Программа развития творческого воображения учащихся 2 класса на уроках изобразительного искусства

Приложение №3.

  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока Задание для развития творческого воображения Содержание развивающего задания
I

Чем и как работают художники

 

1 Три основные краски, строящие многоцветие мира Знакомство учащихся с тремя основными цветами (желтым, синим, красным), обучение смешению данных красок для получения других цветов. Дидактическая игра «Волшебные кляксы» Учащимся предлагается дорисовать (заранее приготовленные) круги желтого, синего, красного цвета до какого-то реально существующего объекта (желтый круг – цыпленок, синий – виноград, красный - светофор)
2 Пять красок – все богатство цвета и тона Знакомство с «бесцветными» красками (белой и черной). Использование перечисленных красок для изменения характера основных и составных цветов. Творческое задание «Настроение цвета» Попробовать предположить, какое настроение передает тот или иной цвет (желтый – радость, красный – активность, бодрость, серый – грусть и т.д.). С помощью цвета (цветов) продемонстрировать свое настроение в конце урока.
3 Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности Знакомство учащихся с разными изобразительными материалами – акварельными, масляными красками, восковыми мелками, пастелью. Дидактическая игра «Тайное послание» Учащимся предлагается воспользоваться необычным материалом для изображения – молоком (дается информация: если написать или нарисовать молоком на белом листе, следов не остается, а рисунок проявится только при нагревании). Учащиеся оставляют тайное послание своим одноклассникам.
  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока Задание для развития творческого воображения Содержание развивающего задания
4 Выразительные возможности аппликации Обучение технике аппликации, знакомство с материалами для работы в данной технике. Создание осеннего коврика в технике аппликации. Дидактическая игра «Инопланетный гость» Учащимся предлагается представить: к ним в гости прилетел инопланетянин. Ему не знакомо все, что происходит на земле. Попробуем объяснить ему, что такое осень и представить себе, есть ли осень на его планете, как она выглядит?
5 Выразительные возможности графических материалов Повторение отличий живописи и графики, знакомство с основными графическими материалами и некоторыми приемами работы с ними. Дидактическая игра «Отгадай, что я задумал, и дорисуй» Учащиеся работают в паре: один начинает рисунок, другой старается понять, что нарисовано одноклассником, и заканчивает начатое.
6 Выразительность материалов для работы в объеме Знакомство с материалами для объемного изображения объектов (пластилин и глина), выполнение из них объемного изображения животных родного края. Дидактическая игра «Мозаика» Учащимся предлагается выполнить из отдельных геометрических фигур стилизованные образы животных.
7 Выразительные возможности бумаги Освоение основных приемов работы с бумагой (сгибание, разрезание, склеивание, придание разных объемных форм). Творческое задание «Если бы не было бумаги» Учащимся предлагается представить ситуацию, что бумага на планете земля закончилась (или никогда не была придумана), и придумать, на чем можно было бы писать.
8 Для художника любой материал может стать выразительным* Обобщение пройденного в течение четверти: используя необычные материалы (серпантин, конфетти, цветных лен, клей), дети создают образ праздничного ночного города

 

 

*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.

  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока Задание для развития творческого воображения

Содержание развивающего задания

II

Реальность и фантазия

1 Изображение и реальность Изображение красками по памяти реально существующих животных (домашних, животных зоопарка). Дидактическая игра «Дорисуй картинку»

Учащимся предлагается дорисовать упрощенные схематические изображения животных так, чтобы получилась целостная картина.

2 Изображения и фантазия* Изображение несуществующих животных посредством объединения воедино элементов разных животных, растений.

 

                 

3 Украшение и реальность Знакомство с природными украшениями (паутинкой, росой, инеем на ветках), изображение элементов паутинки на листе. Дидактическая игра «Облака - загадки»

Предлагаются схематические изображения предметов (облака) и дается задание – определить, на что они похожи. Далее дети составляют подобные загадки для своих одноклассников.

4 Украшение и фантазия* Учащиеся по воображению украшают силуэты кокошников (девочки) и воротников (мальчики), используя элементы природных украшений.

 

5 Постройка и реальность Знакомство с природными конструкциями (домиками) – соты пчел, ракушки, стручки гороха и т.д. Конструирование из бумаги подводного мира. Творческое задание «Домик для белочки»

Предложить учащимся представить себя в виде лесной белки и предположить, какой домик захотела бы заполучить себе белочка (не человек!).

 

6 Постройка и фантазия* Создание по воображению макетов фантастических зданий, конструкций; создание фантастического города.

 

  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока

Задание для развития творческого воображения

Содержание развивающего задания
7 Братья – мастера изображения, украшения и постройки всегда работают вместе* Обобщающий урок четверти – посредством объединения трех видов художественной деятельности (изображения, украшение, конструирование) создание по воображению елочных украшений (животных, людей, растений).

 

           

 

*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.

  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока Задание для развития творческого воображения Содержание развивающего задания
III

О чем говорит искусство

1 Выражение характера изображаемых животных Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение животных с разными характерами (веселых, грозных, злых). Творческое задание «Сказка наоборот» Сочинить сказку, в которой главные герои (животные – лиса, волк, заяц, лев, медведь и другие) обладают противоположными качествами: заяц – смелый, волк – добрый, медведь – ловкий и т.д.
2 Выражение характера человека в изображении; мужской образ* Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение доброго и злого сказочного мужского образа.

 

3 Выражение характера человека в изображении; женский образ* Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение разных по характеру сказочных женских образов.

 

4 Образ человека и его характер, выраженный в объеме Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Создание в объеме (из пластилина) контрастных сказочных персонажей. Творческое задание «Слишком добрый человек» Предложить представить себе ситуацию: злая волшебница заколдовала одного человека – теперь он совсем не может злиться. Как это будет проявляться и к чему может привести?
5 Изображение природы в разных состояниях Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое; море бурное, тревожное).   Творческое задание «Настроение музыки» Прослушивая отрывок музыкальной композиции, учащиеся пробуют посредством цвета передать настроение, навеянное музыкой.
  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока Задание для развития творческого воображения Содержание развивающего задания
6 Выражение характера человека через украшение Информирование учащихся о том, как украшение может передавать характер и намерения человека. Украшение кокошников и оружий добрых и злых сказочных героев. Творческое задание «Украшение для дома» Учащимся дается задание: продумать украшение деревенского дома, чтобы оно указывало привычки, характер, род занятий его хозяина (охотник – украшение в виде ружья, животных, леса; учитель – книга, оценки, ручка и т.д.). Представить собственный рисунок в качестве загадки для одноклассников.
7 Выражение намерений через украшение* Информирование учащихся о том, как украшение может передавать характер и намерения человека. Дети вовлекаются в игровую ситуацию: встречи флота разбойников и флота купцов. Разработка парусов противоположных по настроению флотов (воинственного и праздничного).

 

8 В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение миру* Обобщающий урок четверти организуется как «Игра в экскурсоводов» или «Игра - соревнование», на котором обобщаются полученный в ходе предыдущих уроков учебный материал. Составление Тематического коллективного панно.

 

 

*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.

  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока Задание для развития творческого воображения Содержание развивающего задания
IV

Как говорит искусство

1 Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение костра или пера Жар-птицы. Творческое задание «Разноцветные отметки» Учащимся предлагается подобрать цвета к школьным отметкам («5», «4», «3», «2»), наиболее точно передающих настроение ученика, который получает эту отметку.
2 Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение весенней земли. Творческое задание «Одежда будущего» Предложить учащимся ситуацию: в будущем одежда человека (сделанная из специального материала), будет менять свой цвет в зависимости от состояния ее хозяина. В какой цвет она будет окрашиваться, если: а) человек болеет, б) человек боится; в) человек счастлив и т.д.
3 Линия как средство выражения: ритм линий Знакомство с выразительными возможностями линий. Изображение весенних ручьев на фоне земли. Творческое задание «Журчание ручья» Учащиеся прослушивают разнообразные музыкальные отрывки и подбирают наиболее подходящие для выражения настроения весеннего ручья.
4 Ритм пятен как средство выражения Знакомство с понятием ритмы пятен. Ритмическое расположение летящих птиц. Дидактическая игра «Чернильные пятна» Учащимся предлагается догадаться, на что похожи демонстрируемые чернильные пятна.
5 Пропорции выражают характер Знакомство с понятием пропорции в изображении. Значение пропорции в выражении характера. Конструирование и лепка животных с разными пропорциями. Дидактическая игра «Охотник» Учащимся предлагается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение.
  Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) Содержание урока Задание для развития творческого воображения Содержание развивающего задания
6 Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности* Обобщающий урок четверти проходит в форме коллективной работы: дети делятся на группы и выполняют коллективное панно «Весна. Шум птиц». Одни рисуют небо, другие из бумаги вырезают летящих птиц, третьи изображают ветки.

 

7 Обобщающий урок года* Урок организуется в виде игры «Что было бы, если… бы человек не умел любоваться природой и не умел учиться у нее, если бы существовали только теплые (холодные) тона, если бы художник имел только графические материалы… и т.д.»

 

 

*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.

 

                         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: