Архитекторы раннего русского классицизма

В 1760-х годах в русской архитекту­ре все заметнее стали проявляться чер­ты нового художественного направле­ния классицизма, в рамках которого еще некоторое время сохранялись от­голоски барокко.

Произведения А. Ринальди в приго­роде Петербурга — Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов): Китайский дворец, дво­рец Петра III и павильон Катальной горки характеризуются еще особеннос­тями, присущими стилю барокко. Это проявляется и в усложненной конфигу­рации их планов, и в изысканной про­рисовке декоративных деталей, и вискусном использовании скульптуры с целью придания архитектурным произ­ведениям подчеркнутой живописности. Интерьерам присуща полихромная де­коративность.

Китайский дворец (1762—1768 гг)стал главным со­оружением дворцово-паркового ансамб­ля. Прихотливые очертания двор­ца гармонировали с окружаю­щей парковой композицией, с искусст­венным водоемом и красиво оформлен­ной растительностью.

Среди парадных помещений одно­этажного дворца особенно выделяются Большой зал: Овальный зал с коринфскими при­стенными, сдвоенными колоннами и с картинами итальянского художника С. Торелли; Зал муз, раскрывающийся большими окнами-дверьми в сад (зал украшен настенной и плафонной живо­писью того же художника); Большой Китайский кабинет с китайскими эле­ментами убранства и прекрасный Стеклярусный кабинет. В отделке этих реп­резентативных помещений дворца А. Ри­нальди использовал разнообразные ху­дожественные грани своего замеча­тельного мастерства.

Павильон Катальной горки создан в 1762—1774 гг. Круглый зал на третьем этаже.Стены Круглого зала богато украшены полихромным декоративным убранством. Хорошо сохранившийся трехэтаж­ный павильон Катальной горки с ко­лоннадами обходных галерей на втором и третьем этажах, завершенный фигур­ным декоративным шлемом, являлся центральной частью свое­образного сложного сооружения с па­раллельными волнообразно спускающимися с площадки второго этажа желоба­ми, поддерживаемыми множеством деревянных разновысоких колонн.

Мраморный дворец (1768—1785 гг.) относится к уникальным явлениям в архитектуре Петербурга и России благо­даря многоцветной мраморной и гра­нитной облицовке фасадов. Это трехэтажное здание расположено на не­большом участке между Невой и Царицыным лугом (Марсовым полем). Зда­нию зодчий придал П-образную компо­зицию с крыльями, обра­зующими довольно глубокий парадный двор, некогда находившийся на берегу ныне не существующего Красного кана­ла, соединявшего Неву с р. Мойкой.Три внешних плоскостных фасада дворца, обращенные к Неве, площади и переулку (ныне Мраморному), ре­шены в строго тектонической системе мерного ритма коринфских пилястр большого ордера. Бледно-розовые мра­морные пилястры подняты на высокий гранитный цокольный этаж; здание увенчано глухим аттиком с акцентами на южном и северном фасадах и деко­ративными вазами на осях пилястр.Лишь в архитектуре главного — во­сточного фасада, формирующего парад­ный двор, проявилась барочная текто­ника. Вход во дворец вписан в четырех­колонныйпристенный, сильно раскрепованный портик, завершенный фигурным аттиком. Плоскостям стен отчетливо контрастирует тонкое скульптурное уб­ранство в виде резных сандриков и гирлянд из цветного мрамора.

Дворец в Гатчине. Этот заго­родный дворец графа Г. Г. Орлова был задуман и создан А. Ринальди в парко­вом окружении. Дворец составляет трех­этажный с проходной галереей внизу основной корпус, фланкируемый пяти­гранными шестиярусными видовыми башнями, и дугообразные двухэтажные крылья, охватывающие парадный двор. Архитектура Гатчинского дворца на­ходится в русле развития русского зод­чества, ставшего на путь классицизма. Однако композиционная структура фа­садов основана на принципах архитек­туры итальянского Возрождения XV в., согласно которым они расчленялись поэтажно и в каждом ярусе размеща­лись пилястры или полуколонны в стро­гом ритме поэтажной последователь­ности; дорические внизу, затем иониче­ские и наверху коринфские (в Гатчин­ском дворце пилястры верхнего этажа не имеют капителей).

Крайне сдержанная пластика фаса­дов компенсируется благородством местного камня — светло-серого пудостского известняка, из которого выстроен дворец. Парадные интерьеры, созданные А. Ринальди, расположены на втором этаже. Из них наиболее значительны Белый зал и Аванзал, Мраморная сто­ловая и др.

Князь - Владимирский собор в Пе­тербурге. достроенный по проекту А. Ри­нальди в 1766—1789 гг., и собор а Ямбурге (ныне г. Кингисепп), сооруженный в 1762—1782 гг.Искус­ное использование классических орде­ров, поярусное их расположение на ко­локольнях и деликатная раскреповка фа­садов свидетельствуют о стилистиче­ской двойственности художественных образов, что соответствует раннему клас­сицизму.

Помимо монументальных зданий, А. Ринальди создал ряд разнообразных мемориальных сооружений.

Орловские во­рота (1777—1782 гг.) —оригинальная реплика римских триумфальных арок. Несколько триумфальных колонн и обе­лисков свидетельствуют о неустанном творческом поиске зодчего. Среди них Чесменская колонна с рострами в Пуш­кине (1771 —1778 гг.), Чесменский обе­лиск в Гатчине (1755—1778 гг.) и др.

Кокоринов Александр Филиппович. В первом своем крупном петербургском произведении — двух­этажном дворце Г. А. Демидова в его усадьбе на углу набережной Мойки и нынешнего переулка Гривцова (д.1) А. Ф. Кокоринов предстал последова­телем стиля барокко, что легко объ­ясняется традициями, воспринятыми им от крупнейшего представителя этого ар­хитектурного направления в Москве — Д. В. Ухтомского.Следует отметить важную особен­ность дворца Демидова — чугунную на­ружную террасу и чугунные лестницы, дугообразно расходящимися маршами соединяющие дворец с садом.

С 1762 по 1766 г. в усадьбе на р. Мой­ке А. Ф. Кокориновстроит трехэтажный представительный дворец президента Академии наук К. Г. В обли­ке этого дворца уже отчетливо просту­пают черты раннего классицизма. Так, со стороны Мойки монументальный и строгий шестиколонный пристенный портик коринфского ордера поднят на рустованный цокольный этаж. Лишь оконные проемы и аттик декорированы подвешенными гирляндами. Южный, садовый, фасад с четырехколоннымраскрспованным портиком несколько более декоративен. Интерьеры дворца отделывал Ж.-Б. Валлен-Деламот.

С наибольшей отчетливостью стиль раннего классицизма проявился в архи­тектуре здания Академии художеств,выстроенного на Невской  набережной Васильевского острова в 1764—1788 гг. по беспримерному замыслу А. Ф. Кокоринова. С ним сотрудничал Ж.-Б. Вал­лен-Деламот, разрабатывавший архитек­туру главного фасада, вестибюля и Ак­тового зала.

Здание для специального учебного заведения в России создавалось впер­вые, и потому основная задача А. Ф. Кокоринова заключалась в том, чтобы обес­печить удобную функциональную орга­низацию огромного сооружения. В замк­нутое просторное каре, образованное главным и аудиторными корпусами, связанными протяженными коридорами, зодчий вписал кольцеобраз­ный с круглым двором корпус со сплошной анфиладой экспо­зиционных залов, столь необходимых в учебном заведении «трех знатнейших художеств». Кольцо экспо­зиционных залов связано с коридорами каре переходами и дополнительными залами.

Корпуса образуют замкнутые дворы: круглый внутри и четыре световых по углам. На главной оси на первом этаже находится проезд (позднее превращен в вестибюль) в круглый двор и парад­ная лестница, поэтажно связанная с пе­риметральными коридорами. На той же оси на втором этаже размещен круглый Актовый зал. Его купольное покрытие придает силуэтный характер главному корпусу, в который входит анфилада двусветных залов. В заднем корпусе на оси предусмотрен Церковный зал. Разнообразные помещения расположены в функциональном отношении весьма целесообразно и в совокупности обра­зуют оригинальную парадную компози­цию, соответствующую все возрастающе­му престижу русского искусства.

Другая важная задача, стоявшая перед зодчими, заключалась в поиске архитектурно-художественного образа здания в соответствии как с его значе­нием в русской культуре, так и исходя из ответственности местоположения на формирующейся застройке набережной Большой Невы. Проект главного фасада, обращенного в сторону Невы, разработал Ж.-Б. Валлен-Деламот и с некоторыми упрощениями (вместо полуколонн — пилястры) был воплощен.

Архитектура всех фасадов основана на тектонике дорического ордера, пи­лястры которого поставлены на высокий рустованный цоколь с арочными прое­мами. Центр главного фасада подчерк­нут четырехколонным портиком с эф­фектным переходом к протяженным крыльям. Этот прием является отголос­ком ушедшего стиля барокко. Большой ордер главного фасада и сильная пласти­ка его центра обеспечили общественному зданию репрезентативный характер и способствовали эффектному восприя­тию его с далеких невских просторов.

 

Ж.-Б. Валлен-Деламот

Костела св. Екатерины на Невском проспекте — западный фасад храма в проекте перегружен декоратив­ными деталями, что и послужило осно­ванием для его отклонения.

По второму, гораздо более строгомуварианту проекта Ж.-Б. Валлен-Деламо­та, храм был выстроен под руководством А. Риналь­ди и освящен в 1783 г. Высокая ароч­ная лоджия входа с коринфскими колон­нами, поддерживающими архивольт, является эффектным акцентом запад­ного фасада, завершенной глухим атти­ком и статуями. К сожале­нию, торжественно-монументальный фа­сад закрывает купол на световом бара­бане над средокрестием продольного не­фа и короткого трансепта. Некоторые особенности фасада (раскреповки, де­коративные обрамления окон и др.) свидетельствуют о двойственной природе архитектуры здания — характерного об­разца раннего классицизма. Костел воспринимался в ансамбле с трехэтажны­ми зданиями по сторонам (надстроены еще двумя этажами в XIX в.) как трех­частная силуэтная композиция.

Большей цельностью отличается се­верный фасад Малого Эрмитажа, выстроенного рядом с Зимним дворцом в 1764— 1775 гг. Структура этого фасада напо­минает структуру главного фасада Ака­демии художеств. В обоих зданиях ис­пользован большой ордер на высоком рустованном цокольном этаже. На фа­саде Малого Эрмитажа применен коринфский ордер как для пилястр, так и для свободностоящих колонн строгого пристенного шестиколонного портика. Колоннада его фланкирована декора­тивными статуями Флоры и Помоны.

В 1757 г. на Невском проспекте нача­лось строительство Большого Гостиного двора по проекту Ф. Б. Растрелли. Одна­ко на заложенных фундаментах по контуру целого квартала двухэтажные сводчатые галереи возводил с 1761 г. Ж.-Б. Валлен-Деламот по собственному проек­ту, отличавшемуся более простой архи­тектурой. Оба этажа протяженных га­лерей на фасадах объединены пиляст­рами тосканского ордера с акцентом в виде пристенного портика на Невском проспекте. Скругленные углы перимет­ральной застройки фланкированы сдво­енными колоннами, объединенными «разорванными» антаблементами.

К подобному приему Ж.-Б. Валлен-Деламот прибегнул позднее (1765 г.) на дорабатываемых им фасадах корпу­сов лесных складов «Новая Голландия», возведенных из красного кирпича по проекту С. И. Чевакинского. Особенно удачно оформлено устье канала у р. Мойки, ведущего в бассейн — ковшвнутри периметра складов. Над ка­налом переброшена торжественная ар­ка, архивольт которой опирается на свободностоящие тосканские колонны. Арку же фланкируют пи­лоны со сдвоенными свободностоящими колоннами. Композицию объединяет «разорванный» дорический антаблемент. Весьма эффектно использование двух­цветных строительных материалов: крас­ного кирпича и серого естественного камня (колонны, триглифы, гирлянды над аркой), что придает сооружению особую романтичность.

Во дворце И. Г. Чернышева в Петербурге, он в 1760-х годах воспроизвел планировоч­ную схему и архитектуру парижских особняков — отелей с замкнутым курдонером (парадным двором). Особенно­сти композиции этого дворца обусловли­вались неправильной формой участка на левом берегу Мойки напротив Исаакиевского собора. Дворец Чернышева не сохранился.

 

Китайский дворец

 

 

Павильон Катальной горки

 

 

Мраморный дворец

 

 

Дворец в Гатчине

 

 

 

Князь – Владимирский собор

 

 

Собор в Ямбурге                                                              Дворец Демидова

 

 

 

 

Здание Академии художеств

 

Костел Святой Екатерины

 

 

Дворец Чернышева

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: