Технический уровень спроектированной электрической машины специализированного назначения может быть оценен степенью осуществления в проекте основных характеристик, необходимых для данной установки. Например, в качестве требования такой установки может являться минимальная масса или минимальный динамический момент инерции. Для некоторых установок требуется минимальная высота или длина машины. В других случаях превалирующими являются требования к КПД или коэффициенту мощности, к пусковому моменту, максимальному моменту и т. п. В таких случаях критерием технического уровня или эффективности машин является удовлетворение одному или нескольким из указанных требований. Если эти требования противоречивы, то необходимо находить приемлемое решение, удовлетворяющее в определенной мере каждому из них.
Однако большинство электрических машин проектируются и изготовляются для общего назначения. Такие машины могут быть использованы в различных установках. Машины общего назначения обычно изготовляются в виде серии машин со стройно нарастающими основными параметрами – мощностью и геометрическими размерами. Эти машины должны удовлетворять в части рабочих характеристик требованиям действующих стандартов или технических условий и вместе с тем быть экономически эффективными для народного хозяйства.
Например, при соблюдении указанных требований стандартов машины могут быть спроектированы с высоким использованием активных (проводниковых и магнитных) материалов, иметь уменьшенную массу и, следовательно, стоимость. Однако если при этом ухудшаются энергетические показатели, то повысится стоимость потерь энергии.
Одним из критериев технико-экономической эффективности является уровень компактности. Чем выше компактность машины, тем меньше необходимые для установки машины площадь и объем. Компактность электрических машин благоприятно влияет на экономические показатели большинства объектов, например, сокращается длина и ширина станков и других механизмов, в которых применены электродвигатели.
Показатель компактности электрической машины (кВт/мм3)
(7-1)
где
– номинальная мощность машины, кВт;
– высота оси вращения, мм;
– габаритная длина машины, мм.
Одним из направлений повышения компактности является уменьшение высоты оси вращения и применения максимально допустимого наружного диаметра машины при выбранном значении
, что дает возможность уменьшить
.
Важным критерием является уровень шума электрических машин. Высокий уровень шума в производственном помещении, где установлены машины, отрицательно влияет на производительность труда, отражается на качестве продукции, вызывает потери рабочего времени в результате частичной или временной нетрудоспособности производственного персонала.
Технический уровень спроектированной электрической машины оценивают путем сравнения технико-экономических показателей этой машины с показателями лучших изделий-аналогов отечественного и зарубежного производства. Учитывая, что при этом сравнивают разные показатели машин – массу, габариты, энергетические показатели и др., целесообразно общую оценку технического уровня производить по обобщенному показателю.
, (7-2)
где
– экономический эффект от применения спроектированной машины по сравнению с машиной-аналогом;
– стоимость машины.
В качестве базы принимают себестоимость спроектированной машины или цену по прейскуранту машины-аналога отечественного производства. Экономический эффект представляет собой сумму отдельных составляющих (руб.) эффект: обусловленная разность КПД
, (7-3)
обусловленная разностью коэффициентов мощности (только для асинхронных двигателей)
, (7-4)
обусловленная разностью показателей компактности
, (7-5)
обусловленная разностью уровней шума
, (7-6)
обусловленная разностью массы машин, влияющей на уровень конструкции и технологического оборудования,
. (7-7)
Здесь
– номинальная мощность, кВт;
– КПД спроектированной машины и машины-аналога;
– тангенс угла сдвига между напряжением и током спроектированного двигателя и двигателя-аналога;
– показатели компактности спроектированной машины и машины-аналога;
– уровни шума (звукового давления) спроектированной машины и машины-аналога,
(если разность уровней звукового давления более 5
, то следует сократить разность до указанного значения. Следует отметить, что фактический уровень звукового давления спроектированной машины может быть установлен после испытания и исследования опытных образцов машины. До изготовления опытных образцов в производимых технико-экономических расчетах составляющая эффективности уровня звукового давления не учитываются);
– масса спроектированной машины и машины-аналога.
Таким образом, экономический эффект
. (7-8)
Составляющая эффекта, обусловленная повышением надежности электрической машины
, если она может быть рассчитана, добавляется в (7-8).
Себестоимость машины (руб.)
, (7-9)
где
– общая стоимость материалов, примененных в машине, руб.;
– стоимость производства машины, руб.
Стоимость материалов может быть определена, исходя из заготовительной массы материалов и цены материалов и цены материалов по формулам, приведенным в табл. 7-1.
Таблица 7-1
| Наименование материала | Заготовительная масса, кг | Стоимость материала, руб. |
| Провода обмоток |
|
|
| Коллекторная медь |
|
|
| Алюминий короткозамкнутого ротора |
|
|
| Сталь сердечника статора и ротора асинхронного двигателя |
|
|
| Сталь сердечника якоря |
|
|
| Сталь сердечников главных полюсов |
|
|
| Сталь сердечников добавочных полюсов |
|
|
| Сталь массивной станины |
|
|
| Сталь шихтованной станины |
|
|
| Изоляция |
|
|
| Конструктивные материалы |
|
|
Здесь
– «чистая» и заготовительная массы рассматриваемого рода материала;
– эффективная длина сердечника соответственно статора, якоря, главного полюса, т. е. длина сердечника без учета изоляционного покрытия и неплотного прилегания листов, наличия радиальных вентеляционных каналов;
– припуск на штамповку;
– ширина полюсной дуги;
– высота главного полюса.
Значения «чистой» массы материалов определены в § 9-14, 10-17, 11-14. Заготовительная масса сердечников статора и ротора (остова и полюсов) синхронных машин вычисляется в соответствии с принятой конструкцией ротора и намеченным процессом штамповки листов статора (использованием внутренней вырубки).
Стоимость
проводов обмоток приведена в табл. 7-2.
Таблица 7-2
| Марка и форма поперечного сечения провода | Стоимость , у.е./кг
| Марка и форма поперечного сечения провода | Стоимость , у.е./кг
|
| Прямоугольная | Круглая | ||
| ПЭТВП | 1,14+0,71/S | ПЭТВ | 1,22+0,3/d |
| ПЭТГ-155 | 1,32+0,84/S | ПЭТ-155 | 1,42+0,35/d |
| ПЭТКП | 1,53+0,97/S | ПЭТК | 1,65+0,4/d |
| ПСД | 1,1+1,5/S | ПСД | 1+0,6/d |
| ПСДК | 1,18+2,4/S | ПСДК | 1+0,8/d |
| ПСДКТ | 1,28+7,4/S | ПСДКТ | 0,7+2,5/d |
| Неизолированные шины и ленты марки МГМ | 0,98+0,5/S | Коллекторная медь марки МГТ – трапециидальная | 1,05+2/S |
Здесь d и S – диаметр (мм) и площадь поперечного сечения (мм2) провода без изоляции.
Площадь поперечного сечения коллекторной меди (мм2)
, (7-10)
где
– ширина коллекторной пластины (большее основание трапеции);
, мм – высота коллекторной пластины;
– наружный диаметр коллектора, мм.
Для обмоток статора на напряжение 6 кВ, выполняемых из прямоугольных эмалированных проводов с дополнительной двухслойной изоляцией из стекловолокна (например, марки ПЭТВСД), стоимость
, получаемую из табл. 7-1, следует увеличивать в 1,6 раза. Для алюминия короткозамкнутого ротора
у.е./кг. Стоимость листовой стали
приведена ниже:
| Марка стали | 2013 | 2312 | 2312 | 2411 | 3411 | Ст 3 |
| Толщина, мм | 0,5 | 0,5 | 1,0 | 0,5 | 1,0 | 10-6 |
Значение , у.е./кг
| 0,21 | 0,25 | 0,225 | 0,30 | 0,25 | 0,096 |
Средняя стоимость изоляции
составляет при классе нагревостойкости изоляции В 12 у.е./кг, классе F – 16 у.е./кг и классе Н – 22 у.е./кг. Средняя стоимость материалов (руб.) машин переменного тока
, (7-11)
машин постоянного тока
, (7-12)
Здесь
– суммарная стоимость обмоточных проводов;
– суммарная стоимость листовой стали.
Стоимость производства, а следовательно, и себестоимость машины на электромашиностроительном предприятии определяется путем подробной калькуляции с учетом масштаба выпуска, уровня технологического процесса, уровня механизации и автоматизации производства. Однако при разработке проекта и сравнения различных вариантов достаточно определить приближенное значение стоимости производства
, (7-13)
Здесь
– коэффициент, определяемый совершенством оборудования, технологического процесса и организации производства (среднее значение*
для асинхронных двигателей;
– для машин постоянного тока и синхронных машин.)
Приведенный выше метод следует также применять для сравнения показателей технического уровня отдельных вариантов спроектированной машины. При этом себестоимость машины определяют отдельно для каждого варианта, а составляющую эффекта
, обусловленную разностью массы машин, исключают из (7-8), так как при расчете себестоимости машин учитывается изменение массы материалов, а также влияние массы на технологический процесс и на стоимость производства машин.
СДЕЛАТЬ СНОСКУ






