Р-ність як критерій стратифікації у суспільстві

Стратиф-я- распределение общ-ва располодженые в вертик порядке соц групы и страты,к-рые имеют разный престиж, собственость, власть др. Соц стра- структурированное соц неравенство, условий, при к-рых соц группы имеют неравный доступ к соц благам- деньги, власть, престиж, образование, инфо, проф карьера, самореализация и т.п. С.С. возникает в связи с общ-ным распределением резул труда. С.С. подразумевает некоторую упорядоченность членов общва на основе опред. критериев. 3 ида С.С. - эконом, полит, соц-проф-ная.. Принадлежность к страте имеет 2 составляющие – О-ктивную (наличие показателей, хар-х для данного соц слоя) и С-вную (идентификация себя с слоем). Есть 4 типа стр-ного общ-ва: рабство, каста, сословие и класс. Р. – 1 из измерений(критериев) стр-ции в ряду таких, как ранжирование по родственным и этническим группам, профессиям, по степени власти и могущества, доходам или богатству, образованию или обладанию знанием. Разделение на касты в Индии – един-ный пример системы соц стр-ции по р-у основанию: касты занимают разное положение в общ-ве по степени "ритуальной чистоты", определяющей разрешенный токо их членам образ жизни и род занятий. Принад-ость к касте фиксирует, что каждый должен и может делать; возникает конфл, если кто-то делает то, что положено делать др касте. Система включ 4 кастовые группы и 1 внекастовую - "неприкасаемых", к-рые считаются ритуально нечистыми, выполняют самую грязную работу. Брахманы (священнослужителей), кшатрии (воинов), вайши (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Краеугольный камень каст-й системы - разграничение "чистого" и "нечистого" в р-м смысле. Каждая группа располагается в иерарх-м порядке каст соответственно степени своей "чистоты". Р-я чистота остается 1м из измерений соц статуса и объясняет глав. механизм влияния Р-и на структуру соц стра-ии в общ-ве. В р-но-гомогенных общ-вах и в общ, где э р. плюрализм, этот механизм действует по-разному. Но типична ситуация, когда в общ-ве, в кром э разные Р-и и 1 из них является господствующей, принадлежность индивида к ней способ-ет повышению его соц статуса. В Росси-ой империи, где православная церковь была гос-ной, последователи др вероиспо-ий были на правах терпимых "иноверцев". В США в нач 20 в. принадлежность к опред. р-м общинам являлась показателем респектабельности, значимым для делового успеха.

 

 

34. Аспекты:1) р. не приветствует мобильность.Базовые позиции, затрудняющие М.: *соц пассивность, *соц оптимизм (чел создание божье, совершенствуется посредством молитв), *широкий эсхатологизм – учение о загробной жизни, * милленаризм – спасение ожидается в историч перспективе, в частности через 1000 лет* апокалиптизм – ожидание катастрофы, изменяющей мир. 2) р. как фактор М Для традиц обществ – р практически 1нный канал соц М. Но были ограничения – незя достичь верха иерархии, ограничения соц-символического харра (целибат – обет безбрачия). Происходила М вне светской жизни. Р-е образование – фактор М до появления светского обр-ния. Соц м. есть во всех общ-вах на разных стадиях истории. В прошлом осуществлялась в небольшом объеме. В ходе соц развития эти возможности расширяются. Канал М., как продвижение по соц лестнице с помощью Р-х ролей, продолжает служить и седня,но др форме. Церковные должности разного уровня для разных слоев служили 1 из немногих шансов занять "положение" и продвинуться вверх в общ-вах, где сильны сословные традиции. Ц-ные учеб учреждения выполняли функцию, создавая предпосылки для успешной карьеры способных, но бедных молодых людей. Несмотря на христианскй идеал равенства всех людей, в общ-ве до с.пор доминировала норма, не одобряющая соц М.. Понимание общ-ва как соц организма, построенного по иерарх-му признаку, оправдывало неподвижность соц структуры и неизменность положения, занимаемого в ней челом (в индуизме - кастовая норма, в хрис-ве - идея божественного порядка). Сорокин. Церковь выполняет функцию канала вертик циркуляции токо тогда, когда возрастает ее соц значимость. Пример, После легализации хрис-ва ц. начинает выполнять функцию той лестницы, по к-рой стали подниматься рабы и крепостные. Институт целибата еще более облегчил выполнение этой функции. Ее авторитеты не могли иметь детей, а потому после их смерти освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми, из низших слоев. Ц- канал и для нисходящей М.- моно указать на еретиков, язычников, врагов ц отданных под суд, замученных, униженных. (среди них были короли, князи) В послед века, соцзначимость ц. начала сокращаться, ее роль как средства циркуляции также сокращаться.

 

35 Без учёта р-о фактора трудно понять подоплёку ряда пол. действий в тех или иных странах, регионах в мир политике. В разных районах планеты период-и возникают острые соц-полит катаклизмы (напр, в Лат Амер, Индии), вплоть до военных действий(Иран-Ирак), где в качестве ведущей причины фигурируют Р-ые мотивы. Более широко подобные явления наблюдались в прошлом. (антикатолическое движение в Европе в 16 в - Реформацию, к-рая была этапом борьбы буржуазии европейских стран против феодализма. Все силы движений Реформации поднимали р-е знамя,но выступая с опред. Пол требованиями. Реформация –1 из хар-х революций в р одежде. Р. может вызывать конфл и способствовать дезинтеграции общ-ва. Конфл-логические теории в основу объяснения Р-и как соц явления кладут конф в качестве причины, порождающей Р. или – того резул, к к-рому приводит р. мотивация поведения индивидов и групп. Р группа придерживается опред. ценностей. Каждая группа притязает на абсолютное и универсальное знание своего вероучения, знает, что есть добро и зло, что челу надо и чем он может принебречь. Притязание на общезначи-ть придаёт исповедуемой гр-й "истине" черты авторитарности. Коммуникация с др гр.-ми - затруднённой. Конф должен либо вылиться в насилие/принять латентную форму/разрешиться на основе опред. компромисса. Р. может действовать как фактор, несущий конфликт. Общ-во состоит из групп с эгоист-ми интересами и нет ценностей или верований, к-рые обеспечивали бы единство и стабил-ть общества. Жизнь общ-ва хар-тся конф, насилием, борьбой меж группами за собственность, власть, влияние. Стабильность возможна как временное равновесие. Р. рознь - форма выражения классовых и этнич-х конфл. Враждебность в отношении др Р-х групп зависит от в какой мере Р-ые различия связанны с экон, пол и нац интересами. Р-ые различия - символ скрывающихся за ними расхождений и интересов. Конф есть и внутри р.груп. Расколы в христ-й Ц былииз-за пол или эгоист-х разногласий ц верхушки, к-рая преследовала эгоис-е цели для увеличения соего веса в общ-тве. Ещё 1 тип конф связан с сущест-ем Р-и в общ-ве с секуляризацией. Эти конфл м/б вызваны изменениями дух жизни общва, обусловл-и формир-ем светской культуры.. Р-ые конф могут способ-ать соц переменам и соц перемены и конф могут вызывать изменения в Р-и.

 

 

36 В заимоотн П и Р с 1 стороны, встают интимные для каждого чела вопросы, касающиеся его личных убеждений,взглядов, совести. С 2 стор - раскрываются качеств-е хар-тики общ-ва, его способность обеспечить демократ-е права своих граждан, исключить всякое насилие над их убеждениями, ущемление интересов личн, народмасс. Каждое общ-во по-своему понимают,толкуют и осуществляют практич-е дей-я в сфере взаимоотн Р и П. Без учёта р фактора трудно понять подоплёку ряда пол действий, сегодня в странах, в мир политике. Р. и П на протяжении веков соприкасались/ются др с др.это объясняется хар-ками как Р, так и П. Р. опирается на большие массы последователей. Это - форма общ-ного сознания. П. начинается когда речь идёт об опред. соц группах, классах, нациях. П тоже связана с огром массами населения. Т.е. о-кты и носители у Р и П одни и те же, П и Р не избежно перекрещиваются. Схожи и функции – регулятивная и интегративная. И П и Р призваны обеспечить целостность обще-ой системы, стабильность и общ-ный порядок. П и Р use морал-е стимулы для реализации этих функ так и меры наказания. У П меры более зримы, у р-нравственное отчуждение/наказание после жизни. Р. м/б use как средство сохр-ния власти.//// Генезис взаимодей Р и П. В доантичные и античные времена линией соприкосн-я Р. и П было божественное обоснование власти правителя. Схема не вызывала вопросов и была понятна большинству: не сам чел –источник власти, а лишь пользовался властью богов (Др. Вавилон). Или правитель отождествлялся с божеством, и сам мог творить свою волю (Др. Египет).Р. укрепляла позиции правителя и - основой внутр. П гос-тва. Подобная схема работала вплоть до появления христ-ва, появление к-рого внесло коррективы в отношения власти с народом.Частные возмущения нормального хода упр-я гос-вом начались еще при царе Ироде, по приказу ко-рого была проведена операция по истреблению первенцев, в надежде убить будущего иудейского царя. Пол решение Понтия Пилата о казни Иисуса, сделанное под давлением общ-ности, можно считать крупным вмешательством П в область Р за всю чел-ю историю. Частные случаи взаимного вмешательства Р и П: установление Константином Великим хрис-тва основной Византийской Р.; возвышение Римского папы над всеми европ. монархами; инквизиция, как способ удаления неугодных власти персон; крестовые походы против неверных и др. По мере становления христ-ва - приобретало большую идеолог-ю мощь. С Нового времени роль Р-и в жизни общ-ва стала уменьшаться - общво стало переорие-ться на др идеалы. Роль Р-и в жизни общ-тва стала приближаться к совр. положению. Развитие философ. мысли свело к минимуму мировоззре-ю функцию Р-и среди образованной верхушки общ-ва к-рое занималось пол руководством. Неизменными оставались токо позиции р. морали, к-рые определяли соц нормы, являющиеся для П рамками и ориентирами. Р. утратила свое влияние на П так же вследствие тенденций секуляризма. Эта ситуация сохранилась и до нашего времени. Отклонения, выражавшиеся сначала в насильной пропаганде атеизма, а, затем, в р разнообразии, м/б наблюдать токо на территории бывшего СССР.

 

 

37 С возник-нием универсал. Р (буддизм и хрис-ва), хар-р взаимодей Р-х и пол-х систем изменяется.Эти Р-и создают отдел-е от гос-ных орг-ции (сангха в буддизме и церковь в христи) и дистанцию по отношению к "миру", "неприятие" к-рого в приводит к аполитичности.И буд, и христ достигали расцвета в том случае, когда были гос Р.ми. Для Р-и, отделившейся от гос-тва в качестве самостоя орг-ии, проблема источников существования - это проблема ее выживания. Орг-ная Р. нуждается во внеш поддержке и по мере развития - поддержке на гос уровне.БУДДИЗМ НА П. Уже 1е док-ные сведения о Б свидете-вали об огромном влиянии Закона Будды на внеш. и внутр П гос-тва. Ашока стремился воздействовать и на соседние страны, посылая туда миссии. За время своего сущ-ния Б влиял на духовную, эстетическую и пол стороны Цейлона, Камбоджи, Таиланд Япония, Индия. Счас для Б быть вне П- значит дать возможность любому тирану, грабителю, безумцу безнаказанно истязать миллионы людей, сеять ложь, страх и ненависть. Такое безразличие не м/б оправданно ни 1м из Учений, несущим хотя бы каплю мудрости и милосердия. Истинные духовные Учителя есть активной пол силой. Но Учитель всегда д/б выше пол идеологии, ибо он - носитель высших, непреходящих Истин и с высот этих Истин должен он рассма-ть любую пол дея-сть. Он не должен лицеприятно делить идеологии, партии и политиков на "своих" и "чужих", но всегда с мудрым бесстрастием видеть все их +и -. Должен 1м открыть глаза своей пастве на обман со стороны политиков. ИСЛАМ И П. Специфика ислама - нет теорет-го отделения Р-и от власти и П. Основатель ислама пророк Мухаммад был создателем не токо Р-и, но и гос-тва. Культ и гос-тво соединены в лице халифа - преемники Мухаммеда в упр-ии всем гос-вом. Есть лишь 1 действующее право -р закон, завещанный пророком, юриспруденция - лишь ответвление теологии. Обязанность халифа - проведение священного закона в жизнь. В эволюции гос-ных форм претерпел измениние титул «халиф» -утратил свое значение и в нач20 в. был упразднен, но отсутствие разделения власти на светскую и духовную сохраняется. Гос строй мусул-го общва пронизаны исламом. В мире ислама Р. и п в более тесной взаимосвязи, чем в регионах преобладания христи. ХРИСТИЯНСТВО І П. На сучасн етапі Х демократизується, знає, що Бог не лише Караючий, а й Люблячий, і прагне вирватися з рівня страху на рівень розуміючої віри. лише 1 постулат демократії х прийняти не може: демос є вищим джерелом влади. Х намагається довести демократіям: тіки співвіднісши себе з Тим, Хто виходить за межі повсякденного людського досвіду, політики можуть уникнути на землі пекла. Ще 18 в християни поняли, що Ц вже не забезпечує монархії сакральну. Духівництво й миряни починають брати активну участь у сусп-політ рухах, розвиваються хр-кі профспілки, партії. Після ІІ Ватиканського собору, що приділив увагу природі й цілям політ сусп-тва, відносинам між пол сусп-вом і Ц, система поглядів Католицької церкви на взаємовіднміж Р и П набирає сучасного вигляду. Христиан партія д/б не конфесійною, а пол-ою, називається христ-кою, означає сповідування партією християнських принципів. Участь мирян у пол партіях здійснюється самостійно й не ототожнюється з позицією Ц. При цьому вища ц влада не повинна давати спец благословення на пол діяльність мирян.

 

38. Р., впливаючи на свідомість громадян, здатна істотно втручатись у полiт життя країни. Крах комунiст. iдеологiї спричинив своєрiдний вакуум свiтоглядно-виховних цiнностей. Чел залишилася вiч-на-вiч зi новим для неї сусп-ним серед-щем. Укр захопила хвиля конфесiйної полiтизацiї. За цих умов зросло значення Р-ї. та Ц зокрема. Ц вже кiлька рокiв залишається лiдером у рейтингу народної довiри. Сусп-на думка вбачає в Ц соц iнституцiю, що не несе вiдповiд-тi за дiя-сть держави й здатна вирішувати тi проблеми, що не пiд силу полiт режимам. Напрямки впливу р. на П у суч. Укр: по-1, вплив р - iдеологiчна система, яка активно втручається в пол. життя шляхом впливу на пол. погляди вiруючих. По-2, пол. дiячi самi використовують р. у власних цiлях. По-3, через власні переконання вiруючi беруть участь у масових соц рухах, звертаються до р як до iдеолог-го підґрунтя своїх iнтересiв. Полiт процеси, що розгорнулися в Укр з поч 90-х, зробили наочною можливiсть iнтеграцiї громадян на р-полiтичнiй основi. Різноманітні конфесії перетворилися на засiб пол мобiлiзацiї рiзних соц верств населення, а це спричинило те, що р перетворилася на О-кт впливу полiтики, яка use її у власних цiлях. У нових полiт умовах, коли точиться боротьба за стабiлiзацiю становища в Укр значення набуває вироблення науково обґрунтованої П щодо р-х орг-цiй, вмiння використовувати в потрiбному напрямку їх можливостi та вплив на вiруючих. Р орг-цiї здатнi виступати на боцi певних полiт сил. Деякi Ц та р. дiячi так втягнулися у вир пол подiй, що серед них з’явилися свої "лiвi", "правi", помiркованi й радикально налаштованi. Участь мирян у пол партіях здійснюється самостійно й не ототожнюється з позицією Ц. При цьому вища церковна влада не повинна давати спец благословення на пол діяльність мирян. Свідчення полiтизацiї Р в Укрi -створення партiй конфесiйного спрямування - Християнсько-демокр партiя Укр, Партiя мусульман України др. Причин, появи таких партiї: iнтерес громадян до р-соц проблем; наявнiсть полiконфесiйностi в Укр; складнощi, пов’язанi з вiдносинами всерединi православного середовища; бажання полiтично активних людей заробити на вирiшеннi проблем, обумовл-х наявнiстю рiзних р-х поглядiв. Но ці партiї не знайшли своєї нiшi в полу життi Негат. приклад полiтизацiї Р в Укр -мiжконфесiйнi протистояння, обумовленi не тiки майновими суперечками, а й надмiрною полiтизацiєю Цго середовища, прагненням певних полiт сил використ певнi Цi орг-цiї для досягнення своїх цiлей, вiдсутнiстю згоди мiж главами церков через страх утратити свiй титул i паству.
 Р часто стає засобом i методом пол боротьби, т.к р мотиви у деяких ситуацiях впливають на психологiю людей сильнiше, нiж екон та правовi доводи. Проте чим далi буде Цвiд полiтики, тим надiйнiшим та стабiльнiшим буде її становище в сусп-твi.

 

 

39. Опред. Р-ые ценности и установки могут способствовать развитию или упадку эконом системы. Если ре-ая этика ориентирует на трудолюбие, прилежание, самоограничение и скромный образ жизни, служение "делу", а не самоублажение, то она может способствовать умножению богатств. Но такого рода мотивация не достаточна, и должна подкрепляться действием др факторов.В соврем. мире значение р-й системы в экономике развитого типа мало заметно. Объясняется - в процессе модернизации создается неотъемлемо присущий всякому индустриал-у общ-ву соврем. типа высокий ур. Рационал-ции. Совр. Общ-во требует многочисл-го научно-техн-го персонала, обучение и текущая соц орг-ция к-рого предполагают высокий ур. рационализации на уровне сознания. В укр лит-ре 3 типа влияния религии на экономическую трансформацию в зависимости от типа религиозной культуры и типа государственно-церковных отношений. 1 Балканский(привилегированное положение церкви большинства)2центральноевропейский (похоже)3постсоветский(у нас- жесткое законодат-е отделение Ц от гос-ва) типы отношений. 3 базовые модели взаимоотно гос-тва и Ц 1)Сепарационная модель -основана на отделении Ц и гос-тва. 2)протекционистская - использование Ц гос-вом 3)Кооперационная сотрудничество Ц и госу-тва, /// Вебер "Протес-я этика и дух кап" - протестантизм внес решающий вклад в становление капитализма, общ-ва соврем индустриал типа. К началу 19 в. экономически более развитыми оказались протест-е страны. Объяснение сводилось обычно к указанию на веротерпимость. в основі капіта-ого способу виробництва лежить не так прагнення одержати прибуток, як протестантські працьовитість і сумлінність Протестантская ц была более "дешевой" - меньше расходов на духовенство, меньше ц-х праздников, нет бездельников-монахов, т.е. меньше непроизвод-х расходов, традиц. праздности и безделья. Среди предпринимателей, высших квалиф-х слоев рабочих, руковод-й круп. Предпр-й большую часть составляли протестанты. Капитализм– продукт «западного мышления». Прот-кая этика оказала влияние на основц экон системы. Возник-е капита-ма объясняют: 1)протес-кой этикой накопления капитала; 2)переходом от сословного общ-ва к "граждан-у общ-ву" и институтам формал права; 3)развитием мануфактурной орг-ции производства; 4)секуляр-ей и рационал-цией европейской жизни. Проте-изм оказался способным обеспечить возник-е эконом системы с большей соц мобил-тью и соц расслоением, стал духовной основой экономики, базирующейся на быстром технич-м росте и расширении произв-ва в погоне за прибылью от капиталовложений. Р. Белла – опред. черты японской р. сыграли роль в быстром эконом развитии страны, показал наличие эквивалентов протест-ой этики в р.-этической системе японских самураев.

 

 

40. В соврем. мире значение р-й системы в экономике развитого типа мало заметно. Объясняется - в процессе модернизации создается неотъемлемо присущий всякому индустриал-у общ-ву соврем. типа высокий ур. Рационал-ции. Совр. Общ-во требует многочисл-го научно-техн-го персонала, обучение и текущая соц орг-ция к-рого предполагают высокий ур. рационализации на уровне сознания. В укр лит-ре 3 типа влияния религии на экономическую трансформацию в зависимости от типа религиозной культуры и типа государственно-церковных отношений. 1.Балканский(привилегированное положение церкви большинства) 2.центральноевропейский (похоже) 3.постсоветский(у нас- жесткое законодат-е отделение Ц от гос-ва) типы отношений. У нас нет финан-ния р-х орг-ций со стороны центр органов власти; законодательно закреплено равенство р-х институций перед законом; создано либеральное законодат-о о свободе совести. В 2004 г. Укр Центром эконом и полит исслед-и им. А.Разумкова разработана Концепция гос-но-конфессиональных отношений в Укр. - основана на понимании того, что «Общественной потреб-и в соц активной Церкви, в большей степени отвечает партнерская модель гос-церковных отношений, к-рая бы обеспечивала сотрудничество гос-ва и Ц. в интересах общ-ва – что не противоречит формал отделению Ц от гос-ва и школы от Церкви. Укр экономика имеет православные основы. Православие является мировоззренческой и культурной основой укр общества, доминирует в церковно-религиозной жизни страны. В общ-ном сознании распространено мнение, что традиционалистско-православная хозяйственная модель неспособна решать рыночные задачи, т.к исходит из принципов коллективизма, гос-ности, и не способствует индивидуализму, стремлению к богатству. С др стороны, либерально-протестантская модель не вполне учитывает национал менталитет, истор опыт и традиции Укр. В укр общ-ве в р-идеологической форме полемика ведется вокруг соотношения свободного рынка и гос-ого регул-я Э.. Ни 1 из 3 укр православных церквей не имеет четких концепций относительно предприн-ства, труд. морали и соц защиты. Соврем. бизнес-группы чаще рассмат-ют р. как идеологию новой эконом жизни, а церковные орг-ии – как структурный и к ул- рный инструмент в реализации их эконом целей. При этом р-е убеждения и ценности утрачивают свою значимость, становятся дизайном эконом повед. В послед время в бизнес-среде модными р-е ритуалы: освящения, очищения и т.п., к-рые служат задачам продвижения предприятий, созданию их позитив имиджа.

 

 

41. Х. зародилось как 1 из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Изначальное родство с иудаизмом проявляется в том, что 1 часть Библии, Ветхий Завет, - священная книга обоих (2 часть Библии, Новый, признается токо христианами). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, х. уже в 1 10летия сущест-ния завоевывало приверженцев и среди др народов. Возникн-е и распростр-е х. пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации, упадка ее осн. ценностей. Х. развивает идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолт знания и абсол могущества. Все существа и предметы - его творения, все создано свободным актом Божественной воли. 2 центр. догмата Х. 1) 3единство Бога 2) Боговоплощении. Согласно 1му, внутр. жизнь божества есть отношение 3 "ипостасей", или лиц: Отца (первоначала), Сына (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Православие - 1 из 3 осн. Направ-й Х. - исторически сформир как его восточная ветвь(в странах Вост Европы, Ближ Востока, на Балканах). Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание. Духовенство признаётся в качестве наделённого благодатью посредника между Богом и людьми. Х-рен сложный, детально разработанный культ. Обряды - таинства, во время к-рых на верующих сходит особая благодать: Крещение, миропомазание, причащение, покаяние(исповедь), священство, брак. Крещение Киева князем Владимиром и Новгорода Добрыней - 1 шаги в истории х-зации всей Руси. Широкое принятие Х. связано с интенсивным освоением север. территорий в конце 19в. Православная Ц придает значение праздникам и постам. Пост предшествует большим ц-м праздникам– это очищение и обновление чел-ой души. Католицизм. Процесс обособления кат начался еще в 3-5 в, когда нарастали и углублялись эконом, полит, культ различия меж Запад и Вост частями Римской империи. Начало разделения Х. Ц. на кат. и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в х-ом мире. Около 867 года произошел разрыв. Основой кат вероучения -приняты Священное писание и Свящ-е предание. Кат Ц считает Свящ преданием постановления не токо 7 1х Вселенских соборов, но и всех послед соборов+ папские послания и постановления. Орг-ция КатЦ строго централизована. Римский папа - глава Ц, определяет доктрины по вопросам веры и морали. Основа спасения - вера и добрые дела. Учение об отпущении грехов за деньги,к-рые уйдут нуждаю-ся. Учение о чистилище сложилось в I в. Правосл и Протест-е Ц его отвергают. Кат и правосла вероучение признает 7 таинств. В правос обет безбрачия принимает лишь монашество. У католиков безбрачие обязательно для всего духовенства. Протестантизм (США, Великобр, Герм, Фины) Священные книги: Библия. Нет противопост-ия духовенства мирянам, отказ от сложной ц иерархии, упрощённый культ, отсутствие монашества, целибата; нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к 2 (крещению и причащению).

 

42. Из мир. Р. самая молодая — ислам, или мусульманство. (Ближ Восток, В Сев Африке, в Цент Азии, Индонезии)Возникла в нач 7 в. н. э. на Аравийском полуострове. Сформир-ись в качестве монотеистического вероучения, ислам испытал заметное влияние христианства и иудаизма. Ислам неоднороден. Распадается на 2 направления: суннизм и шиизм. шиизм отличается от суннизма тем,что не признает сунну - „священное предание", представляющее сборник рассказов о жизни и дея-сти Мухаммеда. Сунна признается шиитами, но они основывают ее токо на авторитете семьи Мухаммеда, а сунниты - и на свидетельствах сподвижников пророка. Кроме сунны шииты имеют и свое особое „священное предание" – ахбар. Седня ислам играет значение в общ-тве на фоне др р-й, т.к это 1 из устойчивых р. Черты:0) аллах единый бог1) исламская идеология не приемлет идеолог-го либерализма как на Западе.;2) есть материал-е запреты, напрямую подрывающие устои запад. Общ-тва(запрет на ростовщичество (деньги в долг под %)- причина нестабил. экономики, не раз приводила к затяжным кризисам.3) исламское общ-тво не приемлет потребит-ого строя, крайний индивидуализм, довел эту цивилизацию до уродливых форм тотального господства в общ-ве.4)И. иначе смотрит на сексуальные отношения, отсутствие в мусульманских странах венерических болезней.
В мире насчитывается немало Исламских общеобразовательный школ,обучающих законам Ислама, чтению Корана, арабскому языку и т.д. Во многих странах распространения ислама действуют мусульманские партии, играющие роль в политике, напр Партия исламской республики в Иране. В ряде стран распространены р-полит орг-ции.

 

 

43.  Возник в Индии в 6-5 в. до н.э. в противовес кастовому брахманизму. (Китай, Японии, Ср Азии, Корее). Плохо распрост-ся в Индии,т.к. отвергал кастовость, авторитет Вед и брахманов, не вписался в соц структуру и культуру инди-го общ-ва. Буддист может 1временно исповедовать любую др “местную” р.. Во 2 в. Б. проник в Китай, просуществовал около 2 тысячелетий, не стал господ-щей р в силу ряда причин, но занял прочное место в р-й жизни. Священные книги: Типитака В центре Б.а — учение о «4 благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — S-вные состояния, страдание — состояние беспокойства, напряжённости; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личн внеш. Б. отрицает потусторонность освобождения; в Б.е нет души как неизменной субстанции.Нет Бога как творца и безусловно высшего существа. В истории Б. существует в 2 разновидностях - хинаяна и махаяна. Б. противопоставил брахманизму мысль послед-щее воплощение зависит от повед чела в пред. существовании. Б. – р. избавления от страдания. Успокоение - единственное реальное блаженство, к-рое может дать жизнь. Путь избавления от страданияопределен в 4 священных истинах: все преходящее подвержено страданию, причиной к-рого привязанность к жизни, вовлеченность в ее заботы. Чтобы избежать страдания, чел должен подавить в себе всякую привязанность к ч-либо, всякое желание, стать безразличным к радостям и горестям жизни, к смерти. К уничтожению страдания ведет "8составной путь": праведная вера в Будду, его учение и общину; решимость; правед слова и прав. дела; праведный образ жизни и стремления; прав. помыслы; правед созерцание (медитация, йога). Ближе всего к достижению нирваны отказавшиеся от всего мирского монахи, дальше - буддисты-миряне. Будда отвергал кастовый строй, для б.не существовало границ между людьми. Всем кастам был открыт доступ в буддийские общины и открыт путь к спасению, к-рое не обязательно достигалось в 1м существовании, но к к-рому постепенно моно было приближаться на протяжении многих рождений. Главное в Б.е - этическое учение о личном спасении чела без помощи сверхъестественных сил.

 

 

  44. По стат данным сер. 80 г, большую часть населения Земли составляли верующие: христиане - 1 млрд. 400 млн., из них католики - около 800 млн., протестанты - 400 млн., православные - около 200 млн.; буддисты-около 300 млн.; индуисты - 600 млн.; мусульмане - 800 млн.; приверженцы конфуцианства - 300 млн. Это далеко не все из числа традиц-х р., а помимо них "р-й рынок" предлагает седня сотни культов и р.. Если судить о состоянии р-ности седня по кол-тву верующих в Бога людей, то картина впечатляющая. Проведенные в 80 г в США опросы показали- токо 6% отрицают существование Бога, а более 80% верят в Бога, "как они его понимают". Большая часть из них представляют себе Бога не так, как учит церковь, - не как личн, к-рая может отвечать на обращенные к ней молитвы, а как некое добро, гуманность, разум. Вселенную и т. д. Те, кто верит в такое абстрактное начало, могут отрицать все сверхъест-ное и быть людьми вовсе не р-зными. Под влиянием науки и образования доля верующих в Бога как личн упала за послед. 300 лет, с 1700 по 1980 г., на 1/3. Положение р. в соврем общ-ве противоречиво, и оценить ее роль, возможности и перспективы скоко-нибудь однозначно невозможно. Хар-ным и закономерным для соврем-сти процессом є развитие секуляризации общ-ного сознания, в резул к-рой р. утрачивает свое былое влияние на жизнь общ-ва и отдел. личн. Но секул-ция определяет лишь общую тенденцию, к-рая не исключает возможности усиления позиций р. под влиянием благоприятно складывающихся для нее факторов. Опыт 20 в. показал несостоятельность 1сторонних прогнозов относительно судеб р.: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Седня очевидно, что р. играет роль в жизни общ-ва и претерпевает глубокие и необратимые изменения. На положение р. в сегод-ем общ-ве решающее воздействие оказывают 2 силы соврем-ти - наука и политика. Научно-техническое развитие и соц динамика в совр общ-ве ведут к неоднозначным для р. последствиям: разрушая традиц-ые установления, они подчас открывают для нее и новые возможности.    

 

 

45. Долгое время укр была атеистическим гос-вом. С начала установления советской власти и до развала СССР церковь и гос-во были 2 антагониста. Декретом совета народ. комиссаров 1918г. установлено: "Церковь отделяется от гос-ва. Школа отделяется от Ц" История р. неразрывно связана с истор-й гос-ва. Когда произошел развал ССсР, то и р. коммунистов - научный атеизм- перестала соответ-вать потреб-ям нового гос-тва. Провозглаш-е независ-ти Укр актив-вало элементы Русской православной Ц в Укр, стремящиеся к отделению от Московского патриархата и консолидации православия на автокефальных началах. В основе этих стремлений было: 1)христ-во на Руси берет начало от Киева, 2) самостоят-е Укр гос-во должно иметь свою независ-ю от Москвы Ц. -> часть духовенства УПЦ и УАПЦ пришла к соглашению об объединении д2 православных церквей. Однако объединения православия в Укр не состоялось. Во-1 объедин-ный собор вызвал недовольство Моск-ого патриархата, теряющего в резул этого 1 из влиятельных и самых богатых ц. Сторонники Москов-о патриа-та взяли под свой контроль больш-во укр приходов. Во-2, не признал объединения провозглашенный патриархом УПЦ -КивеПатр Мстислав, за к-рым пошла часть автокефальных приходов. Нац. возрождение укр народа активизировало дея-сть разных конфессий. Поставило вопрос о месте р. в жизни нации. Новорелигизные течения неоднородны по своему происхождению, формам р. Орг-ции, дея-ти. Условия для. распространения новых р благоприятны изза особенностей соц-полит, р-ной, психолог-й ситуации на Укр. Нетрадиционные р. в совр. Укр в больш-ве находятся в зародыше, но многие из них уже известны своей дея-тью. Особенность для Укр - все эти р. Направл-я пришли через посредников. В Укр представлены почти все формы нетрадиц р. 1. Буддистские течения представлены преимущ-но их модернистскими отраслями, к-рые в своей совокуп-и получили название необуддизм - претендуют на ортодоксальное толкование учения Будды, объединяя в своих р-х системах идеи разных похожих традиций, включая христ-во. 2. Есть искусственные р., к-рые хотят объединить элементы восточ и запад. традиций древних и совр. культур, философ и р-х учений. 3. Неоязычество представлено многими течениями (Ридна Вера, Ладовера), к-рые объединены идеею дохрист-х верований укр-цев. Эти р-е направ-я не реконструируют давние верования укр-ев, а дают новую модель тех р-х проявлений, к крым пришли бы мы в р-м развитии без влияния др р. 4. Языческие Ц возродились в Укр нескоко лет назад, силу набрали счас. Цель их - изгнанию захватнической христианской Ц со всей исконной территории Киевской Руси. 5. Саентология- пытается объединить в себе науку и р. (Беломе Братство- возникло как орг-ция в 9О г в Киеве, создав независимую р-ую общину.Задача их собрать под свои знамена тысячи единоверцев, к-рые должны противостать грядущему антихристу.

 

 

46.  Группа 1. упадок р.: О. Конт прогноз на основе "закона 3 стадий": р. будет вытеснена и заменена наукой.Вместо трад.р. Конт предложил новую, рациональную р для позитивной, науч стадии истории: О-кт р-го почитания - будущее, то состояние, к крому идет род человеческий. Счас наука таки оказывает воздействие на всю нашу жизнь. Соврем чел, овладевший науч методами познания, не видит надобности обращаться к Богу, чтобы объяснить мир. Виден упадок традиц р.,однако могут появлятся новые р. 20в. — "век науки" —не подтвердил прогноз Конта. Маркс - в той мере, в какой будет преодолеваться эконом угнетение, р будет уступать место адекватному пониманию общ-ной жизни. Р. в резул перехода от 'классового к бесклас Общ-ву должна "отмереть". Между соц прогрессом и р обратно пропорциная: вкогда прогрессивное преобр-ние общ-тва, р ликвидируется самой соц динамикой. Седня фикс-ют утрату р былого влияния. Прогноз Маркса не подтв. в ССР эксперимент построения общ-ва, свободного от р – крах. Группа 2 десакрализация мира. М. Вебер прогноз-ал тоже упадок р. гибель "священного". Видел угрозу в господстве технологии и бюрократии в совр мире. Сознание чел замыкается прагматическими интересами полезности, матер комфорта. Технократия гасит порывы и страсти чел-кие, поэтическую силу воображения, любовь к прекрасному, р-ый экстаз. Гибель р. - симптом заболевания, вызванного гипертрофией рациональности. Э. Дюркгейм. –р сохраняющийся и той или иной форме спец-ски чел-ий феномен. Традиц. Р. больше не соответствуют соц опыту соврем чела. Р- нечто вечное. Вопрос о будущем р —? о ее новых проявлениях, о ее новых обликах в буд. общ-ве. ///Относительно будущего р в наст. время высказываются разные предположения. Крайние из них - р принадлежит будущее и ее роль в жизни общ-ва возрастет и, напротив, что р не имеет будущего, постепенно будет вытеснена науч мышлением. Совреме альтернативы орг-ным р, включая христианство, идут в 2 напра-ях. 1) "превращение" р-й веры в какой-то вариант светского мировоззрения, гуманизма 2) развитие многообразных суеверий, магических ритуалов и оккультизма, в к-рых р-е мироощущение сохр-ся, но уходит из-под контроля церкви. Старая вражда между христиа-и конфессиями наносит серьезный ущерб интересам веры и д/б преодолена. Нужен диалог меж и мир-ми р.. Мыслители высказываются в пользу того, что будущее принадлежит всечеловеческой, универсальной, единой для всего чел-ства р.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: