Казахстана. Философия. Иностранный язык. Казахский (русский) язык. Информатика. Социология. Основы экономической теории. Основы права. Высшая математика.
Постреквизиты: Общий курс транспорта. Логистика. Маркетинг. Менеджмент.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны: освоить следующие компетенции согласно компетентностной модели бакалавра.
Общие компетенции:
- знать: формы взаимодействия разных видов транспорта; общие закономерности развития технических средств и эксплуатации разных видов транспорта; особенности разных видов транспорта в единой транспортной системе; технико-эксплуатационные характеристики видов транспорта;- уметь: выбирать технические средства, обеспечивающие взаимодействие различных видов транспорта; определить структуру и мощности транспортных узлов; рассчитать потребные площади складских помещений и площадок в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой; определить технологические схемы перегрузки основных грузов в пунктах стыкования различных видов транспорта;- овладеть навыками: технологических связей между элементами перевозочного процесса; согласования временных режимов работы различных видов транспорта; организация мультимодальных перевозок; координация работы различных видов транспорта при пассажирских перевозках; организации взаимодействия различных видов транспорта при бесперегрузочных перевозках.
Предметно специализированные:
- знать: структуру транспортно-коммуникационного комплекса Республики Казахстан; формы и методы обслуживания видов транспорта; оформление транспортной документации;
- уметь: выбирать технологические схемы доставки грузов; ориентироваться в выборе видов подвижного состава; рассчитывать технико-экономические показатели;
- овладеть навыками: работы логиста; заполнения транспортной документации и представление расчета экономических показателей.
Календарно-тематический план
№ |
Наименование темы | Распределение по неделям | |||
Лекции | Практические занятия | СРСП | СРС (вместе с СРСП) | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Транспортная обеспеченность и система управления. | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | Вопросы комплексной теории технической эксплуатации транспорта. | 2 | 2 | 2 | 2 |
3 | Технико-эксплуатационные характеристики магистральных видов транспорта. | 3 | 3 | 3 | 3 |
4 | Железнодорожный транспорт, его особенности и основные показатели. | 4 | 4 | 4 | 4 |
5 | Автомобильный транспорт, его особенности и основные показатели. | 5 | 5 | 5 | 5 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
6 | Морской транспорт, его особенности и основные показатели. | 6 | 6 | 6 | 6 | |
7 | Промышленный, городской и пригородный транспорт. Новые виды транспорта. | 7 | 7 | 7 | 7 | |
Рубежный контроль 1 | ||||||
8 | Экономические показатели и их особенности на различны видах транспорта | 8 | 8 | 8 | 8 | |
9 | Принципы и методы выбора видов транспорта. Прямые смешанные перевозки и их эффективность. | 9 | 9 | 9 | 9 | |
10 | Транспортные узлы в перевозочном процессе. Процессы взаимодействия в транспортных узлах. | 10 | 10 | 10 | 10 | |
11 | Основные свойства, классификация и принципы проектирования транспортных узлов. Основные характеристики качества функционирования транспортного узла. | 11 | 11 | 11 | 11 | |
12 | Техническое и технологическое взаимодействие различных видов транспорта в узлах. Оптимизация процессов в транспортных узла, протекающих в режимах среднесрочного и оперативного планирования. | 12 | 12 | 12 | 12 | |
13 | Определение мощности постоянных устройств в транспортных узлах. | 13 | 13 | 13 | 13 | |
14 | Пути повышения эффективности различных видов транспорта. | 14 | 14 | 14 | 14 | |
15 | Состояние и основные направления комплексного развития транспортных систем Республики Казахстан и других стран СНГ и ЕврАзЭС. | 15 | 15 | 15 | 15 | |
Рубежный контроль 2 | ||||||
Экзаменационная сессия | 15 | |||||
Содержание практических занятий, форма контроля и оценка
№ темы | Вопросы практических занятий | Литература | Форма контроля | Макс. балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Определение показателей использования парка грузовых вагонов | Основная: №1-12 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
2 | Оценка качества выполнения перевозок | Основная: №1-12 | Решение задач, построение графика | 100 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | Определение показателей работы предприятия воздушного транспорта | Основная: №1-12 | Устный опрос. Решение задач | |
4 | Определение показателей работы магистральных трубопроводов | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
5 | Расчёт транспортного баланса района | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
6 | Определение фондоотдачи основных средств отделения дороги | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
7 | Определение эффективности использования основных средств железной дороги | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
8 | Расчёт выполнения плана по производительности автотранспортным предприятием | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
9 | Оценка парка самолетов предприятия воздушного транспорта | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
10 | Расчёт показателей работы судов морского пароходства | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
11 | Расчёт уровня производительности труда предприятия внутреннего водного транспорта | Основная: №1-12 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
12 | Расчёт динамики изменения себестоимости транспортной работы по управлению дороги | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
13 | Расчёт изменения прибыли от перевозок по морскому пароходству | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
14 | Определение изменения грузооборота порта | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
15 | Расчёт коэффициентов механизации грузовых участков порта | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Устный опрос. Решение задач | 100 |
График проведения СРСП*
№ темы | Задания на СРС | Литература | Форма контроля | Сроки сдачи (неделя) | Макс. балл |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Анализ грузооборота и грузопереработки | Основная: №1-12 | Защита рефератов, эссе | 1 | 100 |
2 | Транспортно-перегрузочная характеристика груза | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 2 | 100 |
3 | Выбор флота и сухопутного подвижного состава | Основная: №1-12 | Защита рефератов, эссе | 3 | 100 |
4 | Выбор перегрузочных машин и грузозахватных приспособлений к ним | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 4 | 100 |
5 | Расчёт параметров причала | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 5 | 100 |
6 | Варианты схем механизации | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 6 | 100 |
7 | Описание технологии перегрузочных работ по вариантам | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 7 | 100 |
8 | Расчет норм выработки и времени | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 8 | 100 |
9 | Расчёт потребности в перегрузочных машин, количества причалов и их пропускной способности | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 9 | 100 |
10 | Расчёт продолжительности обработки судна в порту | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 10 | 100 |
11 | Методика выбора оптимального варианта | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 11 | 100 |
12 | Капиталовложения и эксплуатационные расходы по порту | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 12 | 100 |
13 | Капиталовложения и эксплуатационные расходы по флоту за время нахождения его в порту | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 13 | 100 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
14 | Интегральные удельные приведенные затраты и выбор оптимального варианта | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 14 | 100 |
15 | Эксплуатационные и экономические показатели работы порта. Техническая документация порта | Основная: №1-12 Доп-ная: №13-20 | Защита рефератов, эссе | 15 | 100 |
* Примечание: Контроль и оценка выполнения заданий СРС осуществляется на занятиях СРСП в соответствии с утвержденным расписанием.