СИЛЛАБУС
(УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ)
По дисциплине «Макроэкономика»
Для экономических специальностей
|
| Формы обучения | |||
| Очное обучение | Вечернее обучение | Заочное обучение | Дистанциооное обучение | |
| Всего кредитов | 2 | 2 | 2 | 2 |
| Курс | 2 | 2 | 1 | 1 |
| Семестр | 3 | 3 | 1 | 1 |
| Экзамен (семестр) | 3 | 3 | 1 | 1 |
| Всего часов, из них: | 90 | 90 | 90 | 90 |
| Лекции (часов) | 15 | 15 | 7 | 2 |
| Практические (семинарские) занятия (часов) | 15 | 15 | 7 | 8 |
| Лабораторные занятия (часов) | - | - | - | - |
| СРСП (часов) | 30 | 30 | 7 | 8 |
| СРС (часов) | 30 | 30 | 69 | 72 |
Алматы, 2011 г.
1. Сведения о преподаватель: к.э.н., профессор Мауленова С.С.
2. Пререквизиты дисциплины: Экономическая теория, Микроэкономика
3.Постреквизиты дисциплины: Экономическая теория 2, Спец. дисциплины
4.Описание дисциплины: Макроэкономика – это наука, рассматривающая экономическую систему как единое целое, изучает факторы и результаты развития экономики страны в целом.
5. Цель изучения дисциплины: Сформировать у студента комплексное представление о предмете макроэкономики и выработать навыки макроэкономического анализа;
6. Задачи изучения дисциплины: Освоить методики использования инструментария макроэкономических моделей для анализа как общих проблем макроэкономического регулирования, так и конкретных фактологических материалов, характеризующих реальную хозяйственную практику.
Календарно-тематический план дисциплины
| № п/п | Название темы | Количество часов | |||||||||||||||||||
| Очное отделение | Вечернее отделение * | Заочное отделение | Дистанционное отделение | ||||||||||||||||||
| Всего | Лекции | Прак. Зан | СРСП | СРС | Всего | Лекции | Прак. зан | СРСП | СРС | Всего | Лекции | Прак. зан | СРСП | СРС | Всего | Лекции | Прак. зан | СРСП | СРС | ||
| 1 | Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2
| 2
| 1 | 8 | 1 | 2 | 1 | 9 | ||||
| 2 | Макроэкономические показатели | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 8 | 9 | ||||||||||
| 3 | Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция. | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 8 | 2 | 2 | 9 | |||||||
| 4 | Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель АD-AS | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2
| 9 | 9 | |||||||||
| 5 | Потребление и сбережения | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 1 | 2 | 9 | 2 | 2 | 9 | ||||||
| 6 | Спрос и предложение денег | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||
| 7 | Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2
| 9 | 9 | |||||||||
| 8 | Бюджетно-налоговая политика | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||
| 9 | Накопление капитала и экономический рост | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||
| 10 | Бюджетный дефицит и государственный долг | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 9 | 1 | 2 | 9 | ||||||
| 11 | Платежный баланс и валютные курсы | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||
| 12 | Режимы обменного курса и совокупный спрос | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | ||||||||||||
| 13 | Международная торговля и торговая политика | 1 | 1 | 1 | 3 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 9 | 1 | 1 | 1 | 9 | ||||
| Итого: | 90 | 15 | 15 | 15 | 45 | 90 | 15 | 15 | 30 | 30 | 90 | 7 | 7 | 7 | 69 | 90 | 2 | 8 | 8 | 72 | |
План лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий
| № темы | План лекций | План практических занятий |
| Предмет макроэкономики и особенности макроэкономического анализа | 1.1 Предмет макроэкономики. 1.2 Субъекты макроэкономики. 1.3 Метод макроэкономики 1.4 Макроэкономические модели. | 1.Модель кругооборота потоков. 2.Макроэкономическая политика 3.Макроэкономические модели |
| Макроэкономические показатели | 2.1 Система национальных счетов. 2.2 Способы измерения ВВП. 2.3 Номинальный и реальный ВВП. Дефлятор ВВП. | 1.Методы расчета ВВП 2.Номинальный и реальный ВВП |
| Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица, инфляция. | 1.1 Общее экономическое равновесие. 1.2 Сущность, структура и виды экономических циклов. 1.3 Причины, сущность, виды безработицы. 1.4.Причины, сущность, виды и социально-экономические последствия инфляции. 1.5 Закон Оукена. 1.6 Кривая Филлипса. | 1.Формы отклонений от макроэкономического равновесия 2.Причины и виды безработицы. 3.Сущность, виды, последствия инфляции. |
| Совокупный спрос и совокупное предложение. Модель AD-AS. | 1.1 Совокупный спрос и его составляющие. 1.2 Спрос на инвестиционные блага. 1.3 Модели равновесия инвестиций и сбережений. 1.4 Совокупное предложение в краткосрочном и долгосрочном периодах. 1.5 Взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения. Модель AD-AS. | 1.Макроэкономическое равновесие в модели совокупного спроса и совокупного предложения 2.Кейнсианский подход к совокупному предложению |
| Потребление и сбережения | 1.1Статическая краткосрочная модель «доходы-расходы» Кейнса. 1.2 Мультипликативный эффект от увеличения инвестиций и эффект акселератора. 1.3 Мультипликатор государственных расходов 1.4 Налоговый мультипликатор. | 1.Фактические и планируемые расходы 2.Крест Кейнса |
| Спрос и предложение денег | 1.1 Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги 1.2 Модель предложения денег 1.3 Инструменты монетарной политики | 1. Сущность и функции денег 2. Уравнение количественной теории денег 3. Денежный мультипликатор |
| Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM. | 1.1 Равновесие на рынке товаров и услуг (кривая IS). 1.2 Равновесие денежного рынка (кривая LM). 1.3 Взаимосвязь товарного и денежного рынков. | 1.Макроэкономическое равновесие на товарном рынке 2.Макроэкономическое равновесие на денежном рынке 3. Взаимосвязь товарного и денежного рынков. |
| Бюджетно-налоговая политика | 1.1Цели бюджетно-налоговой политики и ее инструменты 1.2Мультипликатор государственных расходов и налогов 1.3Эффективность бюджетно-налоговой политики | 1.Дискреционная и автоматическая фискальная политика 2.Стимулирующая бюджетно-налоговая политика при изменении уровня цен 3.Эффект вытеснения |
| Накопление капитала и экономический рост | 1.1 Понятие и формы накопления капитала 1.2 Кейнсианские и неоклассические модели экономического роста 1.3 Основные направления стимулирования экономического роста | 1.»Золотое правило» накопления 2.Экономический рост. 3.Влияние роста населения и научно-технического прогресса на экономический рост |
| Бюджетный дефицит и государственный долг | 1.1 Структура государственного бюджета 1.2 Бюджетный дефицит 1.3 Финансирование дефицита государственного бюджета | 1. Внутренний и внешний государственный долг 2. Балансирование государственного бюджета 3. Управление задолженностью государства |
| Платежный баланс страны и валютные курсы | 1.1 Платежный баланс страны и функция ВР нулевого сальдо. 1.2 Валютная система и валютный курс 1.3Модель Манделла-Флеминга | 1.Платежный баланс страны 2. Валютный курс 3.Модель Манделла-Флеминга |
| Режимы обменного курса и совокупный спрос | 1.1 Равновесие в открытой экономике при фиксированном обменном курсе 1.2 Открытая экономика с плавающим обменным курсом 1.3 Влияние фискальной экспансии и денежной политики на выпуск и обменный курс | 1Открытая экономика с плавающим обменным курсом 2. Влияние фискальной экспансии и денежной политики на выпуск и обменный курс |
| Международная торговля и торговая политика | 1.1Теория внешней торговли Хекшера-Олина 1.2 Инструменты торговой политики | 1.Международные торговые отношения 2.Тарифные и нетарифные ограничения в международной торговле |
План проведения СРСП
| № п/п | Задания СРСП | Форма проведения СРСП |
| Очное обучение | ||
| 1 | Изучить основные понятия макроэкономики. | Опрос |
| 2 | Рассмотреть содержание основного макроэкономического тождества и основных макроэкономических показателей. | Опрос |
| 3 | Изучить причины и формы отклонений от макроэкономического равновесия. | Опрос |
| 4 | Изучить содержание модели «АD-AS» | Опрос |
| 5 | Изучить содержание модели «Кейнсианский крест» | Опрос |
| 6 | Изучить особенности денежного рынка | Опрос |
| 7 | Изучить особенность построения модели товарно-денежного равновесия, выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. | Опрос |
| 8 | Изучить инструменты бюджетно-налоговой политики | Опрос |
| 9 | Изучить факторы и модели экономического роста | |
| 10 | Изучить источники финансирования государственного долга | Опрос |
| 11 | Изучить систему взаимосвязей в открытой экономике, опираясь на прспособление моделей «доходы-расходы» и товарно-денежного равновесия к условиям открытой экономики. | Опрос |
| 12 | Изучить взаимосвязь обменных режимов и макроэкономических показателей | Опрос |
| 13 | Изучить инструменты торговой политики | Опрос |
| Вечернее обучение | ||
| 1 | Изучить основные понятия макроэкономики. | Опрос |
| 2 | Рассмотреть содержание основного макроэкономического тождества и основных макроэкономических показателей. | Опрос |
| 3 | Изучить причины и формы отклонений от макроэкономического равновесия. | Опрос |
| 4 | Изучить содержание модели «АD-AS» | Опрос |
| 5 | Изучить содержание модели «Кейнсианский крест» | Опрос |
| 6 | Изучить особенности денежного рынка | Опрос |
| 7 | Изучить особенность построения модели товарно-денежного равновесия, выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. | Опрос |
| 8 | Изучить инструменты бюджетно-налоговой политики | Опрос |
| 9 | Изучить факторы и модели экономического роста | Опрос |
| 10 | Изучить источники финансирования государственного долга | Опрос |
| 11 | Изучить систему взаимосвязей в открытой экономике, опираясь на прспособление моделей «доходы-расходы» и товарно-денежного равновесия к условиям открытой экономики. | Опрос |
| 12 | Изучить взаимосвязь обменных режимов и макроэкономических показателей | Опрос |
| 13 | Изучить инструменты торговой политики | Опрос |
| Заочное обучение | ||
| 1 | Изучить основные понятия макроэкономики. | Опрос |
| 2 | Рассмотреть содержание основного макроэкономического тождества и основных макроэкономических показателей. | Опрос |
| 3 | Изучить причины и формы отклонений от макроэкономического равновесия. | Опрос |
| 4 | Изучить содержание модели «АD-AS» | Опрос |
| 5 | Изучить содержание модели «Кейнсианский крест» | Опрос |
| 6 | Изучить особенности денежного рынка | Опрос |
| 7 | Изучить особенность построения модели товарно-денежного равновесия, выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. | Опрос |
| 8 | Изучить инструменты бюджетно-налоговой политики | Опрос |
| 9 | Изучить факторы и модели экономического роста | Опрос |
| 10 | Изучить источники финансирования государственного долга | Опрос |
| 11 | Изучить систему взаимосвязей в открытой экономике, опираясь на прспособление моделей «доходы-расходы» и товарно-денежного равновесия к условиям открытой экономики. | Опрос |
| 12 | Изучить взаимосвязь обменных режимов и макроэкономических показателей | Опрос |
| 13 | Изучить инструменты торговой политики | Опрос |
| Дистанционное обучение | ||
| 1 | Изучить основные понятия макроэкономики. | Опрос |
| 2 | Рассмотреть содержание основного макроэкономического тождества и основных макроэкономических показателей. | Опрос |
| 3 | Изучить причины и формы отклонений от макроэкономического равновесия. | Опрос |
| 4 | Изучить содержание модели «АD-AS» | Опрос |
| 5 | Изучить содержание модели «Кейнсианский крест» | Опрос |
| 6 | Изучить особенности денежного рынка | |
| 7 | Изучить особенность построения модели товарно-денежного равновесия, выявить экономические факторы, определяющие функцию совокупного спроса. | Опрос |
| 8 | Изучить инструменты бюджетно-налоговой политики | Опрос |
| 9 | Изучить факторы и модели экономического роста | Опрос |
| 10 | Изучить источники финансирования государственного долга | Опрос |
| 11 | Изучить систему взаимосвязей в открытой экономике, опираясь на прспособление моделей «доходы-расходы» и товарно-денежного равновесия к условиям открытой экономики. | Опрос |
| 12 | Изучить взаимосвязь обменных режимов и макроэкономических показателей | Опрос |
| 13 | Изучить инструменты торговой политики | Опрос |
График выполнения и сдачи заданий по СРС
| № п/п | Задания СРС | Форма контроля | Срок сдачи | |
| Очное обучение | ||||
| 1 | Изучить основные понятия макроэкономики, освоить понятийный аппарат. | Выполнение заданий | 1 | |
| 2 | Рассмотреть содержание основного макроэкономического тождества и основных макроэкономических показателей, усвоить три способа измерения ВВП. | Выполнение заданий | 2 | |
| 3 | Изучить причины и формы отклонений от макроэкономического равновесия, освоить способы измерения безработицы и инфляции, ознакомиться с графиком кривой Филлипса. | Выполнение заданий | 3 | |
| 4 | Изучить содержание модели «АD-AS». Изучить компоненты совокупного спроса и предложения, взаимосвязь совокупного спроса и предложения в модели AD-AS. | Выполнение заданий | 4 | |
| 5 | Изучить содержание модели «Кейнсианский крест», разобраться в комплексе основных понятий, необходимых для построения модели Кейнсианского креста | Выполнение заданий | 5-6 | |






