К.и.н. Айдарбаева Р.К

Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева, Казахстан

 

Православие и алтайские казахи

 

Первые наиболее полные сведения о казахах Горного Алтая были приведены в книге С.П. Швецова “Кочевники Бийского уезда”, изданной в 1900 году. В книге были использованы данные первой Всероссийской переписи населения 1897 года. Согласно итогам переписи в Чуйском районе было зарегистрировано 129 хозяйств из 279 мужчин и 280 женщин, всего 559 человек./1/

Помимо Чуйского района казахи были зарегистрированы так же в т. н. Переселенческом районе Бийского уезда, в основном в уездах: Тюдралы, Черный Ануй, Сарасы.

В этих населенных пунктах проживали в основном крещеные казахи и алтайцы. Вслед за первыми русскими заселенцами Алтая появились миссионеры с крестами, узаконивая колонизацию лучших Алтайских земель. Первый миссионер архимандрит Макарий был командирован 1828 году и явившись сюда в 1830 году, учредил главный стан миссии в селении Улала./2/

Помимо устройства монастырей миссия с самого начала своей деятельности стала насаждать в самом сердце кочевий алтайцев миссионерские поселения. История каждого поселка есть история новых захватов алтайских земель и новых притеснений. Если в определенную долину приходил миссионер и ставил крест, то алтайцам было запрещено кочевать в радиусе пяти верст вокруг этого креста./3/

Миссионеры открывали так же миссионерские школы, где обучались крещеные казахи и алтайцы. Что представляли собой эти школы? На первом плане здесь стояло религиозное обучение: знание молитв, знакомство с церковной службой, обрядам. Грамотность и письмо являлись лишь в качестве средств для первой цели.

По Швецову селение Тюдралы возникло около 1855 года. “На левом берегу Чарыша, - писал Швецов, - находится миссионерское селение, причисленное впоследствии к числу переселенческих поселков. Этим двойственным характером селения отчасти объясняется и смешанность его населения: здесь проживали и “новокрещеные” алтайцы и казахи, и крестьяне, и так называемые разночинцы, мещане и прочие”. Каждая из этих групп в административном отношении была подчинена своему управлению, вследствие чего получалась действительная путаница взаимных отношений, как на почве самоуправления, так и экономических и хозяйственных интересов.

В это время сообщал Швецов, казах из Семипалатинского уезда Сатыбай Джалды, окрестившись, поставил тут крест и поселился, а через два года миссионеры поставили тут молитвенный дом. Затем здесь поселились крещеные алтайцы разных дучин. В конце 70-х приселились новокрещенные казахи из Семипалатинского и Усть-Каменогорского уездов, к концу века их было 26 дворов./4/

По данным переписи 1897 года в Тюдралы было 662 жителя, в том числе 387 алтайцев и казахов.

Другое селение находилось в местности, где протекает река Черный Ануй. Там же ранее жили в большом количестве алтайцы. Первыми переселенцами в будущем миссионерском селении были крестившиеся в середине 1840 года теленгуты Кузнецкого округа. Предводитель этих теленгутов бы убит алтайцами. Вдова его пожертвовала деньги на устройство церкви и миссионерского стана в Черном Ануе. К теленгутам начали приселять крещеных казахов, проживавших по селениям Ануйской волости и Бийской казачьей линии, затем начали приселяться казахи из Семипалатинской области и здесь же крестились.

Земельные изъятия в Бухтарминском крае в пользу крестьян-переселенцев и казаков еще более обострили так же внутренние взаимоотношения казахов. Начались споры, столкновения между аулами, родами за землю. И часть населения вынуждена была уйти навсегда в пределы крестьянских селений Бийского округа./5/ И на новых землях их положение оставалось очень тяжелым. Это обстоятельство было умело использовано православными миссионерами. “… открытое проповедование христианства может иметь успех, если оно сопряжено с крайней осторожностью, - писали представители колониальной администрации. - Необходимо сначала принять меры приготовительные, административные к обращению киргиз в христианство, как-то: предоставлением им некоторых поземельных или других льгот, а также денежное вспомоществование новоокрещенным. Эта последняя мера принесет больше существенной пользы к распространению между киргизами христианства”./6/

Перед этими казахами возникла дилемма: или, приняв христианство, получить земельные наделы, или вернуться назад. Приняв христианство, они тем самым получали возможность разрешить свои земельные и другие проблемы без особых осложнений. Конечно принятие казахами христианства это, в первую очередь, результат агитационно-пропагандистской работы Алтайской миссионерской миссии.

По переписи 1897 года в селении Черный Ануй зарегистрировано было всего 252 хозяйств, из них 139 хозяйств русских крестьян, 105 хозяйств казахов, 8 хозяйств алтайцев. Таким образом, главное ядро инородческого селения составляли казахи. Они вели оседлый образ жизни, имели свои дома, занимались звериным и другими промыслами, скотоводством и земледелием.

Всего в Переселенческом районе числилось 134 казахских хозяйств с населением 564 человек (281 мужчин и 283 женщин).

Швецов приводит так же данные о численности, половозрастном составе, о хозяйстве, о грамотности и т.д. У казахов Чуйского района, которые вели полукочевой образ жизни, среднего состава семья имела одинаковое количество мужчин и женщин - 2,4, всего же -4,8 человек, что несколько больше, чем у казахов, живших в переселенческих поселках, где средний состав семьи - 4,0 человек.

Группы

муж.

жен..

  до7л. 7-14л. от 14 до 18 от 18 до 60 60л.и бол. до 7л. 7-14л. от14 до18 от 18 до 60 60 и бол.  
Казахи 16,2 14,2 9,6 50,2 9,8 18,8 11 7,8 54,4 7,3  

 

Как видно из таблицы больше половины казахского населения, т.е. 50,2% мужчин и 54,4% женщин составляли люди работоспособного возраста.

По данным Швецова уровень грамотности среди казахов был очень низкий. Источниками распространения грамотности являлись школы грамотности, содержавшиеся в Горном Алтае на средства Православной церкви. Понятно, что при таких условиях все некрещеное население оставалось лишенными возможности приобрести образование. На 1000 казахов приходилось 25 человек, могущих быть причисленными к грамотному населению./8/

Основная масса казахов Горного Алтая занимались скотоводством (214 хозяйств или 81,1 % от общего числа хозяйств). В среднем на одно хозяйство приходилось лошадей - 19,3, из них рабочих - 6, крупного рогатого скота - 9,2, овец - 35,2. Казахское земледельческое население почти целиком проживало в двух переселенческих поселках - Тюдралы, Черный Ануй, где сосредоточено было 40 хозяйств. 9 хозяйств занимались пчеловодством (всего 117 ульев)./9/

 

Литература:

 

1. Швецов С.П. Горный Алтай и его население.-Т.1.-Кочевники Бийского уезда.-Барнаул,1900.-С. 33.
2. Алтай. Историко-статистический сборник. - Томск, 1890. - С. 15.
3. Верещагин В.И. Поездка по Алтаю летом 1908 г.// Алтайский сборник. - Т. 10. - С. 3; Овчинников Н.К вопросу о поземельном устройстве в Алтайском округе.// Алтайский сборник. - Т. 8. - С. 19.
4. Швецов С.П. Горный Алтай и его население. Т. 1. Кочевники Бийского уезда. Барнаул, 1900. С. 206-207.
5. ЦГА РК. - Ф. 64. - Оп. 1. - Д. 4329. - Л. 48.
6. Казахско-русские отношения в XVI-XVIII вв. - С. 502
7. Там же. -С.49.
8. Там же. - С. 52.

 

Источник: http://www.rusnauka.com/14_NPRT_2010/Istoria/66535.doc.htm


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: