Культура Древнего Рима

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

 

           В последние десятилетия 1У в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады и началась эпоха, условно называаемая эллинистической. Т.о. следует отличать эллинов, эллинство, Элладуу, означаающие собственногреков античности и античную греческую культуру и ээлинизм, эллинистическую культуру, означающую эпоху и ареал распространения греческой культуры.

           Эллинистическая эпоха началась со смертью Александра и закончилась римскими завоеваниями для разных стран и в разное время. Оно характеризуется разложением и гибелью полисной демократии, захватом Греции Македонией, завоевательными походами Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Отныне центр тяжести эллинства из собственно Греции перемещается в страны Востока. и возникает своеобразный культурный синтез греческих и восточных идей и образов. Этим во многом определяется культурно-исторический смысл походов Александра Македонского и осмысление им себя и своей миссии.

           Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры. Его воспитателем был Аристотель, а “придворным” художником - последний великий скульптор классики Лисипп. Александр высоко чтил Гомера, во всех своих походах возил с собой его произведения и мнил себя греческим героем полубожественного происхождения. С этой любовью к греческому и начинал Александр свои походы, намереваясь добиться не только политической экспансии, но и экспансии эллинской. Но постепенно он проникался уважением к культуре Востока, проникался духом Востока, у него возникала полумифологическая идея соединения греческого и негреческого в некоем сакральном браке, где греческое олицетворяло мужское начало, а восточное - женское. Так произошел синтез греческого и иранского, греческого и египетского, греческого и индийского. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры. По своему же объективному историческому смыслу это был на долгие столетия  закат принципов греческой демократии и создания тиранических или олигархических режимов.

           В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, почти полностью была ликвидирована оплата за выполнение общественных обязанностей. Политика становится привилегией сильных мира сего. Этим опрееделяется то обстоятельство, что человек в эту эпоху фокусирует свое внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии и философии, которые к тому же в первую очередь занимаются проблемами этики и счастья индивидов. Это отражается в литературе и искусстве и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп: индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам - вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. В эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры - знаменитая Венера Милосская.

           В эпоху эллинизма возникла Александрия - настоящий просвещенный центр античной культуры, где расцветают точные и гуманитарные науки и философские школы, где перекрещиваются пути собственно греческих и древневосточных традиций. Чудом Александрии был ее порт, а также ее знаменитый маяк Фарос, который традиционно считается одним из семи чудес света. Высотой одиннадцать метров, маяк возвышал ввысь свою башню из трех этажей, постепенно уменьшавшихся в объеме, один на другом. Считается, что именно Фаросский маяк подсказал арабам идею минарета. Другими двумя известнейшими культурными объектами Александрии следует признать Мусейон и Библиотеку.

           Мусейон первоначально был местом, посвященном музам (отсюда его название, что по-гречески означает место пребывания муз). В последующем он стал научным учреждением, в котором наряду с разработкой филологических проблем, занимались исследованиями в области астрономии, математики, ботаники, зоологии, с использованием самого современного для того времени оборудования. В Мусейоне были залы для лекций и для работы, комнаты для обитателей пансиона при Мусейоне - преподавателей, общий зал и зал для трапезы. Со временем там появились коллекции растений и животных, в значительном виде обсерватория, наконец залы для препарирования трупов. У нас есть все основания назвать Мусейон университетом.

           Славу Мусейона составляла его Библиотека. Она насчитывала семьсот тысяч томов. Без сомнений в библиотеку входило все интересное, что создавала греческая литература. Вероятно, в библиотеку входили и иностранные авторы, переведенные и непереведенные. Ученные Мусейона имели возможность читать огромную философскую, филологическую, медицинскую и т.д. литературу. Мусейон и Библиотека несколько раз горели, последний раз в 273 году н.э. Впоследствии они были вновь восстановлены и возможно существовали в 640 году н.э., когда Александрию захватили арабы. Одно несомненно после десяти веков своего существования Мусейон и Библиотека оставили блестящий след в памяти людей, легенда о них владела умами еще в средние века. Что касается Александрии, то можно сказать, что благодаря своему длительному существованию, она возвела первую арку моста, переброшенного между античностью и новым временем.

           следует отметить, что эллинистическая культура, как и сама эпоха в целом, достаточно противоречивы. Александр Македонский мечтал о создании единой, огромной, универсальной монархии - на ее месте сложилась система отдельных, вечно враждовавших государств. Александр проводил политику “слияния народов”, однако в новом эллинистическом мире выросли крепкие перегородки между народами, победителями и побежденными Но вместе с тем именно эллинистическая эпоха сломала обособленность региональных и национальных культур в мире. Искусство эллинизма лежит в основе искусства Древнего Рима, Византии, оно вошло важной составляющей в искусстве народов Ближнего Востока.

           Древний Рим прошел сложную и противоречивую, яркую и кровавую историю, он знал взлеты и падения, он был величественным владыкой мира, от которого сохранилось выражение “все дороги ведут в Рим”, и стал символом жестокости и разврата, рухнув не столько под ударами извне, сколько разъеденный изнутри разочарованием и безверием.

        Весь строй жизни и культуры Древнего Рима формировался на греческих образцах. Прежде всего, речь дожна идти о ценностях античной гражданской общины: идея значительного единства гражданской общины при неразрывной связи блага индивида с благом всего коллектива, идея верховной власти народа, идея теснейшей связи гражданской общины с богами и героями, которые заботятся о ее благе. Но заимсствование, преемственность и сходство отнюдь не означают тождества. Рим во многом отличался от греческого, в первую очередь афинского полиса, что в конечном итоге и определило самобытность древнеримской культуры. Дело в том, что с самого начала своего существования Рим вел постоянные войны со своими соседями, что обусловило весь строй жизни. Если греки создавали мифы о богах и полубогах, то для римлян в центре их мифологии был сам Рим, его героический, победоносный народ, те, кто боролся и погиб за его величие. Боги, по убеждению римлян, лишь помогали им победить, выказывая тем самым свое оособое расположение к римскому народу. Римлянин был воспитан на традициях “общей пользы”, на уважении к предкам, на вере в величие Рима и его историческую миссию. Эта убежденность в высокой предначертанности миссии Рима в мире укреплялась с детства, когда ребенок видел воздвигнутые в честь тех или иных побед храмы, читал высеченные на камнях надписи в честь победителей, присутствовал на блестящих триумфах полководцев. Гордость от принадлежности  к римскому гражданству исключала возможность противопоставлять свои личные суждения общепринятым, а себя - гражданскому коллективу со всеми его институтами, традициями, обычаями, верованиями. Такие добродетели как мужество, верность, стойкость, суровая непреклонность, гордое достоинство требовались не только для войны, но и для мирной жизни, для исполнения долга хорошего граждани

           На протяжении нескольких веков Древний Рим совершил эволюцию от полиса к империи, а римлянин - от гражданина к подданому.

           Большое значение имело и то обстоятельство, что в Риме существовали равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сфере. Определяющую роль здесь играл ценз - размер имущества и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии, его права и обязанности. Характерной и специфически римской была неразрывная связь свободы и экономической независимости. Человек экономически зависимый не смел высказывать мнение, не угодоное тому, кому он был чем-то обязан.

           Представляет большой историко-культурный интерес римский идеал республики, к которому был близок Рим в эпоху окончательной победы плебса до середины 1 в. до н.э. Наиболее полную, хотя и приукрашенную, его характеристику дал историк Полибий. Он подчеркивает совершенство политического строя Рима, его “смешанное устройство”, соединяющее элементы монархии (власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право народного собрания) принимать законы, решать вопросы войны и мира, выбирать магистров, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль всех этих институтов, согласованность их действий, их взаимозависимость друг от друга придают всему строю искключительную прочность и способность завоевывать другие народы и ими править. Все граждане в большей или меньшей степени участвуют в эксплуатации достояния римского народа и в прибылях, приносимых войной. В итоге возникла миро  вая Римская империя.

           Чем же был этот величественный образ города, давшего название великой империи? Реальностью или утопией, действительностью или идеалом был город, жители которого были уверены, что богами предопределено быть ему всесветной владыкой? И тем и другим одновременно. В повседневной жизни Рима, по разному на разных этапах ее развития существовали две казалось бы противоположные, даже взаимоисключающие тенденции. С одной стороны консервативная традиция, перед лицом которой все римляне были равны, вера в предков, в провинциальность Рима. с другой стороны, культ денег, имущественный ценз, определяющий социальную иерархию, прагматизм во взаимоотношениях людей, родившие тягу к судебным разбирательствам. Сами римляне остро чувствовали это противоречие. Римские историки и мыслители считали, сто рост богатства и владений Рима пришел в конфликт с традиционной общественной моралью и с тех пор постоянно разлагал ее. Казалось, что можно решить эти вопросы за счет законов против роскоши, морального осуждения богатства, стяжательства, понятия “честного богатства” и благодаря существованию единой традиции римской славы, в которую входили даже идеологические соперники (Цицерон). Но эти представления во многом были иллюзорны.

           Рим жил до тех пор, пока жила римская гражданская община. Она же с самого начала своей истории вела победоносные войны, раздувалась, разбухала, втягивала в себя необъятные территории и несметные богатства. Представление о том, что Рим и в пору своего расцвета - это тот же древний город-государство, лишь возросший и усовершенствованный, лежало в основе всей официальной идеологии ранней империи, в великих и заурядных ее произведениях искусства. Среди великих отметим “Энеиды” Вергилия, “Римские оды” Горация, музей под открытым небом, в который император Август превратил римский Форум. Однако процесс разложения великой Римской империи был необратим. Общинная жизнь уходила в прошлое и гражданин превращался в подданого. Сами императоры пытались представлять свою власть как власть римского должностного лица, обычного гражданина республики, в руках которого лишь благодаря его личным заслугам, доверию сената и народа оказалась сосредоточена власть. Однако на деле они всё больше превращались в обычных тиранов. Одновременно происходила эволюция религии от древнейшей общинной религии, в которой не было антропоморфных богов (их представляли в виде неопределённых сил) до христианства. Когда-то имевшая огромное воздействие на умы людей религия теряет свою силу и римляне в поисках новых форм общения с божеством, бессмертия души обращаются к восточным культам, мистериям, откровениям, астрологии, магии.

           Всё это в целом сначало привело к появлению теократических режимов, к резкой социальной дифференциации, а впоследствии к его разложению и распаду. Рим рухнул как огромный глиняный колосс под первыми же ударами варваров, превосходством над которым он столь долгие века кичился.

           Несмотря на всю противоречивость политической и социальной жизни Древнего Рима, именно древнеримской культуре мы обязаны появлением так называемого “римского права”, которое лежит в основе современной юриспруденции. В древнеримской культуре изучение, комментирование и разработка права считалось делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежащим: наиболее известным примером может служить Цицерон. В течении многих столетий римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливали его к реальным потребностям жизни: римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.

           Римское право было вызвано к жизни борьбой патрициев и плебеев, требованиями последних иметь писанные законы, добившихся того, что со временем силой закона стали обладать плебисциты (аналог современного референдума). Ряд положений римского права касается прав римских граждан. В первую очередь это статья, согласно которой последнее постановление народа является обязательным законом, закон, запрещающий казнить римского гражданина без санкции высшей законодательной и судебной инстанции. Таким образом утверждалось равенство граждан перед законом. Основной идеей римского права стала идея человеческой индивидуальности - личности правоспособного субъекта, поставленного перед лицом государства.

           Своеобразный облик имеет римское искусство, которое возникло из смешения местных (в основном этрусских) традиций и влияния греческого искусства. Благдаря преклонению римлян перед греческим искууством именно в римских копиях сохранилась большая часть творений греческой классики.

           Римляне создали огромные архитектурные сооружения и постройки. Строились форумы, бани, амфитеатры, дворцы, храмы, крепостные стены и т. д., которые и сегодня восхищают монументальностью, продуманностью и красотой архитектурных форм.

           Типы римских построек разнообразны. Это например тип базилики со сводчатым перекрытием, который впоследствии лёг в основу христианских церквей, это мощные акведуки - многоярусные каменные мосты, несущие водопроводные трубы, это пышные триумфальные арки, воздвигаемые в честь военных побед. В I-II вв. н.э. были построены знаменитый Колизей, амфитеатр, вмещающий десятки тысяч зрителей, где происходили гладиаторские бои и травля зверей, и грандиозная купольная ротонда - пантеон, “храм всех богов”, в котором впервые образный акцент был перенесён с внешнего вида на внутреннее пространство храма. Эти сооружения позволяют говорить об огромных достижениях римской архитектуры и с инженерной точки зрения.

           Одной из вершин римского искусства является римский скульптурный портрет. Среди римской знати существовал обычай хранить восковые маски умерших предков. По свидетельство Плиния Старшего по отдельным шкафам были размещены восковые маски, чтобы изображения ранее умерших присутствовали на погребение родичей. Позднее вместо масок появились портретные бюсты из терракоты или камня. В этих портретах с документальной точностью переданы черты лица, и эта особенность сохранялась в римском портрете. Римский скульптор не создавал обобщенных образов атлетов,как это было принято у греков, а изображал конкретные личности, и подчеркивая портретное сходство.

           Прекрасна и римская поэзия, золотой век которой наступил в эпоху Августа. Одним из знаменитых поэтов является Вергилии Марон, создавший поэмы “Георгики”, “Энеида”и “Пастушеские песни”. Своего высшего по форме развития латинская поэзия достигла в творчестве Горация Флакка. Выдающимся поэтом ”золотого века” был Овидии Назон, написавший множество стихов о любви.

           Следует подчеркнуть прагмастический характер всего римского искусства,задачей которого было укрепление существующего порядка. Принцип “хлеба и зрелищ”, характерны для образа жизни Древнего Рима имел мировоззренческое значение. Зрелища служили весьма эффективным средством укрепления власти, будь это в республиканском или императорском Риме. Это достигалось великолепием роскошью празднества, зрелищ и построек, воздействовавших на воображение и фантазию народных масс.

           В конце Y в. Древний Рим как мировая империя перестал существовать, однако его культурное наследие не погибло. Римская культура является является существенной составляюей современной Западной культуры. Римское культурное наследие придало форму и было воплощено в мышлении, языках и учреждениях Западного мира. Влияние древнеримской культуры прослеживается в классической архитектуре общественных здании в научной номенклатуре, сконструированно из корней латинского языка. Мы уже не говорим о принципах классического римского права, которое лежит в основании правовых систем многих западных государств и католической церкви, построенной на основе римской административной системы.

          


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: