Теория личности А.В. Петровского

§ Развивалась в рамках деятельностного подхода.

§ Личность человека считается и продуктом, и субъектом исторического процесса

§ Природные предпосылки развития индивида очень интенсивно влияют на формирование его индивидуально-психологических особенностей, однако, входя в личность человека, преобразовывается, становятся культурным, социальным.

§ В центре внимания психолога должны находиться активность личности и характер ее социально-значимой направленности.

Внутри замкнутого пространства физического тела индивида его личность не может быть обнаружена. Ее можно найти лишь в пространстве межиндивидных отношений. Лишь процессы межличностного взаимодействия в группе могут рассматриваться как проявления личности каждого из участников этого взаимодействия
В.А. Петровский выделяет три составные структуры личности:
1. интраиндивидная или внутрииндивидная подсистема (особенности строения темперамента, характера, способностей человека)
Необходима, но недостаточна для понимания психологии личности.
2. интериндивидная как бы расположена в межиндивидном пространстве, за рамками органического тела индивида, образуя подсистему личности.
Рассматривает межличностные отношения в любой достаточно развитой группе как опосредствованные содержанием и ценностей мы деятельности.
3. метаиндивидная (надиндивидную). Личность при этом не только выносится за рамки органического тела индивида, но и перемещается за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» связей с другими индивидами. Фокус внимания в данном случае направлен на «вклады» в других людей, которые субъекты вольно или невольно осуществляют посредством своей деятельности. Здесь имеется в виду активный процесс определенного продолжения себя в другом не только в сам момент воздействия субъекта на других индивидов, но и вне рамок актуального непосредственного сиюминутного взаимодействия.
Персонализации - процесс и результат отражения субъекта в других людях, его идеальной представленности и осуществления в них своих вкладов.
Так как личность человека не сводится к представленности ее в телесном субъекте, а продолжается в других людях, то со смертью индивида личность «полностью» не умирает. Слова «он живет в нас после смерти» не несут ни мистический, ни метафорический смысл. Они лишь констатируют факт разрушения целостной психологической структуры при сохранении одного из ее звеньев.
 Индивид может достигнуть уровня исторической личности в определенной социально-исторической ситуации лишь в том случае, если эти изменения затрагивают достаточно широкий круг людей, получив оценку не только современников, но и истории, которая обладает возможностью более точно взвесить эти личностные вклады, которые в конечном счете оказываются вкладами в общественную практику.










Социально-психологический подход А.В. Петровского к периодизации развития личности

Личностью не рождаются, личностью становится в процессе деятельности и общения или, если сказать иначе, в процессе социализации.
Ребенок, обладая природными предпосылками, вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевает достижениями человечества. Появляющиеся в ходе этого процесса способности и качества воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Психические способности личности не только предпосылка, но и результат ее поступков. При этом все, что человек думает, опосредовано его отношением к другим людям и потому насыщено общественным человеческим содержанием.

§ определяющим фактором развития личности является:
деятельностно-опосредованный тип взаимоотношений, складывающийся у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или лицом). Развитие группы выступает фактором развития личности
потребность быть личностью т. е. быть в максимальной степени представленным значимыми для индивида качествами в жизнедеятельности других людей
способность быть личностью т. е. совокупность индивидуальных особенностей и средств, позволяющих обеспечивать удовлетворение потребности быть личностью

§ движущей силой развития личности служит противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Межличностные отношения в группах порождают противоречие между потребностью индивида в персонализации и объективной заинтересованностью референтной для него общности принимать лишь те проявления его индивидуальности, которые соответствуют задачам, нормам и условиям функционирования и развития в этой общности. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группу, шире – в систему общественных отношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграцию с ней (переход ребенка из детского сада в школу, подростка в новую компанию, абитуриента – в студенческий коллектив…)







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: