Анализ товароснабжения предприятий малого бизнеса

Многие средние и мелкие предприятия испытывают затруднения с организацией эффективных закупок и товародвижения, так как они не обладаю необходимыми складскими помещениями. Поэтому мелкооптовые магазины-склады самообслуживания (типа "Кэш энд Кэри") играют важную роль в товароснабжении предприятий малого бизнеса. Малый бизнес заинтересован в приобретении товара небольшими партиями и по низким ценам в магазинах cash & carry, так как в результате закупок в cash & carry малые розничные предприятия получают более низкие цены, что позволяет ему успешно конкурировать с сетями ритейлерами, которые покупают товары непосредственно у разных поставщиков.

В «МЕТРО Кэш энд Керри» снижение уровня цен достигается за счет закупки товара в больших объемах напрямую у поставщиков и производителей, тем самым сократив количество посредников в цепочке поставок.

«МЕТРО Кэш энд Керри» экономит время и деньги малых розничных предприятий, предлагая широкий ассортимент товаров по низким ценам под одной крышей: соки, воды, пиво, вино, крепкие алкогольные напитки, чай, кофе, кондитерские изделия, консервы, бакалея, молочная продукция, мясо, колбаса, замороженные продукты, рыба, фрукты, овощи, бытовая химия, а также другие продовольственные и непродовольственные товары.

При совершении покупок в центрах мелкооптовой торговли «МЕТРО Кэш энд Керри» предприятия малого бизнеса получают все необходимые документы на месте, в считанные минуты, что позволяет им не только экономить время, но и обеспечивает полное соблюдение всех норм законодательства в области торговли.

METRO стремится максимально удовлетворять запросы предприятий малого бизнеса, постоянно изучая их нужды и потребности. Компания изучает ситуацию на рынках и старается предложить своим клиентам максимально выгодное сотрудничество.

В выходные и праздничные дни в МЕТРО Кэш энд Керри сушествует проблема в нехватке свободных парковочных мест и корзин для покупателей.Это обусловлено тем что около 60% от общего числа клиентов магазина составляют частные лица, хотя официально Метро с ними не работает. Сложившаяся ситуация негативно влияет на товароснабжение предприятий малого бизнеса, так как они не могут свободно припарковаться в праздничные и выходные дни.

В 2010году для улучшения товароснабжения предприятий малого бизнеса компания Метро запустила программу - "Школа Торговли"
направленную на развитие сотрудничества между МЕТРО Кэш энд Керри и малых розничных предприятий.

"Программа Школа Торговли" была разработана специально для небольших магазинов у дома, работающих "через прилавок" или по системе самообслуживания клиентов. Основной целью программы является повышение эффективности работы магазина клиентов, а также уровня обслуживания покупателей.

Программа предлагает инструменты, при помощи которых клиенты смогут сделать свой магазин более привлекательным для постоянных покупателей, а также оценить и увеличить его эффективность.

Программа Школа Торговли предлагает своим клиентам проверенные и эффективные инструменты для определения своей целевой аудитории, помогает сформировать ассортимент и расположить его в магазине наиболее эффективным образом, и в результате — создать привлекательный, пользующийся популярностью современный магазин [18].

Таким образом, мелкооптовый магазин-склад самообслуживания МЕТРО Кэш энд Керри играет важную роль в товароснабжении предприятий малого бизнеса, так как позволяет им успешно конкурировать с сетями ритейлерами и позволяет предпринимателям купить качественные товары по оптовым ценам и с оформлением всех необходимых бухгалтерских документов. Недостатком в товароснабжении предприятий малого бизнеса заключается в нехватке свободных парковочных мест и корзин для покупателей в выходные и праздничные дни, что создает трудности для их товароснабжения.

 

 

3.ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ТОВАРОСНАБЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

 

Для улучшения товароснабжения предприятий малого бизнеса мелкооптовому магазину-складу МЕТРО Кэш энд Керри можно предложить ввести интернет-торговлю, где Метро начнет принимать заказы и доставлять товары через интернет российским клиентам. Такая услуга будет доступна только клиентам Метро, обладателям карты магазина, сумму заказа следует ограничить а доставку сделать в таком случае бесплатной.

Колоссального потенциала от этого проекта ждать не стоит, поскольку в России еще нет культуры покупки продуктов питания через Интернет, но в будущем интернет-продажи имеют огромный потенциал.

Преимуществом перед конкурентами будет наличие своей особой аудитории, это люди регулярно закупающиеся в Метро, прекрасно знающие его ассортимент, плюсом для них будет то что им теперь не надо будет тратить время на пробки.

Интернет продажи позволит малым розничным предприятиям выйти из кризисной ситуации, чтобы они по рентабельности не срабатывали в ноль, а иногда и в минус, а имели нормальную прибыль и зарабатывали деньги, которые могли впоследствии заплатить своему персоналу и развиваться дальше.

Потенциал интереса к витринам интернет-магазинов постоянно растет, это можно проследить по росту числа запросов в теме продуктов питания к поисковой машине «Яндекс». На рисунке 1 показана статистика поисковой машины «Яндекс» по запросу «творог».

По динамике запросов видно что за год количество запросов увеличилось в 4 раза, а общее количество запросов по разным запросам темы продуктов питания в Интернете сейчас оценивается в 30 млн в месяц [27].

                          

Рис.1. Динамика популярности запроса "Творог"

 

Эти данные свидетельствует о том, что интерес к витринам интернет-магазинов постоянно растет.

Преимущества Интернета как канала продаж стали очевидны крупным российским торговым сетям, так с середины 2009 года, помимо «Седьмого континента», еще одна московская сеть супермаркетов, «Азбука вкуса», стала активно развивать продажу продуктов питания через интернет, несмотря на то, что традиционным продуктовым сетям по-прежнему выгоднее, когда покупатель приходит за продуктами в традиционный магазин, так как в этом случае выше доля незапланированных покупок.

В настоящий момент единственный игрок, для которого продажа продуктов питания в режиме онлайн является основным бизнесом, это сеть «Утконос»: свыше 70% всех заказов этой торговой сети идет через интернет. Своим ассортиментом он схож с МЕТРО Кэш энд Керри. За год — с мая 2009 года по май 2010‑го —рост его интернет продаж составил 65% [32].

Для торговых сетей интернет-торговля является дополнительным каналом продаж и отражает стремление торговых сетей не упустить возможностей на стремительно развивающемся и перспективном интернет-рынке.

Таким образом интернет магазины - весьма перспективный вид торговли, который не стоит на месте, а постоянно развивается и в любом случае, часть торговли продуктами питания через несколько лет переместится в Интернет.

Экономическая эффективность (Э) построения системы электронной торговли предприятия на основе web-сервера в среде Интернет может быть определена как отношение результата, получаемого от ее применения (Еn), к затратам, связанным с разработкой и эксплуатацией системы (ЕЗ):

Э = Еn / ЕЗ.

Полные затраты при этом составляют

ЕЗ = К + СЭ,

где К - суммарные капитальные вложения на проектирование системы, на приобретение необходимых составляющих и ее реализацию; СЭ - эксплуатационные расходы.

Источники затрат можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы. К единовременным капитальным затратам можно отнести:
- инвестиции на первоначальный анализ и планирование;

- стоимость необходимого оборудования в виде web-сервера;

- стоимость программного обеспечения;

- вложения на организацию линий связи и сопутствующее оборудование, стоимость вспомогательного оборудования, например, компьютерной техники для обновления информации на web-сервере, его дизайна или для выполнения функций по обеспечению работоспособности web-сервера;
- инвестиции на подготовку и переподготовку кадров, в случае, если какие-либо функции по обеспечению работоспособности web-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами предприятия.

К эксплуатационным расходам относятся:

- заработная плата обслуживающего персонала;

- расходы на вспомогательные материалы;

- взносы за доменное имя;

- арендная плата за каналы связи;

- плата провайдеру услуг Интернет за предоставление доступа к web-серверу из Интернет, за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание web-сервера предприятия в случае размещения его у провайдера;
- амортизационные отчисления;

- дополнительные расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна, выполняемых функций;

- расходы на проводимые рекламные кампании и т. д. [28,29].

Присутствие Метро в Интернет посредством web-сервера принесет компании прибыль за счет повышения имиджа торговой марки, продвижения товаров фирмы, привлечения новых потребителей, добавления нового канала распространения продукции, улучшения сервисного обслуживания текущих и потенциальных потребителей.

Как отмечалось ранее в выходные и праздничные дни в МЕТРО Кэш энд Керри существует проблема в нехватке свободных парковочных мест и корзин для покупателей, поэтому для улучшения товароснабжения малых розничных предприятий в Метро нужно предпринять меры по улучшению сложившийся ситуации. А именно увеличить число парковочных мест при помощи строительства многоуровневой парковки или увеличение ее площади, закупки дополнительных корзин.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как известно, в зарубежной практике получили широкое распространение мелкооптовые магазины-склады типа "кэш энд керри", что в буквальном переводе означает "плати и увози". Эти оптовые предприятия появились за рубежом в 30-е годы и сейчас успешно функционируют в США, Франции, Германии, Италии и в других странах. Мелкооптовые магазины-склады ориентированы на мелких потребителей: владельцев ларьков, палаток, лотков, небольших лавок и других розничных продавцов, закупающих товары небольшими партиями. Технология продажи товаров в этих предприятиях проста и весьма эффективна, что обусловило их появление и развитие в России после перехода к рыночной экономике. Зарубежный магазин-склад представляет собой помещение, оборудованное рядами стеллажей. Покупатель имеет доступ ко всем запасам товаров. На нижних ярусах стеллажей товар выложен свободно, открыто, чтобы удобнее было рассмотреть и отобрать то, что необходимо покупателю. Доставка покупок к месту назначения производится покупателем.

Закупки для магазинов-складов ведутся только с промышленных предприятий по прямым связям, что позволяет реализовать товары покупателям по более низким ценам.

В настоящее время существуют американский и европейский варианты cash & carry, и они имеют существенные отличия. В связи с тем, что мелкая торговля в США практически отсутствует, классические магазины такого формата там не настолько востребованы, как в Европе. Поэтому в США в магазинах cash & carry зачастую совершают покупки не только небольшие компании, но и частные лица. При этом уровень наценок, как для частного покупателя, так и для владельцев собственного бизнеса, одинаков. В Европе же магазины такого формата ориентированы на мелкооптовых покупателей и работают в основном по карточному принципу регистрации клиентов. В США пионером cash & carry является сеть Sam’s club, входящая в холдинг Wal–Mart, в Германии — Metro AG.

Однако, российские магазины cash & carry несколько отличаются от канонических торговых предприятий этого формата, так как отечественные предприниматели не придают большого значения чистоте формата.

По данным аналитиков, целевой аудиторией российских магазинов cash & carry в 70 % случаях являются частные лица, тогда как на западе пропорция является обратной — частных лиц в cash & carry всего 30 %. Поэтому в России магазины формата cash & carry становятся не столько альтернативой мелкооптовым рынкам, сколько серьезным конкурентом рознице.

Вторым существенным отличием российских магазинов cash & carry от их зарубежных аналогов является наличие производственных цехов, предлагающих клиентам салаты, мясные и рыбные полуфабрикаты. Предприятия этого формата таким образом стремятся привлечь частных покупателей.

Третье отличие российских магазинов cash & carry от зарубежных аналогов можно считать истинно отечественным «изобретением», появившимся благодаря смешению форматов (cash & carry и дискаунтер или cash & carry и гипермаркет). Так, некоторые отечественные магазины формата cash & carry торгуют и оптом, и в розницу, причем имеют два варианта цены — для оптовиков и частных покупателей. Основоположником такой торговли стала сеть «Мегамарт».

Еще одной особенностью магазинов формата cash & carry в России является причина, по которой некоторые предприниматели обращаются к этому сегменту рынка — это диверсификация рисков. Нередко магазин cash & carry открывают оптовые компании («Юнилэнд», «Пирамида» и др.), которые имеют возможность приобретать товары крупными партиями и с большими скидками у других поставщиков или производителей либо являются дистрибьюторами некоторой продукции.

Учитывая особенности российских магазинов cash & carry, можно сделать вывод, что отечественный рынок торговых предприятий формата cash & carry развивается по американскому сценарию.

Наиболее развитой сетью cash & carry в России является сеть магазинов Metro Cash & Carry (компания Metro Group, Германия). Metro можно считать международным лидером в сфере мелкооптовых центров самообслуживания. В настоящее время компания работает в 27 странах.

Второй по количеству магазинов в сети и по времени работы на российском рынке является сеть торговых комплексов «ЛЕНТА», имеющая 9 магазинов в Санкт–Петербурге, в Новосибирске. Однако сейчас «ЛЕНТА» отошла от формата сash & сarry в его чистом виде и следует формату Wholesale Club (клуб оптовой покупки) с большей ориентацией на розничного покупателя. Этот формат подразумевает комбинацию оптовой и розничной продажи с большим ассортиментом, представленным в торговых залах складского типа.

Не менее популярен формат cash & carry и в Сибири. Здесь магазины этого формата работают в Омске («Геомарт»), Челябинске («Молния»), Кемерово («Палата»), Новосибирске («Гигант»).

В курсовой на примере организации «Metro Cash & Carry» была рассмотрена роль мелкооптовых магазинов-складов самообслуживания в товароснабжении предприятий малого бизнеса. В «Metro Cash & Carry» были выявлены некоторые проблемы  в товароснабжении предприятий малого бизнеса – это нехватка свободных парковочных мест и корзин для покупателей в выходные и праздничные дни. Для повышения эффективности товароснабжения предприятий малого бизнеса, были предложены следующие рекомендации:

· ввести интернет-торговлю, где Метро начнет принимать заказы и доставлять товары через интернет российским клиентам. Такая услуга будет доступна только клиентам Метро, обладателям карты магазина, сумму заказа следует ограничить а доставку сделать в таком случае бесплатной;

· увеличить число парковочных мест при помощи строительства многоуровневой парковки или увеличение ее площади, закупки дополнительных корзин.

Предложенные рекомендации повысят эффективность товароснабжения предприятий малого бизнеса, принесут компании дополнительную прибыль добавит  новый канал распространения продукции, улучшится сервисное обслуживание текущих и потенциальных потребителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

2. Федеральный закон от 28.07. 2009 №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в российской Федерации».

3. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность. Минск.:Высшая школа. 2005.- 352с.

4. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: Учебно-практическое пособие. /Е. А. Голиков. – М.: Издательство «Экзамен», 2003. – 352с.

5. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. Учебник для вузов. 2004.-698с.

6. Ибрагимов Л. А. Инфраструктура товарного рынка.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:ЮНИТИ-ДАНА,2008.-359с.

7. Короткова Т. Л. Коммерческая деятельность. М.: Финансы и статистика, 2007.- 415с.

8. Минько Э. В., Минько А. Э. Основы коммерции, М.: "ЮНИТИ", 2007. -512с.

9. Оптовая торговля /Под ред. А.Г. Роминой. – Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2002. – 220с.

10.  Организация коммерческой деятельности, / Под ред. Брагина Л. А., М.: "Академия", 2007.- 172с.

11.  Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИДАНА 2006.- 623с.

12.  Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. – М.: Маркетинг, 2000. – 579с.

13.  Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность. Учебник для вузов 2007. -503с.

14.  Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.- 428с.

15.  Синецкий Б.Н. Основы коммерческой деятельности. Учебник. - М.: Юрист 2007. -659с.

16.  Синяева И.М. Коммерческая деятельность в сфере товарного обращения. М.: "ЮНИТИ", 2005. -368с.

17.  Тютюшкина Г.С. Организация коммерческой деятельности предприятия: Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2006. - 132с.

18.  Сайт Metro Сash & Сarry. http://www.metro-cc.ru/servlet/PB/menu/1102560_l7/index.html.

19.  Обухова Н. Кое-что о Метро// Новости торговли.- 2002.- Апрель,с. 42-43.

20.  Научный журнал «Вестник РГТЭУ» №9 (36) Москва 2009

21.  Ежедневная деловая газета РБК daily. Мелкооптовый интернет./ http://www.rbcdaily.ru/2010/06/24/market/489106. (24.06.2010).

22.  Интернет газета Гарри Каспарова. Интернет-торговля вчера и сегодня. http://www.kasparov.ru/material.php?id=4BA3D749765F4. (22.03.10).

23.  Уже не склад, еще не магазин /http://www.4retail.ru/articles/ (31.07.2008).

24.  Шопинг для магазинов /http://www.tovr.ru/articles/aid/689/ (февраль, 2006).

25.  Интернет-торговля в 2009 году: цифры и факты. http://www.oborot.ru/article/439/24 (15.01.10).

26.  Интернет торговля в переходном периоде. http://www.prime-tass.ru/news/articles/-201/%7BBED617B4-516F-4AC4-9D42-552D7E3C636A%7D.uif (29.10.2010).

27.  Будущее за продуктовыми интернет-магазинами «шаговой доступности» http://ruformator.ru/news/article05970/default.asp. (28.08.09)

28.  GetInfo.ru «Эффективность Интернет-проекта» http://www.getinfo.ru/article201.html.

29.  Жуков Н. Г. “Бизнес от и до. Как выйти в сеть и не попасться в сети”. http://business.rin.ru/cgi-bin/search.pl?action=view&num=341776&razdel=13&w=0#.

30.  Материал из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/METRO.

31. Аналитический отчет. Розничные продовольственные сети в России: текущее состояние и перспективы развитии.Москва. Июль 2008г.

32.  Исследование PricewaterhouseCoopers: «Интернет-торговля в России. Продвижение компаний в социальных медиа». http://gtmarket.ru/news/media-advertising-marketing/2010/03/15/2538 (15.03.2010).

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: