Для студентов специальности «Управление персоналом»

Вопросы к экзамену по дисциплине «Психофизиология профессиональной деятельности»

для студентов специальности «Управление персоналом»

 

1. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: предмет изучения, основные теоретические и практические задачи.

2. Психофизиология профессиональной деятельности, её взаимосвязь с другими науками о человеке и труде.

3. Психофизиология профессиональной деятельности как наука: характеристика основных объяснительных принципов и методов исследования (психологических, физиологических).

4. Системный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: понятие функциональной системы, основные признаки организации, приспособительные механизмы поведения. 

5. Интегративный подход в психофизиологии профессиональной деятельности: основные положения теории интегральной индивидуальности, характеристика уровней организма, индивида и личности.  

6. Общий план строения нервной системы человека: виды клеток, понятие центральной и периферической нервной системы, строение и функции головного и спинного мозга.

7. Строение головного мозга: основные отделы и их функции.

8. Функциональное деление нервной системы: соматическая и вегетативная нервная система, характеристика основных эффектов симпатической и парасимпатической систем.

9. Основные функциональные блоки мозга (теория динамической локализации функций А.Р.Лурии): характеристика структур, функциональное значение.

10. Система регуляции функций: понятие физиологической регуляции, виды регуляции (по отклонению/рассогласованию, по возмущению), понятие саморегуляции.

11. Механизмы регуляции физиологических процессов: понятие нервной, гуморальной и нервно-гуморальной регуляции, основные железы внутренней секреции, гормоны и их физиологический эффект.

12. Рефлекс как основа физиологической регуляции: понятие, биологическое значение, виды рефлексов. Рефлекторная дуга как анатомическая база рефлекса: строение соматической и вегетативной рефлекторной дуги.

13. Характеристика низшей и высшей нервной деятельности по И.П. Павлову: безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, их биологическое значение, условия образования условных рефлексов; динамический стереотип как физиологическая основа автоматизации движений

14. Морфологическое строение нервной системы: нейроны и нейроглия, свойства нейронов (возбудимость, проводимость, лабильность), их виды и функции, характеристика процессов нейрогенеза.

15. Основные физиологические процессы – возбуждение и торможение: понятие возбуждения, механизм проведения, характеристика потенциала покоя и потенциала действия; понятие торможения, его виды и функции.

16. Механизм проведения возбуждения в синапсах ЦНС: виды синапсов, этапы электрохимической передачи импульсов, роль медиаторов и их виды.

17. Понятие и общие свойства сенсорных систем: обнаружение и различение сигналов, их передача, преобразование и кодирование, детектирование и опознание признаков сенсорного образа. 

18. Зрительная и слуховая сенсорные системы: строение, основные характеристики, роль в профессиональной деятельности.

19. Обонятельная, вкусовая, соматосенсорная, висцеральная сенсорная системы: строение, основные характеристики.

20. Психофизиология мотивации и потребностей: понятие мотивации и потребностей, виды потребностей; психофизиологические механизмы мотивации. Вика

21. Мотивация в профессиональной деятельности: закономерности организации мотивационного поведения.

22. Психофизиология эмоций: понятие эмоций, аспекты их изучения, феноменология; центральные (мозговые) механизмы эмоций и их биохимическая специфика.

23. Теории происхождения эмоций: эволюционная теория происхождения эмоций Ч.Дарвина, адаптационная теория эмоций Р. Плучека, потребностно-информационная теория эмоций П.В. Симонова.

24. Характеристика процесса профессионального научения: основные формы научения, виды умений и навыков, этапы формирования навыка.

25. Сенсорно-перцептивная сфера профессиональной деятельности: основные характеристики и механизмы восприятия и внимания.

26. Психофизиология внимания: понятие ориентировочной реакции, нейрофизиологические механизмы внимания (нейронный, структурно-функциональный и системный уровни), психофизиологические методы диагностики внимания.

27. Логическая сфера профессиональной деятельности: характеристика механизмов запоминания, сохранения, забывания и воспроизведения информации; характеристика факторов, определяющих эффективность памяти в профессиональной деятельности.

28. Психофизиология памяти: характеристика основных видов, этапы формирования энграмм, системы регуляции памяти (неспецифический и модально-специфический уровень).

29. Психофизиология памяти: физиологические теории и биохимические исследования.

30. Психофизиология мыслительной деятельности: моделирующий и дифференциально-диагностические подходы к изучению мышления, электрофизиологические корреляты мышления (импульсная активность нейронов, ритмы ЭЭГ).

31. Логическая сфера профессиональной деятельности: характеристика этапов функционирования практического мышления (возникновение проблемной ситуации, формулирование мыслительной задачи, решение задачи и его реализация). 

32. Психофизиология речи: уровни внутренней речи, периферические системы обеспечения речи, мозговые центры речи.

33. Интеллект как регулятор профессиональной деятельности: понятие, уровни, типы интеллектуальной активности, роль физиологических факторов в обеспечении интеллекта.

34. Индивидуально-типологические свойства (сила НС, уравновешенность и подвижность нервных процессов, ригидность/пластичность, активность/пассивность, экстра-/интроверсия), их роль в профессиональной деятельности.

35. Функциональная асимметрия головного мозга, её роль в формировании индивидуального стиля деятельности.

36. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, структурно-морфологический подход к анализу деятельности.

37. Психофизиологический анализ профессиональной деятельности: понятие и общие характеристики деятельности, функционально-динамический подход к анализу деятельности.

38. Характеристика основных видов и типов профессиональной деятельности.

39. Субъект-объектная и субъект-субъектная деятельности: основные особенности и структурно-психологические характеристики на примере операторской и управленческой деятельности.  

40. Физиологические основы трудовых процессов: особенности вегетативных процессов при физической и интеллектуальной работе.

41. Физиологические основы трудовых процессов: формы труда по видам нагрузок, критерии оценки мышечной и нервной нагрузок.

42. Профессиографический подход к изучению профессиональной деятельности: понятие профессиограммы, подходы к разработке, характеристика основных элементов – трудограммы и психограммы.

43. Профессиональная пригодность: основные компоненты, проявления, предпосылки формирования.

44. Этапы профессионального развития личности (по Д.Сьюперу, В.А.Бодрову), их связь с общим возрастным развитием. 

45. Характеристика основных уровней профессионализма (по А.К.Марковой): допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, псевдопрофессионализм, постпрофессионализм.

46. Общие психологические закономерности становления профессионала.

47. Профессиональный отбор: понятие, основные этапы, особенности профессионального отбора на предприятиях ж/д транспорта.

48. Профессиональная ориентация: цели, задачи, характеристика основных форм (профессиональное просвещение, профессиональная консультация

49. Профессиональная адаптация: понятие, основные направления (профессиональная, психофизиологическая, социально-психологическая, организационная).

50. Функциональные состояния: понятие, основные подходы к определению (комплексный, эргономический, психофизиологический, нейрохимический).

51. Функциональные состояния человека: характеристика бодрствования, роль мозговых структур в его формировании и регуляции.

52. Функциональные состояния человека: состояние сна, характеристика и периодичность стадий сна, нейронные структуры, ответственные за их развитие. 

53. Функциональные состояния: основные виды, подходы к диагностике (физиологический, психологический).

54. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: понятие работоспособности, её компоненты, динамика работоспособности.

55. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: характеристика проявлений утомления и усталости, методы преодоления.

56. Функциональные состояния в профессиональной деятельности: причины, проявления и методы диагностики монотонии.

57. Условия труда (санитарно-гигиенические, физиологические, психологические, эстетические) и их влияние на работоспособность персонала. Методы повышения работоспособности.

58. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в предметной физической среде: неопределенная ситуация, усложненные, измененные, экстремальные условия, ситуация готовности к экстренному действию, ситуация риска.

59. Динамика профессионализма в особых и экстремальных условиях труда в социальной среде: вхождение в новую профессиональную среду, нововведения и конфликты, потеря работы, внутренние кризисы.

60. Психофизиология стресса: понятие, виды, условия возникновения, этапы развития, последствия, методы преодоления стресса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: