Пример формы, используемой при проведении самооценки

Таблица

Качества, которыми я обладаю в данный момент Качества, которыми я хотел бы обладать Способы достижения цели (кратко)
     
     

Примечание – источник: [8]

Форма таблицы может быть и иной, например, содержать оценку качеств по какой-либо шкале. При затруднениях в самооценке желательно обратиться к психологу. Если человек не может четко сформулировать свое представление о самом себе (не важно, совпадет ли оно с мнением окружающих), то он будет испытывать трудности и в дальнейшем процессе формирования имиджа.

Следующим этапом является конструктивное использование критики. Для того, чтобы обратиться к другим с просьбой высказать критические замечания, требуется некоторое мужество. Многие предпочитают не травмировать себя подобной процедурой. Однако она необходима для достижения конечной цели. Желательно найти для этой цели людей, которые искренне заинтересованы. Следует объяснить им желание изменить какой-либо аспект самопрезентации и попросить помощи и совета. Также следует попросить «помощника» быть конкретным и обстоятельным.

Обычно критические замечания из вторых рук типа «говорят, что…» не бывают конструктивными. Анализируя такие замечания, следует понять, какие мотивы стоят за ними, и стоит ли их принимать во внимание. Однако в отдельных случаях и на такие замечания стоит обратить внимание.

Таким образом, руководитель должен определить для себя цель создания имиджа, а при возможности и конечный результат («идеальный имидж») и исходную базу формирования, т.е. образ, имеющийся в настоящий момент. После этого процесс создания имиджа разбивается на составные части, и определяются способы достижения цели и его примерные сроки по каждой из составляющих.

Особое значение в процессе создания имиджа имеет планирование. Значение планирования в жизни любого человека, стремящегося к достижению успеха, подчеркивается в работах практически всех авторов. Без рационально составленного плана достижение любой конечной цели, в том числе и желаемого имиджа, практически невозможно. Рекомендуется даже выделять определенное время, например, несколько часов в определенный день недели, только для организации процесса планирования. Такой подход существенно экономит время и делает работу более эффективной. Мероприятия по совершенствованию имиджа должны быть включены в план работы наряду с другими делами. В зависимости от поставленной цели этими мероприятиями могут быть действия по совершенствованию внешнего имиджа (например, посещение парикмахера, косметолога, визажиста), либо действия, направленные на улучшение психологической составляющей имиджа (посещение психолога, обучение на курсах, изучение иностранного языка и т.д.). Исчерпывающий список мероприятий составить практически невозможно, действия зависят от поставленной цели. Если какое-либо мероприятие по совершенствованию имиджа планируется исключительно ради престижа (потому что так делают все), оно не будет способствовать достижению желаемого результата. Любое действие, предпринимаемое руководителем (человеком, без сомнения, занятым), должно служить определенной цели и выполняться абсолютно сознательно.

Формирование имиджа не является изменением личности человека. Этот процесс не может сделать из одного человека совершенно другого. Поэтому для руководителя важно знание основ психологии для того, чтобы быть в состоянии оценить психологические особенности собственной личности и грамотно использовать свои сильные и слабые стороны. Понимание особенностей личности может помочь понять причины существования создавшегося, исходного имиджа. Знание собственных достоинств и недостатков (для выполнения какой-либо работы, так как практически не существует достоинств и недостатков «вообще», за исключением соблюдения норм морали) является значительным преимуществом каждого руководителя. Это знание является залогом правильного применения достоинств и избежания ситуаций, связанных с проявлением недостатков. Уже только это знание может способствовать улучшению впечатления, производимого руководителем на окружающих, которое, собственно, и является имиджем. С другой стороны, знание психологии позволяет руководителю правильно оценивать действия подчиненных и формировать их отношение к себе.[5,c.167]

Что касается имиджа, сформированного Любовью Владимировной, то в общем и целом он носит позитивный и благоприятный характер. Подчиненные уважают ее, клиенты ценят, ее имидж и имидж фирмы не связан с каким бы то ни было скандалом или отрицательными отзывами. Однако, помимо общих рекомендаций по формированию имиджа, которые актуальны для любого руководителя, Любови Владимировне хотелось бы дать несколько рекомендаций.

Во-первых, для улучшения имиджа фирмы, и самого руководителя, а также как рекламный ход можно произвести публикацию с кратким описанием рода деятельности фирмы, ее успехов, опыта работы, а заодно и о ее руководителе, который уже на протяжении нескольких лет прилагает все усилия для благополучия фирмы. Это сразу улучшило бы имидж руководителя и туристической фирмы в глазах уже имеющихся и потенциальных клиентов.

Вторая рекомендация касается уже непосредственно самой Любови Владимировны и ее общения. При характеристике имиджа выше говорилось о том, что, казалось бы, положительная черта – вежливое и спокойное общение с собеседниками у нее перерастает в недостаток. Необходимо более живо проявлять интерес к собеседнику, в общении нельзя быть излишне, подчеркнуто вежливым, так как это держит на расстоянии собеседника, может вызвать у него недоверие.

Тот факт, что фирма является небольшой, а ее руководитель закрытым, является в данном случае недостатком. Для его устранения можно порекомендовать провести корпоративный вечер или всей фирмой съездить на природу – в общем, дать понять сотрудникам, что их руководитель обычный. Опять же, подобное отношение к своему персоналу выгодно характеризует руководителя в глазах партнеров. 

 

Заключение

В ходе работы было описано место и роль менеджера туристической фирмы, дана классификация требований к менеджеру, охарактеризованы стили управления, раскрыто понятие имиджа и его составляющих, проанализирован стиль и имидж менеджера туристической фирмы, разработаны рекомендации по совершенствованию стиля и имиджа.

В результате теоретической части работы были сделаны следующие выводы:

§ Менеджеры играют разнообразные роли, но главными из них являются: выполнение функций по подготовке, принятию и реализации управленческих решений; информационная роль; роль руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации

§ Требования, предъявляемые к современному менеджеру туризма предполагают прежде всего высокий профессионализм и компетентность в управлении персоналом, особые требования к его профессиональной подготовке, в которой большое внимание уделяется умению общаться с людьми, разбираться в психологии, строить профессиональное взаимодействие на основе знаний о его индивидуально - психологических особенностях, потребностях, мотивах поведения.

§ Стиль управления, принятый руководителем, в каких-то случаях может быть постоянным, но при изменении ситуации возможна его корректировка и адаптация, в частности для разрешения стрессовой или конфликтной ситуации  

§ Современные руководители должны уделять большое внимание созданию своего имиджа, для этого необходимо знать не только основные составляющие имиджа, и пути их формирования, но и уметь на практике использовать психологические и поведенческие приемы, так как от того, какое мнение сложится о руководителе, зависит успех всего предприятия

В результате практической части были разработаны рекомендации по формированию и совершенствованию стиля и имиджа менеджера туристической фирмы.

Профессионально применяя на практике рассмотренный в данной работе комплекс технологий и тактик, постоянно повышая уровень управленческой культуры, совершенствуя собственные навыки, не забывая про свой внешний вид и манеру поведения, стремясь к самоутверждению, увеличивая число стратегий мышления и вкладывая средства в персонал и идеи, менеджер становится действительно эффективным, что приносит рост и процветание его фирме.

 

Список использованных источников:

1. Вайсман А. «Стратегии менеджмента», М., Интерэксперт, 1995

2. Виноградова Е.Г. Имидж - профессиональная характеристика руководителя. [Электронный ресурс]: Справочник руководителя учреждения культуры. -2006 №6 Режим доступа: http://www.cultinfo.ru/cultura/2006-08/rukovoditel/imidch.htm / Дата доступа: 01.12.2009

3. Володько О.М. Имидж менеджера Учебное пособие - 2-е изд.,с изм. (ГРИФ) /Володько О.М. –М., 2008.

4. Вудкок М., Фрэнсис Д. «Раскрепощенный менеджер»

5. Глухов В.В., «Менеджмент», Спб, 2002

6. Грачев М., «Суперкадры. Управление персоналом международной корпорации», М., Дело, 1993

7. Деревлева М., Ульянова М. [Электронный ресурс]: научная статья "Формирование имиджа руководителя"№ 7-8 2000 г. / Режим доступа: http://www.uprav.biz/materials/lich/view/4449.html?next=1 – Дата доступа: 05.12.2009

8. Дэвис Ф., «Создай себе имидж», М., Попурри, 1998

9. Кабушкин Н.И., Малашенко В.И., «Менеджмент туризма», Мн., 2005

10. Кабушкин Н.И. «Управление гостин. и рестор.», Мн, 2009

11. Кабушкин Н.И. «Менеджмент туризма» Мн, 1998

12. Кузнецов И.Н. «Корпоративная этика», 2001

13. Попов А.М.  Менеджер по туризму, [Электронный ресурс]: ред. Попова А.М. – статья/  Режим доступа: http://tourlib.net/books_green/kekushev7.htm. – Дата доступа: 15.11.2009.

14. Трэйси Д., «Менеджмент с точки зрения здравого смысла»

15. Энциклопедия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org– Дата доступа: 30.11.2009

 




double arrow
Сейчас читают про: