Поощрение и наказание в образовательном учреждении

Лекция 2.5.5.Поощрение и наказание ка методы воспитания.

Поощрение, как и наказание, воздействует не только на ученика, но и на класс, изменяя отношение его к ученику. В результате у ученика меняется самооценка, повышается или понижается уровень притязаний, активность, целеустремленность. Однако однозначной зависимости между поощрением и повышением активности, а также между наказанием и снижением активности нет. Поощрение может приво­дить и к снижению прилежания ученика, формированию у него отрицательных черт характера. Это происходит, например, при перехваливании, которое односторонне выпячивает достоинства учащегося и не фиксирует его внимания на недостатках, не развивает у него самокритичность: зачем ему стараться, когда он и так лучше всех в классе решает задачи или прыгает в высоту. Отсутствие к себе критического от­ношения отражается и на взаимоотношениях такого ученика с одноклассниками, способствует росту у него индивидуалистических тенденций, пренебрежительному отношению к товарищам. Чтобы противодействовать этой тенденции, учитель дол­жен умело пользоваться и отрицательными формами  поощрений.

Поощрение может осуществляться

- морально: похвалой, благодарностью, проявлением доверия,

- материально: награждения грамотой и призами и т. д.

Дети стремятся быть замеченными и отмеченными учителем, они чувствительны к его похвале (особенно девочки). В связи с этим учителю нужно широко пользо­ваться такими формами поощрения, как доверие, расширение прав и обязанностей учащихся.

Например, учитель говорит школьнику: «Я (или коллектив класса) хочу доверить тебе одно важное дело. Думаю, ты справишься с ним...» Используя этот прием, учитель должен, конечно, знать, ценит ученик доверие учителя и кол­лектива или нет. Поощрением является и привлечение учителем школьника в ка­честве своего помощника, дежурного.

Одной из форм поощрения является одоб­рение. Одобрять можно разными способами: словом, интонацией, мимикой, пантомимикой. Для создания мажорного настроя на уроке можно поощрять класс в целом авансом: «Вы молодцы! У вас у всех все получится!»

Одобрение может выражаться и в других нестандартных формах: аплодисмен­тах класса, скандированном поздравлении какому-нибудь учащемуся, победивше­му в соревновании, в награждении шутливыми призами и подарками (при заня­тиях в кружках). Такие поощрения надолго запоминаются учениками, создавая у них устойчивый положительный эмоциональный фон.

Поощрения можно разделить на эффективные и неэффективные

Эффективное поощрение Неэффективное поощрение
Осуществляется постоянно От случая к случаю
Сопровождается объяснением, что именно достойно поощрения Делается в общих чертах
Заинтересованность учителя в успехах ученика Формальное внимание к успехам учащихся
Сообщение о значимости результатов Отметка участия в работе вообще
Сравнение прошлых и настоящих достижений учащегося Отсутствие значимости успеха
Поощрение соразмерно затраченным усилиям Сравнение результата учащегося с результатами других
Опора на внутренние мотивы учащегося Опора на внешние стимулы

Наказание учащихся за проступки может осуществляться учителем только в мо­ральной форме в виде замечания, выговора, записи в дневнике и т. д. Однако при этом нужно помнить, что наказание не должно преследовать цель унизить досто­инство ребенка, опозорить его.

Устные замечания являются оперативными средствами дисциплинирования ученика на уроке. Они должны делаться в спокойной и тактичной форме. Нет смыс­ла делать замечания одному и тому же ученику несколько раз подряд: они утра­чивают свою действенность уже после третьего раза.

Выговор должен быть итогом принципиального обсуждения проступка учаще­гося. Без активной поддержки общественного мнения коллектива учащихся вы­говор не приносит пользы, а иногда даже и вредит. Вслед за выговором нужно разъяснить учащемуся, каким путем он может снять с себя наложенное взыскание.

Учителя часто, объявив выговор ученику, вскоре забывают о нем. Не сняв пре­дыдущее взыскание, они за новый проступок объявляют новый выговор. В этом случае и первый, и второй выговор теряют всякую действенность. Нельзя объяв­лять выговор «для острастки».

Наказание с помощью морального осуждения (замечания, выговора) не долж­но превращаться в нудное морализирование. Чтобы этого не произошло, его надо использовать время от времени и в разной форме. Оно эффективно только в классе с развитыми коллективистскими отношениями, имеющем определенные тради­ции и сильное общественное мнение, а также когда ученики обладают высокой степенью сознательности.

Наказание изменением отношения учителя кучащемуся, отказ в доверии, «игно­рирование» на уроке действенно в том случае, если у учителя сложились с уча­щимся хорошие отношения и ребенок дорожит этими отношениями. Использо­вание этой формы наказания требует большого такта и мастерства учителя.

Наказание путем отстранения ученика от выполнения заданий учителя (на­пример, заставить ученика стоять у доски или удалить из класса). Эта форма на­казания действенна в младших и средних классах, однако, используя ее, не надо перебарщивать: как только ученик осознает меру своего проступка, его надо вер­нуть к работе. Ошибку допускают те учителя, которые заставляют долго стоять школьника. Во-первых, это приводит к его утомлению, а во-вторых, это унижает учащегося, вызывает у него протест. Он начинает развлекаться сам (паясничать) и развлекать класс, ища у него поддержки и сочувствия.

Удаление с урока — крайняя мера наказания, пользоваться которой можно толь­ко в том случае, если учащийся своим поведением стремится сорвать урок. При этом учитель должен быть уверен в поддержке его решения классом. Удаление не должно происходить на фоне раздраженности учителя, иначе оно будет воспри­нято как месть. Нужно также помнить, что удалением наказание не заканчивает­ся. После урока учитель должен поговорить с учащимся и определить окончатель­ную меру наказания.

Наказание в виде выполнения внеочередных работ. Учитель может заставить ученика снова дежурить на уроке, если на предыдущем он плохо выполнял свои функции. Внеочередные работы за проступки должны стать традиционными, определенными заранее. Тогда будут сняты возражения учащихся типа: «А по­чему я должен убирать класс? Это не я насорил!»

Наказание в виде лишения удовольствия. Оно близко к способу наказания от­странением учащегося от выполнения учебного задания, о котором уже говори­лось. В данном случае речь идет об отстранении учащегося от любимого им дела или занятия: отлучении на время (пока не исправит двойки) от исполнения обязанностей помощника, лишении права идти в туристический поход и т. п. Пользоваться этим способом можно только в том случае, когда ребенок увлечен своими обязанностями или предметом.

Дисциплинарная запись в дневнике. Она не должна отражать эмоциональную взвинченность учителя, а содержать лишь осуждение, выраженное в сдержанной, официальной форме. Нельзя, например, писать: «Возмутительно ведет себя на уроке» или: «Родителям немедленно явиться в школу». Это обычно приводит лишь к конфликту учителя с родителями. Мерой наказания является и запись неудовлетворительной оценки за поведение в дневнике.

Наказания бывают традиционными или же типа экспромта. Наказания-экс­промты нельзя повторять: они не действуют, так как меняется обстановка, в кото­рой объявляется наказание. Наказание-экспромт используется тогда, когда надо в яркой, запоминающейся форме воздействовать на общественное мнение коллек­тива учащихся.

Наказание в соответствии с логикой естественных последствий (типа «насо­рил — убери») воспринимается ребенком как само собой разумеющееся и выпол­няется безоговорочно. Однако оно должно следовать сразу за проступком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: