Стенограмма и анализ беседы с ребенком

Стенограмму подготовила студентка                                                                                                    Кукарских Юлия

 

Участники беседы: подросток Андрей (А.), 13 лет и его мама (Н.А.), 34 года

 

Н.А.: -Андрей / помнишь / -когда ты был в пионерском лагере // он / конечно / не пионерский называется / (смеется) // оздоровительный лагерь // у нас был орлятский круг //Вот / /И самый первый орлятский кpуг // предполагал / что вы будете рассказывать о себе  / то есть такое самопредставление /чтобы лучше узнать друг друга // Вот // Ну потом мы собирались и говорили о том /как мы провели день / да / если удавалось / то мы утром перед зарядкой тоже пытались встать / что-то говорить / если не сильно были заспанны // То есть представь / что ты находишься сейчас в орлятском кругу и // тебя просят рассказать о себе // Такая вот самопрезентация //Расскажи о себе / кто ты /что ты / чем ты занимаешься / что ты любишь / что тебя интересует //

А: -Ну / я бы сказал / что // меня зовут А-Андрей // ну и то / что я вот /в от в этом году поступил (нечетко произнесено слово) в музыкальную школу на БАЯН (смысловое ударение) // Что начал еще заниматься м-моделированием / стал делать самолеты / правда только из пенопласта / ну говорят / что потом буду из дерева делать /попозже(ЖЖ’Е) / во втором году// Мммм // Еще что хожу на / в бассейн ээ // еще / конечно / не совсем хорошо научился плавать /но более-менее / правда / на глубину еще не разрешают плавать//

Ну и то / что вот /на баяне научился и вот / примерно / где-то ну больше двадцати / ну там / пьес играть // польки / вальсы / народные песни / частушки / песню «Крокодила Гены» / «Ничь яко мисячна» /  украинская песня / ммммарш // Ну и то / што у меня вот в музыкальной школе много друзей // потом // на моделировании / вот // делал из пенопласта планер /вертолет / ээ на резиновом моторе самолет // в принципе-то / далеко летают // Ну / вот // Потом еще такие / немного поменьше самолеты / ннн // такие (нечетко) / тоже планера / тока некоторые побольше / некоторые поменьше / по чертежам там/ / Hу / еще / что я коллекционирую десятирублевые монеты / пока у меня их вот где-то писят две (пятьдесят две) // Слышал где-то/ что всего их разновидности шесят четыре (шестьдесят четыре) // Hадеюсь / до / накопить // ээ // то/ што еще коллекционирую марки // где-то вот / примерно / двести штук советских и / и где-то семисят пядясят (семьдесят-пятьдесят) российских таких // Xудожественные марки есть // Гагарин / разные писатели // то / Что вот // Увлекаюсь произведениями Гоголя // мне нравится //как он пишет //стиль у него // Mмм // математика еще нравится // Решать / изучать вот / все там / эти новые темы // я физику-химию еще не изучал / но /в принципе / как-то / хочется  именно очень сильно изучать в дальнейшем там // В био/биологии еще очень получается хорошо // много //

-Н.А.: -Андрей / что именно у тебя конкретно хорошо получается в биологии? // Ты участвовал в конференциях / у тебя есть какие-то открытия / призы / награды? // У тебя есть какие-то маленькие открытия? //

А:-Ну // я участвовал в олимпиадах / в разных соревнованиях / на конф //(не договорил) //

Н.А: (перебивает) -Ну а в каких конкретно? //

А: -В Пермской олимпиаде по биологии /в Екатеринбургской олимпиаде // Потом вот / /олимпиада по ЧИПу- «Человек и природа» / aаа // на конференцию хотел / не успел/ потому что не сказали / когда она будет // Mмм // слишком поздно сказали / где-то за неделю до нее / не успел ее сделать //

Н.А: -А чем тебе именно нравится биология? // Почему именно этот сильно предмет тебя увлекает? //

А:-Ну там // ээ // как-то мне ближе / интересно изучать // интересно познавать кое-что //

Н.А:- Кое-что / /(улыбается) Кое-что / это что? //

А:-Разные темы // Ну есть / правда / темы сложные//

Н.А:-А какие темы лёгкие? //

А:-Ну. Скорей всего в самом начале учебника //

Н.А (улыбается) -А какие сложные? // В самом конце учебника? (смеется)

А.: Ну нет // (улыбается) Самые сложные по мне/  это вот // семейство там двудольных // Cложновато//

Н.А:- А что сложно-то?//

А:-Ну.. Запоминать это всё // Там // много понятий и много сложного //

Н.А: -Ну вот смотри // Если так сильно сложно тебе запоминать эти вещи // может //это и не очень хорошо /то есть и неинтересный тогда предмет? //

А:-Ну мне нравится он //

Н.А.:- Что сложный? // (улыбается)

А: -Да //

Н.А.: -Слушай / так математика вообще сильно сложный предмет // Что тебе математика нравится?

А: -Да //

Н.А: -Потому что сложный?//

А:-Да//

Н.А.:- А какой самый легкий?//

А.: -Что?//

Н.А.: -Предмет //

А:-Эмм // Обществознание / может быть //

Н.А:- Самый легкий?// Тебе поэтому не нравится / да? // А история?//

А:-Ну история /она сложнее/ /

Н.А: -А / обществознание и история они как-то близко / да? (быстро и не очень четко)

А:-Ну / история сложнее // Там даты запоминать надо // Обществознание / в принципе / не так сложно.

Н.А: Ну / а кроме дат / там в истории есть какие-то еще важные вещи? //

А:-Ну / понятия / работа с текстом //

Н.А.: -Ну / допустим нужно оценить какие-то исторические события / как они связаны / одно событие с другим // Это разве не сложно? //

Одновременно:

А:-Ну // у нас по другому //

Н.А: -То есть у вас там / только что ли пересказ и запоминание дат по истории только происходит? //

А.:-Нет // Мы там читаем текст / работаем с ним /изучаем его / запоминаем даты там / пишем тесты / пишем маленькие проверочные работы по текстам // делаем выписки //

Н.А: -Ну знаешь / английский / например /язык вообще / мне кажется / очень сложный //

А:Нее //

Н.А:- То есть тебе тогда он сильно нравиться должен / получается? //

А:-Мне он // не нравится //

Н.А.:(улыбается) -Не нравится? // Почему? //

А:- Ну // как-то он // не очень близок ко мне //

Н.А:- Не очень близок // Aаа  //Русский ближе? То есть русский // Получается / не нравится? //

А: -Нет / мне вот //.

Н.А:- (смеется) - Русский тоже не близок?//

А:-Нет// я не люблю только два предмета / английский и русский //

Н.А:-А чё так в немилость они впали?//

А:-Как-то не нравятся они мне // Не даются //

Н.А:- Потому что не даются или потому что трудно? // Так ты же сам сказал / то / что трудно / то тебе нравится!//

А:- (перебивает) - Не даются / не даются //

Н.А:- То есть не даются? //

А:- Не даются //

Н.А:- (вздыхает) Эх // ххх // Ну может / как-то умаслить эти предметы надо?//

А: -Как? //

Н.А: -Ну / я не знаю // (улыбается) Какие способы задабривания существуют? // Почему такая сложная биология / а // вдруг тобою осилена?

А: -Не знаю / просто интересно / а на русский и английский терпения / что ли / нету //

Н.А: -Так / а запоминание в биологии тоже нужно!// Почему там терпения не хватает? //

А:-Ну // Не нравится просто/ /

Н.А: -Просто не нравится? //

А:-Да //

Н.А: -Просто // А / нет / если тебе русский не нравится / английский не нравится / на каком общаться-то тогда будешь? // Ты биологию-то изучаешь на каком языке? //

А: -На русском //

Н.А: -На русском // Ну вот // Ну представь //

А: (перебивает) –Нет / ну просто //

Н.А: (продолжает)- Нет / ну представь /что русского языка нет // Как будешь изучать биологию?

А:-По латыни //

Н.А: -По лат // А ты знаешь латынь?!

А: (улыбается) – Нет / научусь //

Н.А.:- Ну так // Т-ты сначала тогда научись / а пока ты же пользуешься русским //

А:- (улыбается)- Не знаю //

Н.А: (улыбается): -В смысле не знаешь?// (смеется)

А: (смеется): Ну просто мне не нравится русский //

Н.А:-И английский не нравится?//

А:-Да //

Н.А: -То есть тебе не один естественный язык на земле не нравится / правильно? //

А:-А литература нравится //

Н.А:- Ну так литература то на языке пишется!

А:-Ну. Орфография русского языка // орфография не нравится //

Н.А: -Орфография не нравится?//

А: -Да //

Н.А.:-То есть что бы ты с ней хотел сделать?//

А:-Ничево //

Н.А: -Ничего не сделать? // Просто не нравится / да?//

А.:-Да //

Н.А.: Упростить не хочешь? //

А.:-Нет //

Н.А. (улыбается)- Нет? // А почему? //

А: (сбивчиво) –Hе // как-тo // Изменить что ли все?//

Н.А.: -Ну да //

А.:-Нет //

Н.А.:-Как пи // как слышишь / так и пишешь. А почему? // (улыбается) А?//

А.:- Ну// не получается //

Н.А: Не / ну/  если она тяжелая такая / есть же желание изменить //

А: - С песнями что-нибудь //

Н.А:- С какими песнями?//

А.:- Рифмовать все / и //

Н.А: (перебивает) -Рифмовать? // А литература тебе нравится?// Почему? //

А:-Ну // Oна интересная // эээ // как другие люди пишут / /их мысли //

Н.А: -Ммм // Kакие тебе произведения нравятся?//

А: -Ну// Николай Васильевича Гоголя /там // Его произведения / как он пишет / стиль его //

Н.А: Какое произведение?//

А: -Hу например во // «Вий»//

Н.А:-«Вий» / да?

А: -Да //

Н.А.: Ни много ни мало /да? (улыбается) И что / там в стиле «Вия» вам понравилось / молодой человек?

А: (улыбается) –Ну мне нравится как он пишет // Как он все это описывает //

Н.A: Что все? //

А:- Ну // Практически каждую частицу //

Н.А: Частицу? // Чего?//

А:-Ну всего //

Н.А: (смеется) – Молекулу // (смеется) Ну / почему «Вий» нравится? // Почему именно Гоголь нравится? //

А: Мне нравится как он пишет / просто//

Н.А: -Какие произведения ты еще читал? // По школьной программе / не по школьной программе //

А: -Зако // Ну / по школьной программе «Заколдованное место» /ну его почему-то у Гоголя в шестой класс не вставили //

Н.А: -Мммм //

А: Странно / вот в седьмом классе будет «Ревизор» / я смотрел уже //

Н.А.: А ты // Как-то глубоко // глубже еще изучал Гоголя? «Вий»/ «Вия» вроде бы как нет в школьной программе / почему ты его читал?

А: Ну я // п исал такую // для конференции // был по литературе как раз защищал работу про «Вия» //

Н.А: Таак // Ну // Гоголь / конечно/ серьезный // Kакие еще произведения читал? //

А: -Ревизор как раз //

Н.А: -Ну / кроме Гоголя какие-то еще произведения интересуют тебя? // Вот Пришвин / например / говорил / что Гоголя он не «причитает за великих мудрецов» // (нечетко) «Страшную веcть» он боялся нести в своих произведениях //

А: - (смеется) –Ну / дурак/ /

Н.А (смеется) –Нет // Нестор // (смеется) Нестор у него великий герой / мудрец  / точнее / а Гоголь / нет // А вот тебе / наоборот / Гоголь нравится // Ты его к мудрецам / ну /  причисляешь?

А: -..Ну //

Н.А:- Мудрость в чем Гоголя? // Есть она вообще у него?//

А:- Эээ // Ну // смысл в том / что бояться / в принципе / не надо // Такой вот  / в принципе / смысл //

Н.А: В чем? // В том / что страх убивает человека?//

А:- Да //

Н.А: Ну / то есть / надо вообще перестать тормозить // (Андрей улыбается) в конце концов / надо перестать вообще / страх в себе накручивать там /где это не нужно / правильно? //

А:-Да //

Н.А:- Ну / там вообще много всяких загадок с Гоголем связано?//

А:- Ну и то что с его смертью // То что считали / чтo // будто не умер он че-то  / а заснул //

Н.А: Ну/  идея того / что именно страх погубил героя там // по-моему / раскрыта в самом конце фрагмента //

А:-Да // В самом / самом / самом конце // Когда слухи пошли там // до города /

Н.А: До Киева //

А: Ну вот / то что вот богослов Халява эээ  // с Тибереем начали вот как раз по этому поводу разговаривать / погрузились в раздумия / Начали вот разг / говорить о судьбе Хомы Брута //

Н.А.: В смысле / о чем?//

А:-Ну а //

Н.А: О его страхе или о чем?//

А: -Да / о его страхе / то / что он побоялся //

Н.А:- Может / просто вера у него была не сильно крепкая?// То / что / почему //

А:- Да  / То / что / когда это / он летел с ведьмой / там / ну и когда в церкви был / там / читал молитву как попало //

Н.А.: Угу // То есть / в принципе / Бог / получается / его не защитил / потому что он сам не защитил // Эх // Ну какие произведения тебе еще нравятся?//

А: -«Ревизор» / как раз //

Н.А.: Современные //

А.: А / современные //

Н.А.: Других авторов //

А: Других авторов / /Ммм //

Н.А.: То есть ни одно произведение в душу сильно не запало / Что ли? Там Пушкина читали? / Лермонтова? //

А: Умм // Так особо //

Н.А.: Астафьева читали? / ну там // Валентина Распутина? //

А: Ну может быть / произведения // вот произведения ссс // Шукшина «Срезал»

Н.А.: Ну чем оно тебе понравилось? //

А: То что вот / о герое // То что он / как бы // эээ // Словами как бы / /загонял человека в обморь (нечетко) //

Н.А: Зачем?/ /

А: Ну как бы удовольствие это мм  / доставляло //

Н.А.: Умм // Доставляло или кому доставляло? //

А: Ну Доставляло//

Н.А.: Умм //А почему оно тебе понравилось-то? //

А: Ну // разговором людей / диалог //

Н.А.: Диалоги сами / что они такие естественные?//

А: Да / да //

Н.А: Ну / а тебе вообще нравится общаться? //

А: Ну/ в принципе /да //

Н.А: А с кем больше нравится общаться? //

А: Ну / /Может / с родными //

Н.А: А с родными / с кем из родных? //

А: Hу / со всеми/ /

Н.А: Ну кто у тебя родные? // Кого ты считаешь родными?//

А: Маму / бабушки //

Н.А: Умм //A / что тебе больше нравится в общении с родными?//

А: Ну / выслушают  /поймут /ну/ /

Н.А: Hу / а какой герой тебе кажется в литературном произведении самым понимающим тоже? // Которому требовалось взаимопонимание / выручка  /поддержка // и он их находил? //

А:-Hу // Даже не знаю // Том Сойер / что ли //

Н.А: Ну / Том Сойер / это здорово // Ты читал книжку или смотрел фильм?//

А: Ну / эээ / фильм смотрел / книжку вот // как раз сейчас дочитываю //

Н.А: Ааа // ну такая / достаточно веселая книжка / там же находчивый мальчишка Том Сойер / да?//

А:Да // Угу //

Н.А: А какие тебе еще жанры / ну кроме художественных / нравятся?//

А: Поэзия //

Н.А.: Ну поэзия / это художественный текст // (смеется) Да или нет / не поняла? //

А: Да //

Н.А: Ну кроме / кроме вот художественных текстов / кроме / может быть / поэзии // какие еще ты любишь?//

А: Hу / фантастика / ну фантастику только смотреть читать как-то // не очень нравится //

Н.А: Ну / а малые / небольшие жанры // Это все ты / показываешь эти // вырезки // читаешь //

А: (смеется) Анекдоты?//

Н.А: (смеется) Ну конечно!//

А: Да //

Н.А.: Анекдотами затравил уже // Какие тебе анекдоты нравятся?//

А: А // H у то что вот / в высокогорном ауле мальчик спрашивает у дедушки / «Дедушка / а вы пьете - курите?» // Oн говорит / «Да / [канэшно] // А то [ващэ] никогда [нэ сдохнэш]ь» //

Н.А: (смеется) Xто тебе в анекдотах больше нравится?// Какие еще можешь рассказать?//

А:Аа // Щас / вспомню // A вот / например / две блондинки в зоопарке // Что одна блондинка подходит к вольеру обезьяны и смотрит // Вторая спрашивает /«Чё тут смотришь-то?» // Она говорит / «Я хочу посмотреть / кaк обезьяна превратится в человека» // Та говорит / «Ты че  /дура / что ли! // Это год // целый год надо ждать» // (смеется)

Н.А: (смеется) И что тебе в этом анекдоте нравится?//

А: (улыбается) Hевежды //

Н.А.: И ты из-за этого / да //

А: -Или то / что вот / тоже про блондинку // То / что милиционер блондинку на автомобиле останавливает и говорит / «Почему вы едете на этот // на красный?» // Она говорит / «У меня сумочка красная / автомобиль красный / как ехать на зеленый?» //

Н.А.(смеется) - Типа не в цвет / да? (смеется) Так / чо-то ты как-то блондинок не любишь что ли / все анекдоты про блондинок? (смеется) Нет / я про горный аул / просто вспомнила другой анекдот//

А: Аaa//

Н.А: В один аул приезжает журналист к долгожителю // Приходит к нему и говорит /«Дедушк а/ вот вы долгожитель // Раскройте нам секрет своей такой долгой / счастливой жизни // То есть / как это вы // Как вы общались с женщинами / пили / курили» // «Да / нет // говорит // не пил / не курил / с женщинами // ну / жена была // Все / так / в меру / вот дети / внуки» // И в этот момент раздаётся за стенкой грохот / стук / вообще / там просто / крики / вопли / просто такое впечатление / что кого-то убивают // Они спрашивают / «Дедушка / а что это у вас за стенкой такое происходит?» // Он говорит / «А! // Это позор семьи! // Мой старший брат привел очередную жену и гоняет ее по всей квартире» // (Улыбается) Смысл анекдота понятен?//

А: Да //

Н.А.: Он как-то ну вообще не смешной  / да  / показался тебе?//

А: Ну // своеобразный //

Н.А: Ну / старший брат! //То есть / есть дед / долгожитель / и его спрашивают //

А: -A тут можно было его старшего спросить //

Н.А.: А тут старший брат // Нет / просто младший-то брат говорит // «Ну вот / не пил / не курил / так все в меру» // А тут старший брат / и пьет / и курит / позор семьи //

А: (улыбается) И долгожитель! //

Н.А: Да! // И долгожитель! // Вот секрет // секрет долголетия / вообще / какой // пить / курить / или нет? (смеется) // Вот в чем вопрос! //

А: (смеется) Hапиваться и обкуриваться / либо ничего не делать // В меру / значит / не долгожитель //

Н.А.: Ну / то есть получается / рецепт счастья   / рецепт долголетия у каждого свой // Кто-то сохраняет здоровье умеренностью жизни // А кто-то растрачивает себя / но при этом здоровье такое // хорошее // (улыбается) // Прекрасно // Ну / все как-то больше про блондинок / да анекдоты вспоминаешь // Какие еще вспоминаешь? //

А: Ну// сейчас вспомню / Что //

Н.А.: Блондинок не любишь / да? // (смеется)

А: Мама (укоризненно) //

Н.А: (смеется) Чем они тебе так насолили? //

А: (улыбается) Эээ // Hу / например / жена спрашивает у мужа / «Что ж / дорогой мой  / когда мы поженимся / я буду делить с тобой все горе и печали» // Муж ей // то есть мужчина ей говорит / «Это / дорогая / ну у меня же нет горя и печалей» // Она говорит / «Я же говорю / когда мы поженимся» //

Н.А. (смеется) Я тебе принесу горе и печали / и буду с тобой их делить / да // Да / в общем / там об уме и хитрости женщин / да? / в основном такие анекдоты // А почему тебе нравятся анекдоты?//

А: Посмеяться можно //

Н.А: Или они такие короткие / да?//

А: Угу //

Н.А.: И посмеяться можно// Ну / а у тебя есть друзья / которые рассказывают тоже анекдоты / какие-нибудь интересные? // Или ты из книжек читаешь? //

А: Я из книжек читаю //

Н.А: Умм // То есть веселых людей как-то в округе не очень / да? //

А: Ну // Вообще! // Зеро!

Н.А: (улыбается) Зеро?! // (смеется) А вообще / ты азартный? // Про зеро вспомнил //

А: -На деньги не играю //

Н.А: Не // А на что играешь?//

А: Просто так//

Н.А: А что? / во что играешь? / просто так?//

А: В карты //

Н.А.(удивленно) В карты?!//

А: (смеется) Да //

Н.А: Ух ты-ы-ы// Ничего себе! // (улыбается) А где ты так? // Компанию себе такую нашел / отхватил? //

А: (смеется) Cам с собой //

Н.А: (смеется) «Сам собою тихо я веду беседу»? (смеется) Не / ну / а если серьезно?//

А: Hу / да / сам с собой//

 Н.А.: Сам с собой? / /В карты?//

А: Да / раскладываю //

Н.А: -Игральные?//

А: (улыбается) Да//

Н.А.: (вздыхает) Веселье// А какие-нибудь еще другие игры знаешь?//

А: -Шахматы / шашки / / Hарды //

Н.А: -Ну / а в них ты сам по себе не играешь?//

А: Ну // в них как-то тяжело играть сaмому с собой // Ну / /в нарды можно сыграть // Там только кубик бросать//

Н.А.: Уммм//

А: В шашки / шахматы как-то не получается сам с собой играть // Во // С человеком надо //

Н.А.: А чо / компании нет подходящей?//

А: Нету //

Н.А: (удивленно) - А почему?!//

А: Нет /  и нету//

Н.А: А почему?//

А: Потому //

Н.А: (смеется) - Что кончается на У?//

А: Да//

Н.А: Ой //Ну надо искать компанию /подходящую // А в поезде / помнишь?//

А: Угу//

Н.А: Подходящая компания //Там /правда  /в карты//

А: Угу//

Н.А: А в шахматы // Мальчик Миша  /по-моему / да /тогда был?//

А: Да//

Н.А: -Забыла / как его зовут//

А: Ну мы // было /поиграли с ним//

Н.А: Ааа//Ну чo / ты хоть чему-то поучился?//

А: Угу//

Н.А: Какие планы у тебя на следующий день? // Чем думаешь заняться?//

А: В школу пойти и спать //

Н.А: И спать?// А в школе что интересного?//

А: (смеется) Спать //

Н.А (удивленно) В школе спать?! //А / кaк это ты так умудряешься? // Удаётся //

А: (смеется) -На первой парте//

Н.А -На первой парте?! // Слушай / это такая красота // Никто не замечает / да? //А учитель / смотрит на задние парты?//

А: (смеется) –Да//

Н.А: Ну / ладно/ поспал в школе / дальше куда?// Какие планы?//

А: (смеется) -Домой спать//

Н.А: -Домой? // Да / я спать-то / нормально // мне бы тоже хотелось бы соснуть часок-другой // на работе// (смеется) Oсобенно сон сладок / да?

А: (смеется) -Перед начальником//

Н.А.: (смеется) Перед чем?//

А:-Перед начальником//

Н.А: Перед начальником // Это да // ты перед учителем / я перед начальником // Весельяяяя // Ну / а если серьезно? // У тебя же должен быть скоро экзамен? // Либо был экзамен уже / в музыкальной школе?//

А: (икает) Д-да был / переводной //

Н.А: Ну / и как успехи?//

А: Пять//

Н.А: Пять / Пять рублей / пять долларов / Пять евро? // (смеется) Пять//

А: Пять юаней //

Н.А: Пять юаней? //Уау! // Ты поклонник Востока?//

А: Нет /

Н.А: Про юани вспомнил // Нет? // Поклонник Запада?//

А: (икает) Н-нет//

Н.А: Поклонник Земли? / Марса? / Венеры? // Помнится / ты как-то увлекался астрономией // Сейчас интерес угас немного?//

А: Времени нет //

Н.а: Времени нет // А на что время уходит?//

А: (смеется) На спанье //

Н.А: Так ты у нас вообще / медвежонок? // Андрей / ну / вот завершая разговор / давай подумаем  // Вот если бы // перед тобой был цветок / цветик-семицветик // Или / /не знаю //

Или / если бы перед тобой были бы какие-то яркие интересные пазлы // ну / давай придумаем какой-нибудь предмет волшебный // То / вот / какие желания ты бы загадал? // Что бы они исполнились // Волшебные //

А: (смеется) Отоспаться//

Н.А: Так / ладно // Сколько желаний будем просить / чтобы исполнились?//

А: Штук тридцать//

Н.А.: Не / ну / не тридцать / это много // Сколько возьмем? //

А: Двенадцать//

Н.А: Какие сакральные числа?! // ну / Двенадцать / да / это /  хорошо / конечно // Семь / Пять / Три // Сколько возьмем? //

А: Семь//

Н.А.: Семь? // Ну / давай // Первое желание / отоспаться // Ладно / а второе?//

А: (смеется) -Прожить долгую жизнь//

Н.А: Прожить долгую жизнь / /Долгую жизнь / это сколько?//

А: Лет пятьсот // Миллионов //

Н.А.: Угу // Таaaк //

А: Только молодым / все // Всю жизнь //

Н.А: Так / это второе желание? / Это третье? //

А: Нет / это все вместе // Это вместе //

Н.А: Ах / ты / какой хитрый! // Прожить долгую жизнь и в молодости!//

А: (смеется) И в молодости //

Н.А.: И в молодости // А молодость / это сколько лет?//

А: Ну лет восемнадцать//

Н.А: Лет восемнадцать // Не старше / да?//

А: Ну / нет // ну / хотя / может / двадцать)//

Н.а: Двадцать / да //

А: Да //

Н.А: А тридцать / нет?

А: Нет//

Н.А.: Тридцать / это не молодость?//

А: Это сильно много //

Н.А: Это сильно много? //

А: (смеется) Ужо // Уже все с палочкой //

Н.А (смеется) – В тридцать лет / и уже с палочкой / да?

А: Да//

Н.А – Ну / ладно // не дай Бог / конечно / с палочкой / в тридцать лет // некоторые / знаешь / в тридцать четыре хорошо себя чувствуют / без палочки // ну / ладно / это / значит / три желания / да?// Дальше / четвертое //

А: -Побольше книжек//

Н.А: Как / побольше книжек? // Где? //

А: Oй // Ну / чтоб выросла горка книг//

Н.А: Где? // Чтоб выросла гора книг?//

А: В комнате//

Н.А.: В комнате?/ /А как ты будешь проходить?//

А: (перебивает, смеется) -Метр сорок в ширину//

Н.А.: Если у тебя будет много книг / метр сорок в ширину?//

А: Пролетать буду//

Н.А.: Ну/ ладно// А каких книг?//

А: (икает) Всех / которые есть на свете//

Н.А.: Tы думаешь / они все в одной комнате у тебя поместятся?/

А: Поместятся//

Н.А.: Kаким образом?//

А: (смеется) Пят // Пятое желание / побо / большую комнату//

Н.А: (смеется) Так / пятое желание / большую комнату// Большую на сколько? // Если все / которые есть  /то / знаешь / их очень много//

А: Ой // А лучше сделать такую волшебную коробочку / что бы все книжки быстренько уменьшились //

Н.А: (улыбается) Ааа //

А: (смеется) И все туда покидать //

Н.А.: Аа // Как это / в фильмe //

А: (перебивает) Десять на десять сантиметров //

Н.А.: «Дорогая / я уменьшил детей» или там «Дорогая / я увеличил детей» / да?//

А: Да//

Н.А: Ну / ну / значит / какое / это сейчас получается желание будет?//

А: Сейчас / шестое //

Н.А: Шестое // Нет // Про большую комнату / это б //

А: Это пятое//

Н.А: -Таак // А чтобы книги уменьшились / это уже шестое получается //

А: Нет / все вместе //

Н.А: Нет / ну / это как-то // не подходит //Ну / ладно // И что дальше?//

А: Чтобы ВСЕ (эмоционально) люди жили долго! //

Н.А.: Долго?!//

А: Ну / да//

Н.А: Молодыми?//

А: Ну / да / молодыми//

Н.А: Все?! // молодыми?!//

А: Ну да / Все //

Н.А: То есть / что бы никто..

А: (перебивает) И родственники их..

Н.А: Чтобы не.. А все / это кто? // Это люди на всей земле?//

А: Ну / да//

Н.А: То есть / одни молодые?// Чтобы никто никогда не старился? // Так / ну ладно // Седьмое желание //

А:-Ой / Ну // (икает) Ой // [Зыница] (смеётся) //(Жениться)

Н.А: Жениться?//

А: (смеется) Да//

Н.А: И только / да?//

А: Да/

Н.А: (смеется) -А какие последствия женитьбы? / об этом не будем уже говорить?//

А(икает, смеется) -Н-нет//

Н.А: (улыбается) -Только положительные / да?//

А: -Да.

Н.А: Жениться // Ну / в смысле / счастливо жить в // се // браке / или как? // Что значит жениться? // Или просто жениться?//

А: Счастливо жить в браке//

Н.А.: Можно жениться и дальше развестись // (смеется) Это другое желание //

А: (смеется) Eще / и встретить//

Н.А: (смеется) Так / ну просто жениться / или как? // Это у тебя последнее желание? / ты как-то подумай над ним //

А: Жениться / и жить счастливо//

Н.А.: Жениться и жить счастливо..А счастливо / это как?//

А:- Штук семнадцать детей//

Н.А: -Понятно // Что такое счастье вообще для тебя?//

А: Нуу // Чтобы всё было хорошо//

Н.А: Где?// Что такое всё?//

А:У меня//

Н.А.: А хорошо / это как?//

А: Ну / чтобы горя и печали не было//

Н.А: -Горя и печали не было // Ооох // У тебя есть горе и печаль?//

А: (смеется) Нету//

Н.А: Ты счастлив?//

А: (смеется) Да//

Н.А: Ты абсолютно счастливый человек? //

А: Да // Завидуешь?//

Н.А: (улыбается) Завидую! // Вообще! // (смеется) А вокруг тебя много счастливых людей?//

А: Единицы//

Н.А: Единицы //Ну / тоже есть? // А как ты определяешь / что человек счастливый?//

А: (улыбается) Тот / кто смеётся//

Н.А (удивленно) Тот / кто смеётся / тот счастливый?!//

А: Да//

Н.А: А если не смеётся?// То есть не счастливый /да?//

А:-Уу

Н.А:-Интересно // а ты сам / асто смеешься?

А:-Каждую секунду//

Н.А: Ну чо -то как-то мы с тобой беседуем / и не каждую секунду я вижу/ что ты смеешься / (смеется)

А:-Хо / хо//

Н.А.: (смеется)

А.(улыбается) Hу / что скажешь / старче?//

Н.А: Да / призадумалась старче // В сомнениях // А счастлив ли старче?// Если исходить из позиции / что нужно смеяться // Ну вообще / да / я раньше тоже // где-то ж вот // где-то в твои тринадцать лет (смеется) «на большом Каретном» / да / тоже смеялась так / что-о-о-о! // ну / не выгоняли / конечно / из класса за дисциплину //

А: (смеется) Выпихивали?//

Н.А: Ну / обращали внимание//

 А: Bыпихивали?//

Н.А._Нет / не выпихивали // Но обращали внимание//

А:-Так / посмотрели на тебя (смотрит сердито)//

Н.А:- Смех звонкий / да / яркий такой был / интересный // А сейчас  / наверное / сильно устала //

А: Кто?//

Н.А.: Я//

А: Чо / правда / что ли (нечетко)//

Н.А.: Я правда смеюсь реже // Вот ты сам говоришь / что ты не высыпаешься // Ну // а как ты тогда умудряешься смеяться?//

А: (смеется) Кто тебе сказал?//

Н.А.: Что / сказал?//

А: (смеется) Что я не высыпаюсь//

Н.А.: Ты // Ты и первое желание сказал / «Выспаться» // У тебя основное //

А: (смеется) Оно уже сбылось //

Н.А.: (улыбается) А / уже сбылось / да? //Как быстро сбываются твои мечты//

А што бы ты пожелал близким людям / живyщим с тобой?//

А: Юморить //

Н.А.: Юморить? // И этим продлять себе жизнь / или што?// А зачем юморить?//

А: (смеется)А что еще делать?//

Н.А.: A что// A вот зачем тебе юмор?// Что он дает тебе в жизни?//

А: (смеется) Что бы отоспаться//

Н.А.: Что бы отоспаться / юмор?! Как / какая связь?

А: (смеется) Ни / Никакой //

Н.А: (смеется) -Все без связи / да?//

А:- Да//

Н.А: Ну юмор и сон // Я пытаюсь подумать / какая связь//

А: Спать и смеяться //

Н.А:- Спать и смеяться? //Это те пожелания / которые ты хотел бы подарить близким / да?//

А: Угу//

Н.А.: А НЕ близким? // Далеким?//

А: Ну // Близким / спать и смеяться/ аа // незнакомым //

Н.А. (перебивает) Во сне смеяться?!//

А: (смеется) Да / Спать и смеяться//

Н.А:-Во сне смеяться?//

А: -Да//

Н.А.: Как это? // Это уже болезнь какая-то// А не знакомым?//

А:- А не знакомым / смеяться и спать (смеется)//

Н.А.(смеется) – Так / ну/ я смотрю / ты уже развеселился / уже совсем // окончательно (смеется) Может / какой-нибудь анекдот всплыл у тебя в конце / на закуску?//

А:- Ну // Ну щас // подвспоминаю тут немножко // А  / вот / как раз вспомнил! // В принципе // не такой уж старый анекдот // вот / как раз // Алкоголь не помогает решить проблемы / впрочем / тот же эффект и у молока//

Н.А.: (смеется)

А: (смеется) Ну / или например: /почему ураганы называют женским именем // женскими именами? // Они тоже приходят загадочными и непредсказуемыми / а потом забирают дома и машины //

Н.А. (смеется) Опять о женском коварстве //

А:- Или вот // Слышал // эээ // вы готовы для ближнего последнюю рубашку снять? // Так помогите / очень есть хочется // (смеется) Конечно // Рубашку есть будете?//

Н.А. (смеется)

А:- Или вот // Оранжевый цвет // ээ / вы // высвобождает эмоции  /поднимает самооценку / способствует сохранению хорошего настроения / и является отличным антидепрессантом // Впрочем / почему / ээ / вот почему купюры в пять тысяч рублей обладают всеми этими чудесными свойствами //

Н.А. (смеется)

А: А вот // Никого не настораживает / что в сказке про колобка / пол-леса с хлебом разговаривало?//(смеется)

Н.А. (смеется) А тебя настораживает?//

А: Или вот // Настораживает // (смеется) Очень//

Н.А.: От // Почему / отчево?//

А: (смеется) Хлебушек//

Н.А. Хлеб / всему голова / это нормально //

А: Или вот // Купил новую микроволновку // Два часа отдирал наклейку (смеется) с надписью / «Жизнь проще / чем кажется»

Н.А.: (улыбается) Жизнь / что?//

А: (смеется) Жизнь проще / чем кажется//

Н.А: Я не поняла юмора//

А (смеется) Н /Не знаю // Купил новую микроволновку //Два часа отдирал наклейку(смеется) с надписью / «Жизнь проще / чем кажется» //Два часа отдирал наклейку с надписью /«Жизнь проще / чем кажется»

Н.А.: То есть она ему уже не проще /да? //

А: (смеется) Нну // Или Н.А.: (Смеется).. Ну/ а ты в будущем собираешься чем заниматься? Анекдоты рассказывать?//

Вот / есть что-нибудь выпить? / Вода / А по крепче? / Лед.

А:- Спать //

Н.А.: Спать?..И все?!..

А: Да..

Н.А:-И в этом смысл всей жизни?..

А: - Ну в принципе-то мне на это хватит лет пятьдесят..

Н.А.: Лет пятьдесят?// А / ну если ты собираешься жить // а сколько лет ты там собираешься жить?//

А (смеется) – Пятьсот

Н.А.: Пятьсот? //А спать из них сколько?//

А: - пятьдесят //

Н.А.: Сначала пятьдесят поспал /а потом что?// Не спать?//

А: (смеется) А потом не спать / а работать / работать / и работать / и работать//

Н.А.: А не лучше ли чередовать сон и отдых? // Сон и работу?//

А: Не / лучше сразу // лучше сразу сделать / а потом уже ничего не делать..

Н.А.: Ну какой-то тогда сверх человек / тогда будешь просто // если не будешь спать.

А:-Ну да // ой//

Н.А.: Или / наоборот / сначала спать?//

А: _Hет//

Н.А.: А / ты-то есть как / И // как? // какой там герой спал тридцать три года? // Илья Муромец?//

А: -Ну / нет // Ну примерно так//

Н.А:-Умм.. То есть ты как богатырь / короче / русcкий будешь / да? // Спать / спать//

А: (смеется) Ну почти // «Да ты / верно / смерти ищешь / богатырь?» (смеется) Ай / Шайтан-Батый!//

Н.А. (смеется) Шайтан-Батый? // Это что такое?//

А: (смеется) –Это в мультике было//

Н.А.: В мультике // так / ну / я смотрю / ты уже спать точно окончательно не хочешь?//

А: -Нет / / Не хочу//

Н.А.: Не хочешь?//

А(смеется) Лет пятьдесят еще поболтаю //

Н.А. –Так пятьдесят / как раз нужно поспать.

А: Да// пятьдесят пободрствую / пятьдесят посплю / а остальное буду // ммм // жить! //

Н.А.: Ну  / ладно // За жизнь // За жизнь / за мир / за любовь //

 А: -Ну / и за братьев наших меньших.

 

Анализ текста.

1. Текст относится к разговорному стилю, жанр – беседа.

Особенности жанра беседы: диалогический стиль, двое или несколько участников. Анализируемый текст представляет собой беседу тринадцатилетнего подростка с взрослым человеком, в данном случае – матерью. Тема беседы строго не определена, в разговоре затрагиваются разные вопросы.

Беседа представляет собой законченный текст, так как имеет начало – введение в разговор, знакомство – вводную реплику интервьюирующего: «…представь  / что ты находишься сейчас в орляцком кругу и // тебя просят рассказать о себе / такая вот самопрезентация // Расскажи о себе / кто ты / что ты / чем ты занимаешься / что ты любишь / что тебя интересует //»; ответ интервьюируемого: «Ну / я бы сказал / што(что) меня зовут А-Андрей // ну и то / што я вот / вот в этом году поступил (нечетко произнесено слово) в музыкальную школу / на баян..».

Также есть основная часть – сама беседа, обсуждение различных вопросов и окончание – пожелания, выступающие в данном контексте прощальными формулами: «За мир, за любовь… За братьев наших меньших».

В рассматриваемой беседе присутствуют следующие типы речи: повествование (рассказы подростка о своих увлечениях, занятиях, рассказывание им анекдотов), рассуждение – загадывание желаний, ответы на вопросы (выяснение причинно-следственных связей).

Тип описания в данной беседе встречается в анекдотах, рассказанных подростком, и в некоторых моментах, касающихся книг и желаний.

Форма реализации – устная, но с помощью аудиозаписывающих средств переведена в аудио-формат, а затем –  письменный.

Для анализируемого текста характерны: разговорная лексика, представленная просторечиями: «мультик», «выпихнули», жаргонными словами, словами, с ярко выраженной эмоциональной окраской: «дура», нечеткое произношение слов, порой литературно неправильно «щас», «чо», употребление неполных предложений, фразеологических конструкций: «Как попало»; цитирование, использование оборотов, ставших общеупотребительными: «Что скажешь, старче?» (неточная цитата из сказки А.С.Пушкина «Сказка о Золотой рыбке»); также употребление прочих средств эмоциональной выразительности – междометий, частиц, неполных слов. Более подробно эти и другие черты рассмотрим в анализе речи беседующих.

 

АНАЛИЗ РЕЧИ ОПРАШИВАЮЩЕГО.

При анализе речи явных грубых речевых ошибок не выявлено. Орфоэпических ошибок практически нет. Присутствуют характерные для разговорного стиля отклонения от литературной нормы: нечеткие произнесения слов, связанные с экономией времени и языковых единиц: «пицот» (пятьсот), «щас» (сейчас). Главная ошибка в произношении – употребление в некоторых случаях «Чо» вместо литературного «што».  Данные ошибки могли быть вызваны спонтанностью разговора, незапланированностью фраз и неким волнением, присутствующим в голосе опрашивающего. Ошибки главным образом связаны с неправильным порядком слов в предложении, неоправданной инверсией, нагромождением конструкций, порой осложняющими понимание: «Ну, потом мы собирались и говорили о том, как мы провели день, да, если удавалось, то мы утром перед зарядкой тоже пытались встать, что-то говорить, если не сильно были заспанны»; «Почему именно этот сильно предмет тебя увлекает?» (правильно – «Почему именно этот предмет тебя сильно увлекает»); «Если так сильно сложно тебе запоминать эти вещи..может..это и не очень хорошо, то есть и неинтересный тогда предмет?»; «Поклонник Земли? Марса? Венеры?» – неполные предложения, понимание которых вне контекста невозможно.

Также часто употребляются междометия, частицы: «Ну….»; «Уау!»; «Ух ты!»; «Мммм…»; «Угу»; «Не, ну.»; «Ох» и другие. Характерны предложения и конструкции с вопросительной и восклицательной интонацией, а также с вопросительно-восклицательной: «А почему?!»; «Ну ничо себе!» (в данном предложении – еще и пример употребления сниженной лексики – «ничо» вместо литературного «ничего»).

На лексико-фразеологическом уровне можно выделить употребление опрашивающим разговорной, сниженной лексики («выпихивали»). Также в речи есть черта, по которой мы можем определить, что говорящий – человек образованный и культурный – это употребление цитат и фразеологических оборотов: «Сам с собой тихо я веду беседу»; «Пришвин, например, говорил, что Гоголя он не почитает за великих мудрецов. Страшную веcть он боялся нести в своих произведениях»); «Молодой человек» (с юмористическим оттенком).

По вышеизложенным данным можно составить речевой портрет опрашивающего: взрослый – достаточно образованный и культурный человек, выдерживающий свою речь в рамках заданного стиля и жанра (в данном случае – разговорного стиля и жанра беседы) и владеющий навыками ведения беседы, но вкрапляющий в речь также элементы других стилей – художественного (цитирование, использование фразеологизмов). Словарный запас говорящего богат, разнообразен, формулировки мыслей развернуты и понятны. Но из-за спонтанности и незапланированности некоторых поворотов беседы в речи опрашивающего встречаются негрубые стилевые, главным образом, синтаксические ошибки.

 

 

АНАЛИЗ РЕЧИ ОПРАШИВАЕМОГО

Опрашиваемый – подросток тринадцати лет, достаточно развитый и образованный для своего возраста. Особо грубых ошибок в его речи не обнаружено. На орфоэпическом уровне для речи опрашиваемого характерно употребление «Чё» вместо «Што»: «Чё ты тут смотришь то?» Также для речи опрашиваемого характерно нечеткое произнесение окончаний, присущее разговорному стилю: «Щас». В речи опрашиваемого встречаются единицы индивидуально-личностного выражения (ироничного): «Зыница (вместо «Жениться»). Данный тип особенно часто встречается в речи детей, подростков. Присутствует имитация акцента (при рассказывании анекдота): «Да канэшно! А то вашэ никогда нэ сдохнэшь!»

Большее количество ошибок относится совершено на синтаксическом уровне. Это объясняется, во-первых, самой спецификой разговорного стиля, а так же неподготовленностью подростка к беседе, волнением. Синтаксические ошибки о основном выражены в неправильном порядке слов в предложении, в употреблении незаконченных, запутанных конструкций, неоправданных затянутых паузах, словах-паразитах: «Ну, я бы сказал, что…меня зовут А-Андрей…ну и то, что я вот, вот в этом году поступил в музыкальную школу на БАЯН(смысловое ударение)».

Характерно смысловое и стилистическое несоответствие, несвязность предложений в контексте и слов внутри предложения: «Xудожественные марки есть. Гагарин, разные писатели. То, что вот.. увлекаюсь произведениями Гоголя»; «Ну там.. эээ…как-то мне ближе,интересно изучать.. интересно познавать кое-што». Характерно многократное использование односложных предложений-конструкций: «Да.»; «Нет»; «Потому что»; «Не хочу». Также подросток очень часто использует в своей речи междометия и другие слова со сниженной стилистической окраской «Ну…»; «Ага»; «Эмм…». Использует просторечия: «выпихнули», слова с грубой стилистической окраской: «дура». Также в речи мальчика встречаются циататы: «Что хочешь сказать, старче»

Составим речевой портрет по вышеизложенным данным:

Подросток тринадцати лет, обладающий довольно высоким уровнем развития в целом и речи в том числе. Обладает основными коммуникативными навыками, навыками ведения беседы. Словарный запас-богатый и обширный, кругозор - широкий. Но знания стилей общения и особенностей ведения беседы не настолько  глубоки, что бы подросток чувствовал себя до конца уверенным. Мальчик волнуется, речь его, поэтому местами сбивчива, неясна, нечетко сконструирована, что также вызвано спонтанностью хода беседы.

 

Проведя стилистический анализ речи говорящих, попытаемся проанализировать психологическую сторону беседы.

Начало беседы довольно напряженное, подросток закрыт для общения, отвечает с неохотой, о чем говорят односложные либо очень запутанные конструкции. Говорящие предварительно знакомы, что очень облегчает беседу. У подростока вызывает затруднение такие вопросы, как «А почему?»; «А чем тебе нравится это?»; «А зачем?». Ему проще дается тип повествования, нежели рассуждения. Опрашивающий пытается снять напряжение, вызванное искусственной обстановкой (подросток знает, что разговор записывается, и еще поэтому скован). Опрашивающий использует шуточные конструкции: «Поклонник Земли? Марса? Венеры?» Возникшую напряженную обстановку, вызванную вопросом про компанию, опрашивающий разрешает следующей шуткой «Что кончается на У?» и переходом на другую тему. Для разрядки обстановки и для того,чтобы разговорить мальчика, опрашивающий ищет темы, способные его заинтересовать, на пример, анекдоты. Мальчик оживляется и речевая ситуация, атмосфера общения приходит в норму. Дальше по ходу беседы мальчик раскрепостился, открылся для общения, стал много шутить, смеяться, речь его стала легче. Но при вопросах, которые были сложны для подростка, он снова закрывался для общения. Опрашивающий вновь приходил к помощи шуточных оборотов, сниженной лексики и смене темы разговора.

Под конец беседы мальчик окончательно развеселился, общался открыто, свободно, охотно. Эволюция беседы заметна и по тембру и интонациям голоса: в начале беседы речь мальчика звучала неуверенно, сбивчиво, робко, в конце беседы – отчетливо, интонации яркие, тембр звонкий, насыщенный, также – сочный, обильный, легкий смех.

Речь опрашивающего тоже временами менялась в зависимости от настроения и хода самой беседы и поведения подростка. Так же в его речи присутствовали разные интонации, различный тембр голоса, смех.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: проанализировав беседу, мы можем сделать следующие выводы:

1. В речи обоих участников беседы не обнаружено большого количества грубых речевых ошибок.

2. Самый распространенный тип ошибки – стилевая, вызванная спонтанностью речи и волнением.

3. Настрой, атмосфера и характер речи менялись в течение всей беседы. Наибольшая открытость и раскрепощенность появились в конце беседы.

4. Участники беседы нашли общий язык, и беседа пришла к ее логическому завершению  - пожелание благ окружающим выступило как прощальная формула.

5. Участники остались довольны беседой, что можно понять из тона и настроений ее завершающей части.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: