Примерные темы проектных исследовательских работ

Опорная схема

 «Основные этапы работы над ПРОЕКТОМ»

1. Проект – это твоя самостоятельная творческая разработка. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.
2. Выполняй проект в следующем порядке:
а) выбери  тему;
б) подбери информацию (книги, журналы,телепередачи и т.д.);
в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью преподавателя;
г) выполни теоретическую и практическую части проекта;
д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения проекта;
е) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы,презентацию;
ж) защити проект.
3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев, выставок и Интернет.

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и  аудиомагнитофоны, фото- и ксерокопировальные аппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

7. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к преподавателю.

Что же такое проект?

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

 

 

Организация проектной деятельности:










Этапы работы над проектной исследовательской темой

1. этап: организационный (до 15  декабря)

2. Выбор темы исследования..

3. Подготовка обоснования выбора темы.

4. Определение предмета и цели исследования.

5. Поиск и ознакомление с литературой и источниками по теме.

6. Написание черновика вступления.

II. этап: (с 15  декабря до 20 января)

1. Изучение и характеристика литературы и источников по теме.

2. Написание черновика

III. этап: заключительный (с 20 января – 10 февраля)

Этапы работы:

Проблема проекта «Почему?» Актуальность проблемы

(это важно для меня лично) мотивация

 

Цель проекта «Зачем?» Целеполагание

(мы делаем проект)

 

Задачи проекта «Что?» Постановка задач

(для этого мы делаем)

 

1.Понять….....;
2.Умение анализировать и систематизировать полученную информацию;
3.Освоение исследовательского метода;

4.Изучитьлитературные источники, архивные документы по теме исследования.

 

Объект исследования - это то или что исследуется.

Предмет - то, что конкретно исследуется в данном объекте

Например: Особенности эпохи Серебряного века

Объект исследования:  творчество поэтов Серебряного  века

Предмет: особенности эпохи Серебряного века

Предмет чаще всего совпадает с темой, либо они очень близки по звучанию (при условии, что название темы соответствует содержанию работы)

 

Гипотеза исследования.

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» происходит от древнегреческого «hypothesis» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если …, то …».

Пример гипотезы: Допустим, что Серебряный век  уступает литературе пушкинской эпохи, но поиск новых средств самовыражения, новой литературы, нового искусства сделал это время значительным явлением русской культуры.

или

Серебряный век явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов.



Методы и способы «Как?» Выбор способов и методов

Методы исследования:

 1.изучение и анализ литературы, наблюдение, социологический опрос, тестирование, мониторинг, анкетирование, интервью;

2.сравнение, моделирование, классификация, систематизация

3.Методы опроса— беседа, интервью, анкетирование.

 

 

Результат «Что получится?» Ожидаемый результат

(как решение проблемы)

 

Преподаватель Учащиеся
   
1-й этап – погружение в проект  
Формулирует осуществляет
1) проблему проекта 1)личностное освоение проблемы
2)сюжетную ситуацию 2)вживание в ситуацию
3)цель и задачи 3)принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-й этап – организация деятельности  
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
4)спланировать деятельность по решению задач проекта 4)планирование работы
5)возможные формы презентации результатов 5)выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3-й этап – осуществление деятельности  
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
6)консультирует учащихся по необходимости 6)каждый в соответствии со своим амплуа
7)ненавязчиво контролирует 7)Консультируются по необходимости
8)дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость 8) «добывают» недостающие знания
9) репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов 9)подготавливают презентацию результатов
4-й этап - презентация  
Принимает отчет: Демонстрируют:
10)обобщает и резюмирует полученные результаты 10)понимание проблемы, цели и задачи
11)подводит итоги обучения 11)умение планировать и осуществлять работу
12) оценивает умения: общаться. Слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 12)Найденный способ решения проблемы
  13)рефлексию деятельности и результата
  14)дают взаимооценку деятельности и ее результативности

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта:исследование,видеофильм и т.д.

Подготовка к защите

Как это сделать?

1. Дать определения основным понятиям, используемым в исследовании

Понятия - это краткие и точные характеристики предметов. В них фиксируются самые важные, устойчивые свойства и признаки предметов. Готовясь защитить свою исследовательскую работу, обязательно подумайте, как можно кратко выразить основные понятия вашего исследования.

Как научиться давать определения понятиям? Существуют приемы очень похожие на определения понятий. Воспользуйтесь ими.

Описание -это простое перечисление внешних черт предмета с целью не строгого различения его и сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки.

Описать объект - значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем этот объект отличается от других?», «Чем этот объект похож на другие?»

Характеристика предполагает перечисление лишь некоторых внутренних, существенных свойств предмета, а не только его внешнего вида, как это делается с помощью описания.

Разъяснение посредством примера используется тогда, когда легче привести пример или примеры, иллюстрирующие данное понятие, чем дать его строгое определение.

2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события

Классификацией называют деление предметов и явлений на основе общих существенных признаков. Классификация разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы их упорядочить, и придает вашему мышлению строгость и точность.

3. Выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы

Парадоксом называют утверждение, резко расходящееся с общепринятыми мнениями или наблюдениями. Слово парадокс образовано от греческого «paradoxos» - неожиданный, странный, невероятный. В современном значении парадоксом называют два противоположных утверждения, для каждого из которых имеются убедительные аргументы.

4. Ранжировать основные идеи

Слово «ранжирование» происходит от слова «ранг». В переводе с немецкого языка оно означает звание, чин, разряд. Ранжировать идеи означает выстраивать их по степени важности, то есть определять, какая идея самая главная, какая занимает по значимости второе место, какая - третье и так далее.

Умение отделять главные идеи от второстепенных - важнейшая особенность мыслящего ума.

5. Предложить сравнения и метафоры

Полученный в исследовании материал будет лучше воспринят другими, если будут приведены примеры, сделаны сравнения и сопоставления, использованы метафоры. Метафора - это оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближение слов на основе их переносного значения.

6. Выработать суждения и умозаключения

Суждение - это высказывание о предметах или явлениях, состоящее из утверждения или отрицания чего-либо. Мыслить - значит высказывать суждения. На основе проведенного исследования надо высказать собственные суждения о том, что исследовалось.

Умозаключением называется форма мышления, с помощью которой выводится новое знание из того, что уже известно. Умозаключение позволяет мышлению проникать в глубины предметов и явлений, которые скрыты от прямого наблюдения.

Без суждений и умозаключений не обойтись, когда вы делаете выводы о результатах собственной исследовательской работы. Важно, чтобы они были точны и опирались на факты, полученные в исследовании.

7. Сделать выводы по результатам исследования

Исследование теряет смысл, если исследователь не сделал выводов и не подвел его итогов.

8. Указать возможные пути дальнейшего изучения рассматриваемого явления или объекта

Для настоящего творца завершение одной работы не означает просто окончание исследования - это начало работы следующей. Поэтому надо обязательно отметить, что и как в этом направлении можно исследовать в дальнейшем.

9. Подготовить текст выступления

Для того чтобы лучше и полнее донести свои идеи до тех, кто будет рассматривать результаты исследовательской работы, надо подготовить текст доклада. Он должен быть кратким, и его лучше всего составить по такой схеме:

1) почему избрана эта тема;

2) какой была цель исследования;

3) какие ставились задачи;

4) какие гипотезы проверялись;

5) какие использовались методы и средства исследования;

6) каким был план исследования;

7) какие результаты были получены;

8) какие выводы сделаны по итогам исследования;

9) что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Запиши текст доклада.

10. Приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия

Делая наглядные материалы - макеты, схемы, чертежи, рисунки надо понимать, что они могут не только показать сильные стороны проделанной работы, но и открыть слабые места в вашем исследовании.

11. Подготовиться к ответам на вопросы

В научном мире принято, что защита исследовательской работы - мероприятие открытое и на нем может присутствовать любой желающий. Все присутствующие могут задавать вопросы автору исследования. К ответам на них следует подготовиться. Для того чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что будут спрашивать об основных понятиях и требовать их ясных формулировок. Как правило, спрашивают, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод.

Готовясь к ответам на вопросы, помните, что главный залог ваших успешных ответов - свободное владение материалом своего исследования.

Действия учащегося:

- Выбирает (предлагает) форму презентации.

- Готовит и проводит презентацию.

- При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

- Выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания (при презентации других групп \ учащихся).

 

 

Примерные темы проектных исследовательских работ

1.Литературные имена в названиях улиц нашего города.

2. Создание фильма по биографии одного из писателей или поэта 20 века.

3. Юмористические рассказы А.П.Чехова.

4.Пьеса «Вишневый сад» - пьеса о прошлом, настоящем и будущем России.

5.Особенности чеховской драматургии.

6. «Маленькая трилогия» А.П.Чехова («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

7. Как Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А.П.Чехова «Ионыч»)

8. Что такое Серебряный век?

9.Модернизм в литературе и в других видах искусств.

10.Концепция мира и человека в творчестве Бунина и Хемингуэя
11.Кавабато и Бунин: диалог с красотой, любовью и смертью
12.Тема дворянских гнезд в творчестве А.П.Чехова и И.А.Бунина

13.Женские образы в творчестве И.С.Тургенева и И.А.Бунина

14. Тема любви в творчестве И.А.Бунина и А.И.Куприна:общее и различительное.

15. Три правды и их трагическое столкновение в пьесе М.Горького «На дне».

16. Трагические судьбы людей «дна» в пьесе М.Горького «На дне».

17.Символические образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
18.Трансформация идеи вечной женственности В. Соловьёва в образ Прекрасной Дамы

19. Тема Родины в лирике С.А.Есенина и А.А.Блока.

20. Тема Родины в лирике А.А.Блока, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова.

21.Тема революции в творчестве А.Блока

22.Тема любви в лирике С.А.Есенина.

23.Образ матери в лирике С. Есенина.

24. Тема любви в лирике А.А.Блока.

25. Своеобразие любовной лирики В.В. Маяковского.

26.Художественный мир ранней лирики В.В. Маяковского.

27.Музыка революции в творчестве В.Маяковского

28.Сатира в произведениях В.В. Маяковского

29.Гражданственная лирика А.А.Ахматовой.

30. Художественный мир ранней лирики А.А.Ахматовой.

31.. Цветовая символика образа Розы в поэтическом мире Анны Ахматовой

34.Александр Сергеевич Пушкин в лирике Анны Андреевны Ахматовой.
35.Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
36.Эпиграф как средство формирования А.Ахматовой диалогической модальности художественного текста

37..Своеобразие поэтического стиля М.И.Цветаевой.

38.М.И.Цветаева и А.А.Ахматова: диалог поэтов

39. Антиутопия в литературе XX века.

40.Библейские мотивы в романе М. Булгакова "Мастер и Маргарита".
41.Вечные темы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
42.Мастер и Маргарита М. Булгакова и "Фауст" И. Гёте.
43.Образ Маргариты в романе М. Булгакова и в сериале В. Бортко.
44.Роман М. Булгакова "Мастер и Маргарита" в оценке священнослужителей.
Тайна романа М. Булгакова
45.Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. 46.Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
47.Тема Понтия Пилата у М.А. Булгакова и Шмитта
48.Экскурсия в «нехорошую квартиру» (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

49.Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

50.Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

51. Наталья и Аксинья в романе «Тихий Дон».

52. Тема любви в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

53. Тема революции и гражданской войны в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго».

54.«Лагерная» тема в произведениях А.Солженицына и В.Шаламова.

55. Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

56.Тема войны в поэзии Б.Окуджавы или Вл.Высоцкого

57.Бардовская песня 20 века

 















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: