Определение семьи (familia) дал известный римский юрист Ульпиан (D. 50.16.195.1-2)

"Семьей в строгом смысле слова мы называем совокупность лиц, находящихся под властью одного лица, подчиненных ему по рождению или по праву".

"Семьей по общему праву (родства) мы называем семью всех агнатов... подчинявшихся власти одного лица, поскольку они происходят из одного дома и рода"

Все члены семьи считались подвластными домовладыке. Только он один в семье являлся в полной мере правоспособным лицом, в то время как остальные были частично правоспособны, а женщины вовсе правоспособности не имели, в следствии этого они всегда были под опекой.

Гай, Институции, I. 144-145: Предки [наши] утверждали, что даже совершеннолетние женщины вследствие присущего им легкомыслия должны состоять под опекою... Исключение допускалось только для дев-весталок, которых древние римляне в уважение к их жреческому сану освобождали от опеки. Так было постановлено законом XII таблиц.)

В семье на первый план выдвигалась не когнатическая связь (кровная связь м/д членами семьи), а агнатическая.

Агнатическое родство — родство, определяемое подчиненностью главе семьи, отцу семейства.

В Древнем Риме существовало 2 вида законного брака:

cum manu — брак с властью мужа, в силу которого  жена поступала либо под власть мужа, либо под власть домовладыки, если сам муж был подвластным лицом. Муж мог продать ее в кабалу, рабство, вправе был наложить на нее любое наказание вплоть до лишения ее жизни. Жена не могла жить одна, она была обязана следовать месту жительства своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Муж мог истребовать покинувшую дом жену при помощи такого же иска, как обеспечивающего возврат имущества, оказавшегося в чужом незаконном владении. Требование о возврате жены могло быть предъявлено даже к ее родителям, поскольку выход замуж сопровождался разрывом агнатских связей женщины с ее кровными родственниками и возникновением агнатского родства между ею и семьей мужа;

sine manu — брак без власти мужа, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке. Брак sine manu следовало возобновлять ежегодно. Прожив в течение года в доме мужа, жена автоматически подпадала под его власть — по давности.

"Посредством давностного сожительства вступала во власть мужа та женщина, которая в продолжение целого года оставалась беспрерывно супругою, сделавшись вследствие как бы годового владения собственностью мужа..." (Гай, 1.111)

(Гай, Институции, 1. 3: Законом XII таблиц было определено, что женщина, не желавшая установления над собой власти мужа [фактом давностного с нею сожительства], должна была ежегодно отлучаться из своего дома на три ночи и таким образом прерывать годичное давностное владение [ею].)

Брак sine manu не менял юридического положения жены. Она остается во власти отца, если была подчинена отцовской власти до брака. Кровные родственные связи с ее прежней семьей не разрывались, как не возникало и агнатского родства между женой и семьей мужа. Мужу никакая власть над женой не принадлежала: супруги в личном отношении считались юридически равными субъектами. Муж не был вправе обязать жену, покинувшую его дом, вернуться против ее воли. Однако муж окончательно решал ряд вопросов семейной жизни.

Для заключения брака необходимо было соблюсти ряд условий:

— достижение брачного возраста (для мужчин — 14, для женщин — 12 лет);

(Помпоний). Женщина, которой не исполнилось 12 лет, тогда станет законной женой, когда ей (находящейся у мужа) исполнится 12 лет.

— согласие paterfamilias (домовладыки) для жениха и невесты, если они состояли под patria potestas (под властью). При вступлении в брак семейно самостоятельных лиц  жених ни в чьем разрешении не нуждался, а невеста должна была получить согласие опекуна;

— согласие вступающих в брак;

(Павел). Не может быть совершен брак иначе как по согласию всех, т.е. тех, кто вступает в брак и в чьей власти они находятся.

— отсутствие близких степеней родства;

— если ни одно из лиц, вступающих в брак, не состояло в другом браке;

— право вступать в полноценный, признанный законом брак.

Имущественные отношения супругов по римскому праву различались в зависимости от формы заключения брака:

— при заключении брака в форме cum manu все имущество жены и ее рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществом жены, притом что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы;

— при заключении брака sine manu в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Ответственность возлагалась на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.

Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ:

приданое (dos) — материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Приданое — имущество жены, но право собственности на него принадлежало мужу. Муж нес ответственность за сохранность приданого. Приданое воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной, в этом;

брачные дары (dos propter nupdas) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Основное условие для признания брачного дара в качестве такового — поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением.


Брак мог быть прерван по нескольким причинам:

— смерть одного из супругов;

— утрата одним из супругов гражданского правового статуса в связи с утратой свободы, изменением сословного положения или изменением гражданства (capitis deminutio). По возвращении из плена брак восстанавливался;

— развод — заявление об отказе от брачного союза.

Оформить развод можно было только в отношении ранее действительного и прошлого брака, нельзя было требовать развода в отношении неправового брачного союза, либо еще не оформленного должным образом.

Расторжение брака сопровождалось выяснением причин развода, и виновная сторона несла имущественные санкции в виде потери своего добрачного имущества или штрафов.

Развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.

Односторонние заявления о разводебыли допущены в случае, если другой супруг:

— нарушил верность;

— покушался на жизнь первого супруга;

— допустил какое-то другое виновное действие. Допускался развод и без вины другого супруга, но по уважительной причине.

Односторонний развод без уважительной причины наказывался штрафом. Закон 18 г. до н. э., не затрагивая принципа свободы развода, установил правило, чтобы о расторжении брака объявлялось в присутствии 7 свидетелей (обычно с вручением разводного письма, т. е. в письменной форме).

Были также установлены имущественные санкциив случае заявления о разводе без основательной причины. Если поведение жены послужило поводом к разводу, приданое  оставалось у мужа, если виновен последний, предбрачный дар сохранялся за женой. Мужу было разрешено произвести удержания необходимых издержек, отделить издержки излишние и на содержание остающихся при нем детей по 1/6, но не свыше 1/2, если иное не было предусмотрено договором о приданом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: