Приложение №3.
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | |
I | Чем и как работают художники
| |||
1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира | Знакомство учащихся с тремя основными цветами (желтым, синим, красным), обучение смешению данных красок для получения других цветов. | Дидактическая игра «Волшебные кляксы» | Учащимся предлагается дорисовать (заранее приготовленные) круги желтого, синего, красного цвета до какого-то реально существующего объекта (желтый круг – цыпленок, синий – виноград, красный - светофор) |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона | Знакомство с «бесцветными» красками (белой и черной). Использование перечисленных красок для изменения характера основных и составных цветов. | Творческое задание «Настроение цвета» | Попробовать предположить, какое настроение передает тот или иной цвет (желтый – радость, красный – активность, бодрость, серый – грусть и т.д.). С помощью цвета (цветов) продемонстрировать свое настроение в конце урока. |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | Знакомство учащихся с разными изобразительными материалами – акварельными, масляными красками, восковыми мелками, пастелью. | Дидактическая игра «Тайное послание» | Учащимся предлагается воспользоваться необычным материалом для изображения – молоком (дается информация: если написать или нарисовать молоком на белом листе, следов не остается, а рисунок проявится только при нагревании). Учащиеся оставляют тайное послание своим одноклассникам. |
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | |
4 | Выразительные возможности аппликации | Обучение технике аппликации, знакомство с материалами для работы в данной технике. Создание осеннего коврика в технике аппликации. | Дидактическая игра «Инопланетный гость» | Учащимся предлагается представить: к ним в гости прилетел инопланетянин. Ему не знакомо все, что происходит на земле. Попробуем объяснить ему, что такое осень и представить себе, есть ли осень на его планете, как она выглядит? |
5 | Выразительные возможности графических материалов | Повторение отличий живописи и графики, знакомство с основными графическими материалами и некоторыми приемами работы с ними. | Дидактическая игра «Отгадай, что я задумал, и дорисуй» | Учащиеся работают в паре: один начинает рисунок, другой старается понять, что нарисовано одноклассником, и заканчивает начатое. |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме | Знакомство с материалами для объемного изображения объектов (пластилин и глина), выполнение из них объемного изображения животных родного края. | Дидактическая игра «Мозаика» | Учащимся предлагается выполнить из отдельных геометрических фигур стилизованные образы животных. |
7 | Выразительные возможности бумаги | Освоение основных приемов работы с бумагой (сгибание, разрезание, склеивание, придание разных объемных форм). | Творческое задание «Если бы не было бумаги» | Учащимся предлагается представить ситуацию, что бумага на планете земля закончилась (или никогда не была придумана), и придумать, на чем можно было бы писать. |
8 | Для художника любой материал может стать выразительным* | Обобщение пройденного в течение четверти: используя необычные материалы (серпантин, конфетти, цветных лен, клей), дети создают образ праздничного ночного города |
|
*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | ||
II | Реальность и фантазия | ||||
1 | Изображение и реальность | Изображение красками по памяти реально существующих животных (домашних, животных зоопарка). | Дидактическая игра «Дорисуй картинку» | Учащимся предлагается дорисовать упрощенные схематические изображения животных так, чтобы получилась целостная картина. | |
2 | Изображения и фантазия* | Изображение несуществующих животных посредством объединения воедино элементов разных животных, растений. |
| ||
3 | Украшение и реальность | Знакомство с природными украшениями (паутинкой, росой, инеем на ветках), изображение элементов паутинки на листе. | Дидактическая игра «Облака - загадки» | Предлагаются схематические изображения предметов (облака) и дается задание – определить, на что они похожи. Далее дети составляют подобные загадки для своих одноклассников. | |
4 | Украшение и фантазия* | Учащиеся по воображению украшают силуэты кокошников (девочки) и воротников (мальчики), используя элементы природных украшений. |
| ||
5 | Постройка и реальность | Знакомство с природными конструкциями (домиками) – соты пчел, ракушки, стручки гороха и т.д. Конструирование из бумаги подводного мира. | Творческое задание «Домик для белочки» | Предложить учащимся представить себя в виде лесной белки и предположить, какой домик захотела бы заполучить себе белочка (не человек!).
| |
6 | Постройка и фантазия* | Создание по воображению макетов фантастических зданий, конструкций; создание фантастического города. |
| ||
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | ||
7 | Братья – мастера изображения, украшения и постройки всегда работают вместе* | Обобщающий урок четверти – посредством объединения трех видов художественной деятельности (изображения, украшение, конструирование) создание по воображению елочных украшений (животных, людей, растений). |
| ||
*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | |
III | О чем говорит искусство | |||
1 | Выражение характера изображаемых животных | Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение животных с разными характерами (веселых, грозных, злых). | Творческое задание «Сказка наоборот» | Сочинить сказку, в которой главные герои (животные – лиса, волк, заяц, лев, медведь и другие) обладают противоположными качествами: заяц – смелый, волк – добрый, медведь – ловкий и т.д. |
2 | Выражение характера человека в изображении; мужской образ* | Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение доброго и злого сказочного мужского образа. |
| |
3 | Выражение характера человека в изображении; женский образ* | Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Изображение разных по характеру сказочных женских образов. |
| |
4 | Образ человека и его характер, выраженный в объеме | Знакомство с приемами изображения, передающими настроение, характер. Создание в объеме (из пластилина) контрастных сказочных персонажей. | Творческое задание «Слишком добрый человек» | Предложить представить себе ситуацию: злая волшебница заколдовала одного человека – теперь он совсем не может злиться. Как это будет проявляться и к чему может привести? |
5 | Изображение природы в разных состояниях | Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение контрастных состояний природы (море нежное, ласковое; море бурное, тревожное). | Творческое задание «Настроение музыки» | Прослушивая отрывок музыкальной композиции, учащиеся пробуют посредством цвета передать настроение, навеянное музыкой. |
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | |
6 | Выражение характера человека через украшение | Информирование учащихся о том, как украшение может передавать характер и намерения человека. Украшение кокошников и оружий добрых и злых сказочных героев. | Творческое задание «Украшение для дома» | Учащимся дается задание: продумать украшение деревенского дома, чтобы оно указывало привычки, характер, род занятий его хозяина (охотник – украшение в виде ружья, животных, леса; учитель – книга, оценки, ручка и т.д.). Представить собственный рисунок в качестве загадки для одноклассников. |
7 | Выражение намерений через украшение* | Информирование учащихся о том, как украшение может передавать характер и намерения человека. Дети вовлекаются в игровую ситуацию: встречи флота разбойников и флота купцов. Разработка парусов противоположных по настроению флотов (воинственного и праздничного). |
| |
8 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение миру* | Обобщающий урок четверти организуется как «Игра в экскурсоводов» или «Игра - соревнование», на котором обобщаются полученный в ходе предыдущих уроков учебный материал. Составление Тематического коллективного панно. |
|
*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | |
IV | Как говорит искусство | |||
1 | Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение костра или пера Жар-птицы. | Творческое задание «Разноцветные отметки» | Учащимся предлагается подобрать цвета к школьным отметкам («5», «4», «3», «2»), наиболее точно передающих настроение ученика, который получает эту отметку. |
2 | Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. | Знакомство с выразительными возможностями цвета для передачи эмоционального состояния. Изображение весенней земли. | Творческое задание «Одежда будущего» | Предложить учащимся ситуацию: в будущем одежда человека (сделанная из специального материала), будет менять свой цвет в зависимости от состояния ее хозяина. В какой цвет она будет окрашиваться, если: а) человек болеет, б) человек боится; в) человек счастлив и т.д. |
3 | Линия как средство выражения: ритм линий | Знакомство с выразительными возможностями линий. Изображение весенних ручьев на фоне земли. | Творческое задание «Журчание ручья» | Учащиеся прослушивают разнообразные музыкальные отрывки и подбирают наиболее подходящие для выражения настроения весеннего ручья. |
4 | Ритм пятен как средство выражения | Знакомство с понятием ритмы пятен. Ритмическое расположение летящих птиц. | Дидактическая игра «Чернильные пятна» | Учащимся предлагается догадаться, на что похожи демонстрируемые чернильные пятна. |
5 | Пропорции выражают характер | Знакомство с понятием пропорции в изображении. Значение пропорции в выражении характера. Конструирование и лепка животных с разными пропорциями. | Дидактическая игра «Охотник» | Учащимся предлагается стать внимательными охотниками и найти на изображении (зашумленном рисунке) всех животных. А также попробовать создать собственное подобное изображение. |
Темы уроков (согласно рабочей программе по ИЗО Неменского Б.М.) | Содержание урока | Задание для развития творческого воображения | Содержание развивающего задания | |
6 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности* | Обобщающий урок четверти проходит в форме коллективной работы: дети делятся на группы и выполняют коллективное панно «Весна. Шум птиц». Одни рисуют небо, другие из бумаги вырезают летящих птиц, третьи изображают ветки. |
| |
7 | Обобщающий урок года* | Урок организуется в виде игры «Что было бы, если… бы человек не умел любоваться природой и не умел учиться у нее, если бы существовали только теплые (холодные) тона, если бы художник имел только графические материалы… и т.д.» |
|
*Звездочкой помечены уроки, на которых согласного рабочей программе решается задача развития творческого воображения школьников.