В 1760-х годах в русской архитектуре все заметнее стали проявляться черты нового художественного направления классицизма, в рамках которого еще некоторое время сохранялись отголоски барокко.
Произведения А. Ринальди в пригороде Петербурга — Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов): Китайский дворец, дворец Петра III и павильон Катальной горки характеризуются еще особенностями, присущими стилю барокко. Это проявляется и в усложненной конфигурации их планов, и в изысканной прорисовке декоративных деталей, и вискусном использовании скульптуры с целью придания архитектурным произведениям подчеркнутой живописности. Интерьерам присуща полихромная декоративность.
Китайский дворец (1762—1768 гг)стал главным сооружением дворцово-паркового ансамбля. Прихотливые очертания дворца гармонировали с окружающей парковой композицией, с искусственным водоемом и красиво оформленной растительностью.
Среди парадных помещений одноэтажного дворца особенно выделяются Большой зал: Овальный зал с коринфскими пристенными, сдвоенными колоннами и с картинами итальянского художника С. Торелли; Зал муз, раскрывающийся большими окнами-дверьми в сад (зал украшен настенной и плафонной живописью того же художника); Большой Китайский кабинет с китайскими элементами убранства и прекрасный Стеклярусный кабинет. В отделке этих репрезентативных помещений дворца А. Ринальди использовал разнообразные художественные грани своего замечательного мастерства.
Павильон Катальной горки создан в 1762—1774 гг. Круглый зал на третьем этаже.Стены Круглого зала богато украшены полихромным декоративным убранством. Хорошо сохранившийся трехэтажный павильон Катальной горки с колоннадами обходных галерей на втором и третьем этажах, завершенный фигурным декоративным шлемом, являлся центральной частью своеобразного сложного сооружения с параллельными волнообразно спускающимися с площадки второго этажа желобами, поддерживаемыми множеством деревянных разновысоких колонн.
Мраморный дворец (1768—1785 гг.) относится к уникальным явлениям в архитектуре Петербурга и России благодаря многоцветной мраморной и гранитной облицовке фасадов. Это трехэтажное здание расположено на небольшом участке между Невой и Царицыным лугом (Марсовым полем). Зданию зодчий придал П-образную композицию с крыльями, образующими довольно глубокий парадный двор, некогда находившийся на берегу ныне не существующего Красного канала, соединявшего Неву с р. Мойкой.Три внешних плоскостных фасада дворца, обращенные к Неве, площади и переулку (ныне Мраморному), решены в строго тектонической системе мерного ритма коринфских пилястр большого ордера. Бледно-розовые мраморные пилястры подняты на высокий гранитный цокольный этаж; здание увенчано глухим аттиком с акцентами на южном и северном фасадах и декоративными вазами на осях пилястр.Лишь в архитектуре главного — восточного фасада, формирующего парадный двор, проявилась барочная тектоника. Вход во дворец вписан в четырехколонныйпристенный, сильно раскрепованный портик, завершенный фигурным аттиком. Плоскостям стен отчетливо контрастирует тонкое скульптурное убранство в виде резных сандриков и гирлянд из цветного мрамора.
Дворец в Гатчине. Этот загородный дворец графа Г. Г. Орлова был задуман и создан А. Ринальди в парковом окружении. Дворец составляет трехэтажный с проходной галереей внизу основной корпус, фланкируемый пятигранными шестиярусными видовыми башнями, и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. Архитектура Гатчинского дворца находится в русле развития русского зодчества, ставшего на путь классицизма. Однако композиционная структура фасадов основана на принципах архитектуры итальянского Возрождения XV в., согласно которым они расчленялись поэтажно и в каждом ярусе размещались пилястры или полуколонны в строгом ритме поэтажной последовательности; дорические внизу, затем ионические и наверху коринфские (в Гатчинском дворце пилястры верхнего этажа не имеют капителей).
Крайне сдержанная пластика фасадов компенсируется благородством местного камня — светло-серого пудостского известняка, из которого выстроен дворец. Парадные интерьеры, созданные А. Ринальди, расположены на втором этаже. Из них наиболее значительны Белый зал и Аванзал, Мраморная столовая и др.
Князь - Владимирский собор в Петербурге. достроенный по проекту А. Ринальди в 1766—1789 гг., и собор а Ямбурге (ныне г. Кингисепп), сооруженный в 1762—1782 гг.Искусное использование классических ордеров, поярусное их расположение на колокольнях и деликатная раскреповка фасадов свидетельствуют о стилистической двойственности художественных образов, что соответствует раннему классицизму.
Помимо монументальных зданий, А. Ринальди создал ряд разнообразных мемориальных сооружений.
Орловские ворота (1777—1782 гг.) —оригинальная реплика римских триумфальных арок. Несколько триумфальных колонн и обелисков свидетельствуют о неустанном творческом поиске зодчего. Среди них Чесменская колонна с рострами в Пушкине (1771 —1778 гг.), Чесменский обелиск в Гатчине (1755—1778 гг.) и др.
Кокоринов Александр Филиппович. В первом своем крупном петербургском произведении — двухэтажном дворце Г. А. Демидова в его усадьбе на углу набережной Мойки и нынешнего переулка Гривцова (д.1) А. Ф. Кокоринов предстал последователем стиля барокко, что легко объясняется традициями, воспринятыми им от крупнейшего представителя этого архитектурного направления в Москве — Д. В. Ухтомского.Следует отметить важную особенность дворца Демидова — чугунную наружную террасу и чугунные лестницы, дугообразно расходящимися маршами соединяющие дворец с садом.
С 1762 по 1766 г. в усадьбе на р. Мойке А. Ф. Кокориновстроит трехэтажный представительный дворец президента Академии наук К. Г. В облике этого дворца уже отчетливо проступают черты раннего классицизма. Так, со стороны Мойки монументальный и строгий шестиколонный пристенный портик коринфского ордера поднят на рустованный цокольный этаж. Лишь оконные проемы и аттик декорированы подвешенными гирляндами. Южный, садовый, фасад с четырехколоннымраскрспованным портиком несколько более декоративен. Интерьеры дворца отделывал Ж.-Б. Валлен-Деламот.
С наибольшей отчетливостью стиль раннего классицизма проявился в архитектуре здания Академии художеств,выстроенного на Невской набережной Васильевского острова в 1764—1788 гг. по беспримерному замыслу А. Ф. Кокоринова. С ним сотрудничал Ж.-Б. Валлен-Деламот, разрабатывавший архитектуру главного фасада, вестибюля и Актового зала.
Здание для специального учебного заведения в России создавалось впервые, и потому основная задача А. Ф. Кокоринова заключалась в том, чтобы обеспечить удобную функциональную организацию огромного сооружения. В замкнутое просторное каре, образованное главным и аудиторными корпусами, связанными протяженными коридорами, зодчий вписал кольцеобразный с круглым двором корпус со сплошной анфиладой экспозиционных залов, столь необходимых в учебном заведении «трех знатнейших художеств». Кольцо экспозиционных залов связано с коридорами каре переходами и дополнительными залами.
Корпуса образуют замкнутые дворы: круглый внутри и четыре световых по углам. На главной оси на первом этаже находится проезд (позднее превращен в вестибюль) в круглый двор и парадная лестница, поэтажно связанная с периметральными коридорами. На той же оси на втором этаже размещен круглый Актовый зал. Его купольное покрытие придает силуэтный характер главному корпусу, в который входит анфилада двусветных залов. В заднем корпусе на оси предусмотрен Церковный зал. Разнообразные помещения расположены в функциональном отношении весьма целесообразно и в совокупности образуют оригинальную парадную композицию, соответствующую все возрастающему престижу русского искусства.
Другая важная задача, стоявшая перед зодчими, заключалась в поиске архитектурно-художественного образа здания в соответствии как с его значением в русской культуре, так и исходя из ответственности местоположения на формирующейся застройке набережной Большой Невы. Проект главного фасада, обращенного в сторону Невы, разработал Ж.-Б. Валлен-Деламот и с некоторыми упрощениями (вместо полуколонн — пилястры) был воплощен.
Архитектура всех фасадов основана на тектонике дорического ордера, пилястры которого поставлены на высокий рустованный цоколь с арочными проемами. Центр главного фасада подчеркнут четырехколонным портиком с эффектным переходом к протяженным крыльям. Этот прием является отголоском ушедшего стиля барокко. Большой ордер главного фасада и сильная пластика его центра обеспечили общественному зданию репрезентативный характер и способствовали эффектному восприятию его с далеких невских просторов.
Ж.-Б. Валлен-Деламот
Костела св. Екатерины на Невском проспекте — западный фасад храма в проекте перегружен декоративными деталями, что и послужило основанием для его отклонения.
По второму, гораздо более строгомуварианту проекта Ж.-Б. Валлен-Деламота, храм был выстроен под руководством А. Ринальди и освящен в 1783 г. Высокая арочная лоджия входа с коринфскими колоннами, поддерживающими архивольт, является эффектным акцентом западного фасада, завершенной глухим аттиком и статуями. К сожалению, торжественно-монументальный фасад закрывает купол на световом барабане над средокрестием продольного нефа и короткого трансепта. Некоторые особенности фасада (раскреповки, декоративные обрамления окон и др.) свидетельствуют о двойственной природе архитектуры здания — характерного образца раннего классицизма. Костел воспринимался в ансамбле с трехэтажными зданиями по сторонам (надстроены еще двумя этажами в XIX в.) как трехчастная силуэтная композиция.
Большей цельностью отличается северный фасад Малого Эрмитажа, выстроенного рядом с Зимним дворцом в 1764— 1775 гг. Структура этого фасада напоминает структуру главного фасада Академии художеств. В обоих зданиях использован большой ордер на высоком рустованном цокольном этаже. На фасаде Малого Эрмитажа применен коринфский ордер как для пилястр, так и для свободностоящих колонн строгого пристенного шестиколонного портика. Колоннада его фланкирована декоративными статуями Флоры и Помоны.
В 1757 г. на Невском проспекте началось строительство Большого Гостиного двора по проекту Ф. Б. Растрелли. Однако на заложенных фундаментах по контуру целого квартала двухэтажные сводчатые галереи возводил с 1761 г. Ж.-Б. Валлен-Деламот по собственному проекту, отличавшемуся более простой архитектурой. Оба этажа протяженных галерей на фасадах объединены пилястрами тосканского ордера с акцентом в виде пристенного портика на Невском проспекте. Скругленные углы периметральной застройки фланкированы сдвоенными колоннами, объединенными «разорванными» антаблементами.
К подобному приему Ж.-Б. Валлен-Деламот прибегнул позднее (1765 г.) на дорабатываемых им фасадах корпусов лесных складов «Новая Голландия», возведенных из красного кирпича по проекту С. И. Чевакинского. Особенно удачно оформлено устье канала у р. Мойки, ведущего в бассейн — ковшвнутри периметра складов. Над каналом переброшена торжественная арка, архивольт которой опирается на свободностоящие тосканские колонны. Арку же фланкируют пилоны со сдвоенными свободностоящими колоннами. Композицию объединяет «разорванный» дорический антаблемент. Весьма эффектно использование двухцветных строительных материалов: красного кирпича и серого естественного камня (колонны, триглифы, гирлянды над аркой), что придает сооружению особую романтичность.
Во дворце И. Г. Чернышева в Петербурге, он в 1760-х годах воспроизвел планировочную схему и архитектуру парижских особняков — отелей с замкнутым курдонером (парадным двором). Особенности композиции этого дворца обусловливались неправильной формой участка на левом берегу Мойки напротив Исаакиевского собора. Дворец Чернышева не сохранился.
Китайский дворец
Павильон Катальной горки
Мраморный дворец
Дворец в Гатчине
Князь – Владимирский собор
Собор в Ямбурге Дворец Демидова
Здание Академии художеств
Костел Святой Екатерины
Дворец Чернышева