Городские дома для рабочих

Исторические условия развития архитектуры в XIX в.

Перемены в архитектуре, которые произошли в конце XVIII и в течение XIX столетия, связаны с глубокими изменениями в развитии общества:

1. Промышленная революция – дальнейшие научные открытия и технический прогресс.

2. Исторически переломным моментом стала Великая французская революция 1789 г., которой предшествовало появление черт буржуазного общества в Нидерландах и Англии и новых представлений о будущем развитии человечества.

3. Одновременно начали формироваться и новые социальные идеи, прообразом которых стали идеи и многочисленные архитектурные проекты социалистов-утопистов.

4. Ослабло религиозное понимание света. Одновременно с этим постепенно меняются идейные, функциональные и технические требования к архитектуре, строительству городов, системам расселения и к окружающей природе. Основным заказчиком на новое строительство стала буржуазия, не имевшая, однако, собственных культурных традиций и вынужденная ориентироваться в своих идеалах на предыдущие исторические эпохи.

5. В управлении строительной деятельностью значительную роль начинает играть государство, что сказывается на том, что при строительстве городов и отдельных зданий кроме художественных решается ряд вопросов функционального гигиенического характера.

6. В XIX в. изменилась также система профессионального обучения - переносится в школы художественного и политехнического направления.

7. изменения в формах расселения и проявились прежде всего в развитии городов. С постепенной концентрацией промышленности, увеличением числа жителей происходит структурное изменение основных функций городов.

8. Историю развития городов этого периода можно разделить на два основных этапа:

1) связанный с идеями барокко, относится к первой половине XIX в. и характеризуется классической композицией, которая исходит из ренессансных представлений и теорий строительства городов

2) приходится на вторую половину XIX в. и характеризуется широкой перестройкой городов: освобождение от системы крепостных стен, закладывались новые системы инженерных сетей, городского освещения и другого технического оборудования.

9. Развитие городов начинает регулироваться строительными правилами. В архитектуре новые общественные требования привели к возникновению форм и совершенно новых типов сооружений. Из-за изменений в структуре общества традиционные типы построек — дворцы, замки, монастыри и храмы отходят на второй план, уступая место общественным сооружениям.

10. - Одновременно изменяется и интерьер - становится более функциональным. Перемена вкусов требовала использования новых средств, изделий художественных ремесел, промышленных изделий из стекла и металла и новой мебели.

11. - Большого размаха достигло строительство инженерных сооружений, особенно дорог и мостов, а также военных объектов.

12. - Значительное влияние на развитие архитектуры оказали научные открытия и новая техника. Появление новых способов строительства, конструкций и материалов (металла, чугун).

Особенности архитектуры в XIX в.

1. во второй половине XVIII в. барокко потеряло свою динамичность, его формы и тектоника уступили место самому крупному стилю XIX столетия — классицизму. Однако развитие новой архитектуры шло не только в этом направлении. Почти одновременно с классицизмом, который внешне перенял формы античности, но имел уже иное внутреннее содержание, родился и романтизм.

2. с изменением точки зрения на архитектуру, с развитием строительной техники, появлением новых типов сооружений в XIX в. произошло также значительное перемещение центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа развития барокко - Франция, Германия, Англия и Россия.

3. романтизм вначале наиболее широко проявляется в Англии, в культуре которой связь со средневековьем никогда не прерывалась. В начале XIX в. романтизм распространился и на континенте, прежде всего в связи с перестройкой аристократических резиденций, закладкой загородных парков и развитием ландшафтной архитектуры.

4. в XIX в. происходит явное ускорение процесса развития архитектуры. Это становится особенно очевидным, если со всем предшествующим тысячелетним развитием. Классицизму потребовалось неполное столетие для того, чтобы овладеть Европой и проникнуть за океан. Романтизму же в своем новоготическом и новороманском виде и последующему историзму — еще меньше.

Стиль регенства

1. В Англии с последних лет XVIII века начался период стиля регентством - времени регентства Георга, принца Уэльского, начала XIX века и всего периода правления короля Англии Георга IV (до 1830).

2. - само регентство продолжалось только десять лет (1811—1820), но обычно считают, что как архитектурный стиль оно сформировалось гораздо раньше, приблизительно в начале нового века, и продолжалось до конца правления Георга IV (до 1830 года). Вероятно, это объясняется деятельностью в эти годы двух талантливых архитекторов — сэра Джона Соуна и Джона Нэша. Томас Хоуп, Томас Шератон и Джордж Смит опубликовали эскизы мебели стиля регентства.

3. регентство:

4. - представляет собой сочетание разных стилей, но обладает свойственными ему характерными особенностями и по сути весьма отличается от намеренного стремления возродить греческую и готическую манеру.

5. - Основные источники вдохновения стиля:

a. классический античный стиль (структурные и декоративные элементы): подчеркивали чистоту деталей и структуры, придерживалось более строгой археологической интерпретации античной моды.

b. Частью стиля регентства стала склонность к египетским мотивам, которые были в моде после наполеоновских экспедиций в Египет в 1798 году.

c. На стиль также оказала влияние китайская тема, что особенно заметно в использовании искусственного бамбука, а также в раскрашенной и "лакированной" черной и золотистой глазурью мебели, изготовленной по заказу принца для павильона Брайтон.

6. - Благодаря другой королевской склонности в моду вошла французская мебель, в особенности украшенная латунной инкрустацией. Более поздняя тенденция стала предзнаменованием викторианских стилей.

7. - Совершенствованию украшений на плоских поверхностях мебели стиля регентства в первую очередь способствовал богатый контраст облицовок из экзотических пород дерева и применение металлов и росписи, а не обширная резьба по дереву или сложные контуры.

8. - Для этого стиля характерно ощущение практичности, внешней привлекательности, а также комплексности архитектуры, внутреннего дизайна и мебели.

 

 

Генри Холланд

Одним из ведущих архитекторов конца XVIII века был Генри Холланд (1745—1806), чей стиль напоминал постройки Уильяма Чемберса, и опирался на французские работы того времени, отличаясь в этом от работ братьев Адам и Вайатта. К сожалению, до наших дней сохранилось очень мало зданий, спроектированных им, некторые были разрушены, другие перестроены. Но по положению, которое он занимал как архитектор партии вигов, окружавшей принца Уэльского, до того как тот стал принцем-регентом, именно постройки Холланда стали образцом для его современников, во многом благодаря нему сформировался стиль регенства. Элегантный и простой неоклассицизм Холланда контрастировал с более роскошными неоклассическими зданиями его великого современника Роберта Адама.

Холланд начинал как ассистент самого значительного ландшафтного архитектора конца XVIII века Брауна, а позже стал его партнером и зятем.

В 1776 году Холланд получил заказ спроектировать Клуб Брукса (1776-1778), в котором располагался штаб вигов. Французские пристрастия Холланда совпали с французской модой, господствовавшей в среде вигов в то время. До сих пор клуб почти в первоначальном виде стоит на Сент-Джеймс-стрит. Благодаря этому заказу молодой архитектор приобрел серьезные связи, которые должны были вскоре принести ему другие заказы от принца-регента.

Между 1783-м и 1785 годами Холланд был приглашен для расширения и перестройки Карлтон-Хаус, городской резиденции принца Уэльского, впоследствии короля Георга IV. Хотя в 1826 году это здание было разрушено, мы знаем, как оно выглядело, и его план показывает, что Холланд очень умело планировал интерьер. С некоторыми изменениями сохранился коринфский портик здания — портик Национальной галереи, — но первоначально его отгораживала от улицы стоявшая перед ним ширма из ионических колонн, которые также должны были придавать строению французский вид.

Наиболее известной работой Холланда был оригинальный Морской павильон в Брайтоне, графство Суссекс (1786—1787), построенный для принца-регента. На основе этого дома позднее был создан Брайтонский павильон, но первоначальное строение, фактически, остается ядром во всем остальном совершенно другого здания. Холланд построил копию сельского дома принца, а затем соединил оба здания ротондой, имеющей низкий купол и два двухэтажных крыла. Этот павильон был до неузнаваемости изменен пристройкой Уильяма Пордена (1804—1808) и реконструкцией Джона Нэша (1815-1822), обе были выполнены в так называемом индуистском стиле (в действительности навеянном исламской архитектурой Индии).

Другая работа Холланда в Лондоне — здание Королевского театра, также известного как театр "Друри Лейн" (1791-1794, сгорело в 1809), построенное по заказу драматурга и импресарио Ричарда Бринсли Шеридана.

Джон Соун

Джон Соун родился в 1753 году, в год смерти лорда Берлингтона, и умер за несколько месяцев до восшествия на трон королевы Виктории, в 1837 году. Таким образом, его очень долгая жизнь охватывает большой период развития английской архитектуры: от заката строгого паладианства до возникновения не менее жестких догм — греческих и готических. Соун был гениальным архитектором, ученым, использовавшим классическую традицию, тем не менее разработавшим в последние годы XVIII века в высшей степени индивидуальный стиль

Возможно подход Соуна во многом связан с тем, что он был одним из первых студентов архитектуры в Королевской академии, где учили эклектическим методам, и частично — с публикациями, которые сделали греческую и готическую архитектуру более известной. Соун был одним из первых профессиональных архитекторов, и стал известный благодаря своим оригинальным, очень своеобразным работам в неоклассическом стиле. В 1768 году он появился в Лондоне как работник Джорджа Данса-младшего, архитектора Сити.

В 1772 году Соун работал на Холланда, в том же году поступил в школу Королевской академии. В награду за успехи в учебе Соун получил стипендию на совершение путешествия от короля Георга III, и отправился в Италию в 1778 году. В Риме по точным замерам он зарисовывал главные древности, стараясь соответствовать требованиям нового архитектурного образования, и в то же время набрасывал собственные грандиозные проекты (в том числе для Дома Британского сената, завладевшего его воображением). Соун добрался до самого Пестума, где видел греческие храмы, но отправиться собственно в Грецию ему помешало предложение эксцентричного епископа Лондондерри (позднее ставшего графом Бристольским).

Он вернулся в Англию в 1780 году. После Соуну пришлось выдержать несколько лет жестокой борьбы, пока в 1788 году, определяющем в его карьере, он не получил должность инспектора работ в Банке Англии. На этом посту он оставался 45 лет и перестроил весь банк. Банк принес ему заработок и статус одного из ведущих архитекторов того времени, а Соун, в свою очередь, создал шедевр, который даже в наше время не полностью разрушен, несмотря на усилия, предпринимаемые с 1920-х годов. Вслед за этим проектом последовали многочисленные правительственные назначения, и в 1806 году Соун сменил Данса на посту профессора архитектуры в Королевской академии художеств, в 1831 году Соун был возведен в рыцарское достоинство.

 

БАНК: Как только Соун получил назначение, он провел доскональное обследование здания и обнаружил повсеместные повреждения, тогда он взялся за программу перестройки, выполнявшуюся с 1792-го по 1800 год, а затем начал вторую, более обширную программу. После завершения в 1827 году второй стадии реконструкции размеры здания банка увеличились почти вдвое, но задача, стоявшая перед архитектором, была более сложной, чем простое расширение. В 1780 году во время «мятежа Гордона» толпа пыталась поджечь банк, поэтому главным критерием была безопасность. Новое здание следовало строить по частям, за крепкими стенами, нужно было применять огнеупорные конструкции и, самое главное, ни одно окно не должно было выходить на улицу. Помимо всего этого в распоряжении архитектора была очень неудобная территория, напоминавшая треугольник, что усложняло процесс возведения стен — самая длинная стена тянулась на 451 фут, не имела ни окон, ни какого-либо естественного кульминационного элемента наподобие портика.

Конструктивная задача была решена при помощи чрезвычайно изобретательного использования римских строительных методов, применяющих очень легкие каркасные купола с верхним освещением в динамической системе (этот метод применялся в Древнем Риме при строительстве терм), присутствующей в Илийском готическом соборе, который Соун знал и которым восторгался. С другой стороны, архитектор свободно адаптировал декоративные мотивы, взятые из греческого стиля, а также из некоторых, более привычных, римских источников. В результате получились залы, которые были великолепными с эстетической и функциональной сторон, но доступа в них почти никогда не было, и большинство из них разрушилось.

Сэр Джон Саммерсон описал возникавшее в них ощущение парения как «готическое чудо, заново открытое в сердце романской традиции», но большинство современников Соуна были шокированы его свободной трактовкой классических деталей и критиковали. Один из критиков описывал пилястры в банке, украшенные резным орнаментом в строгой греческой манере, как «шершавые, как свиная щетина».

С внешней стороны самую трудную задачу для Соуна представлял, вероятно, слишком острый угол на пересечении Принцес-стрит и Лотбери, который так же был одной из самых заметных частей всего фасада. Архитектор экспериментировал с разнообразной трактовкой углов начиная с 1804 года, пока не добился в 1807 году чрезвычайно изощренной конструкции, которую называют Углом Тиволи. Она, хотя и очень сильно пострадала в последние годы, все еще доступна для обозрения. Название это связано с тем, что Соун решил использовать чрезвычайно сильно украшенную форму коринфского ордера, обнаруженную в храме богини Весты в Тиволи, чтобы придать максимальное впечатление богатства острому углу. Угол закрывается частью храма, внутри которого расположены две нерифленые колонны, создающие контраст и в то же время максимально использующие эффект тени, а динамику конструкции в целом венчает полугреческий саркофаг, основанный на вогнутой прямоугольной форме, противопоставляемой изогнутым и выпуклым очертаниям под ним. Благодаря этой конструкции чрезмерно острый угол перекрестка кажется не помехой, с которой нужно было справиться, а хорошо обдуманной деталью проекта.

 

Из архитекторов, творивших в период с 1790-х до приблизительно 1815 года, — Соун был самым оригинальным. Для его стиля характерны тенденция упрощать классические элементы дизайна до воссоздания их структурной основы, замена линейных декоративных форм на скульптурные, частое использование неглубоких куполов и верхнего освещения, а также великолепные решения пространства интерьера. К несчастью, многие его работы утрачены, но еще сохранились три здания, все они находятся в Лондоне, это Пицхэнер-Манор в Илинге, Картинная галерея и мавзолей Далвич-колледжа и собственный дом Соуна в Линкольнс-Инн-Филдс.

Здание Пицхэнер-Манор (в настоящее время Публичная библиотека Илинга) приблизительно в 1770 году построил для себя Джордж Дэнс, в 1800 году Соун купил его для свой семьи как загородный дом, Соун сохранил две комнаты, сделанные его учителем, но между 1800-м и 1803 годами осуществил несколько важных переделок, причем самые значимые касались главного фасада. Он представил его как переработанный вариант южного фасада Роберта Адама в Кедлстоне, но вернулся к исходному образцу, использованному Адамом, к арке Константина в Риме, и установил впереди стены колонны, поддерживающие только статуи. Вопреки очевидной близости фасада к классическому прототипу Соун добился, чтобы его здание казалось менее связанным с романским стилем, чем дом, построенный Адамом. Соун реализовал более принципиальные революционные изменения, чем Адам. Потолок миниатюрного вестибюля в Пицхэнерс также чрезвычайно сильно контрастирует со стилем Адама, он не декорирован орнаментом и не раскрашен, как это делал Адам, чтобы привлечь внимание к потолкам.

Картинная галерея колледжа в Далвиче строилась между 1811-м и 1814 годами, очень значительно изменилась в XIX веке, была разрушена самолетом-снарядом и в 1953 году перестроена согласно первоначальному проекту. Это была одна из первых «современных» картинных галерей с верхним освещением, которая до сих пор работает вполне удовлетворительно.

В последние годы жизни Соун очень много занимался тем, что он называл «поэтичностью архитектуры», и в основном эти работы связаны с живописным направлением. Частично эта поэтичность заключена во впечатляющих эффектах света, иногда проникающего через цветное стекло, иногда отраженного небольшими зеркалами, установленными в самых неожиданных местах. В самых лучших достижениях Соун смог добиться замечательного чувства освещенности и пространства, как в освещаемых с боков «подвесных потолках», кажущихся шатрами, плавающими в пространстве. Примеры можно найти в его собственном доме, где теперь расположен Музей Соуна. Первоначально Соун жил в доме №13 по Линкольне-Ин-Филдс, но затем занял и части домов №12 и 14, и с 1812 года он проектировал и изменял свой дом, чтобы приспособить его под музей для будущих поколений студентов архитектуры. Дом Соуна буквально переполнен всевозможными предметами, которые могли бы заинтересовать романтического, хотя и строгого архитектора XIX века — здесь есть египетский саркофаг и картины Хоггарта, рисунки Джона Торпа и Роберта Адама и конечно же все рисунки и макеты, выполненные самим Джоном Соуном.

 

Джон Нэш

Любимый архитектор Георга IV Джон (1752—1835) создатель городского ландшафта и гениальный организатор жил в то же самое время, что и Соун, принадлежал он XIX веку, но до 55 лет он был неизвестен. Нэш внес наибольший вклад в архитектуру и градостроительство реконструкциями Риджент Стрит, Букингемского Дворца, костелов и группы новых жилых домов в Лондоне на Парк Крещент или Честер Террас (1825). Архитектурные комплексы, созданные по проектам Нэша, примыкают к паркам и отличаются архитектурной целостностью, изысканностью и строгостью форм, зрелостью форм, зрелостью культуры организации жилой среды.

Ученик сэра Роберта Тэйлора, Нэш стал одним из наиболее смелых и рискованных архитекторов Лондона. Получив наследство в 1 тысячу фунтов, он без всякой подготовки стал заниматься строительством и обанкротился. После банкротства в 1783 году он переехал в Уэльс, где проектировал сельские особняки.

В конце 1790 годов он вернулся в Лондон в качестве неофициального партнера по архитектуре художника по ландшафтному садоводству Хэмфри Рептона. У него Нэш учился принципам живописного расположения, которые затем новаторски применил к городским домам.

В 1798 году Нэш поступил на работу к принцу Уэльскому, как говорили, архитектор добился покровительства принца вступив в брак с дамой, которую принц Уэльский очень хотел увидеть замужем.

Наиболее известным его достижениеми является первый "город-сад" - Риджент-парк, королевские частные владения в северных районах Лондона. Он постепенно превратил эту часть города в пестрый, многоликий жилой район, который и по сей день является одной из наиболее ярких достопримечательностей Лондона. Но прежде чем была завершена программа застройки парка, разрушился Карлтон-Хаус, и Нэш подключился к строительству Букингемского дворца. Здесь возник грандиозный скандал по поводу издержек, и Нэша вызывали на заседание специального комитета парламента. От дворца, построенного Нэшем, сохранилось очень немного, но мраморная арка которую он намеревался сделать входом, теперь установлена как отдельная достопримечательность в Тайберне.

Талант Нэша — строителя дворцов впечатляет и в постройке Камберленд-Террас, где он создал совершенную окружающую обстановку целой улицей значительных домов, принаряженных в официальные фронтоны, которые должны были создавать впечатление для королевской виллы напротив (так и не построенной), что они являются одним большим дворцом.

Подобная атмосфера выдумки окружает павильон в Брайтоне, первоначально спроектированный Генри Холландом как обычная вилла. Приблизительно в 1805 году был построен Сезинкоут-Хаус в Глостершире в индусском стиле, и Рептон, по-видимому, предложил что-то подобное для Королевского павильона. В 1816 году Кубла-хан у Колриджа «величественный купол приказал воздвигнуть», и некоторое время спустя на набережной в Брайтоне появились купола-луковицы. Получив похвалу за Риджент-стрит, Нэш взялся за постройку Королевского павильона в Брайтоне(1815—1821) в восточном стиле, но с простой железной конструкцией. Причем в гостиной Королевского павильона в Брайтоне Джон Нэш совершенно открыто показал чугунные колонны и балки, которые входили в конструкцию каркаса.

После смерти Георга IV в 1830 году Нэш был уволен, не успев закончить свой проект Букингемского дворца, а в 1831 году столкнулся с официальным расследованием стоимости проекта и надежности постройки. Он умер в собственном Ист-Каус-Касл четыре года лет спустя.

Риджент-парк. Нэш

В Англии в начале XIX века возникали многочисленные программы, которые в общем характеризовались как «усовершенствования столицы», среди них в 1810—1811 годы было рассмотрено несколько проектов реконструкции парка Мэрилебоун в связи с истечением срока аренды престолом. Среди них выделялся план Джона Нэша (1752—1835) ведущего архитектора при Георге IV, который предложил проложить большую дорогу с юга на север от зоны парламента и Карлтон-Хаус к новому парку, где принц мог построить guinguette (фр. загородный коттедж), и триумфальный путь, связывающий парк с Карлтон-Хаус. Изящные виллы должны были усеять новый парк, их предполагалось сдавать членам парламента, юристам и другим столь же процветающим категориям людей, которые нуждались в прямой дороге до Вестминстера. Так возникла Риджент-стрит, был названная в честь тогдашнего патрона Нэша, принца Георга Уэльского, который был регентом при своем отце, короле Георге III.

Нэш также отвечал за продолжение усовершенствования — например, в Сент-Джеймс-парке, — и строил дальнейшие планы, но в Риджентс-парке было проведено гораздо меньше работ, чем он планировал. В 1811 году он спроектировал девять коттеджей, разных по виду, которые должны были сформировать искусственную деревушку Блейз-Хамлет под Бристолем, и эта по-настоящему живописная адаптация принципов Рептона о неупорядоченности и видимой протяженности была испытана там, а затем — в Риджентс-парке.

Красота схемы Нэша была в том, что она поддерживала в парке открытое пространство, размещая на его территории сорок отдельных вилл таким образом, чтобы, согласно принципу Рептона о видимой и создавалось впечатление, что она — единственное здание во всем парке. Гениальность схемы заключалась в способе, каким этот город-сад соединялся с Лондоном (который заканчивался на Мэрилебоун-роуд) посредством формальных соединений террас. Позади нового квартала были канал и казармы, и вся зона обслуживания планировалась в районе Олбани-стрит.

Южнее была целиком включена существующая Портленд-Плейс, а связь с Карлтон-Хаус осуществлялась через Риджент-стрит. Она идет прямо, затем отклоняется вдоль «узких улочек и убогих домишек, занятых ремесленниками и торговой частью общества» к восточному краю района Ганновер-сквер, отмечая изменения направления привлекательными монументами — церковью Всех Душ на Лэнгхем-Плейс, Оксфорд-Секес, великолепным размахом Квадранта на пересечении с Пикадилли-Секес, — и затем строгий прямой отрезок ведет к Ватерлоо-Плейс и Карлтон-Хаус-Террас.

Городские дома для рабочих

Город с ясно выраженными границами, существовавший в Европе на протяжении предыдущих пяти веков, полностью изменился за одно столетие под воздействием небывалых технических и социально-экономических сил, многие из которых впервые возникли в Англии во второй половине XVIII в.

Выдающимися с технической точки зрения можно назвать такие новшества, как массовое производство чугунных рельсов Абрахамом Дерби, начатое в 1767 г., и рядовая сеялка Джетро Тулла, широкое применение которой началось с 1731 г. Так же, как изобретение Дерби привело в 1784 г. к развитию процесса пудлингования для упрощения переработки чугуна в сварочное железо, сеялка Тулла сыграла важную роль в совершенствовании системы севооборота Чарлза Тауншенда (принцип «интенсивного земледелия», который стал преобладающим к концу столетия).

Подобные технические разработки привели к различным последствиям. За 100 лет (с 1750 по 1850 гг.) английская металлургия увеличила производство железа в 40 раз (к 1850 г. в стране производилось 2 млн т железа в год). В сельском хозяйстве после парламентского акта огораживания 1771 г. неэффективная обработка пашни была заменена четырехпольным севооборотом. Если первое было стимулировано борьбой Англии с Наполеоном, то толчком для второго послужила необходимость накормить быстро растущее промышленное население городов. В то же время претерпело изменение и производство тканей, поддерживавшее аграрную экономику Англии первой половины XVIII в.

Изобретенная Джеймсом Харгривсом в 1764 г. прядильная машина периодического действия «Дженни» значительно увеличила производительность труда, а паровой ткацкий станок Эдмунда Картрайта, впервые использованный в фабричных условиях в 1784 г., привел к созданию крупномасштабного текстильного производства, что сделало возможным строительство многоэтажных фабрик. Традиционное текстильное производство вынуждено было отказаться от преобладающего использования аграрной базы и концентрировать как труд, так и помещения для него сначала рядом с источниками воды, а затем, с развитием парового двигателя,—с залежами каменного угля. 24 тысячи паровых ткацких станков, насчитывавшиеся в стране к 1820 г., сделали английский фабричный город реальным фактом. Этот процесс «отрыва от корней», как назвал его Симон Уэйл, был еще более ускорен использованием паровой тяги на транспорте. В 1804 г. Ричард Тревитик впервые продемонстрировал паровоз для рельсового пути. Вслед за открытием первой общественной железнодорожной ветки между Стоктоном и Дарлингтоном в 1825 г. последовало быстрое развитие совершенно новой инфраструктуры.

К 1860 г. Англия уже имела примерно 10 тыс. миль рельсовых путей. Появление после 1865 г. паровых судов, преодолевавших большие расстояния, увеличило миграцию европейцев в Америку, Африку и Австралию. В то время как иммигрирующее население удовлетворяло нужду в расширении хозяйства колониальных территорий и заселяло растущие города Нового Света, военная и политическая устарелость традиционного европейского средневекового города после национальноосвободительных революций 1848 г. привела к повсеместной ломке крепостных стен и к слиянию имевшего в прошлом четкие границы города с пригородами.

Эти главные достижения, сопровождавшиеся значительным снижением смертности благодаря улучшению питания и медицинского обслуживания, послужили причиной беспрецедентной концентрации населения в городах — сначала в Англии, а затем, с различной скоростью, во всем развивающемся мире. Население Манчестера выросло в 8 раз за столетие, с 75 тыс. человек в 1801 г. до 600 тыс. к 1901 г.; в Лондоне за тот же период население увеличилось в 6 раз (около 1 млн жителей в 1801 г. и 6,5 млн к концу столетия). Париж рос так же быстро: с 500 тыс. человек в 1801 г. до 3 млн к 1901 г.

Его следствием стало также появление построенных на скорую руку новых домов, а также сдаваемых в аренду зданий, главным назначением которых, обусловленным обычной нехваткой муниципального транспорта, было обеспечение максимального числа самых дешевых жилищ, расположенных вблизи от промышленных центров. Естественно, подобные перенаселенные постройки отличались плохой освещенностью, вентиляцией, недостатком свободного пространства и самыми примитивными санитарными устройствами, такими, как общие туалеты на улице, сбор отбросов и др. Несовершенство канализационной системы и ее эксплуатации приводило к засорению сети, что, в свою очередь, провоцировало реальную возможность заболеваний—сначала тубуркулезом, а затем, что было более тревожно для властей, и холерой (вспышки холеры как в Англии, так и в континентальной Европе отмечались в 1830-х и 1840-х гг.). Эти эпидемии ускорили реформу здравоохранения и учреждение одного из первых законов, регулирующих застройку и содержание пригородов. В 1833 г. лондонские городские власти поручили Комиссии по проверке выполнения Закона о бедных, возглавляемой Эдвином Чедвиком, провести расследование причин вспышки холеры в Уйатчепеле. Это привело к появлению доклада Чедвика «Вопрос о санитарных условиях жизни трудящегося населения в Великобритании» (1842), к организации Королевской комиссии по состоянию больших городов и населенных районов (1844) и, наконец, к появлению Акта об общественном здравоохранении (1848). Этот акт, в дополнение к уже существующим, возложил на местные власти ответственность за содержание на должном уровне канализации, сбора отходов, водоснабжения, городских дорог, за инспектирование боен и захоронение умерших. Подобные меры были учтены и Османом во время перестройки Парижа в 1853— 1870 гг.

В итоге в Англии была осознана необходимость поднять качество строительства жилищ для рабочего класса, однако для изыскания образцов и средств, с помощью которых это можно было осуществить, одного согласия явно было мало. Тем не менее созданное, по инициативе Чедвика Общество по улучшению условий жизни рабочего класса в 1848 г. построило в Лондоне первые дома для рабочих по проекту архитектора Генри Робертса. Вслед за этим решительным началом были сооружены квартиры на Стритэм-стрит в 1848—1850 гг., а на Всемирной выставке 1851 г. продемонстрированы двухэтажные коттеджи для рабочих, состоящие из четырех квартир и построенные снова по проектам Робертса. Эта первичная модель, в которой квартиры соединялись попарно общей лестницей, влияла на строительство жилищ для рабочих в течение всего столетия. После 1864 г. филантропическое общество, основанное американцем Джорджем Пибоди, а также различные английские благотворительные организации и местные власти пытались поднять качество строительства жилищ для рабочих, однако успехи были незначительны до тех пор, пока не были приняты Законы о расчистке трущоб 1868 и 1875 гг. и Акт о жилищном строительстве для рабочего класса (1890), в соответствии с которыми местные власти должны были обеспечивать общественное жилищное строительство. В 1893 г., когда созданный в 1890 г. Совет Лондонского графства начал строить квартиры для рабочих на основе этого Акта, его архитектурный отдел приспособил местный стиль, выработанный Движением искусств и ремесел в шестиэтажных блоках таких жилищ. Типичное начинание такого рода — жилой комплекс Миллбенк (1897).

На протяжении XIX в. стремление промышленности к совершенствованию принимало различные формы — от моделей заводских, пристанционных и фабричных городков до проектирования утопических общин, предлагаемых в качестве прототипов некоего будущего просвещенного государства.

Одним из первых интегрированное промышленное поселение создал Роберт Оуэн. Созданный им в Шотландии город Нью-Лэнарк (1815) был спроектирован с учетом кооперативного движения. Следует также назвать и сэра Титуса Солта, чей Солтэр близ Бредфорда в Йоркшире, основанный в 1850 г., представлял собой патерналистский фабричный город, дополненный традиционными городскими учреждениями, такими, как церковь, лазарет, средняя школа, общественные бани, богадельня и парк.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: