Национальная татарская одежда

В дореволюционное время многие деревенские жители не носили белья, нательной одеждой им служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы - длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы - безрукавные или с короткими рукавами, облегающие тело распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой материи или среднеазиатских шелковых тканей, а зимой пальто и шубы (тон, тун). В 19 - нач. 20 вв. среди части татар распространились русские дохи, тулупы, полушубки, армяки, мужские рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин - платья.

Широко были распространены мягкие кожаные сапоги ичеги, украшенные способом сшивной мозаики криволинейными узорами, кожаные башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др.

В качестве украшений использовали браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные приплетай, украшенные монетами, а горожанки стали носить серебряные и золотые медальоны.

Одежда в XIX веке

Муж. и жен. нательная одежда - рубаха туникообразного покроя и широкие свободного покроя штаны (т.н. "штаны с широким шагом"). Жен. рубаха украшалась воланами и мелкими сборками, нагрудная часть дугообразно оформлялась аппликацией, рюшами либо спец. нагрудным украшением изу (особенно у казан. Т.). В оформлении муж. и жен. рубах кроме аппликации нередко использовалась тамбурная вышивка (цветочно-рас-тит. орнамент) и художественное ткачество (геом. орнамент). Верх. одежда Т. была распашной со сплошной приталенной спинкой. Поверх рубахи надевали безрукавный (или с короткими рукавами) камзол. Жен. камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу позументной тесьмой, мехом. Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат с небольшим шалевым воротником. В холодное время года носили бешметы, чикмени, дубленые шубы. Головной убор мужчин (кроме кря-шен) - четырёхклиниая, полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш). Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась тамбурной, гладьс-вой (чаще золотошвейной) вышивкой. Поверх тюбетейки (а женщины - покрывала) в холодное время надевали полу-сферическуго или цилиндрическую меховую или просто стёганую шапку (бурек), а летом войлочную с опущенными полями шляпу. Жен. шапочка - калфак - вышивалась жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью и др., была распространена у всех групп Т., кроме кря-шен. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор; только кряшенки убирали их короной вокруг головы, наподобие рус. женщин. Многочисленны жен. украшения - крупные миндалевидные серьги, подвески к косам, воротниковые застёжки с подвесками, перевязь, эффектные широкие браслеты и пр., при изготовлении к-рых ювелиры применяли скань (плоскую и "татарскую" бугорчатую), зерне-ние, чеканку, литьё, гравировку, Чернение, инкрустацию драгоценными камнями и самоцветами. В сел. местности при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиц. обувь - кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жёсткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Праздничные жен. ичиги и башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики, т.н. "казанские сапожки". Рабочей обувью служили лапти тат. образца (татар чабата): с прямо-плетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками.

 

 

Праздники и традиции татар

Курбан-Байрам

Ураза-Байрам

Сабантуй - народный праздник

Курбан-байрам

Это наиболее значимый для мусульман праздник. По-арабски: Ид аль-адха или Ид аль-курбан (праздник жертвоприношения). Этот праздник начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа, через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце рамадан и длится три-четыре дня. Он совпадает с днем завершения паломничества в Мекку. Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Курбан-байрам (или Ид аль-адха) символизирует для мусульман истинность учения Мухаммеда, ниспосланного ему в откровении, а также всемогущество и милосердие Всевышнего Творца.

Ураза-байрам

Ид аль-фитр (праздник разговения) или Ид ас-сагир (малый праздник) известен у нас больше под тюркскими названиями Ураза-байрам, Кючюк-байрам или Шекер-байрам. Ид аль-фитр знаменует завершение поста в месяце рамадан. Он называется малым в противоположность Ид аль-кабир (большому празднику), т.е. Курбан байраму.

Большой пост в течение месяца рамадан (или иначе рамазан), называемый по-арабски саум (по-персидски - руза, роузе, по-тюркски - ураза), обязателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых му сульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень важное значение при совершении религиозных обрядов. Тахара не только сводится к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле она означает освобождение от всего оскверняющего. Те же, кто временно освобожден от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамазан в течение потерянных дней. Добровольные посты сверх обязательного рекомендуются главным образом в месяцах: раджаб, шаабан, шавваль и мухаррам.

В Ураза-байрам установлены обязательные общие молитвы, которые могут происходить как в мечети, так и на специальных открытых площадках - намаз-гах. С утра, перед посещением молитвы люди исполняют все очистительные церемонии, одевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей.

Сабантуй - народный праздник

Истоки празднования сабантуя уходят в глубокую (древность и связаны с аграрным культом. Об этом свидетельствует его название: сабан означает "яровые", или в другом значении, - "плуг", а туй - "свадьба", "торжество". Таким образом, смысл слова сабантуй - торжество в честь сева яровых. Первоначальная цель обряда, очевидно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году. С изменением хозяйственного уклада жизни магические обряды теряли смысл, но многие из них продолжали бытовать уже как народные увеселения и праздники. Так случилось и с сабантуем. В XIX веке сабантуй был уже просто веселым народным праздником, который знаменовал начало очень сложных, трудоемких сельскохозяйственных работ. Только в отдельных местах сохранились пережиточные обряды, указывающие на первоначальную связь сабантуя с магией.

КАЗАНСКАЯ ГУБЕРНИЯ(1708-1917 г.г.).

Была образована в 1708 году в ходе административно-территориальной реформы Российской империи, начатой Петром I. Основу губернии составила территория Казанского царства. Первым казанским губернатором стал Петр Матвеевич Апраксин.

Апраксин Петр Матвеевич (+ 1727) - граф, участвовал в войне со шведами (1700-1705 гг.), в 1708 году склонил калмыцкого хана Аюку к подданству России. В том же году назначен Казанским губернатором и как таковой оказал большие услуги Петру I скорой доставкой корабельных лесов, постройкой судов на Волге, доставкой лошадей для кавалерии и т.д. В 1718 году был членом Верховного суда и подписал смертный приговор царевичу Алексею. В 1722 году был президентом Юстиц-коллеги.

Первоначально Казанская губерния охватывала территории от Нижнего Новгорода до Астрахани и делилась на воеводства, с 1719 года — на провинции, с 1775 года — на уезды.

Казанская губерния первоначально охватывала территорию по правому и левому берегам Волги от Нижнего Новгорода до Астрахани. Состояла из Казанского, Свияжского, Пензенского, Симбирского, Уфимского, Астраханского и других воеводств, которые с 1719 года стали называться провинциями.

В XVIII веке в разное время из Казанской губернии в самостоятельные административные единицы выделены Симбирская (1780), Нижегородская (1718), Пензенская, Астраханская (1717) и другие губернии.

В 1709 году Казанская губерния была поделена на 4 провинции, в 1725 — на 6 провинций: Казанская, Свияжская, Пензенская, Уфимская, Вятская и Соликамская. Казанская считалась провинцией высшего разряда, а все остальные — приписанными к ней. Впоследствии территория губернии неоднократно сокращалась, из её состава были выделены Астраханская, Нижегородская, Симбирская, Саратовская, Оренбургская губернии, части Вятской, Пермской, Тамбовской, Пензенской, Костромской, Владимирской, Самарской губерний. Однако Казанская губерния не утратила своих ведущих позиций.

В 1781 году был утверждён герб губернии и уездных городов.

В конце 18 века в губернии насчитывалось 13 городов: Казань, Арск, Козьмодемьянск, Лаишево, Мамадыш, Свияжск, Спасск, Тетюши, Царевококшайск (Йошкар-Ола), Цивильск, Чебоксары, Чистополь, Ядрин, всего 7272 населенных пунктов.

Наука и образование

Татарстан всегда славился высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Вот уже два столетия его столица Казань является одним из ведущих научных центров Восточной Европы.

В истории мировой науки золотыми буквами вписаны имена и открытия казанских ученых Н.Лобачевского, Н.Зинина, А.Бутлерова, А.Арбузова, В.Энгельгардта, К.Фукса, А.Бодуэна де Куртене, В.Радлова, Ш.Марджани, К.Насыри и других. Благодаря их значительному вкладу, Казань уже в 1917 году считалась третьим по значимости (после Москвы и Петербурга) научным центром России. Вся страна узнала имена крупных ученых Е.Завойского, Б.Арбузова, Г.Камай, Х.Муштари, Р.Сагдеева, К.Валиева, П.Кирпичникова. Большую роль в развитии гуманитарных наук сыграли Г.Рахим, Г.Сагди, Х.Ярми, М.Гайнуллин, Гали Халит, посвятившие себя изучению национальной литературы и истории.

Академия наук Республики Татарстан учреждена Указом Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева № УП-138 от 30 сентября 1991 года «в целях обеспечения высокого уровня развития фундаментальных наук в республике, усиления их роли в решении актуальных проблем материальной и духовной культуры, народного хозяйства, координация научно-исследовательских работ, ведущихся в академических, отраслевых институтах и вузах».

В настоящее время в составе Академии наук Республики Татарстан - 40 действительных членов, 79 членов-корреспондентов и 24 почетных, 4 иностранных члена. Ученые республики работают по 84 программам и 160 темам. Для реализации всех тем было создано 104 временных творческих коллектива с общей численностью около 500 человек

Научные знания едины и универсальны для всего мира. Наука Татарстана является органической составной частью российской и мировой науки, вносит достойный вклад в общемировой исследовательский процесс. Ученые нашей Академиии имеют творческие контакты и договора о сотрудничестве с научными учреждениями из более 40 стран дальнего зарубежья и с научными организациями ряда регионов РФ.

Татарстан - регион с мощным образовательным и научным потенциалом. В сфере образования занято 170 000 человек. Среднее 9-летнее образование является обязательным и бесплатным. Всего в республике 2434 общеобразовательные школы, в которых учатся около 600 000 школьников. Более 90 % детей, получивших установленный законодательством образовательный минимум, продолжают обучение в школе в течение 2 лет или в средних специальных учебных заведениях.

Татарстан известен высоким уровнем развития академической, вузовской и отраслевой науки. Более 200 лет Казань является одним из ведущих научных центров Восточной Европы.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: