Экономические показатели городского пассажирского транспорта

В систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в том числе показатели транспортного обслуживания городского пассажирского транспорта, входят:

эксплуатационная протяженность пассажирского пути (линии) по видам городского пассажирского транспорта (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен и т.д.);

наличие транспортных средств по видам городского пассажирского транспорта — всего и технически исправных, в том числе муниципальных;

наличие находящихся в частной собственности легковых автомобилей;

число перевезенных пассажиров всего и с разбивкой по видам городского пассажирского транспорта.

Результирующими показателями работы маршрутных автобусов тужат объем перевозок пассажиров и пассажирооборот. Общий объем перевозок пассажиров характеризует число пассажиров, которые ныли перевезены за рассматриваемый период на маршрутах. Общий пассажирооборот отражает выполненную транспортную работу и пассажиро-километрах, т.е. равен произведению объема перевозок на среднюю дальность поездки пассажира.

 

 

Эксплуатационные показатели использования паркаподвижного состава ГПТ

Наименование показателя Единица измерения Содержание показателя
Объем перевозок пассажиров Пасс. Количество пассажиров, перевезенных транспортом общего пользования за определенный период времени (сутки, декаду, месяц, квартал, год)
Пассажирооборот Пасс/км Сумма произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки (исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщениям перевозок, другим признакам)
Автомобиле-часы работы час. Суммарная продолжительность пребывания подвижного состава городского пассажирского транспорта в наряде за календарный период времени
Списочное число подвижного состава городского пассажирского транспорта ед. Общее наличие подвижного состава городского пассажирского транспорта, определяемое по бухгалтерской отчетности на конкретную дату
Эксплуатационное число пассажирского транспорта ед. Часть парка городского общественного транспорта, находящаяся в эксплуатации (на линии). Определяется как разница между списочным числом и числом подвижного состава, находящегося в простое по техническим и прочим причинам

 

 

Действующая система организации производственно-хозяйственной деятельности городского пассажирского транспорта непосредственно не позволяет учесть финансовые последствия экономии времени пассажирами. Причина — недостаточно разработана система учета, нормирования и планирования затрат времени пассажирами, пригодная для практического использования в повседневной практике. Учет данных последствий обеспечивается лишь косвенно через применяемые методы организации перевозок. Актуальная задача экономики транспорта — разработка системы оценки производственно-хозяйственной деятельности городского пассажирского транспорта, обеспечивающей прямой учет экономических результатов сбережения времени пассажирами.

Для обеспечения сопоставимости социальной эффективности совершенствования перевозок с затратами на внедрение соответствующих мероприятий в городском пассажирском транспорте используется социальный норматив — стоимостная оценка потери пассажиро-часа. Данный показатель условен. Его смысл состоит не в возмещении пассажиру затрат времени в деньгах, а в обеспечении рационального планирования совокупных издержек на городско городского пассажирского транспорта пассажирском транспорте.

Стоимостная оценка по смыслу является усредненным показателем. Отдельные пассажиры могут оценивать свое время дороже или дешевле. Величина стоимостной оценки потери пассажиро-часа является предметом исследований и официально не установлена. Для укрупненных расчетов рекомендуется стоимостная оценка, определенная на основе минимального размера заработной платы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: