Игры, упражнение и задания с использованием пословичного материала

Особенности изучения фольклорных жанров

Скороговорки

В силу своей функциональной особенности скороговорки целесообразно использовать для совершенствования артикуляционного аппарата, отработки дикции и скорости чтения.

Формированию скорости чтения способствует троекратное, каждый раз все более быстрое чтение скороговорок.

Дети с удовольствием включаются в игры-соревнования, эстафеты, предполагающие быстрое и четкое произнесение скороговорок.

Учитель должен помнить, что детям с нарушениями дикции нельзя предлагать произносить скороговорки именно с теми звуками, которые они не выговаривают.

 

Пословицы и поговорки

Эти малые жанры фольклора могут быть предметом специального изучения на уроках, а могут использоваться как сопутствующий материал в связи с чтением разнообразных художественных жанров.

Пословицы и поговорки дают богатый материал для работы над сознательностью чтения. Работа с этими жанрами предполагает раскрытие как прямого смысла, так и переносного значения. К раскрытию метафоры пословицы можно подвести учащихся с опорой на жизненный пример, через басню, рассмотрение пословицы как народной мудрости.

При их изучении целесообразно использовать следующие методические приемы:

· Классификация по тематике (со второго класса),

· Выбор из нескольких пословиц той, которая в наибольшей степени отражает основную мысль текста (со второго класса),

· Иллюстрирование пословиц примерами из жизни и из книг (3-4 классы)

· Сочинение рассказа (сказки, басни) в качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице (4 класс).

Игры, упражнение и задания с использованием пословичного материала

1. Подборка пословиц и поговорок к произведению. Можно подобрать одну пословицу или поговорку, раскрывающую основную мысль произведения. А можно – несколько, для работы над текстом произведения.

2. Подборка или распределение пословиц и поговорок на определённую тему (о добре и зле, о природе, о лени, о труде…).

3. Сравнение пословиц и поговорок разных народов мира одной тематической группы.

4. Соотношение пословиц и поговорок с соответствующими иллюстрациями к ним.

а) к одной иллюстрации подобрать несколько пословиц;

б) к одной пословице подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл.

5. “Собери пословицу”. Восстановление текста пословицы из отдельных частей, на которые она разделена. При этом могут применяться различные по форме фигуры, которые надо соединить так, чтобы была возможность прочесть написанное.

6. “Вспомните пословицу!” Назвать 20 пословиц и поговорок, в которых упоминается одно из следующих слов: дом, свинья, ворона, кошка, цыплята, телега, конь, яблоня, камень, собака, колодец, платье, дрова, телёнок, оса, топор, овца, сапоги, мешок, кувшин.

7. Назвать пословицы, связанные со всеми изображёнными предметами на какой-либо сюжетной картинке.

8. Игра “Кто больше?” за определённое время назвать как можно больше пословиц на определённую тему, или с определённым словом.

9. “Дурную траву с поля вон!” Вспомнить, как называют в народе такого человека. Подал ручку, да подставил ножку. Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне. Ноги с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном. Ел да устал, спал да намаялся. Себя мнит выше крыши, а у самого и с крылечка голова кружится. Язык без костей: что хочет, то и лопочет. (Двуличный, эгоист, подхалим, лентяй, самоуверенный (бахвал), болтун).

10. “Пословицы шутят”.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была:

Неужто буква озорная

Вновь чьё-то место заняла?..

 

 

Первый клин комом.

Сашу маслом не испортишь.

Мы сами с ушами.

Не ноги горшки обжигают.

От бобра бобра не ищут.

В здоровом теле здоровый пух.

Крутится как булка в колесе.

На безрыбье и бак — рыба.

Яйца куницу не учат.

Не делай из муки слова.

Голода не бойся, по пояс мойся.

Два сапога — тара.

Ус хорошо, а два — лучше.

Голод — не щетка.

Один в золе не воин.

Трус своей лени боится.

Жди у горя погоды.

Толочь в ступе соду.

Полк в овечьей шкуре.

Трус кормит, а лень портит.

Лучшее — врач хорошего.

Нашла коза на камень.

Рожденный ползать метать не может.

Лось человека не красит.

Терпение и пруд все перетрут.

Правда глаза полет.

Не зная броду, не суйся в моду.

Купить кита в мешке.

11. Разъяснить смысл предложенных пословиц. Подумайте, в каких случаях они употребляются:

1. Если бы на горох не мороз, он давно бы через тын перерос.

2. Из песни слова не выкинешь.

 3. Как аукнется, так и откликнется.

4. Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Рыбак рыбака видит издалека.

6. Я про сапоги, а он про пироги.

7. Готовь летом сани, а зимой телегу.

Можно предложить придумать случай или ситуацию, когда подойдет именно эта пословица. Если ученик затрудняется, учитель должен быть готов помочь ему.

11. Отгадать пословицу по двум словам.

Дело – безделье

Дело – потеха

Дружба – служба

(Маленькое дело лучше большого безделья. Делу время, а потехе час. Дружба дружбой, а служба службой.)

12. “Добавьте букву!” К каждому слову прибавить одну букву в начале, в середине или в конце, чтобы образовались новые слова (например, шпага – шпагат, база – базар и т.д.) Из добавленных букв при чтении сверху вниз составится пословица.

 

шпага блок рыба ария тир катер
база газ плата парк бак бор
дача свет сачок сон угол рис
заря шёл клад том дуло сук
кума пол пот банк тара  

(Труд человека кормит, а лень портит.)

13. “Шутка наборщика” Попробуйте расшифровать эту пословицу.

- О - Ч - Л Д - Л - Г - Л - Й - М - Л –!

(Кончил дело – гуляй смело.)

14. “Где пословица зарыта?” Составьте пословицу из слов, причём берите из них столько букв, сколько указано в скобках.

УХА (1), КАПУСТА (2), ФАРА (2), ХАЛАТ (2), ГЛАГОЛ (3), КОЗА (2), ВЕЛОСИПЕД (3), ВЕНИК (2), ИМЯ (1).
(У страха глаза велики.)

15. “Поймайте зайцев!” Отыщите непрерывную ломаную линию, которая обошла бы все клетки фигуры, нигде не пересекаясь, не пропуская ни одной клетки и никуда не заходя дважды и притом так, чтобы, следуя за этой линией, можно было бы прочитать пословицу.

З А Д Я Н Д Н
М У В С И О О
Я З А Ь Н О Г
А Ц Й Ш Е П О
М О Г И А М Й
И П О Н Е Ш Ь

(За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

16. “Соберите пословицу!” В каждой пословице выберите по слову и составьте новую.

а) От иной похвалы хоть в землю уйти. Лежебоке и солнце не в пору всходит. Не солома красит гумно, а зерно. Человека встречают по одежке, а провожают по уму. Где охота и труд, там и поля цветут.  (Землю солнце красит, а человека труд.)

б) Все за одного, один за всех. Не все то золото, что блестит. Не боялся браться, так и не страшись делать. Виноватый винится, а правый ничего не боится. Из дуги оглобли не сделать. (За все браться — ничего не сделать.)

17. М. А. Рыбникова предлагала следующие задание: предлагается ряд пословиц в литературном виде, учащиеся должны восстановить свойственную пословицам форму:

Если ты любишь смородину, то люби и оскомину.

Хоть он и мягко стелет, но жестко спать.

Если ты хочешь есть калачи, то не сиди на печи.

Любишь смородину, люби и оскомину. Мягко стелет, жестко спать. И т. д.

18. Предлагается определить, все ли пословицы на заданную тему.

Про лентяя: (Люди пашут, а он руками машет. На чужой каравай рта не разевай, но пораньше вставай да сам добывай. День гуляет, два больной, а на третий выходной. Словами и туда и сюда, а делом никуда. Как волка ни корми, все в лес глядит).

Про ум, учение: (Корень учения горек, да плод сладок. Правда в воде не тонет, в огне не горит. Человек неученый, что топор неточеный. Не зная броду, не суйся в воду. По платью встречают, по уму провожают.

19. Поговорка очень близка к пословице. Резкой границы между ними нет. Стоит прибавить, по словам М. А. Рыбниковой, лишь одно слово или сделать перестановку, и из поговорки выйдет пословица.

Поговорки Пословицы
Чужими руками жар загребать. В ступе воду толочь. И нашим и вашим. Шито-крыто. Чудеса в решете. Легко чужими руками жар загребать. В ступе воду толочь — вода будет И нашим и вашим за копейку спляшем. Шито-крыто, а узелок-то тут. Чудеса в решете: дыр много, а вылезти некуда.

20. Пословица или поговорка? Чтобы закрепить материал, можно предложить определить, пословицы это или поговорки:

Хороша кашка, да мала чашка.

После драки кулаками не машут.

Работать с огоньком.

Не умеешь шить золотом, так бей молотом.

Ни к селу ни к городу.

Без обеда не красна беседа.

Как с гуся вода.

21. Следует остановиться на прямом и переносном смысле пословиц и поговорок. Это имеет большое значение, так как расширяет рамки их применения, но вместе с тем вызывает некоторые затруднения, поскольку не все пословицы и поговорки имеют прямой и переносный смысл. Например, пословицу «В камень стрелять — стрелы терять» никогда не понимали в прямом смысле. Но много пословиц и поговорок имеют прямой и переносный смысл. Например, пословица «Куй железо, пока горячо» говорит о кузнеце, который имеет дело с железом. Ясно, что только горячее железо можно ковать. Упустишь время — ничего не выйдет.

Предлагается объяснить переносный смысл пословиц:

Я про сапоги, а он про пироги — отсутствие взаимопонимания.

Шила в мешке не утаишь —

Что посеешь, то и пожнешь —

Лес рубят — щепки летят —

Купил кота в мешке —

Из пушки по воробьям не стреляют —

22. Вспомните пословицы и поговорки, в состав которых входит цифра семь (и др.), и объясните их: (У семи нянек дитя без глазу. Семь бед — один ответ. Семи пядей во лбу. Семь раз примерь, один раз отрежь. Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут.

У него семь пятниц на неделе. Седьмая вода на киселе. Семь верст до небес и все лесом. За семь верст киселя хлебать.)

23. «Редактор». Вспомните пословицы, по которым сделаны эти газетные заголовки:

1. Готовь лыжи летом. 1. Готовь сани летом, а телегу зимой.
2. Мал городок, да дорог. 2. Мал золотник, да дорог.
3. Цыплят считают и зимой. 3. Цыплят по осени считают.
4. Проводили по одежде. 4. Встречают по одежке, а провожают по уму.
5. Посадка в чужие сани уже объявлена. 5. В чужие сани не садись.

24. Приведите русскую пословицу, похожую по смыслу на латинскую, например:

Латинские пословицы Русские пословицы
Где друзья, там богатство. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Кто слишком спешит, позже справляется со своим делом. Тише едешь, дальше будешь.
Написанная буква останется. Что написано пером, того не вырубишь топором.
Обсуждать надо часто, решать — однажды. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

25. Пословичная викторина.

— В какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее?

(Делать из мухи слона.)

— В какой поговорке утверждается, что нужно определить цену и вес горю?

(Узнает, почем фунт лиха.)

26. В первой колонке таблицы дана первая часть пословицы, найдите к ней окончание во второй колонке. Запишите составленные пословицы в тетрадь. Внимание: есть несколько пословиц, которые не имеют начала или конца!

Не надобен клад,   а товарища выручай.
Азбука   так и ладилась бы работа.
Не та дружба сильна   другой – неуступиха.
Без букв и грамматики   за своим делом не ленись.
Бояться несчастья   не съешь и ядра.
Была бы охота   коли в семье лад.
Высокого подвига   так и счастья не видать.
Сам себя губит   к мудрости ступенька.
Нет друга – ищи,   что в словах заключена.
Дерево дорого плодами,   поживут люди и для тебя.
Один – задириха,   не учатся и математике.
Не за своё дело не берись,   и в рот положи.
Не разгрызёшь ореха,   кто других не любит.
Сам погибай.   никакие горы не заслонят.
Маленькое дело лучше   там и враги дрожат.
Живи для людей,   и топором не разрубишь.
Ему скажи, да укажи,   беду отведи до удара.
Искру туши до пожара,   не сиди на печи.

 

 


Загадки

Работа над жанром загадки сводится к ее разгадыванию, раскрытию ее метафорических образов и к анализу структуры. Если загадка построена на новых для детей понятиях, то раскрывается прямое значение незнакомых слов, а потом переносное. После анализа загадки рекомендуется давать творческие задания на самостоятельное сочинение загадок.

 

Былины

Былина – жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях древней Руси.

Былину отличает ритмико-мелодическая структура стиха, которая влияет на правильность ее исполнения:

· Неторопливый, плавный, спокойный темп речи.

· Былина читается напевно, одно слово как бы выливается из другого.

· Былинный стих звучит торжественно, величаво, подчеркивая важность как исполнения, так и содержания.

· Былинная речь отступает от правил современного произношения.

· В каждой былинной строке есть слово, которое является ее смысловым центром. Оно выделяется при чтении.

Отличает былину и устойчивость структуры, которая строится на традиционных компонентах: запев, зачин, формулы, повторы, лейтмотивы, исход.

Основную часть былинного эпоса составляют 2 группы былин: героико-патриотические и социально-бытовые.

Перед изучением былин в начальной школе учитель должен специально обучаться чтению каждой новой былины, составлять индивидуальную разметку для чтения.

Методика изучения былинного материала включает три этапа:

· Подготовительный

· Основной

· Заключительный.

На подготовительном этапе, дети осваивают минимум знаний о творчестве русского народа. Эти знания необходимы им для восприятия былин, как элемента народного творчества. На этом этапе проводится ряд тематических занятий по музыке, изобразительному искусству и труду. В это же время на уроках чтения дети знакомятся с содержанием изучаемой былины в пересказе. Это дает возможность учащимся освоить фактическое содержание былины, а у учителя создается база для того, чтобы заинтересовать детей. При работе с былиной в пересказе целесообразно использовать следующий план:

1. чтение учителем былины вслух.

2. перечитывание былины учащимися.

3. беседа-рассуждение о прочитанном.

4. решение задач по ориентировке в разных изданиях детских книг, содержащих нужное произведение, с целью закрепления и уточнения былинной образности.

5. речевые упражнения.

6. задание на дом.

На основном этапе учитель знакомит детей с уже известной им по содержанию былиной, но в новой языковой форме – оригинале. Цель учителя – показать жанровую специфику былины. На данном этапе ведется работа над пониманием образного строя языка былин. Дети учатся соотносить былину с другими фольклорными жанрами.

Основными методическими приемами в работе с былинами являются:

· сравнение оригинала с пересказом;

· сопоставление разных оригинальных текстов вариантов былин;

· хоровое и индивидуальное проговаривание былинного текста;

· упражнения по технике речи, совершенствующие дикцию, необходимую при сказывании былин;

· непроизвольное заучивание былинных стихов наизусть;

· наблюдение над словом, композицией.

На этом этапе урок имеет следующую структуру:

1. решение задач по ориентировке в разных изданиях детских книг, содержащих нужное произведение, с целью закрепления и уточнения былинной образности и представлений о том, как былины дошли до нас.

2. чтение учителем былины вслух.

3. речевые упражнения.

4. перечитывание былины учащимися.

5. беседа-рассуждение о прочитанном.

Такая работа с былиной позволяет ребенку при встречи с оригиналом узнать знакомое содержание в новой форме и увидеть особенности, присущие оригинальному былинному стиху.

На заключительном этапе работы с былиной дети пробуют себя в роли сочинителя и сказителя былины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: