Требования к результатам освоения дисциплины

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра Всеобщей истории искусств

 

ОСНОВЫ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО РИМА

Учебно-методический комплекс для бакалавриата по направлению

№ 035400 История искусств

Москва 2011

ОСНОВЫ ИСКУССТВА ДРЕВНЕГО РИМА

Учебно-методический комплекс

 

Составитель:

Пожидаева А.В.., канд. иск.

 

 

Ответственный редактор:

 

Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры Всеобщей истории искусств

…… 2011, протокол № …

 

 

© Российский государственный гуманитарный университет, 2010

 

 

Оглавление

Предисловие……………………………………………………………………….............................4

Аннотация рабочей программы…………………………………………………………………….5

Пояснительная записка…………………………………………………………….............................6

Структура дисциплины (тематический план)……….……………………………………………..8

Содержание дисциплины………………………………………………………………………….10

Образовательные технологии……………………………………………………...………………18

Система текущего и промежуточного контроля знаний студентов……………………………...18

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины……………………………………………………………………..18 Планы практических занятий……………………………………………………………...………19

Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………………………………24

Методические рекомендации студенту по организации самостоятельной работы…..28
                                               ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методический комплекс (УМК) по курсу «Основы искусства Древнего Рима» предназначен для бакалавриата № 035400 (История искусств). Курс является базовой частью программы по всеобщей истории искусств и представляет собой неотъемлемый компонент профессионального искусствоведческого образования.

Учебно-методический комплекс «Основы искусства Древнего Рима» включает в себя материалы, необходимые для успешного освоения данной дисциплины — программу курса с аннотацией, пояснительной запиской, тематическим планом и содержанием дисциплины, образовательные технологии, оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, контрольные вопросы по курсу, контрольные работы, список примерных тем рефератов и итоговых работ, а также список литературы, планы практических занятий, рекомендации студенту по организации самостоятельной работы.




Аннотация рабочей программы

Дисциплина Основы искусства Древнего Рима является базовой частью общепрофессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению подготовки  N035400 (История искусств). Дисциплина реализуется на факультете кафедрой Всеобщей истории искусств ФИИ РГГУ.

Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с
историей и теорией искусств, искусства Античности и.

Дисциплина направлена на формирование следующих компетенций выпускника: ОК-1, ОК-19, ПК-1, ПК-7,ПК-8, ПК-11В, ПК-12, ПК-16В, ПК-17В, ПК-21В, ПК-26 В, ПК-27В,  ПК-28В.

Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль успеваемости в форме дискуссий, аналитических заданий, игр, докладов, контрольных работ, промежуточный контроль в форме итоговой письменной работы.

Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 часа.

Программой дисциплины предусмотрены лекционные занятия (32 часа), практические занятия (30 часов), самостоятельная работа студента (46 часов).

 

                               ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Цели и задачи дисциплины:

Курс «Основы искусства Древнего Рима» читается студентам II курса, бакалавреат "история искусств" (общепрофессиональная дисциплина, N 035400).

2. Место дисциплины в структуре ООП: общепрофессиональный цикл Б.3, вариативная часть.

Предшествующие дисциплины: Введение в историю искусства, Основы искусства Древнего Востока, Основы искусства Древней Греции

Последующие дисциплины: Основы искусства Византии, Основы искусства Западной Европы в Средние века

  Предмет данного курса - искусство Древнего Рима, начиная с искусства италиков и этрусков, цивилизации которых в Италии предшествовали римской, и заканчивая позднеантичным искусством IV в. н.э. Если для раннего периода речь идет, в основном, об искусстве древней Италии и города Рима, то в позднем периоде Рим владеет всем Средиземноморьем, основное внимание привлекают провинциальные памятники Востока и Запада, более сохранные (особенно в Римской Африке) и подчас не уступающие столичным по своему художественному достоинству и характерности.

Цель дисциплины - знакомство студентов с той колоссальной художественной индустрией, которую представляло собой искусство Древнего Рима, вобравшей в себя традиции древних средиземноморских культур (среди которых особое место принадлежало эллинскому наследию).

Задача дисциплины - продемонстрировать достижения римской художественной культуры, различая в ней традиционное и заимстованное, выявляя те особенности творчества римских мастеров, которые нередко заслонены от нас сухим копированием и прямым подражательством, показывая свойства римской архитектуры и римского скульптурного портрета, составивших основной вклад римлян в мировую художественную культуру. Особое внимание уделяется таким внутренним темам, как, например, искусство кампанских городов (Помпеи, Геркуланум, Стабии), хорошо раскопанных и тщательно изученных.

Методика преподавания предполагает рассмотрение памятников в тесной связи с сюжетами римской истории и политики; в соответствии с этим образы римского искусства соседствуют с образами римской истории.


Требования к результатам освоения дисциплины:

Дисциплина «Основы искусства Древнего Рима» входит в базовую часть профессионального цикла ФГОС по направлению «искусствоведение» (бакалавр).

Предпосылкой успешного освоения данного курса является сформированное у студентов общее представление об историческом и историко-культурном контексте. Оно предполагает знание основ истории, археологии, истории культуры, литературы, религии, необходимое для более глубокого понимания художественных процессов и явлений, содержательных аспектов произведений искусства.

 Прочные знания в области истории искусства, умение применять их в процессе изучения других гуманитарных дисциплин, в будущей профессиональной деятельности, связаны со следующими общекультурными компетенциями, которые должны быть уже в достаточной степени сформированы у студентов, начинающих изучать основы искусства Древнего Рима:

· владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

· способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОК-9 способен понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, знает основные положения и методы гуманитарных, социальных иэкономических наук, способен использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать   социально-значимые и художественные проблемы и процессы,

ОК-19 способен создавать и редактировать тексты профессионального назначения, анализировать логику рассуждений и высказываний,

ПК-1 способен использовать в исследованиях по истории искусства базовые знания в области всеобщей истории искусства и истории отечественного искусства,

ПК-7 способен к критическому восприятию концепций различных школ по методологии и истории искусства, различных историографических школ,

ПК-8 способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории,

ПК-11В способен к реализации в преподавании мировой художественной культуры, истории искусства следующих основных задач: воспитание патриотизма, уважения к истории, культуре, истории искусства и традициям нашей страны, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни, к сохранению отечественного и мирового художественного наследия; формирование у учащихся ценностных ориентиров,

ПК-12 способен к работе с информацией для принятия решений органами государственного управления, местного, регионального и республиканского самоуправления,

ПК-16В  владеет основами атрибуции, способен к перспективному анализу комплектования музейных коллекций,

ПК-17В готов к практической экскурсионной деятельности (подготовка и проведение тематической экскурсии по экспозиции),

ПК-26В Владеет знаниями и современными научными представлениями о проблемах истории и теории искусства в выбранной сфере,

ПК-27В Способен анализировать и интерпретировать феномены зарубежного искусства в историко-культурном контексте,

ПК-28В способен налаживать профессиональные контакты, адаптировать знания по истории зарубежного искусства к разным аспектам социальной деятельности,

 

  Результаты обучения:

В итоге студенты должны знать:

· историю древнеримского искусства в ее основных памятниках;

· отражение в произведениях искусства имперской идеологии и "римского мифа";

· особенности влияний на римское искусство (прежде всего, этрусков и греков);

· особенности техники древнеримской архитектуры, скульптуры и живописи.

Студенты данной квалификации в результате освоения курса должны уметь:

· относить памятники к той или иной художественной эпохе;

· различать в художественных памятниках воплощение государственных идей;

· определять то новое, что было создано римскими архитекторами по сравнении с греческими (арочная конструкция, изобретение бетона и т. д.).

 

 

7. Структура дисциплины (тематический план)

       Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 62 ауд. часа/46 часов сам. работы.

Лекционные -32. и семинарские -30 часов занятия (по учебному плану)

 

№ п/п   Раздел дисциплины Семестр           Неделя семестра

Виды учебной работы, включая

самостоятельную работу

студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
              лекции прак­тичес­кие заня­тия семи­нары само­стоятель­ная работа    
1  Образы римской истории и образы римского искусства 3 1-2 8     4 Проверка практических заданий
2 Италия до римлян. Город Рим 3   3-6 8 12   8 Доклады, проверка практических заданий
3 История и археология Помпей. Золотой век римского искусства 3   4-8 6 10   8 Доклады, проверка практических заданий
4 Искусство Империи 3     9-14 6 4   22 Проверка итоговых работ
5   Римский портрет 3     15 4 4   4 экзамен

Вид учебной работы

Всего часов / зачетных единиц

Семестры

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: