Политико-правовые взгляды Н.М Карамзина

Н.М. Карамзин (1766 - 1826) -  мыслитель, писатель. Родился в дворянской семье Сибири.

Определенное влияние на формирование взглядов оказало русское масонство (в 1785-1789 гг. – член масонской ложи). Карамзин Н.М отстаивал идеи божественного творения и непосредственного влияния Бога на судьбы людей. В то же время связывал прогресс общества с развитием наук, искусства и просвещения. Н.М.Карамзин призывал к освоению европейского философского наследия. В социальной философии был поклонником Дж.Локка и Ж.-Ж.Руссо. Карамзин верил в силу разума, в творческий потенциал человека. Наблюдая в Париже революционные события 1789 г., он приветствовал революцию как «победу разума»; однако позже осудил террор как крушение идей просвещения. Он утверждал, что революции, «…всякие насильственные потрясения гибельны», что «царство счастия» «может исполниться… посредством медленных, но верных, безопасный успехов разума, просвещения, воспитания добрых нравов».

Творческий путь Карамзина Н.М связан с литературным поприщем. Принимая активное участие в издательской деятельности, он заявил о себе как писатель и родоначальник нового направления в литературе – сентиментализма. В 1804 г. Карамзин приступает к делу всей своей жизни – систематическому труду по русской истории. Свою политическую позицию относительно форм правления, политических режимов, содержания законов и т.п. он высказывал ещё в издаваемом им «Вестнике Европы». Но последовательную и подробную разработку политическая концепция получила именно в «Истории государства Российского», а конкретизацию в «Записке о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях»[34].

Основные выводы Н.М.Карамзина из «Историй государства Российского» консервативны, он считает самодержавие Хранителем России, гарантом единства и благополучия народа. Сила самодержавия не в  формальном праве, а в совести, в «сердце» монарха.

Главной темой «Записки» было исследование форм правления, наиболее пригодных для России в её современном состоянии. В своих рассуждениях о

форме правления Карамзин неоднократно высказывал симпатии республике. Карамзин не раз подчеркивал, что в душе он республиканец, добавляя, что вполне возможно оставаться республиканцем и при монархии. Само понятие республики как организации государственной и общественной жизни для него означало достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном состоянии общества. Схема рассуждений напоминает кантово учение о разделении властей, при неуклонном соблюдении принципов которого монархия становится республикой. Аналогична здесь только логика размышления, так как сам принцип разделена властей Карамзин отрицал, свои характеристики он ставил только в зависимости от политического просвещения страны и нравственного состояния правителя и подданных.

Полагал, что для современной России монархическое правление более надежная организация власти в смысле установления системы порядка и подчинения. Реальный уровень нравственности людей и степень их политической грамотности являются теми показателями, которые определяют, к какой форме правления подготовлена та или иная страна.     Идеалом Карамзина был сильный монарх (не обязательно наследственный), опирающийся в своей деятельности на законы и принимающий меры  к нравственному воспитанию и политическому просвещению народов своей страны. Предпочтение к монархическому образу правления мотивировано также и географическими факторами. Он полагал, что обширность территории России, численность её народонаселения и былое историческое величие предопределили её к монархии. Как и Аристотель, он думал, что одной из главных задач государства является нравственное воспитание людей, но если Аристотель связывал более всего осуществление этой  задачи с демократическим устройством государства (Полития), то Карамзин – с образом просвещенного венценосца.

Н.М.Карамзин считал, что историческое преодоление раздробленности в 13-14 вв., свержение татаро-монгольского ига и образование единой и независимой страны с централизованной властью и управлением во многом явилось результатом деятельности великих московских князей, обладавших единодержавной властью.  Карамзин противник разделения властей. «Две власти в одной державе суть два грозные льва в одной клетке, готовые терзать друг друга».

Государь соединяет в одном лице все власти, поскольку «наше правление есть отеческое и патриархальное» и особа монарха представляет образ отечества. Всю социально-политическую систему страны он представлял формулой: «Дворянство, духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь – единственный законодатель, единственный источник[35].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, формы правления подразделяются на монархии и республики.

Монархия – это форма прав­ления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

- власть передается по наследству;

- осуществляется бессрочно;

- не зависит от волеизъявления населения.

Монархии бывают неограниченными, т.е. в них отсутствуют пред­ставительные учреждения народа, а единственным носителем сувере­нитета государства является монарх и ограниченными (конституционными), в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие выс­шие государственные органы, ограничивающие власть главы государ­ства. Хотя ряд современных государств с монархической формой прав­ления приняли конституции и сформировали парламенты, по существу, они продолжают оставаться абсо­лютными, поскольку конституции данных стран устанавливают, что вся власть исходит от монарха, а парламенты имеют чисто консульта­тивные прерогативы. Монархия была господствующей формой правления на протяже­нии нескольких столетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня почти в трети стран мира.

Республика - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от изби­рателей или представительного органа.

Признаки республики:

- выборность власти;

- ограниченность срока полномочий власти;

- зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на прези­дентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках имен­но президент выполняет эту роль; в парламентских - парламент; в смешанных – совмест­но президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно наро­дом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятель­ностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум не­доверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия прези­дента и правительства с помощью принимаемых законов и через утвер­ждение бюджета, а в.ряде случаев может отстранить от должности пре­зидента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от лат. veto — запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законо­дательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельно­сти правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избира­ется либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной вла­сти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничива­ются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реаль­ной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарла­ментских) республик является двойная ответственность правительст­ва и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республи­ках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу пра­вительства и министров с учетом расклада политических сил в парла­менте. Глава государства, как правило, председательствует на заседани­ях кабинета министров и утверждает его решения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев С.С. Теория права: Учебник. М., 2002 г.

2. Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский и др.; под ред. С.С. Алексеева. – М., 1998 г.

3. Бердяев Н. Судьба России. М., 1990 г.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000 г.

5. Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. – М., 1996 г.

6. Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995 г.

7. Герасименко А.П. Юридические и идеологические правовые системы. М., 1996 г.

8. Дмитрук В.Н.Теория государства и права. М.: Новое знание,2005 г.

9. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. 2003. №11.

10. Ильин И.А. О государственной форме // Государство и право. 1991. № 11.

11. Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995 г.

12. История политических и правовых учений. /Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1998 г.

13. История государства и права России: Учебник / Отв. Ред. Чибиряев С.А. М., 1998 г.

14. Костенко М.А. Правоведение. Таганрог, 2003. с.294с.

15. Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юристъ. 2007 г.

16. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы современной российской государственности // Государство и право.2004. №4.

17. Общая теория государства и права. Учебник. 7-е издание.// Под ред. Комарова Сергея, Изд-во Питер. 2006 г.

18. Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002 г.

19. Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов. /Под общ. ред. А.С. Пиголкина.—М.: Изд-во МГТУ, 2000 г.

20. Открытое государство: политико – правовое видение. Сектор политологии // Государство и право. 2003. №10.

21. Право / Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. М., 2000 г.

22. Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М., 2001 г.

23. Теория государства и права. Марченко М.Н. М.: Проспект, 2005 г.

24. Теория государство и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2003 г.

25. Теория государства и права: Учеб. для вузов. /Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ,1999 г.

26. Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.—М.: Юристъ, 2001 г.

27. Теория государства и права для студентов вузов./ Под ред. Смоленский Михаил.-М.: Феникс, 2007 г.

28. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1995 г.

29. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999 г.

30. Чиркин В.Е. Переходное социалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997 г.

 

 


[1] Теория государства и права. Марченко М.Н. М.: Проспект, 2005 г.

[2] Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов. /Под общ. ред. А.С. Пиголкина.—М.: Изд-во МГТУ,2000 г.

 

[3] Общая теория государства и права. Учебник. 7-е издание.// Под ред. Комарова Сергея, Изд-во Питер. 2006

[4] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

[5] Ильин И.А. О государственной форме // Государство и право. 1991. № 11. с.138

[6] Дмитрук В.Н.Теория государства и права. М.: Новое знание,2005 г.

[7] Костенко М.А. Правоведение. Таганрог, 2003. с.294с.

 

[8] Теория государство и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2003. 630с.

[9] Право / Под ред. Н.А. Тепловой, М.В. Малинкович. М., 2000. 390с.

 

[10] Теория государства и права: Курс лекций. /Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько.—М.: Юристъ, 2001.-776

[11] Чиркин В.Е. Переходное социалистическое государство: содержание и форма // Государство и право. 1997. №1.с.18-22.

[12] Алексеев С.С. Теория права: Учебник. М., 2002. 418с.

 

[13] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

 

[14] Алексеев, С.И. Архипов, В.М. Корельский. Теория государства и права// под ред. С.С. Алексеева. – М., 1998.

[15] Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юристъ. 2007 г.

 

[16] Теория государства и права: Учеб. для вузов. /Под ред. В.К. Бабаева. — М.: Юристъ,1999

 

[17] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999. 490с.

 

[18] Теория государства и права для студентов вузов./ Под ред. Смоленский Михаил.-М.: Феникс, 2007 г.

 

[19] Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России Х1-ХХ в. – М., 1995. – 378 с.

 

[20] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

 

[21] Теория государство и права: Учебник для вузов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 2003. 630с.

[22] Общая теория права и государства / Под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

 

[23] Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юристъ. 2007 г.

 

[24] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

[25] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000.

 

[26] Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. 205с.

 

[27] Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М., 2001. – 656 с.

 

[28] Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. 206с.

[29] Бердяев Н. Судьба России. М., 1990. 206с.

[30] Гайдар Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995. 218с.

 

[31] Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М., 2001 г.

 

[32] Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 1999

[33] Общая теория государства и права. Учебник. 7-е издание.// Под ред. Комарова Сергея, Изд-во Питер. 2006 г.

 

[34] Малько А.В.Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юристъ. 2007 г.

 

[35] Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М., 2001.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: