Обязанности журналиста

Права журналиста.

Журналист имеет право:

1). Искать, запрашивать получать и распространять информацию;

2). Посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3). Быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4). Получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5). Копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 настоящего Закона;

6). Производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7). Посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8). Проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9). Излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10). Отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11). Снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 настоящего Закона;

12). Распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

 

Журналист также пользуется иными правами, предоставленными ему законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

 

Обязанности журналиста.

Журналист обязан:

1). Соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2). Проверять достоверность сообщаемой им информации;

3). Удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4). Сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5). Получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6). При получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки;

7). Ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8). Отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9). Предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

 

Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

  

При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

 

Как и остальные граждане, журналист имеет право искать, получать и запрашивать информацию. Дополнительные права журналисты, которых нет у остальных граждан:

- право посещать государственные органы и предприятия либо их пресс-службы;

- право пользоваться техническими средствами, проводить съемку, получать официальные документы;

- право посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий, катастроф, массовых беспорядков, митингов – при наличии удостоверения;

- право снять свою подпись под материалом, если не согласен с внесенными в него изменениями;

- право печатать свои материалы под псевдонимом либо без подписи.

 

Обязанности журналиста:

- сохранять конфиденциальность информации и ее источника (если кто-то передает информацию при условии неразглашения его имени, журналист обязан сохранить имя этого человека в тайне; он может разгласить его только по решению суда, который рассматривает дело, связанное с материалом этого журналиста, при условии, что по данному материалу возбуждено уголовное дело и там содержатся сведения, которые необходимо подтвердить в суде; если журналист разглашает имя без решения суда, тот человек, чье имя он разгласил, вправе подать на него в суд);

- ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением материала (иск обычно подают и против журналиста, и против редакции; редактор может сказать, что журналист его не предупреждал, и в свою очередь подать против него иск);

- получать согласие на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей (по Конституции, каждый человек имеет право на тайну личной жизни; в случае нарушения этого права журналист несет ответственность, связанную с нанесением морального ущерба; исключение – если это необходимо для защиты общественных интересов, но это положение толком не работает, так как очень трудно сказать, в чем заключаются общественные интересы – за исключением совсем уж явных случаев, как с министром юстиции Ковалевым).

 

Статья 50 Закона о СМИ говорит о случаях, когда можно демонстрировать скрытую запись:

 - если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина (прежде всего права на личную жизнь);

- если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;

- если демонстрация записи производится по решению суда и в зале суда.

Если журналист снимает не скрытой камерой, например, на улице, он должен избегать возможного причинения морального вреда. Если журналист записывает телефонный разговор на диктофон – это скрытая запись, и на ее использование нужно получить согласие человека, чей голос записали.

 

Вопрос № 17.

 

Вопрос № 18. Методы изучения общественного мнения в журналистике.

Деятельность СМИ может быть рассмотрена во взаимоотношениях с самыми разными социальными субъектами и институтами (государством, партиями, наукой, религией и др.). Однако важнейшие – связи с общественным мнением.

СМИ участвуют в становлении, развитии и функционировании больших социальных общностей. К числу регуляторов жизни общностей относится и общественное мнение. В наше время общественному мнению не обойтись без массовых коммуникаций.

Ядро отношений СМИ и общественного мнения – неразрывно связанные в деятельности печати, ТВ и радио формирования и выражения общественного мнения. Обе стороны этого единства равно предполагают открытость и доступность информации, без этого нет информационного обмена. А природа общественного мнения такова, что оно непременно должно пройти стадии обмена, обсуждения, перейти от суммы индивидуальных точек зрения к надындивидуальной, обобщенной реакции на явления, стать силой, способной влиять и на индивидуальное сознание, и на деятельность социальных институтов.

Прежнее представление политиков и идеологов об общественном мнении лишь как об объекте идеологической обработки с трудом, но все-таки уступает место отношению к нему как особому институту, имеющему право на участие в управлении обществом, на контроль над властью и на поиск вместе с нею приемлемых решений социальных проблем.

Информирование – базовая функция СМИ по отношению к общественному мнению. Его функционирование требует и оперативного, и фундаментального информационного обеспечения – то есть сведений по конкретному вопросу, с одной стороны, и более основательных знаний о существе вопроса, с другой. Низкая гражданская культура нашего общества предполагает и постоянное информирование о нормах и формах самой процедуры обмена мнениями.

Для того, чтобы общественное мнение «состоялось» как таковое, его нужно выявить, а для начала – сфокусировать внимание людей на определенном вопросе. Для обмена мнениями важно четко определить предмет обсуждения и поддерживать «предметное единство» места и времени, то есть вести его на определенном отрезке времени и по определенному каналу (под легко обнаруживаемой рубрикой, заставкой).

Фокусирование (сосредоточение обмена на определенном вопросе) и аккумулирование (накопление информации в единое время и в определенных) требует постоянно работы журналиста.

Функцию выявления общественного мнения СМИ могут выполнять разными путями.

 

Традиционные журналистские методы – преимущественно качественные, а не количественные. Раньше основной формой были встречи с читателями, щрителями, поездки по стране. Материалы о таких встречах обязательно публиковали. Эта форма сейчас утрачена, так как сократился аппарат собственных корреспондентов, который тоже был каналом выявления ситуации в регионах. Еще одна форма, может быть, несколько парадная, но дававшая интересные результаты, - круглые столы, вокруг которых собирались люди из разных регионов, разных профессий, социальных слоев. Круглые столы были направлены на выявление различных точек зрения.

Традиционный путь – анализ почты, поступающей самотеком. Современные способы, дающие надежную картину распространения тех или иных точек зрения, - зондажи и опросы аудитории. Однако в первом случае (письма, написанные по инициативе их авторов) мы имеем дело с тем, что действительно актуально для пишущих. Во втором – рискуем навязать свои представления об актуальности. Вот почему в современной журналистике почти не применяются, к сожалению, традиционные качественные методы изучения общественного мнения. За последнее десятилетие получили большое распространение количественные методы: опросы. В 90-е появились специальные фирмы, которые изучают поведение людей, аудитории СМИ (среди их методов так называемее дневниковые методы, когда людям раздаются дневники, которые нужно заполнять на протяжении определенного промежутка времени, в основном используются в городах). Это называется медиаметрическими исследованиями, которые родились как ответ на потребности рекламодателя. Стоимость рекламного контракта – вот что движет этими исследованиями. Опросы, связанные с изучением интересов людей, проводятся реже. Телевизионные каналы приобретают тоже преимущественно медиаметрическую информацию, в которой их интересует рейтинг (величина аудитории данного СМИ, взятая в определенных рамках).

Собственно общественное мнение практически не исследуется. Пропала культура работы с редакционной почтой. Между тем, редакционная почта, обработанная с помощью количественных методов, может дать представление об общественном мнении. Сегодня на ТВ и радио предлагаются формы интерактивного общения, когда зрителям или слушателям предлагают ответить на какой-то вопрос. Но эта форма не репрезентативна.

Выражение общественного мнения – важнейший момент во взаимоотношениях журналистики и общества. Свободный обмен информацией тем и важен для общества, что обеспечивает верное отражение его собственного состояния, часть которого – общественное мнение. Эта функция выполняется под действием острейших противоречий: между позициями тех, кто издает газету или делает программу, и тех, кого они имеют в виду как аудиторию. Между правом СМИ на отбор информации и ответственностью за правдивое отражение реальных общественных состояний.

Общественное мнение может быть оглашено, обнародовано в разных формах - обобщенных и традиционно-персонализированных. Разные группы аудитории предпочитают разные способы. Необходимо сочетание таких форм и в целом – полное представление того, что удалось тем или иным путем редакции узнать о мнениях людей. Совершенствуя формы выражения общественного мнения, редакция повышает и возможную его действенность – влияние на соответствующие органы и их представителей. Там, где неубедительно выглядит отдельное высказывание, эффективнее представить статистическое распределение мнений и наоборот.  

 

Вопрос № 19. Периодическая печать в системе СМИ. Газеты, еженедельники, журналы как основные виды изданий и динамика их развития в условиях реформирования общества.

Печать в системе СМИ приобрела особое место в связи с тем, что информация фиксируется с помощью типографской техники. Это обусловило ряд важнейших свойств, взаимоотношений печати и аудитории. Есть возможность быстрого ознакомления со всеми сообщениями. Можно составить общее впечатление и выбрать материал для чтения. Можно обращаться к тексту в удобное время. Порядок и темп чтения устанавливает читатель. Это определяет большую свободу при контакте с печатными изданиями. Свойства, при которых она проигрывает другим СМИ: информация идет не непрерывно как на ТВ, однодневна. Печать – прежде всего пресса. С учетом потребности аудитории сложилась система газет – периодических изданий, в которых печатается преимущественно оперативная информация. Последнее время большое значение приобретают еженедельники. Часто они – как приложения к ежедневным газетам. Еженедельные тонкие журналы – их информация выходит за рамки недельных событий. Журналы – носители фундаментальной информации, дают возможность масштабного взгляда на действительность. Журналы различаются по тематике, аудитории, региону, по объему.

Газета – печатное периодическое издание, выходящее под постоянным названием не реже одного раза в месяц. Название «газета» произошло от наименования мелкой итальянской монеты – gazette. В XVI веке за прочтение ежедневного публичного листка с информацией (сообщения о придворной жизни, торговые новости, сообщения из других городов) платили одну gazette, то есть самую маленькую монету.

Настоящий мировой бум пришелся на XIX в., когда газеты сместился центр политической и общественной жизни многих стран Европы. В XX веке газеты продолжали успешно развиваться, постепенно видоизменялись из-за появления таких новых электронных СМИ, как радио (в 1920-е гг.) и телевидения (в 1950-е гг.). Не будучи способными конкурировать с радио и телевидением в оперативности передачи информации и эмоциональности представления сюжетов, газеты сделали основную ставку на комментарии, подробный анализ событий, а также на развитие таких приложений, как освещение местных новостей и всевозможные мелкие объявления.

В конце XX века с появлением Интернета, куда ушла значительная часть рекламных объявлений, газеты стали переживать определенный кризис. Ответом на этот кризис для многих газет стал переход в таблоидный формат, позволяющий экономить бумагу, а также привлекать более короткими и эмоциональными статьями большое количество молодых динамичных читателей, которые оставались неохваченными прежними консервативными газетами. Тем не менее, переход в формат таблоида не является для современных газет панацеей и не всегда приносит ожидаемый экономический эффект. В настоящее время большинство газет мира находится в поиске новых форм подачи материалов и привлечения читателей и рекламодателей.

Газеты делятся:

По принципу территориального распространения и охвату аудитории – общенациональные, региональные (республиканские, областные, краевые), местные (городские, районные), внутрикорпоративные (обращенные к сотрудникам определенной организации);

 

По тематике

 

По периодичности

 

По формату

 

По стилю оформления

 

Журнал – печатное периодическое издание. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 «Печатные издания» «периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи и рефераты по различным общественно-политическим, научным, производственным и др. вопросам, литературно-художественные произведения».

 

Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение. Как правило, адресованы строго определенным группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами.

 

Из-за того, что журналы выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа событий, размышлений, подведения итогов.

 

Вопрос №20. Система информационных агентств и служб: тенденции развития в условиях переходного периода.

В чем различие ИА от рекламных агентств? ИА передают СМИ социальную, политическую, экономическую информацию, рекламные сообщения – забота рекламных агентств. Что такое новость? Что такое информация? Термины хотя и близки, но далеко не равнозначны. Новость – понятие очень широкое, включающее в себя самые различные сообщения. Информация – понятие, предполагающее новость целенаправленную. Под информацией, мы, как правило, понимаем сообщения, имеющие социальную значимость. В начале семидесятых, было пять информационных агентств, которые собирали и распространяли информацию по всему миру. Это: Ассошайтед Пресс, Юнайтед Пресс Интернешнл (США), Рейтер (Англия), Франс пресс (Франция), и ТАСС (СССР).

Старейшим рекламным агентством в мире нужно считать ГАвас, основанное в 1825 году в Париже Шарлем Гавасом. В 1849 сотрудником этого агентства Вольфом было создано агентство Вольф, а в 1851 году другим сотрудником – Юлиусом Рейтером основано в Англии агентство Рейтер. Долгое время эти агентства являлись монополистами информационной службы. В первые дни после октябрьской революции работало Российское телеграфное агентство (РОСТА), в 1935 году было утверждено новое положение о телеграфных агентствах. РОСТА было ликвидировано, а его функции передан ТАСС. На ТАСС возлагались руководство и контроль за деятельностью телеграфных агентств союзных республик. ТАСС является центральным органом СССР, его заявления рассматривались как официальная точка зрения правительства. Основными задачи ТАСС были: сбор информации на всей территории СССР собственной информации, фото-информации, а также законодательных актов и решений партии и правительства; в своих специальных сообщениях ТАСС отражал официальное мнение правительственных кругов СССР и имел полномочия опровергать вымышленные сообщения зарубежной печати. От союзных республик ТАСС получало информацию, от специально выделенных для этой цели корреспондентов местных телеграфных агентств. Республиканское агентство имело в краях и областях своей республики корреспондентские пункты или корреспондентов. Республиканские агентства получали иностранную информацию от ТАСС и собирали свою, местную, всеми этими материалами они снабжали республиканские, областные газеты и журналы. Наиболее важные и интересные новости они передавали ТАСС. Это давало возможность ТАСС широко информировать прессу СССР о том, что происходило каждый день на территории союзных республик. С первых дней существования ТАСС – информатор, обозреватель, наблюдатель, партийный комментатор, стремящийся не только сообщить, но и объяснить факт, явление широким массам на доступном языке, в ясной форме. В 1961 году Союз журналистов СССР, Союз писателей и другие общественные организации учредили в Москве общественное информационное агентство печати «Новости» - АПН. В уставе АПН были определены задачи агентства – готовить материалы, статьи, публикации, комментарии для газет и журналов. Если основной продукцией ТАСС являлись горячие новости, то АПН, прежде всего старается не только сообщать о событиях, а широко комментировать их. С распадом СССР ТАСС преобразовался в ИА России, сохранив свой товарный знак ИТАР-ТАСС, а АПН стало РИАНом, Российским ИА «Новости». Возрастание нового вида информации, связанного с потребностями бизнеса, частного сектора экономики, стало одной из причин приведших к созданию альтернативных ИТАР-ТАСС и РИАН негосударственных ИА. Когда большинство жителей СССР начали осознавать, что бывает не только пропаганда, но и информация, созданный группой журналистов в 1989 году «Интерфакс» старался объективно и точно отражать происходящие события. С самого начала сотрудники агентства решили показывать жизнь такой, какова она есть. Практику создания крупных негосударственных агентств можно проследить на примере этого ИА. Он был организован как совместное предприятие с привлечением иностранного капитала российско-франко-итальянской компании «Интерквадро». Она помогла «Интерфаксу» приобрести факсы. Другим партнером стало Московское радио, которое представило молодому агентству помещение. Хотя для многих западных журналистов экономическая информация уже давно стала важнейшим товаром, российской экономике он тогда еще практически никем не предлагался.

 

Вопрос № 21. Типология журналистики. Основные типоформирующие факторы периодических изданий.

В последнее время внимание к типологии как научному методу заметно возросло. В первую очередь, это связано с возможностью применения типологических раскладок в маркетинговых исследованиях. Сущность типологии – объединение типологических раскладок (в данном случае изданий или программ) в группы по характерным признакам. Такими признаками могут быть:

 

- характер аудитории;

- целевое назначение;

- время выхода (вечерняя газета, утренняя телепрограмма);

- периодичность (ежедневная газета, еженедельная программа и т.д.).

 

По характеру аудитории выделяются следующие типы изданий и программ:

 

- общероссийские (их аудитория включает все основные группы населения, проживающие на территории РФ – напр., «Аргументы и факты» и т.д.);

- межрегиональные (охватывают население нескольких регионов – напр., СТС, РЕН ТВ и т.д.);

- международные (объединяющие группы населения разных стран – напр., «Cosmopolitan», «Домашний очаг» и т.д.);

- этнических общностей (наций, народностей);

- территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ);

- для профессиональных групп (военные, сельскохозяйственные и т.д.);

- для социальных групп (среднего класса, интеллигенции и т.д.)

- для возрастных групп (молодежи, пожилых и т.д.);

- для мужчин и женщин;

- для малых групп (семья, клуб и т.д.);

- для групп верующих (православных католиков и т.д.)

 

По целевому назначению:

- публицистические;

- литературные;

- культурно-просветительские («Театр + ТВ);

- развлекательные;

- учебно-образовательные;

- научные;

- рекламные;

- информационные;

- методические;

 

Возможна классификация по тематическому признаку (спорт, кулинария и т.д.) или по жанровому (интервью, репортаж, ток-шоу и т.д.).

 

Типообразующие факторы: типообразующими факторами являются – аудиторная направленность, стремление собрать вокруг издания или программы аудиторию с четко определенным набором черт (социально-демографических, социально-мировоззренческих, особенностей потребностей, запросов, интересов, предпочтений и т.д.). От того, каким аудиторным признакам будет уделяться данным СМИ наибольшее внимание, зависит:

1). Проблемно-тематическая направленность, обращение к определенным пластам информации; при этом СМИ может быть по этому признаку универсальным, политематическим, монотематическим.

2). Социальная позиция СМИ, его политическая, экономическая и др. направленность в соответствии с представлением редакции о перспективах развития страны, ее месте и роли в мировом сообществе, линии поведения во внутренних и международных отношениях; при этом очень важно, какая позиция будет реализовываться в условиях плюрализма.

3). Линия поведения относительно других СМИ, представляющих другие социальные позиции, отстаивающие интересы других социальных слоев.

Есть и другие типообразующие факторы (масштаб информации, регион распространения, стилевые формы, в том числе способы взаимодействия со своей аудиторией и др.), но они представляют как бы «второй пласт» типообразующих признаков.

 

Вопрос №22. Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития полиграфической техники. Электронные технологии в структуре российских СМИ.

Технические достижения в полиграфии нашли выражение в механизации печатного и наборного процессов, развитии литографии, возникновении полиграфического машиностроения как самостоятельной отрасли машино-фабричного производства.

Одним из крупнейших достижений в технике полиграфии XIX в. была первая скоропечатная машина цилиндрического типа, изобретенная еще в 1811 г. немцем Фридрихом Кенигом и его соотечественником Бауэром.

Это изобретение оказало огромное влияние на развитие полиграфического машиностроения. Первый завод такого профиля был создан в 1817 г. в здании монастыря Оберцелль близ Вюрцбурга в Германии.

С середины XIX в. в бумажную массу начали прибавлять обработанную едким натром древесину в виде сероватой массы целлюлозы. В результате полиграфическая промышленность была обеспечена необходимым количеством бумажной продукции высокого качества.

Вносились усовершенствования и в скоропечатную машину Кенига: улучшилась ее кинематика и технология изготовления отдельных деталей и узлов. Изменилась траектория движения талера, менялся состав эластичной массы для красочных валиков, основными компонентами которой стали глицерин и желатин.

В результате значительных конструктивных изменений производительность машин Кенига выросла.

Между тем быстро возраставшие тиражи требовали изыскания новых способов печатания. В 1863 г. изобретатель Вильям Буллок создал принципиально новую ротационную печатную машину. Машина Буллока нечатала с обеих сторон на бумажной ленте, поступавшей на цилиндр, который прижимал ее к другому цилиндру с расположенным на нем стереотипом. Уже первые образцы ротационной машины Буллока давали 15 тыс. оттисков в час; в дальнейшем значительные конструктивные изменения позволили увеличить эту цифру в два раза.

Параллельно с развитием книгопечатания совершенствовалась технология отливки литер и целых слов. Дальнейшее развитие получила технология изготовления пуансонов и матриц.

Выдающаяся роль в развитии наборных машин принадлежит русским изобретателям. В 1866 г. механик П. П. Клягинский создал оригинальный «автомат-наборщик». И. Н. Ливчак и Д. А. Тимирязев внесли большой вклад в создание и развитие матрицевыбивальных машин. В 1870 г. инженер М. И. Алисов построил первые образцы наборно-печатных машин, скорость которых составляла 80—120 знаков в минуту.

Первая наборно-словолитная машина, получившая широкое применение, сконструирована в 1886 г. в США О. Мергенталером и названа «линотип»'. Через два года канадцы Роджерс и Брайт создали новый образец отливной машины — «типограф». В 1892 г. построен «монотип» Ланстона, а в 1893 г. — «монолейн» Скуддера.

На смену трудоемкой и дорогостоящей гравюре на меди пришла литография, открытая Алоизом Зенефельдером. При литографической печати оттиски получали переносом краски под давлением с нерельефной поверхности непосредственно на бумагу. Новый способ как разновидность плоской печати определялся положением печатных элементов в одной плоскости со всей поверхностью печатной формы.

Литографический способ печати, более простой и дешевый, быстро монополизировал печатное производство. Наибольшее распространение получила художественная литография.

В России наряду с ввозимым из-за рубежа оборудованием в 80—90-е годы XIX в. развивалось свое полиграфическое машиностроение. Первоначально производство печатных машин и станков было сосредоточено на Ижевском заводе и Александровской мануфактуре. В дальнейшем их стал изготавливать Петербургский завод И. Гольдберга, который к началу XX в. выпустил более 300 плоскопечатных машин [3, с. 534]. В 1897 г. в

Дальнейшее развитие получила технология иллюстрирования печатных изданий. Возникли новые фотомеханические способы фототипия и альбер-тотиния, распространились медные и цинковые клише. Наряду с литографским камнем появились хромолитография и олеография.

Быстро развились новые виды печати: ксилография, линогравюра, цинкография, ракельный тифдрук, трафаретная и глубокая печать. Наряду с крупными полиграфическими машинами появилось значительное количество специальных моделей для печатания карточек, бланков, обложек, различной специальной документации. Совершенствовалось изготовление текстовой и иллюстративной печатных форм, еще более улучшились отделочные производственные процессы: брошюрование, переплет, тиснение.

К началу первой мировой войны вся издательская деятельность была монополизирована мощными корпорациями и трестами. Обретая огромную практическую силу, эти концерны активно воздействовали на руководящий государственный аппарат и проводимую им внутреннюю и внешнюю политику. В их руках было сосредоточено все полиграфическое оборудование, подготовка, выпуск и распространение печати.

Технические достижения полиграфической индустрии в России были теснейшим образом связаны с развитием и утверждением капиталистического способа производства. Создавались крупные полиграфические капиталистические предприятия с большим числом рабочих.

В 1913 г. общее число полиграфических предприятий России составляло 2668, а число занятых на них рабочих превышало 100 тыс. человек [8, с. 33]. Наряду с крупнейшими издательствами Петербурга и Москвы существовало значительное число более мелких типографий, уровень работ которых зачастую не уступал столичным предприятиям.

Не меньшее развитие получила русская периодика. С начала XIX в. по 1916 г. в 38 городах России вышло почти 11 тыс. периодических изданий.

Развитие полиграфии в значительной степени содействовало преодолению разобщенности народов земного шара. К концу XIX в. печать стала главным источником межгосударственной информации.

Допечатная подготовка.

 

Полиграфия не начинается с печати. Печать – это только этап в производстве полиграфической продукции. До начала печати любая продукция проходит целый ряд этапов, допечатной подготовкой или препрессом. Как известно, любая информация, почерпнутая нами из полиграфической продукции, разделяется на графику (картинки) и текст. Если с набором текста дела обстоят достаточно просто, то с картинками – сложнее. Кроме того, есть еще и такие понятия, как компоновка, верстка, макетирование, цветопроба и др. Допечатная подготовка изданий – это процесс изготовления электронных макетов полиграфических изделий с использованием настольных издательских систем. Применение современных технологий и компьютеров позволило упростить допечатную подготовку изданий. Цветовые схемы, применяемые в дизайне полиграфии в ходе препресса (допечатной подготовки), в основе своей представляют не столько идеальные формы передачи цветов, сколько возможности моделирования этих цветов и адаптации их к восприятию глазом. Никакая цветовая модель не способна выдать чистые цвета радуги, но стремление к идеалу для того и существует, чтобы творить открытия. Поэтому для более глубокой передачи цветов или применения специальных цветовых решений (например, «золочение», или «серебрение») используются дополнительные красители или специальные краски и пигменты, позволяющие это сделать. Цветопроба ЦВЕТОПРОБА – это эмуляция искажений, характерных для тиражирующего устройства (печатного аппарата), выполненных другим, заведомо более совершенным цветовоспроизводящим устройством. Самый простой пример цветопробы – распечатка струйным цветным принтером с учетом искажений, которые могут возникнуть при офсетной печати. Конечно, при этом не достигается полного соответствия, но передача цветов достаточно точная. Использование цифровых печатных машин может исключить цветопробу, так как печать проводиться на том же устройстве, на котором распечатывается макет для утверждения. Работа с текстом В процессе допечатной подготовки работа с текстом занимает больше времени, чем работа с другими объектами. Связано это с большей информационной нагрузкой текста для человека. Это касается как информационных изданий (книги и газеты), так и рекламных (брошюры и буклеты). Важно, чтобы текст не содержал грамматических, орфографических и стилистических ошибок. Также имеет значение психология текстовых сообщений в рекламных материалах, которые направлены на увеличение спроса, чтобы не вызвать обратного эффекта. Не менее важна и подача текстового материала рекламных изданий. Фотовывод Конечным этапом допечатной подготовки, осуществляемым перед печатью можно назвать фотовывод. Этот процесс включает в себя окончательную подготовку собранного, обработанного, сверстанного материала к печати и вывод фотоформ на специальном оборудовании. В результате фотовывода на фотонаборных аппаратах получают пленочные фотоформы, которые идут на изготовление печатных форм для аппаратов офсетной и высокой печати, флексографического оборудования или шелкотрафаретной печати. Изготовление печатных форм проводят методом засветки ультрафиолетовым освещением, и естественно, никаких изменений на промежутке фотоформа – печатная форма уже не вносится. На сегодняшний день существуют печатные аппараты и технологии, позволяющие обойтись без изготовления пленочных материалов, т.е. вывод изображения проводиться прямо на печатные фотоформы. В таком случае фотовывод подразумевает непосредственное изготовление печатной формы, но такие аппараты не получили широкого распространения.

Вместе с тем состояние полиграфии, телерадиокоммуникаций и другие технические проблемы сдерживают развитие позитивных перемен в инфосфере России. Так, свыше 40% мощностей крупных типографий и около 70% местных полиграфических предприятий — это устаревшая высокая печать. Само оборудование изношено на 80%. Отсюда невысокое качество полиграфических работ и стремление многих редакций обращаться к зарубежным полиграфистам. Еще недавно за рубежом изготавливали свою продукцию 56% отечественных журналов и 19% газет[1].
Серьезные трудности испытывает система доставки изданий потребителям. Газеты и журналы часто приходят с опозданием, службы доставки, альтернативные Роспечати, развиваются медленно.
Модернизация технического парка печати может стать важным стимулом развития информационной сферы и, прежде всего повышения качества информационных продуктов. Нужны крупные инвестиции в эту отрасль. Их может дать государство, поскольку многие полиграфические предприятия являются государственной собственностью, но это, скорее всего, случится не скоро. Возможен и путь приватизации этих предприятий, финансирования их модернизации крупным капиталом.
Отставания в использовании новых технологий телевидения и радиовещания существенным образом влияют на СМИ.

Развитие новых информационных и коммуникационных технологий — важная мировая тенденция. Интернет как средство массовой информации используется во многих странах. Число подключений к Интернету в России составляет всего лишь 0,13% на 1000 жителей. Это 35-е место в мире. Для сравнения: в США — 21,82%, в Великобритании — 8,3%, в Германии — 5,85%[4]. Следует отметить, что у многих СМИ России имеются свои электронные версии, в Интернете появляется множество самостоятельных изданий, однако массовой аудитории они пока не обрели.

 

Вопрос №23. Экономические основы функционирования СМИ. Проблемы экономики СМИ и пути их решения.

Процесс основания нового издания или реконструкции старого начинается с правовых и экономических предпосылок. Правовые предпосылки зафиксированы в Законе о СМИ (ответ на поданное заявление должен быть получен в течение месяца). Пошлина за регистрацию – первые экономические издержки. Наименьшая сумма платы за регистрацию детского издания или для инвалидов. Больше всего - за регистрацию эротического или рекламного издания.

Экономические предпосылки:

1). Необходимо обеспечить финансовую базу (определенную сумму; например, для создания ежедневной газеты с 8 полосами формата А2 необходимо около 15 миллионов долларов, для еженедельника – немногим меньше).

2). Обеспечение творческой, человеческой базы. Необходимо нанять журналистов, учитывая тип, периодичность выхода, специализацию. Кроме журналистов, нужны другие работники редакции.

3). Материально-техническая база. Аренда помещения, оборудования, столы, компьютеры, телефоны, факсы и др. Полиграфическая база: типография (или своя, или договор с типографией).

4). База распространения.

5). Аудиторная предпосылка.

Журналистская информация – товар – социальная информация, все, что может интересовать людей, общество. Производитель ее – СМИ. Потребитель/покупатель этой информации покупает ее, удовлетворяя свои информационные потребности, а продавец получает за нее деньги. Журналисты, кроме денег, получают известность. Чем известней журналист, тем больше на него спрос.

Экономические предпосылки информационного рынка ведут к взаимодействию его с другими рынками: финансовый рынок, рекламный рынок (реклама – основной источник финансирования), издательский рынок, технический рынок, рынок материалов, рынок информации и идей, рынок распространителей, рынок периодических изданий. Коммерческое подразделение в редакции создается для коммерческой деятельности, для продажи информации. Дотирование: государство идет навстречу некоторым изданиям (для пенсионеров, инвалидов, детей), так как сами по себе они выжить не могут. Существуют и косвенные дотации: снижение или ликвидация налогов. Спонсирование связано с некоторой зависимостью издания от спонсора. Такая же зависимость существует от рекламодателя. Можно взять кредит – заем в банке.

Рынок распространителей сформировался на наших глазах. Раньше была «Союзпечать», переродившийся в «Роспечать», такого же монстра, в который входят десятки отделений связи. Возникли новые фирмы, независимые от «Роспечати». Одни специализируются на подписке, другие на доставке из типографии, третьи занимаются и тем, и тем.

Состояние рынка потребителей также изменяется. Постоянно появляются новые читатели, слушатели, зрители. Причины не только материального свойства, но и психологические, идеологические.

Экономика СМИ претерпела в 90-е годы серьезные изменения. Главным образом это отразилось на формах собственности. Наряду с государством и общественными организациями собственниками выступают физические и юридические лица с различным общественно-правовым статусом. В связи с существенным сокращением количества государственных СМИ, уменьшилась доля бюджетного финансирования. Государственная монополия сменилась конкурентным рынком. Кроме того, появились СМИ, существующие не как средство извлечения прибыли, а как способ увеличения влияния коммерческих или иных структур. Такие СМИ даже при видимой убыточности финансируются заинтересованными в них структурами.

Низкая платежеспособность населения заметно ограничила подписку на печатные издания. В течение последнего десятилетия годовые тиражи общероссийских газет снизились в 11 раз, причем основными потребителями печатной продукции являются Москва и крупные промышленные города, что свидетельствует об общем сужении информационного поля. На сегодняшний день подписка и розница большинства периодических изданий покрывает около 25% редакционно-издательских расходов. Остальное – реклама, спонсорская поддержка, бюджетное финансирование.

В современных экономических условиях существенное влияние на информационную сферу оказывает концентрация СМИ в руках узкого круга финансово-промышленных групп. Крупнейшие медиаобъединения:

- Мост-медиа (НТВ, «Эхо Москвы», «Сегодня», «Семь дней», журнал «Итоги»);

- КоммерсантЪ (газета и журналы «Власть», «Деньги», «Домовой», «Автопилот» и др.);

- Аргументы и факты (еженедельник и специализированные приложения);

- Издательский дом С-инфо (Спид-инфо, Вырастайка, Смак, Живой звук и др.)

Специфика экономического аспекта системы СМИ на сегодняшний день определяется общей политико-экономической обстановкой, которая влияет на изменения рынка информации. К уменьшению тиражей могут привести:

- Общее снижение покупательской способности населения;

- Изменение цен на производственные ресурсы (бумага, техника и т.д.);

- Спад производства (уменьшение числа рекламодателей) и другие объективные обстоятельства, находящиеся вне сферы непосредственного влияния редакционного коллектива.

Менеджмент – экономическое управление редакционным коллективом. Маркетинг – изучение потребительского спроса и потребностей аудитории с целью оптимизации издательского процесса. Благосостояние СМИ зависит главным образом от:

- Формы собственности, в которой оно находится (государственное – ИТАР ТАСС, РИА «Вести», частное – НТВ, акционерное предприятие – подавляющее большинство СМИ);

- Тиража (чем выше тираж, тем ниже себестоимость каждого номера, то есть выше прибыль);

- Себестоимости издания (стоимость печати на разных полиграфических базах в условиях рынка разная);

- Количества рекламодателей (некоторые рекламные издания распространяются бесплатно, так как затраты на них покрывают рекламодатели);

- Аудитории (стоимость журналов «престижного потребления» бывает завышенной, так как они адресованы состоятельной аудитории);

- Изменений на рынке труда.

 

Вопрос № 24. Журнал в структуре СМИ. Типология журнальной периодики и тенденции ее развития.

Журнал – периодическое печатное издание, отличающееся от газеты объемом, пространственно-композиционным решением, способом подачи информации. Более долгий издательский цикл предполагает, меньшую оперативность информации и более основательный подход к ней. Для журнала в меньшей степени характерны репортажи и зарисовки, в большей – интервью и аналитические статьи.

Типология журнальных изданий предполагает их классификацию по аудиторному и тематическому признаку.

По аудитории:

- Общероссийские;

- Региональные;

- Женские, мужские;

- Молодежные и т.д.

 

По тематике:

- Универсальные (то есть охватывающие весь спектр интересов определенной аудиторной группы);

- Политико-экономические;

- Технические;

- Медицинские и т.д.

Например, журнал «Здоровье женщины» - по аудитории женский, по тематике медицинский.

 

Кроме того, по целевой направленности различаются журналы:

- «стиля жизни» (Автопилот, Вояж, L’ Officiel и т.д.) – то есть, их задача - показать ЧТО;

- «выживания» (с выкройками, советами по обустройству дома и т.д.) – объяснить КАК.

Основные тенденции развития журнальной периодики:

- Переход на более высокий уровень полиграфии;

- Увеличение объема за счет более свободного пространственно-композиционного решения;

- Привлечение большего количества иллюстративного материала;

- Увеличение числа изданий для среднего класса;

- Увеличение числа еженедельных журналов, организованных по типу дайджеста (издательский дом Бурда);

- Снижение тиражей научно-популярных и профессиональных изданий и т.д.

Журнал как вид издания. Журнал позволяет читателю, потерявшему в море ежедневной прессы, постоянно и быстро получать дополнительную информацию по вопроса внутренней и внешней политики, проблемам науки, культуры и т.д. Это еженедельник, - Брюно Монье, когда был директором «Экспресса», - который освобождает по необходимости от чтения ежедневных газет».

Как и газета, журнал является одним из основных средств массовой информации и пропаганды, оказывает влияние на общественное мнение. Как правило, адресованы строго определенным группам читателей и являются либо мировыми и общероссийскими изданиями, либо рекламными каталогами.

Из-за того, что журналы выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа событий, размышлений, подведения итогов и т.д.

Журналы, как и газеты, классифицируются:

- по периодичности – не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца;

- по формату;

- по тематике;

- по характеру подачи информации.

 

Важнейшие изменения журнального рынка в последние два десятилетия:

1). Таблоидизация.

2). Быстрое завоевание крупных городов Европы бесплатными газетами и журналами.

3). Становление традиции неежедневного чтения. Прочные позиции еженедельных изданий.

Журналы становятся предпочтительнее газет.

 

Вопрос № 25. Моделирование в журналистике. Композиционно-графическая модель издания.

В каждой редакции существует своя система методов управления, в которой выделяются три основных направления: организационно-административные методы, психологические методы, экономические методы.

Модель издания – это выработанное в редакционном коллективе представление о содержании и организации материалов в издании. Речь идет о тематических напрвлениях и их соотношении в газете еженедельнике, журнале, распределении публикаций по полосам, сочетании материалов разного типа (по характеру отражения действительности, жанру, авторства и т.д.), использовании различных способов организации текста в газете (отдельные материалы, подборки, тематические полосы и пр.).

Наконец, модель издания предполагает разработку композиции издания: типичных объемов материалов их взаимодействия на полосе, способов макетирования и оформления издания в целом и его частей.

Основные характеристики модели могут быть зафиксированы в редакционных документах. Модель реализуется в ходе выпуска издания, она может корректироваться в связи с возникновением новых обстоятельств, но основные ее характеристики обычно устойчивы.

Номер издания – это единичное целостное выражение содержания и характера информационной деятельности издания, единство, в котором отражены черты концепции издания. Концепция издания (система основных способов осуществления его целей) находит выражение в номере благодаря двум обстоятельствам:

1). В хорошо организованной редакции существует устойчивая и постоянно работающая система требований к сотрудникам;

2). Изначальные принципы организации информации осуществляются через ряд промежуточных этапов: создание взаимосвязанных редакционных планов (от годового до плана номера), разработка сетевого плана-графика, содержащего будущие характеристики номеров (объемы по тематике, тип материалов, рубрики и пр.,), разработка системы рубрик и тематических полос, подборка «газет в газете» и пр. с определенной периодичностью их появления, принятие секретариатом композиционно-графического облика издания.

В результате можно говорить о существовании в редакции издания модели номера, то есть системы представлений о том, как конкретно должен выглядеть любой номер. Модель номера предполагает, прежде всего, обязательное присутствие в номере издания структурно организованного комплекса материалов. Эту структуру характеризуют такие признаки, как: 1). Тема материала; 2). Знак материала (положительный, критический); 3). Характер отражения действительности (информационный, аналитический); 4). Тип авторства и ряд других.

При этом в модели номера комплекс материалов рассматривается как в целом, так и в рамках каждой полосы издания. Содержательная сторона модели взаимодействует с его композиционно-графической стороной, где важны соотношения объемов материалов и способы их размещения на полосе, устойчивые элементы макета каждой из полос и пр.

В редакции существует обычно несколько моделей номера (обычного выпуска, субботней или воскресной газеты, праздничного номера, номера с расширенным объемом или иного формата). Модели номера призвана закрепить при выпуске издания преемственность и последовательность деятельности редакционных коллективов, устойчивость социально-коммуникативных связей с аудиторией.

Следует помнить цепочку: концепция издания – модель издания - «лицо» издания (особенности его задач его традиции и место в системе СМИ и в обществе) – модель номера – «лицо номера».

Разумеется, кроме моделирования номера издания, можно говорить о более масштабном моделировании самого издания, разработки его концепции и «лица», о моделировании редакции и ее структуры, о модели работы редакции, о модели процесса выпуска номера (графика выпуска, сетевой график – модель работы редакции издания и в то же время модель номеров газеты).

Моделирование номера идет по трем направлениям:

1). Содержательно-тематическая модель;

2). Композиционная модель (строится на основе содержательно-тематической, определяет размещение материалов по дням, по номерам, по полосам);

3). Графическая модель (особенности дизайна, шрифт и др.).

На основе разработанной модели осуществляется планирование.  

 

 

Вопрос № 26. Дизайн в журналистике. Зависимость оформления от типа издания.

Неоднократно предпринимались попытки более или менее точно определить дату возникновения индустрии дизайна. Одна из первых концепций трактует дизайн как обязательный атрибут созданного человеком объекта – извечное качество вещей. Это объясняется тем, что одним из первых видов дизайна был промышленный дизайн. Но сводить целую индустрию к приданию внешней формы объектам искусственной среды неправомерно. Другие концепции называют точную дату возникновении индустрии дизайна. В Германии – 1907 год, в США – 1929-й и т.д.

На первом этапе своего развития дизайн был привязан к конкретным объектам: промышленным изделиям, книжно-журнальной продукции и т.п. – их созданию или изменению. Поэтому первый уровень так и назван – «предметным» и ограничивает представленные виды дизайна проблемами формы и конструкции. Классическое определение дизайна принято в 1964 году на международном семинаре по дизайнерскому образованию в Брюгге: «Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является

Определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие единое целое, как с точки зрения потребителя, так и точки зрения изготовителя».

Постепенно выделяется новое направление дизайн-деятельности, где дизайнер предстает не столько разовым исполнителем, сколько руководителем созданной им для данного случая группы специалистов. В силу этого второй уровень развития дизайна в целом был определен как дизайн межпредметных связей. Принципиальным моментом было возникновение нон дизайна (проектирование межличностных отношений), конечным продуктом которого является документ, текст. Название «недизайн» подчеркивает его удаленность от разработки определенного продукта, различие традиционных и современных объектов и функции дизайна.

В последние десять – пятнадцать лет глобальное усложнение созданной человеком среды обитания расширило границы дизайна до разработки средовых и отраслевых программ, а также комплексных проектов жизнедеятельности, реализация которых возможна на государственном уровне. Дизайн уже сегодня пытается выйти на новый уровень – мегадизайн человека. Такие гуманистические проекты осуществляют крупные международные организации. Например, ЮНЕСКО.

Разговор о дизайнерской деятельности в периодической печати, мы должны начинать с понимания формулы «содержание + форма = концепция». Именно во взаимосвязи и взаимозависимости содержания и формы рождается необходимость художественного видения замысла и типографского воплощения такового в готовом продукте. Дж. Нельсон, автор книги «Проблемы дизайна», основоположник зарубежного дизайна, писал, что не имеет значение, кем себя считает человек. Фермером, механиком или дизайнером, главное, что он может и хочет дать форму замыслу.

В периодической печати термин «дизайн» и «дизайнер» часто используются вместо слов «оформление» и «оформитель». Это действительно очень сходные понятия, но синонимами их считать нельзя. Тот же Дж. Нельсон считает, что дизайнеры пришли из таких неожиданных областей, как театр, кино, реклама и издательское дело. Таким образом пионерами новой области человеческой деятельности были и журналисты, но не репортеры, а оформители.

Исходя из классического определения дизайна, организацией структуры печатного издания должен заниматься дизайнер. В газете этим всегда занимался ответственный секретарь или его заместитель, «выпускающий», главный художник, художественный редактор, технический редактор в журнале, «делающие» номер. В начале XX века оформление периодических изданий складывалось из двух составляющих: традций данного издания и вкуса выпускающего. Газеты верстались на основании устных указаний выпускающего, что в значительной степени обедняло лицо периодики. Впервые верстка на основе предварительно разработанных схем, ставшая традиционной практикой в большинстве зарубежных изданий, упоминается в книге Керженцева П. М. «Газета Организация и техника газетного дела». Логическим развитием идеи макетирования стали макеты-стандарты. В 60-е годы вновь обращаются к проблеме комплексного решения выпуска периодических изданий утверждаются принципы композиционно-графического моделирования. Особенно актуальным стало формулирование общих требований к конструированию оформлению изданий в постсоветский период. Проблема самоокупаемости ставит периодические издания в жесткие условия борьбы за читателя. Выбирая издание, читатель обращает внимание на его оформление, специфику графической подачи иллюстративного и текстового материала, а потому в последние годы более пристальное внимание стали уделять эстетической дизайна средств массовой информации.

Введение в редакционную практику методов системного проектирования позволяет более эффективно организовать процесс создания и последующего выпуска изданий, связав все его этапы в единую функциональную цепочку.

Редакционный дизайн – целенаправленная оформительская редакционная деятельность, работа сотрудника секретариата на основе имеющейся стратегии оформления, планомерное выявление и проявление стиля издания, управление оформлением, создание оформительской модели.

Дизайн в таком случае, это оформление на основе моделирования. Дизайнер – конструктор формы, а не художник конструктивист, стремящийся передать содержание формалистическими средствами.

Систематизация теоретического материала и формирование практических навыков оформления газетной полосы на занятиях по курсу «Дизайн печати и Веб-дизайн», должны способствовать пониманию необходимости системного подхода к издательской деятельности. Для этого необходимо использование различных методово обучения, способствующих практическому закреплению теоретического материала выработке навыков компьютерной верстки, макетирования, работы с фотографиями и иллюстрациями художественного оформления издания.

Компьютерная сеть Интернет с ее популярной эмблемой «World Wide Web», стремительно растет и становится основой глобальной информационной инфраструктуры. Современный журналист должен не только приобщиться к современной аутине, использовать богатейшие ресурсы в повседневной профессиональной деятельности, но и знать азы Веб-дизайна, приемы работы по созданию простых страничек, особенности подготовки информации для всеобщего обзора.

 

Вопрос №27. Владелец, издатель, редакция, аудитория: проблемы взаимодействия.

Отношения между редакцией, ее учредителем и издателем имеют огромное значение для обеспечения ее существования и деятельности. Эти отношения имеют два аспекта: правовой и экономический. Правовой аспект этих отношений определен Законом РФ о СМИ. Статья 7 указывает, кто может быть учредителем (соучредителем) СМИ: гражданин, достигший 18-летнего возраста, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация и государственный орган. Этого права лишен гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в РФ. В других статьях определяется статус редакции, учредителя и издателя, их права, обязанности и взаимоотношения. В соответствии с этим редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Она может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. И, что важно, редакция может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника имущества.

Редакция действует на основании своего устава, который принимается на общем собрании коллектива журналистов – штатных сотрудников. В Уставе, наряду с другими сторонами ее статуса, определяются взаимные права и обязанности учредителя, редакции и возглавляющего ее главного редактора. Учредитель утверждает устав редакции и/или заключает с ней или ее главным редактором договор. До утверждения Устава, а также если редакция состоит менее чем из десяти человек, ее отношения с учредителем могут определяться договором с ним. В Законе указывается, что учредитель также может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

Одна из статей Закона устанавливает права и обязанности издателя. Как и редакция, издатель может выступать в качестве учредителя СМИ, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Наконец, в статье 22 Закона определяются характер и содержание договоров между редакцией, учредителем и издателем, их производственные, имущественные и финансовые отношения: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства издательства по материально-техническому обеспечению производства печатных периодических изданий и т.д.

Однако правовой аспект отношений редакции с учредителем и издателем непосредственно связан с их экономическим аспектом. Более того – определяет его.

Это находит выражение уже в договорах, которые редакция заключает со своим учредителем, если им является предприятие, учреждение, общественная организация или государственный орган, и с издательством. В этих договорах указывается, какую часть прибыли редакция перечисляет учредителю и издательству. Кроме того, в договоре с издательством определяется арендная плата редакции издательству за предоставляемые ей помещения, мебель, оборудование и выплаты за производственные и другие услуги.

Важнейшее значение, однако, в определении отношений редакции с учредителем и издателем имеет вопрос о собственности. Кто является владельцем данного СМИ, собственником основных фондов и оборотных средств? От ответа на этот вопрос зависит степень подлинной независимости газеты, уровень самостоятельности действий редакции.

Частное лицо может быть владельцем всего выше перечисленного, ему принадлежат доходы и прибыль от реализации тиража, публикации рекламы, он же может стать главным редактором газеты. В современной рыночной ситуации частные учредители редко выступают и как издатели – создание собственной полиграфической базы требует многомиллионных вложений.

Чаще в редакционной практике встречается сочетание частного учредительства с обязанностями ее главного редактора.

Иногда учредителем становится группа граждан, объединивших свои капиталы.

Широко распространен вариант, когда в роли учредителя выступает журналистский коллектив. В этом случае он является собственником СМИ, основных фондов и оборотных средств. В уставе редакции определяются все права и обязанности членов журналистского коллектива.

В тех случаях, когда газету основывает какой-либо государственный орган, ведомство, общественная организация, предприятие, учреждение, фирма и т.п. используются 2 варианта учредительства. При одном в роли учредителя выступает конкретная структура, которая основывает СМИ и обеспечивает необходимые средства. Учредитель утверждает редакционный устав и назначает главного редактора. Но чаще возникает двузвенный учредитель.

В его роли выступают и тот орган или организация, который является основателем газеты, и журналистский коллектив. Этот вариант позволяет обеспечить достаточную самостоятельность редакции в решении не только творческих и производственных, но и имущественных вопросов. Редакция остается совладельцем своего имущества, что фиксируется в договоре основателем СМИ. Так, учредителем газеты «Российские вести» является правительство РФ. Учредители еженедельника «Книжное обозрение» - Министерство печати и массовой информации РФ и трудовой коллектив редакции.

В условиях политической и экономической нестабильности, ужесточения конкурентной борьбы многим СМИ становится все труднее сохранять свое существование. Чтобы избежать банкротства, редакции все чаще ищут спонсоров. В роли спонсора выступают предприниматели, крупные фирмы, банки, биржи и другие коммерческие структуры. Финансовая поддержка спонсора дает возможность редакции компенсировать убытки, свести без дефицита баланс, реализовать издательские и коммерческие проекты, обещающие прибыль. Спонсор может оказать помощь редакции и без непосредственной передачи ей финансовых средств. Он может достичь желаемого результата, передавая редакции рекламу и щедро оплачивая ее. Может предоставить редакции новейшие технические средства, которые помогут увеличить конкурентно способность. Но спонсорство редко приобретает характер бескорыстного меценатства. Как правило, оказывая газете помощь, спонсор всегда что-то получает от редакции. Иногда это лишь возможность влиять на редакционную политику, на характер и направленность публикаций газеты. А нередко – возможность стать фактическим совладельцем СМИ.

Дотация – денежное пособие, с помощью которого государственный орган или общественная организация поддерживает существование своего печатного издания. Она выдается регулярно, обеспечивая регулярное покрытие какой-то части расходов. Это тоже средство влияния на редакционную и информационную политику издания.

Разумеется, редакционная и информационная политика – это именно то, что важно для аудитории.

  

 

 Вопрос № 29. Особенности работы журналиста в электронных СМИ.

Скорость сбора и подачи инфы увеличивается, часто переписывают или переводят. Новости в сети появляются через несколько минут, а вот обзоры дольше – но тоже часто быстрее, чем в печати. Важно знать основы верстки, уметь пользоваться поисковыми системами, быстро оформлять материалы, совсем другая система привлечения читателя – часто нужны броские заголовки (линки), чтобы привлечь внимание. Часто нарушается авторское право в сети, пока это плохо контролируется, но все хорошее еще впереди. Плюс электронного издания – удаленная работа, при обладании техническими средствами, работа существенно упрощается. Скорость часто рождает ошибки.

 

 

Вопрос №31. Журналистика новостей: современные методы творчества.

Предназначение журналистики новостей – представлять факт самоочевидным, как бы противопоставляется другой журналистике, интерпретирующей факт.

Ответственность за подбор фактов, пригодных для обработки и за саму обработку, создание новостных материалов, делят редакторы отделов и их подчиненные, а вот ответственность за «ляпы», этические погрешности, искажение истины, клевету несут не только они, но и редакция в целом; может пострадать репутация издания.

Журналисту хорошего издания, помимо умения добыть новость, важно умение предложить ее редактору отдела как ценную и интересную, отстоять свой з


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: