Лекция 2. Планирование строительного производства
Основные положения
Выбор стратегии строительства
Основные положения
Федеральные и региональные инвестиционные программы.
Для рационального развития строительства разрабатываются инвестиционные программы, в которых предусматриваются планы общих объемов капитальных вложений, что создает благоприятные условия для дальнейшего планомерного развития строительства для всех отраслей народного хозяйства.
Объемы планируемых СМР создают основу для составления производственной программы организаций строительной индустрии, планирования развития их материально-производственной базы и планомерной организации строительно-монтажного производства на намечаемый период. В свою очередь в качестве обратной связи производственная программа организаций строительной индустрии является основой для технико-экономического планирования производственно-хозяйственной деятельности и оперативного планирования строительного производства. Следует отметить, что на основе этих данных формируются планы развития других отраслей промышленности (металлургии, машиностроения, производства стройматериалов и т.д.).
Перспективные и годовые государственные планы капитального строительства состоят из ряда разделов, содержащих соответствующие задания и показатели. Основными разделами перспективных и годовых планов являются:
• титульные списки (перечни) важнейших строек страны (края, области, района, города);
• план ввода в действие производственных мощностей в основных отраслях народного хозяйства;
• план ввода в действие жилой площади и объектов культурно-бытового и коммунального назначения;
• общий объем капитальных вложений на планируемый период с выделением суммы затрат на СМР, в том числе объем капитальных вложений в прочие стройки, не включаемые в титульные списки важнейших строек страны;
• план финансирования (с указанием источников) намечаемого объема капитальных вложений;
• план обеспечения строительства трудовыми и материально-техническими ресурсами;
• объем, сроки проведения и стоимость проектно-изыскательских работ для строительства;
• производственная программа системы организаций строительной индустрии и перечень подрядных организаций, на которые возлагается выполнение планируемого объема строительства.
По промышленному строительству в народнохозяйственном плане, кроме того, указываются:
• общий объем строительства по важнейшим отраслям;
• объем незавершенного строительства в предшествующий планируемому период;
• степень готовности строящихся предприятий и сооружений к концу планируемого периода;
• объем задела, переходящего на последующий период.
При этом степень готовности исчисляется как отношение суммы стоимости готовых и незаконченных строительством объектов к сметной стоимости строящихся предприятий или сооружений, а объем переходящего задела — как отношение стоимости объектов, незавершенных строительством, к их сметной стоимости.
Утвержденные народнохозяйственным планом по строительству сроки ввода в действие производственных мощностей позволяют предприятиям, отраслевым министерствам и ведомствам предусматривать наращивание объема промышленного производства на вводимых в действие мощностях.
Ввод жилой площади и объектов культурно-бытового назначения обеспечивает непрерывное повышение благосостояния и уровень обслуживания населения.
Титульные списки. Титульные списки являются составной частью плана капитального строительства и подразделяются на титульные перечни строек и внутрипостроечные титульные списки. В титульных списках строек поименно указываются вновь начинаемые и продолжающиеся (переходящие) объекты строительства, а также расширяемые и реконструируемые предприятия и сооружения.
Во внутрипостроечных титульных списках каждой стройки указываются отдельные объекты и работы, в том числе подлежащие выполнению в планируемом году. Таким образом, в титульных списках строек указывается их отраслевая принадлежность, назначение и наименование, а во внутрипостроечных титульных списках указывается наименование, назначение и число объектов, вводимых в действие в планируемом году, а также перечисляются объекты, завершение которых переносится на последующие годы.
Титульные списки важнейших строек федерального и регионального подчинения составляются министерствами и ведомствами. Титульные списки (перечни) прочих строек, по которым капитальные вложения выделяются общей суммой, также составляются министерствами и ведомствами.
По всем вновь начинаемым стройкам титульные списки разрабатываются на весь период строительства с распределением объемов капитальных вложений в основные фонды по годам в соответствии с нормами продолжительности строительства.
Утверждение списков особо важных вновь начинаемых строек производственного назначения сметной стоимостью 150 млн р. и выше производится Советом Министров Российской Федерации. Титульные списки переходящих строек производственного назначения, входящих в систему министерств и ведомств устанавливают соответствующие министерства и ведомства.
Контрактные отношения. Контрактные (договорные) отношения в строительстве в условиях развития рыночных отношений требует новых подходов к регулированию взаимоотношений между всеми участниками инвестиционно-строительного процесса: инвесторами, заказчиками, застройщиками, проектировщиками и подрядными организациями.
В основе регулирования взаимоотношений участников инвестиционно-строительного процесса лежит Гражданский кодекс (ГК) РФ, ст. 1 которого признает равенство регулируемых гражданским законодательством отношений участников, которые действуют по своей воле и своему интересу.
Контрактам отводится совершенно новая роль, значительно расширены возможности использования различных схем взаимоотношений между всеми участниками. Контракт (договор) становится документом, подтверждающим обоюдовыгодное взаимодействие сторон, целью которого является решение следующих задач: инвестирование, проектирование, возведение, реконструкция и модернизация объектов, капитальный ремонт, решение проблем занятости, получение прибыли и др.
Не допускаются изменения правил об ответственности предпринимателей за качество потребительских товаров, работ и услуг. Предусмотрена обязанность различных сторон оказывать содействие всем и на финансовых условиях. Гражданский кодекс четко определяет содержание типичных условий соответствующих контрактов, последствия их нарушения, основания их изменения и расторжения. В пределах определенных допущений возможно регулирование решения ряда вопросов контрактных отношений согласно законам РФ.
К числу таких контрактов относятся: вопросы инвестирования, законы о ряде важнейших видов подрядных, научно-исследовательских и проектно-изыскательских работ, законы о поставке и подряде для государственных нужд, отвода земель и т. д.
Предусмотрена возможность включения в контракт строительного подряда в качестве обязанности подрядчика и обеспечение эксплуатации объекта в течение определенного периода после принятия его заказчиком. В этом отношении, например, подрядчик должен взять на себя обязанности набрать и обучить персонал предприятия, подыскать для заказчика рынки сбыта или поставщиков сырья и оборудования и т. п.
В контракте может быть предусмотрена обязанность подрядчика страховать в пользу заказчика возложенные на подрядчика некоторые виды рисков и указать, какая страховая компания будет осуществлять страхование, какой будет страховая сумма и какой именно риск застрахован. Страхование рисков в сфере строительства должно стать одним из обязательных элементов контрактных отношений. Должен быть урегулирован вопрос о действиях подрядчика при обнаружении не учтенной технической документацией строительной и организационной работы. На подрядчика возлагается обязанность немедленно сообщить об этом заказчику, указав, какие дополнительные работы тому придется выполнить.
Если при отсутствии иного срока в законе или контракте в течение 10 дней не последует ответа, подрядчик обязан приостановить работы, а убытки придется возмещать заказчику. Также заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в исполнении им своих обязательств, если иное не предусмотрено контрактом, при этом в контракте могут быть предусмотрены санкции. Например, возмещение убытков или изменение сроков работ, увеличение стоимости работы, которая заложена в контракте (смете).
В контракте предусматриваются сопутствующие условия, создаваемые сторонами или возникающие в результате действий третьих лиц, форс-мажорных и других обстоятельств, имеющие отношение к предмету договора.
Контракт является правовым документом, четко регламентирующим программу осуществления строительства: согласованный между сторонами порядок осуществления строительства, место и роль сторон в его исполнении, их обязанности, обеспечивающие бесперебойное и четкое выполнение работ в соответствии с графиком строительства, а также их юридические права в соответствии с текстом контракта и гражданским законодательством.
Контрактные отношения становятся своеобразным регулятором нормальной слаженной работы, так как позволяют отслеживать исполнение договора в ходе строительства и предполагают принятие соответствующих мер в случае отхода от договоренностей вплоть до прекращения действия контракта.
Важность значения контрактных отношений состоит еще в том, что по подряду строительства объекта имеется ряд других контрактов, в которых определены отношения всех участников инвестиционностроительного процесса. Это, например, инвестиционный контракт между инвестором и подрядчиком, контракт на представление и подготовку строительной площадки, контракт между заказчиком и проектировщиком, контракты с поставщиками на поставку оборудования и строительных материалов, транспортными организациями на доставку стройматериалов и оборудования и т. д.
К контрактным отношениям на уровне строительных организаций необходимо отнести:
• арендные отношения;
• лизинг (финансовая и материальная аренда);
• факторинг (финансирование под уступку денежных требований);
• франчайзинг (коммерческая концессия), доверительное управление имуществом.
В условиях, когда Россия входит во Всемирную торговую организацию (ВТО), необходимо учитывать международные правила игры в части договоров по экономическим вопросам. Надо знать и использовать международные правила заключения контрактов для обеспечения экономической эффективности при их реализации на стадии организации и до дня защиты интересов производственной сферы в целом. Это относится к использованию правил, содержащихся в Конвенции УНИДРУА об унификации частного права, международном финансовом лизинге, международном факторинге, правил в области транспортных услуг.
Выбор стратегии строительства
Выбор оптимального варианта. После решения инвестиционных и социально-экономических вопросов о целесообразности строительства и разработки проектов основных конструктивных решений приступают к разработке проектов организационной и технологической части строительства, которую можно условно подразделить на два основных этапа: решение стратегических и тактических вопросов. Иногда часть этих вопросов решается совместно, но в целом этапность разработки стратегии и тактики строительства просматривается достаточно четко.
На стратегическом этапе исследуются, оцениваются и принимаются следующие инженерно-управленческие и организационно-технические решения:
• определяются объемы основных видов строительных работ;
• устанавливаются директивные сроки завершения строительства и сдачи объектов в эксплуатацию, в том числе по запланированным очередям;
• разрабатывается ПОС на строительство отдельных участков и других объектов, обеспечивающих нормальное функционирование инфраструктуры;
• определяются основные поставщики конструкций, которые могут выполнить договорные условия в установленные сроки с необходимым качеством и по приемлемым ценам;
• определяются изготовители индивидуального оборудования, в том числе лифтов, насосов, систем связи, сигнализации, контроля и др.;
• заблаговременно заключаются контракты на поставку оборудования и аппаратуры долгосрочного изготовления;
• определяется генподрядчик строительства;
• устанавливаются оптимальные транспортные схемы, пункты перегрузок и промежуточные базы для складирования и подготовки полуфабрикатов для работы на стройплощадке;
• определяются социально-бытовые условия строителей и эксплуатационных работников, в том числе на отдаленных и безлюдных территориях;
• утверждается схема управления и контроля исполнения СМР в установленные графиком сроки и оценки их качества;
• определяются условия минимизации воздействий на окружающую природную среду.
На втором этапе решаются тактические задачи строительства:
• определяется технология строительства основных объектов с учетом характеристик территории и окружающей местности, механовооруженности строительных подразделений и возможности использования нового оборудования и материалов, обеспечивающих необходимое качество и долговечность конструкций;
• разрабатывается проект производства работ (ППР) на строительство основных объектов и наиболее сложных конструкций;
• определяется схема расположения временных городков строителей, баз механизации, транспортных средств и ремонтных подразделений;
• определяются условия использования авиации и специальных транспортных средств доставки оборудования, техники, комплектных блоков и объектов социально-бытового назначения на отдаленные участки и на стройплощадки в период бездорожья;
• определяется порядок снабжения линейных участков материалами и изделиями, а также технологическим оборудованием;
• устанавливается порядок контроля строительства и сдачи работ заказчику;
• разрабатываются технологические карты на производство основных видов СМР для получения необходимого качества конечной продукции;
• разрабатывается схема испытания конструкций и других ответственных объектов.
Организационно-технологическое проектирование выполняется организациями, имеющими опыт строительства и проектирования, подтвержденных лицензиями и составом квалифицированных специалистов. Этот вид проектирования также может выполняться непосредственно строительными организациями, которые для этих целей создают специализированные проектно-конструкторские бюро, где разрабатываются инженерные решения применительно к конкретным условиям строительства.
Разработка проектов зачастую выполняется при недостаточной информационной базе о природно-климатических, геологических и гидрогеологических условий на конкретных строительных площадках. Поэтому принятые решения не всегда бывают оптимальными, а порой и невыполнимы, так как наличие завезенного оборудования на стройплощадках может не соответствовать конкретным природным условиям в данном месте в конкретный период года. В этих условиях принимается другое приемлемое решение и разрабатывается новая проектно-технологическая документация, соответствующая фактическому положению дел. Главным критерием оценки новых разработок должно быть качество выполняемых работ, удовлетворяющих требованиям норм и заказчика.
Для решения задач оптимизации производственных вариантов строительства используются различные методы, в том числе:
• выбор рациональных конструкций фундаментов и методов производства работ;
• определение оптимального решения несущего каркаса конструкций здания или сооружения;
• выбор способов доставки конструкций и оборудования (водный путь, железная дорога и автотранспорт, авиация и т.д.) с учетом времени года, трудозатрат и стоимости;
• оценка и обоснование использования метода строительства поэлементно, комплектно-блочными и укрупненными конструкциями.
В соответствии с процедурой оптимизации осуществляется выбор наиболее приемлемого варианта строительства.
Рациональность варианта проектного решения оценивается системой абсолютных (продолжительность строительства, трудоемкость, сметная стоимость) и относительных (коэффициент неравномерности использования ресурсов, интенсивность капитальных вложений, выработка за один человеко-день и т. п.) показателей.
При разработке проекта организации строительства (ПОС), как правило, проводится сравнение вариантов комплексного укрупненного строительного графика (КУСГ).
Проектируя календарный план, составляются варианты строительства всего комплекса или его частей, различающиеся:
• последовательностью возведения его основных объектов;
• продолжительностью их строительства;
• возможностью совмещения работ на объектах и отдельных участках;
• особенностями работ подготовительного периода и в организации опорных баз;
• в прокладке дорог и внешних коммуникаций, транспортных работах и благоустройстве, условиях и темпах строительства линейных и сосредоточенных объектов и т. д.
При разработке графика вариантов строительства варьируются также очереди и пусковые комплексы объектов строительства.
Сравнение вариантов ведется по критерию приведенных затрат Кпр, определяемого с учетом фактора времени методом дисконтирования по упрощенной формуле:
Knp = (1+ )' (2.1)
где Кi — капитальные вложения, или стоимость СМР, выполняемые в i-м году строительства, р./лет; Т — продолжительность строительства, лет; i — порядковый номер года строительства; Еn — коэффициент приведения текущих затрат к будущим периодам.
В качестве коэффициента приведения используется ставка процентов по кредитам банка, предоставляемым строительной организации.
При разработке вариантов инженерных решений целесообразно рассматривать не менее двух-трех вариантов строительства с учетов различных критериев (материалоемкость, трудозатраты, продолжительность строительства, стоимость, условия эксплуатации, охрана окружающей среды и т.д.).
Выбор и оценка вариантов строительства в составе ППР осуществляется в следующем порядке:
• объемы строительно-монтажных работ;
• количество и виды ресурсов, используемых в строительстве;
• необходимая техника и оборудование;
• необходимая квалификация рабочих и их количество;
• качество законченной строительством продукции;
• решение вопросов экологии.
Разработка бизнес-планов.
Бизнес-план — это программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре и его производстве, о рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-план — это краткое, достаточно точное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный (желаемый) результат и определить средства для его достижения.
Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля.
Бизнес-план можно рассматривать как самостоятельный процесс планирования и инструмент внутри фирменного управления.
Бизнес-план служит трем основным целям:
• дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;
• служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;
• банк, при принятии решения о выдаче кредита, получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-план содействует решению следующих задач:
· определение конкретных направлений деятельности фирмы;
· определение целевых рынков и места фирмы на этих рынках;
· формулирование долговременных и краткосрочных целей фирмы, стратегии и тактики их достижения;
· определение лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбор состава и определение показателей товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям;
· оценка производственных и торговых издержек по созданию товаров и их реализации;
· выявление соответствия имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
· определение состава маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
· оценка финансового положения фирмы и соответствия, имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; возможность предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.
Бизнес-план помогает получить ответы на следующие вопросы:
• какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок?
• каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться?
• какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта?
• сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков?
• каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках?
• какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты?
• какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта?
• каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить?
Покажем общую структуру бизнес-плана в соответствии со стандартами UNIDO.
1. Резюме.
2. Идея (сущность) предлагаемого проекта в составе: общие исходные данные и условия; описание образца нового товара или производства; изложение опыта предпринимательской деятельности.
3. Оценка рынка сбыта или спроса: описание потребителей нового товара; оценка конкурентов; оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
4. План маркетинга: цели маркетинга; стратегия маркетинга; финансовое обеспечение плана маркетинга.
5. План производства: изготовитель нового товара; наличие и требуемые мощности производства; материальные факторы производства; описание производственного процесса.
6. Организационный план: организационно-правовая форма собственности заявителя бизнес-плана; организационная структура фирмы (заявителя бизнес-плана); распределение обязанностей; сведения о партнерах; описание внешней среды бизнеса; трудовые ресурсы фирмы (заявителя бизнес-плана); сведения о членах руководящего состава.
7. Финансовый план: план доходов и расходов; план денежных поступлений и выплат; сводный баланс активов и пассивов фирмы (заявителя бизнес-плана); график достижения безубыточности; стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование); оценка риска и страхование.
8. Приложения.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Что такое бизнес-план в строительстве?
2. Какова главная задача проектирования в строительстве?
3. Что такое задание на проектирование?
4. Разъясните фразу «обоснование инвестиций в строительстве».
5. Опишите этапы и стадии проектирования.
6. Расскажите о выборе оптимального варианта строительства.
7. Что такое организационно- технологическая документация?
8. Дайте определение инженерным изысканиям.
9. Что такое титульные списки?
10. Опишите мероприятия по охране окружающей среды.