Вопросы к зачёту по истории России, 10 класс
ВНИМАНИЕ! Пояснения для учащихся.
При подготовке к ответу на уровень «5» необходимо сначала ответить на вопросы уровня «3» и «4».
На зачете начинаете отвечать с заявляемого уровня.
3 | 4 | 5 |
| Определите роль политической деятельности Дмитрия Ивановича, Ивана III, Ивана IV в складывании единого русского государства. | Составьте сложный план темы «Возвышение Москвы и складывание единого русского государства в XIII – XV вв.». Устно раскройте один из его пунктов по заданию учителя. |
| Назовите даты следующих событий, укажи имена правителей, с деятельностью которых они связаны. венчание на царство первого царя, Судебника Стоглав, Земский Собор, взятие Казани, Ливонская война, урочные лета, заповедные лета, опричнина Укажите, какие из названных событий носят положительный характер с точки зрения укрепления Русского государства. | Назовите даты следующих событий, укажи имена правителей, с деятельностью которых они связаны. венчание на царство первого царя, Судебника Стоглав, Земский Собор, взятие Казани, Ливонская война, урочные лета, заповедные лета, опричнина Какие исторические процессы характеризуют указанные события. |
| Смутное время: хронологические рамки, причины, основные события (не менее пяти), исторические деятели (не менее пяти), результаты и последствия (не менее трёх). | Смутное время: хронологические рамки, причины, основные события (не менее пяти), исторические деятели (не менее пяти), результаты и последствия (не менее трёх). Поясните выбор событий и имен. Объясните, в чём проявился подъем национального самосознания? |
| Определите характерные признаки экономического развития России в XVII веке. Как доказать, что экономика России в XVII веке приобретала черты капиталистического производства. | Определите противоречия развития экономики России в XVII веке. Назовите факторы, способствовавшие и тормозившие экономическое развитие России в XVII веке. Сформулируйте вывод о характере экономического развития России в XVII веке. |
| Что представляла собой политическая система России середины XVII века? Определите роль Соборного уложения в социально-политическом развитии России? Как доказать, что Россия середины XVII века является абсолютной монархией. | Что представляла собой политическая система России середины XVII века? Определите роль Соборного уложения в социально-политическом развитии России? Какова роль Земских Соборов, Боярской Думы в XVII веке. Как доказать, что Россия середины XVII века является абсолютной монархией. Чем объяснить введение новой системы налогов? Почему возросло значение служилых людей? |
| Составьте сравнительную характеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича (причины, социальный состав, результат). | Объясните причины и сущность церковного раскола в России в XVII веке. Определите особенности проявления социального протеста в России в XVII веке. |
| Используя историческую карту, дайте характеристику внешней политики России XVII века (направления, цели, внешнеполитические действия, результат). | Используя историческую карту, дайте характеристику внешней политики России XVII века (направления, цели, внешнеполитические действия, результат). Сформулируйте вывод о значении внешней политики России XVII века для внутриполитического развития страны. |
| Каким образом социально-политическое развитие России XVII века влияло на развитие литературы и искусства? | Определите, в чём проявлялся консерватизм, а в чём – новизна в развитии культуры России XVII века. |
| Определите значение реформ, проведённых Петром I. Какие реформы, на ваш взгляд, в большей степени способствовали развитию России? Как доказать, что реформы Петра I носили светский характер? | С точки зрения славянофилов, реформы Петра I нарушили естественный ход истории России. На какие факты, закономерности опирались славянофилы, обосновывая свою позицию? Что не учли славянофилы? Определите противоречия петровских реформ. |
| Что такое дворцовые перевороты? Назовите причины дворцовых переворотов. В хронологическом порядке перечислите правителей этого периода. Какая социальная группа являлась социальной опорой правителей. Каким образом правители стремились упрочить свою власть? Почему не удалось провести ограничение самодержавия? | Что такое дворцовые перевороты? Назовите причины дворцовых переворотов. В хронологическом порядке перечислите правителей этого периода. Какая социальная группа являлась социальной опорой правителей. В исторической литературе существует точка зрения, что дворцовые перевороты – это период контрреформ. Сформулируйте и обоснуйте свое мнение. |
| Сравните внешнюю политику Петра I и Екатерины II (направления, цели, результаты) | Определите значение внешнеполитической деятельности Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II для развития России. |
| Назовите особенности развития капиталистических отношений в России в XVIII веке. Определите факторы, тормозившие развитие капитализма в России. | Охарактеризуйте противоречия развития экономики России в XVIII веке. Сформулируйте вывод об особенностях развития экономики России в XVIII веке. |
| Назовите особенности внутренней политики Екатерины II. Как доказать, что политика Екатерины II носила либеральный характер. Чем объяснить, что несмотря на проводимые реформы, на период правления Екатерины II приходится самое крупное выступление крестьян. | Определите противоречия политики просвещённого абсолютизма в России. Каким образом реформы Екатерины II отразились на положении крестьянства? Сформулируйте вывод о значении внутриполитической деятельности Екатерины II для имперского развития России. |