МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Для выполнения контрольной работы по дисциплине
«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»
для студентов специальности 190901 Системы обеспечения движения поездов
специализации «Электроснабжение железных дорог»
заочной формы обучения
Иркутск 2018
УДК 338:621.331
Составитель:
Н.Н. Григорьева, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на железнодорожном транспорте»
В методических указаниях изложены основные понятия и методика определения экономической эффективности внедрения мероприятий по электрификации железнодорожного участка.
Предназначаются студентам заочной формы обучения для выполнения контрольной работы и экономической части дипломного проекта по специальности 190901 «Системы обеспечения движения поездов» специализации «Электроснабжение железных дорог».
Табл. 5. Библиогр.: 5 назв.
Оглавление
|
|
Введение 4
1.1. Задание к курсовой работе 5
Методические указания 8
2.1. Расчет технико-эксплуатационных показателей по вариантам
электрической тяги на переменном и постоянном токе 8
2.2. Расчет стоимостных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе
2.3. Расчет приведенных строительно-эксплуатационных затрат и годового сравнительного экономического эффекта 11
Библиографический список 21
ВЕДЕНИЕ
Железнодорожный транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики. Он играет ключевую роль в обеспечении транспортных потребностей населения и перемещения продуктов хозяйственной деятельности предприятий.
Основная задача эксплуатации железных дорог - выполнение плана перевозок с минимальными затратами средств и максимально возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.
На железнодорожном транспорте при организации эксплуатационной работы необходимо учитывать теснейшую связь и взаимодействие всех его отраслей и производственных коллективов, занятых обеспечением перевозочного процесса.
|
|
Важное место в эксплуатационной работе отводится оборудованию железных дорог устройствами электроснабжения.
Устройства электроснабжения позволяют увеличить пропускную и провозную способность железной дороги, скорость движения поездов, повысить производительность и улучшить условия труда работников железной дороги и, следовательно, снизить себестоимость перевозок.
В настоящее время возросли требования к технико-экономическому обоснованию проектных решений. Ни одно техническое решение, не имеющее экономического обоснования, не принимается для практического осуществления.
Инженер должен владеть методами технико-экономических расчетов и навыками экономического анализа.
В данной контрольной работе предлагается выполнить расчеты технико-экономического обоснования вариантов электрификации железнодорожного участка, а также выбрать наиболее эффективный вариант предложенных мероприятий и помочь студенту правильно выполнить экономическую часть дипломного проекта.
Выполнение контрольной работы дает студентам необходимые практические навыки выполнения технико-экономических расчетов и закрепляет знания по курсу «Эффективность инвестиционных проектов».
Задание к контрольной работе по теме
«Определение сравнительной экономической эффективности электрификации железнодорожного участка на переменном однофазном токе промышленной частоты и на постоянном токе»
Двухпутный железнодорожный участок, оснащенный автоблокировкой, осуществлял перевозочный процесс с использованием тепловозной тяги. Его пропускная и провозная способность при тепловозной тяге исчерпана.
Для освоения грузооборота проектируются два варианта технического решения, включающие электрификацию на переменном токе напряжением 25 кВ или на постоянном токе напряжением 3 кВ (при переменном токе – электровоз ВЛ80С, постоянном токе – ВЛП).
При выполнении работы принять, что электровозы обращаются на всей эксплуатационной длине участка, а локомотивные бригады работают на более коротких плечах.
Все технико-экономические расчеты производить только для грузового движения. На участке соблюдать равенство вагонопотоков в прямом и обратном направлениях.
Номер варианта соответствует двум последним цифрам шифра студента: тонно-км брутто и длина участка – последней, остальные показатели – предпоследней цифрам.
Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в таблицах 1 – 4.
Контрольная работа состоит из следующих разделов:
1. Введение.
2. Основные положения определения сравнительной экономической эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте.
3. Определение эксплуатационных расходов.
4. Расчет приведенных строительно-эксплуатационных затрат и годового экономического эффекта.
5. Выводы по результатам расчетов.
1. Расчет технико-эксплуатационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе.
Требуется определить при условии применения переменного и постоянного токов на линии следующие показатели:
- линейный пробег локомотивов;
- общий пробег локомотивов;
- среднесуточный пробег локомотивов;
- потребность в локомотивах;
- потребность в грузовых вагонах;
- расход электрической энергии для тяги поездов;
- количество локомотивных бригад.
Исходные данные для расчета технико-эксплуатационных показателей приведены в табл. 1.
Таблица 1
Исходные данные для расчета технико-эксплуатационных показателей
Показатель | Варианты | |||||||||||
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |||
Тонно-километры брутто на участке обслуживания локомотивных бригад, млн. т-км | 16 200 | 15 800 | 17 100 | 16 800 | 17 050 | 16 800 | 16 700 | 17 100 | 15 900 | 16 100 | ||
Длина участка обслуживания локомотивных бригад, км | 260 | 250 | 255 | 265 | 250 | 255 | 260 | 265 | 250 | 255 | ||
Длина участка обращение локомотивов, км | 520 | 500 | 510 | 530 | 500 | 510 | 520 | 530 | 500 | 510 | ||
Средний вес поезда брутто, т
| 5 800 | 5 800 | 5 900 | 5 850 | 5 950 | 5 870 | 5 940 | 5 750 | 5 930 | 5 870 | ||
5 000 | 5 600 | 5 720 | 5 696 | 5 540 | 5 570 | 5 620 | 5 000 | 5 680 | 5 570 | |||
Коэффициент вспомогательного линейного пробега, % | 14 | 13 | 15 | 16 | 15 | 17 | 15 | 16 | 14 | 15 | ||
Коэффициент условного пробега, % | 7 | 6 | 7 | 5 | 6 | 7 | 6 | 5 | 7 | 6 | ||
Эксплуатационная длина линии, км | 560 | 570 | 580 | 595 | 545 | 555 | 563 | 565 | 571 | 573 | ||
Участковая скорость, км/ч | 38 | 37 | 39 | 38 | 37 | 39 | 38 | 39 | 37 | 38 | ||
35 | 34 | 36 | 35 | 34 | 35 | 36 | 36 | 35 | 36 | |||
Норма расхода электроэнергии на 10 000 т-км брутто, кВт | 130 | 132 | 133 | 134 | 131 | 129 | 128 | 129 | 131 | 133 | ||
122 | 124 | 123 | 124 | 119 | 120 | 121 | 122 | 124 | 125 |
В таблице 1 данные по числителю для переменного тока
по знаменателю для постоянного тока
2. Расчет стоимостных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токах.
Требуется определить:
1) капитальные затраты на приобретение подвижного состава и электрификацию железнодорожной линии, а также стоимость грузов, находящихся «на колесах».
2) годовые эксплуатационные расходы на:
- оплату труда локомотивных бригад, работников по обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения;
- отчисления на социальные нужды;
- техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;
- техническое обслуживание и ремонт устройств электроснабжения;
- экипировку локомотивов;
- амортизационные отчисления;
- электроэнергию;
- прочие расходы.
3. Расчет приведенных строительно-эксплуатационных затрат и годового экономического эффекта.
2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Во введении кратко изложить преимущества электрификации железных дорог и особенности электрификации на постоянном и переменном токе.
2.1. РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВАРИАНТАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ НА ПЕРЕМЕННОМ И ПОСТОЯННОМ ТОКАХ
Объем работы в тонно-км брутто в пределах участков обслуживания локомотивными бригадами задается по вариантам.
|
|
Локомотиво-км во главе поездов MS в пределах участков обслуживания локомотивных бригад рассчитываются по формуле
(1)
Средний вес поезда Q принимается по вариантам. Линейный пробег локомотивов состоит из пробега во главе поездов и вспомогательного линейного пробега, к которому относятся одиночное следование, двойная тяга, подталкивание и работа электровозов по системе многих единиц. Он определяется в процентном отношении к пробегу во главе поездов (см. табл. 1)
(2)
. (3)
Общий пробег локомотивов (на участке обращения локомотивных бригад) складывается из линейного и условного пробегов, которые определяются также в процентном отношении к пробегу во главе поездов,
, (4)
. (5)
Линейный и общий пробеги определяются как в пределах обслуживания локомотивных бригад, так и в пределах участков обращения локомотивов. Так как длина участка обращения локомотивов в 2 раза превышает длину участка обслуживания локомотивных бригад, линейный и общий пробеги на участке обращения локомотивов увеличиваются в 2 раза:
, (6)
. (7)
Оборот локомотива, ч
, (8)
где - длина участка обращения локомотивов, км;
- простой локомотива в основном депо (принять 2,5 ч);
- простой локомотива в оборотном депо (принять 1,5 ч);
- простой локомотива в пунктах смены бригад (принять 0,41 ч);
n - количество остановок по смене локомотивных бригад за полный
оборот (принять n = 2).
Среднесуточный пробег электровоза, км / сут
. (9)
Эксплуатируемый парк локомотивов определяется делением локомотиво-км линейного пробега на участке обращения локомотивов (увеличенном в 2 раза) на среднесуточный пробег локомотивов и 365 суток:
. (10)
Потребность в вагонах, находящихся в пути,
, (11)
где Σрℓн – тонно-километры нетто на участке обращения локомотивов (Σрℓн = Σрℓбр /1,55) млн. т-км за год;
Пв – среднесуточная производительность вагона, т-км нетто (принять для всех вариантов Пв = 8 700 т-км нетто).
Количество рабочих локомотивных бригад при сменном обслуживании локомотивов
, (12)
Чсп=Чяв·Кзам, (13)
где ΣМSлин – линейный пробег локомотивов за год на участке обслуживания локомотивными бригадами, км;
– пробег одной бригады за месяц, км;
2 – состав бригады (машинист и помощник машиниста);
Кзам – принять равным 1,18.
Пробег одной бригады за месяц
, (14)
где ℓбр – длина участка обслуживания локомотивными бригадами, км;
k – количество поездок бригады в месяц.
, (15)
где tмес – среднее количество часов работы за месяц, ч;
. (16)
Величину tдоп принять равной 1 ч за поездку.
Расход электроэнергии на тягу поездов рассчитывается исходя из объема работы в тонно-километрах брутто на участке обслуживания локомотивными бригадами Σрℓбр и нормы расхода электроэнергии Нэ на измеритель 10 000 т–км брутто (см. табл. 1)
(17)
2.2. РАСЧЕТ СТОИМОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВАРИАНТАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ НА ПЕРЕМЕННОМ И ПОСТОЯННОМ ТОКАХ
Таблица 2
Исходные данные для расчета капитальных вложений по вариантам электрификации
Показатель | Переменный ток | Постоянный ток |
Средняя цена одного грузового вагона наличного парка, руб. | 1500 000 | 1500 000 |
Цена электровоза, руб. | 30 000 000 | 22 000 000 |
Стоимость электрификации двух- путной линии, руб. / км эксплуата- ционной длины: | ||
сооружение контактной сети | 270 000 | 335 000 |
реконструкция линий связи | 153 600 | 99 000 |
реконструкция устройств СЦБ | 57 600 | 49 300 |
Энергоучастки и прочие устройства | 198 000 | 198 000 |
Сооружение тяговых подстанций | 537 000 | 768 000 |
2.2.1. Расчет единовременных затрат
Единовременные (капитальные) затраты по элементам включают следующие параметры:
– стоимость парка электровозов;
– стоимость вагонного парка.
Стоимость парка электровозов определяется по формуле
, (18)
где – цена одного электровоза, руб. (см. табл. 2);
Мэ – эксплуатируемый парк электровозов, ед.;
= 1,2 – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в резерве;
0,05 – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в ремонте.
Капитальные затраты на вагонный парк определяются по рассчитанному ранее потребному парку вагонов Σnраб и средней цене одного вагона (см. табл. 2)
. (19)
Капитальные затраты на электрификацию участка рассчитываются по стоимости укрупненных элементов сметы электрификации 1 км эксплуатационной длины (сооружение контактной сети, реконструкция линий связи, реконструкция устройств СЦБ и т.д. (см. табл. 2)) и общей протяженности участка (см. табл. 1).
В итоге необходимо рассчитать общую сумму капитальных затрат на переменном и постоянном токах. Так как варианты развития линии различаются по скорости доставки грузов, то в расчетах следует учесть влияние способа электрификации на оборотные средства других отраслей народного хозяйства («грузы в пути»).
Стоимость «грузов в пути»
, (20)
где Ц – средняя цена 1 т груза в пути следования (10 000 руб.).
Отвлеченные оборотные средства других отраслей хозяйства выше при постоянном токе из-за более низкой участковой скорости движения. Стоимость «грузов в пути» прибавляется к капитальным (единовременным) затратам по вариантам.
2.2.2. Расчет эксплуатационных расходов по вариантам электрификации
Расходы на электроэнергию для тяги поездов определяются по рассчитанной общей потребности в электроэнергии по вариантам систем тока (З)- см. табл. 1) и цене 1 кВт-часа электроэнергии (Ц= 2,58 руб)
. (21)
Расходы на оплату труда локомотивных бригад включают затраты на оплату труда явочного контингента машинистов и помощников машинистов и оплату труда за непроработанное время (очередной и другие отпуска, выполнение государственных и общественных обязанностей и др.). Оплата труда персонала за непроработанное время ОНВ принимается равной 10 % от .
(22)
Общая сумма на оплату труда рабочих локомотивных бригад
. (23)
Расходы на оплату труда явочного контингента локомотивных бригад получают умножением среднемесячной заработной платы на явочный контингент отдельно машинистов и помощников машинистов и на 12 месяцев
. (24)
В курсовой работе принять, что труд локомотивных бригад оплачивается по сдельно-премиальной системе. Сдельный приработок планируется исходя из перевыполнения нормы на 10 %.
Согласно Положению о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов ОАО «РЖД» месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемая по первому уровню (не связанного с движением поездов) оплаты труда. Тарифная ставка локомотивным бригадам с учетом индексации устанавливается за 1 час.
Месячную тарифную ставку машинистов и их помощников рассчитывают по формуле
, (25)
где – тарифный коэффициент - разряда;
– часовая тарифная ставка 1 разряда на 1 марта 2018 года составляет 48,84 руб.
tмес- норма часов в месяц на 2018 год равна 164 часа
Тарифные коэффициенты приведены в табл. 3.
Таблица 3
Тарифные коэффициенты
Разряды оплаты труда | 4 уровень тарифные коэффициенты | |
машинисты локомотивов | помощники машинистов локомотивов | |
8 разряд | 2,88 | |
11 разряд | 3,8 |
В среднемесячную заработную плату помимо месячной тарифной ставки () и приработка () в включаются:
– доплата за работу в праздничные дни ();
– доплата за работу в ночное время ();
– надбавка за класс квалификации машинистам и за право управления локомотивом помощникам машинистов ();
– премия по фонду заработной платы (П);
– районный коэффициент (РК);
– северный коэффициент (Сев).
Среднемесячная заработная плата рассчитывается по формуле
(26)
Сдельный приработок определяется по формуле
. (27)
Доплата за работу в ночное время за каждый час ночной работы доплачивается 35 % от часовой тарифной ставки . Это увеличивает месячную тарифную ставку на 11,78 %, т.е.
(28)
Доплата за работу в праздничные дни планируется в размере 2,2 % от сдельного заработка () или тарифной ставки повременщиков()
(29)
или
. (30)
Надбавка за класс квалификации устанавливается машинистам – 20 % и за право управления локомотивом помощникам машинистов – 10 % от .
(31)
(32)
Премия устанавливается в размере 30 % от сдельного приработка, тарифной ставки или оклада (в зависимости от формы оплаты труда) с учетом доплат за работу в ночное время, праздничные дни, класс квалификации
. (33)
Районный (РК) и северный (Сев) коэффициенты установлены в размере 30% от с учетом всех доплат и премий:
(34)
(35)
Отчисления на социальные нужды составляет 30,4 % от фонда заработной платы
. (36)
Расходы на ремонт локомотивов рассчитываются по норме эксплуатационных расходов на ремонт и техническое обслуживание на 1 км пробега локомотивов (табл. 4) и общему пробегу локомотивов на участке их обращения.
(37)
Таблица 4
Исходные данные для расчета эксплуатационных расходов по вариантам электрификации
Показатель | Переменный ток | Постоянный ток |
Расходы на содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения, руб./год на 1 км развернутой длины | 36 930 | 51 240 |
Расходы на все виды ремонта электровоза, руб. / км пробега | 8 100 | 13 220 |
Стоимость экипировки электровоза с учетом затрат на материалы, смазку, а также содержание и ремонт экипировочных устройств, руб./1000 локомотиво – км | 220 | 220 |
Расходы на экипировку локомотивов рассчитываются по норме эксплуатационных расходов на 1 000 км пробега Нэк (см. табл. 4) и общему пробегу на участке обращения локомотивов
(38)
Расходы на содержание и ремонт вагонов определяются по норме расходов на один вагон в год и количеству вагонов В (норму расходов на один вагон принять 170 руб.)
. (39)
Расходы на содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения определяются по развернутой длине участка и заданной норме расходов на 1 км линии в год (см. табл. 4).
Для двухпутного участка развернутая длина участка принимается равной эксплуатационной длине, умноженной на коэффициент 2.
Амортизационные отчисления на полное восстановление локомотивов определяются по стоимости локомотивов и норме амортизационных отчислений, которая принимается равной 3,3 %,
. (40)
Амортизационные отчисления на полное восстановление вагонов определяются также по стоимости вагонов К и норме амортизационных отчислений (4%)
. (41)
Расчет эксплуатационных расходов заканчивается определением общей суммы эксплуатационных расходов по вариантам электрификации на переменном и постоянном токах.
2.3. РАСЧЕТ ПРИВЕДЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ И ГОДОВОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА
Приведенные строительно-эксплуатационные затраты определяются для условий применения переменного и постоянного тока
(42)
где Э – эксплуатационные расходы за год, тыс. руб.;
Ен = 0,125 – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
К – капитальные вложения (единовременные затраты), тыс. руб.;
М – стоимость «грузов в пути», тыс. руб.
Годовой экономический эффект от применения одного варианта по сравнению с другими равен разнице соответствующих показателей приведенных затрат.
В конце курсовой работы выполняется анализ всех рассчитанных показателей и делаются выводы. Для анализа вариантов составляется таблица технико-экономических показателей (табл. 5).
Таблица 5
Технико-экономические показатели вариантов электрификации железнодорожного участка при переменном и постоянном токах
Показатель |
Ед. изм.
| Вид тока | Сравнение показателей | ||
Перемен-ый | постоян- ный | абсолют- ное +, - | относительное, % | ||
Технико-эксплуатационные показатели: | |||||
Участковая скорость | км/ч | ||||
Средний вес поезда брутто | т | ||||
Оборот локомотива | ч | ||||
Среднесуточный пробег локомотива | км | ||||
Капитальные затраты всего в том числе: | тыс. руб. | ||||
Стоимость локомотивов | Та же | ||||
Стоимость вагонов | -“- | ||||
Стоимость электрификации | -“- | ||||
Эксплуатационные затраты всего, в том числе: | |||||
-“- | |||||
Расходы на электроэнергию для тяги поездов | |||||
-“- | |||||
Оплата труда локомотивных бригад | -“- | ||||
Отчисления на социальные нужды | -“- | ||||
Расходы на ремонт локомо- тивов | -“- | ||||
Расходы на экипировку локомотивов | -“- | ||||
Расходы на содержание и ремонт вагонов | -“- | ||||
Расходы на содержание, ре- монт и электрификацию устройств электроснабжения | -“- | ||||
Амортизация локомотивов | -“- | ||||
Амортизация вагонов | -“- | ||||
Приведенные затраты | -“- | ||||
Годовой экономический эффект | -“- |
По результатам расчетов сделать вывод об экономически выгодном варианте.
Библиографический список
1. Экономика железнодорожного транспорта: учебник для вузов ж.д. транспорта / Под ред. Н.П. Терешиной и др. – М.: УМК. МПС России, 2001 г. – 583 с.
2. Дмитриев В.А. Народнохозяйственная эффективность электрификации железных дорог и применения тепловозной тяги / В.А. Дмитриев. – М.: Транспорт, 1980. – 262 с.
3. Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно – технического прогресса на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 1991. – 240 с.
4. Справочник по экономической оценке показателей эксплуатационной работы ВСЖД и регионов дороги – Иркутск, 2005.
Компьтерная версия Н.Н. Григорьева
Формат 60х84/16. Печать плоская
Усл. печ. л. – 1,3. Уч.–изд.л. –
План 2018 г. Тираж – экз.
Заказ
Типография ИрГУПСа, г. Иркутск, ул. Чернышевского,1