Технико-экономические расчеты

 

Технический уровень спроектированной электрической машины специализированного назначения может быть оценен степенью осуществления в проекте основных характеристик, необходимых для данной установки. Например, в качестве требования такой установки может являться минимальная масса или минимальный динамический момент инерции. Для некоторых установок требуется минимальная высота или длина машины. В других случаях превалирующими являются требования к КПД или коэффициенту мощности, к пусковому моменту, максимальному моменту и т. п. В таких случаях критерием технического уровня или эффективности машин является удовлетворение одному или нескольким из указанных требований. Если эти требования противоречивы, то необходимо находить приемлемое решение, удовлетворяющее в определенной мере каждому из них.

Однако большинство электрических машин проектируются и изготовляются для общего назначения. Такие машины могут быть использованы в различных установках. Машины общего назначения обычно изготовляются в виде серии машин со стройно нарастающими основными параметрами – мощностью и геометрическими размерами. Эти машины должны удовлетворять в части рабочих характеристик требованиям действующих стандартов или технических условий и вместе с тем быть экономически эффективными для народного хозяйства.

Например, при соблюдении указанных требований стандартов машины могут быть спроектированы с высоким использованием активных (проводниковых и магнитных) материалов, иметь уменьшенную массу и, следовательно, стоимость. Однако если при этом ухудшаются энергетические показатели, то повысится стоимость потерь энергии.

Одним из критериев технико-экономической эффективности является уровень компактности. Чем выше компактность машины, тем меньше необходимые для установки машины площадь и объем. Компактность электрических машин благоприятно влияет на экономические показатели большинства объектов, например, сокращается длина и ширина станков и других механизмов, в которых применены электродвигатели.

Показатель компактности электрической машины (кВт/мм3)

 

                                        (7-1)

 

где  – номинальная мощность машины, кВт;  – высота оси вращения, мм;  – габаритная длина машины, мм.

    Одним из направлений повышения компактности является уменьшение высоты оси вращения и применения максимально допустимого наружного диаметра машины при выбранном значении , что дает возможность уменьшить .

    Важным критерием является уровень шума электрических машин. Высокий уровень шума в производственном помещении, где установлены машины, отрицательно влияет на производительность труда, отражается на качестве продукции, вызывает потери рабочего времени в результате частичной или временной нетрудоспособности производственного персонала.

    Технический уровень спроектированной электрической машины оценивают путем сравнения технико-экономических показателей этой машины с показателями лучших изделий-аналогов отечественного и зарубежного производства. Учитывая, что при этом сравнивают разные показатели машин – массу, габариты, энергетические показатели и др., целесообразно общую оценку технического уровня производить по обобщенному показателю.

 

,                                           (7-2)

где  – экономический эффект от применения спроектированной машины по сравнению с машиной-аналогом;  – стоимость машины.

    В качестве базы принимают себестоимость спроектированной машины или цену по прейскуранту машины-аналога отечественного производства. Экономический эффект представляет собой сумму отдельных составляющих (руб.) эффект: обусловленная разность КПД

,                                (7-3)

обусловленная разностью коэффициентов мощности (только для асинхронных двигателей)

,                             (7-4)

обусловленная разностью показателей компактности

,                              (7-5)

обусловленная разностью уровней шума

,                            (7-6)

обусловленная разностью массы машин, влияющей на уровень конструкции и технологического оборудования,

.                                    (7-7)

Здесь  – номинальная мощность, кВт;  – КПД спроектированной машины и машины-аналога;  – тангенс угла сдвига между напряжением и током спроектированного двигателя и двигателя-аналога;  – показатели компактности спроектированной машины и машины-аналога;  – уровни шума (звукового давления) спроектированной машины и машины-аналога, (если разность уровней звукового давления более 5 , то следует сократить разность до указанного значения. Следует отметить, что фактический уровень звукового давления спроектированной машины может быть установлен после испытания и исследования опытных образцов машины. До изготовления опытных образцов в производимых технико-экономических расчетах составляющая эффективности уровня звукового давления не учитываются);  – масса спроектированной машины и машины-аналога.

    Таким образом, экономический эффект

.                               (7-8)

    Составляющая эффекта, обусловленная повышением надежности электрической машины , если она может быть рассчитана, добавляется в (7-8).

    Себестоимость машины (руб.)

,                                   (7-9)

где  – общая стоимость материалов, примененных в машине, руб.;  – стоимость производства машины, руб.

    Стоимость материалов может быть определена, исходя из заготовительной массы материалов и цены материалов и цены материалов по формулам, приведенным в табл. 7-1.

Таблица 7-1

Наименование материала Заготовительная масса, кг Стоимость материала, руб.
Провода обмоток
Коллекторная медь
Алюминий короткозамкнутого ротора
Сталь сердечника статора и ротора асинхронного двигателя
Сталь сердечника якоря
Сталь сердечников главных полюсов
Сталь сердечников добавочных полюсов
Сталь массивной станины
Сталь шихтованной станины
Изоляция
Конструктивные материалы

 

    Здесь  – «чистая» и заготовительная массы рассматриваемого рода материала;  – эффективная длина сердечника соответственно статора, якоря, главного полюса, т. е. длина сердечника без учета изоляционного покрытия и неплотного прилегания листов, наличия радиальных вентеляционных каналов;  – припуск на штамповку;  – ширина полюсной дуги;  – высота главного полюса.

    Значения «чистой» массы материалов определены в § 9-14, 10-17, 11-14. Заготовительная масса сердечников статора и ротора (остова и полюсов) синхронных машин вычисляется в соответствии с принятой конструкцией ротора и намеченным процессом штамповки листов статора (использованием внутренней вырубки).

    Стоимость  проводов обмоток приведена в табл. 7-2.

 

Таблица 7-2

Марка и форма поперечного сечения провода Стоимость , у.е./кг Марка и форма поперечного сечения провода Стоимость , у.е./кг

Прямоугольная

Круглая

ПЭТВП 1,14+0,71/S ПЭТВ 1,22+0,3/d
ПЭТГ-155 1,32+0,84/S ПЭТ-155 1,42+0,35/d
ПЭТКП 1,53+0,97/S ПЭТК 1,65+0,4/d
ПСД 1,1+1,5/S ПСД 1+0,6/d
ПСДК 1,18+2,4/S ПСДК 1+0,8/d
ПСДКТ 1,28+7,4/S ПСДКТ 0,7+2,5/d
Неизолированные шины и ленты марки МГМ 0,98+0,5/S Коллекторная медь марки МГТ – трапециидальная 1,05+2/S

 

    Здесь d и S – диаметр (мм) и площадь поперечного сечения (мм2) провода без изоляции.

    Площадь поперечного сечения коллекторной меди (мм2)

,                                (7-10)

где  – ширина коллекторной пластины (большее основание трапеции); , мм – высота коллекторной пластины;  – наружный диаметр коллектора, мм.

       Для обмоток статора на напряжение 6 кВ, выполняемых из прямоугольных эмалированных проводов с дополнительной двухслойной изоляцией из стекловолокна (например, марки ПЭТВСД), стоимость , получаемую из табл. 7-1, следует увеличивать в 1,6 раза. Для алюминия короткозамкнутого ротора  у.е./кг. Стоимость листовой стали  приведена ниже:

 

Марка стали 2013 2312 2312 2411 3411 Ст 3
Толщина, мм 0,5 0,5 1,0 0,5 1,0 10-6
Значение , у.е./кг 0,21 0,25 0,225 0,30 0,25 0,096

 

    Средняя стоимость изоляции  составляет при классе нагревостойкости изоляции В 12 у.е./кг, классе F – 16 у.е./кг и классе Н – 22 у.е./кг. Средняя стоимость материалов (руб.) машин переменного тока

,                     (7-11)

машин постоянного тока

,                    (7-12)

    Здесь – суммарная стоимость обмоточных проводов; – суммарная стоимость листовой стали.

       Стоимость производства, а следовательно, и себестоимость машины на электромашиностроительном предприятии определяется путем подробной калькуляции с учетом масштаба выпуска, уровня технологического процесса, уровня механизации и автоматизации производства. Однако при разработке проекта и сравнения различных вариантов достаточно определить приближенное значение стоимости производства

,                     (7-13)

Здесь  – коэффициент, определяемый совершенством оборудования, технологического процесса и организации производства (среднее значение*  для асинхронных двигателей;  – для машин постоянного тока и синхронных машин.)

       Приведенный выше метод следует также применять для сравнения показателей технического уровня отдельных вариантов спроектированной машины. При этом себестоимость машины определяют отдельно для каждого варианта, а составляющую эффекта , обусловленную разностью массы машин, исключают из (7-8), так как при расчете себестоимости машин учитывается изменение массы материалов, а также влияние массы на технологический процесс и на стоимость производства машин.

 

 

СДЕЛАТЬ СНОСКУ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: