Задание к контрольной работе по теме

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Для выполнения контрольной работы по дисциплине

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

для студентов специальности 190901 Системы обеспечения движения поездов

специализации «Электроснабжение железных дорог»

заочной формы обучения

Иркутск 2018


УДК 338:621.331

 

 

 

Составитель:

Н.Н. Григорьева, к.э.н., доцент кафедры «Экономика и управление на железнодорожном транспорте»

 

В методических указаниях изложены основные понятия и методика определения экономической эффективности внедрения мероприятий по электрификации железнодорожного участка.

Предназначаются студентам заочной формы обучения для выполнения контрольной работы и экономической части дипломного проекта по специальности 190901 «Системы обеспечения движения поездов» специализации «Электроснабжение железных дорог».

 

 

Табл. 5. Библиогр.: 5 назв.

 

 

                                     

 

 

            

 

Оглавление

 

 

  Введение                                                                                                 4

1.1. Задание к курсовой работе                                                                   5

Методические указания                                                                               8 

2.1. Расчет технико-эксплуатационных показателей по вариантам  

 электрической тяги на переменном и постоянном токе                          8

2.2. Расчет стоимостных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе                                                               

2.3. Расчет приведенных строительно-эксплуатационных затрат и годового сравнительного экономического эффекта                                                          11

Библиографический список                                                                       21

 

 

ВЕДЕНИЕ

 

Железнодорожный транспорт - одна из важнейших базовых отраслей экономики. Он играет ключевую роль в обеспечении транспортных потребностей населения и перемещения продуктов хозяйственной деятельности предприятий.

Основная задача эксплуатации железных дорог - выполнение плана перевозок с минимальными затратами средств и максималь­но возможной быстротой при обеспечении безопасности движения поездов.

На железнодорожном транспорте при организации эксплуата­ционной работы необходимо учитывать теснейшую связь и взаимо­действие всех его отраслей и производственных коллективов, заня­тых обеспечением перевозочного процесса.

Важное место в эксплуата­ционной работе отводится оборудованию железных дорог устройствами электроснабжения.

Устройства электроснабжения позволяют увеличить пропускную и провозную способность железной дороги, скорость движения поездов, повысить производительность и улучшить условия труда работников железной дороги и, следовательно, снизить себестоимость перевозок.

В настоящее время возросли требования к технико-экономическому обоснованию проектных решений. Ни одно техническое решение, не имеющее экономического обоснования, не принимается для практического осуществления.

Инженер должен владеть методами технико-экономических расчетов и навыками экономического анализа.

В данной контрольной работе предлагается выполнить расчеты технико-экономического обоснования вариантов электрификации железнодорожного участка, а также выбрать наиболее эффективный вариант предложенных мероприятий и помочь студенту правильно выполнить экономическую часть дипломного проекта.

Выполнение контрольной работы дает студентам необходимые практические навыки выполнения технико-экономических расчетов и закрепляет знания по курсу «Эффективность инвестиционных проектов».

 


Задание к контрольной работе по теме

 

«Определение сравнительной экономической эффективности электрификации железнодорожного участка на переменном однофазном токе промышленной частоты и на постоянном токе»

 

Двухпутный железнодорожный участок, оснащенный автоблокировкой, осуществлял перевозочный процесс с использованием тепловозной тяги. Его пропускная и провозная способность при тепловозной тяге исчерпана.

Для освоения грузооборота проектируются два варианта технического решения, включающие электрификацию на переменном токе напряжением 25 кВ или на постоянном токе напряжением 3 кВ (при переменном токе – электровоз ВЛ80С, постоянном токе – ВЛП).

При выполнении работы принять, что электровозы обращаются на всей эксплуатационной длине участка, а локомотивные бригады работают на более коротких плечах.

Все технико-экономические расчеты производить только для грузового движения. На участке соблюдать равенство вагонопотоков в прямом и обратном направлениях.

Номер варианта соответствует двум последним цифрам шифра студента: тонно-км брутто и длина участка – последней, остальные показатели – предпоследней цифрам.

Исходные данные для выполнения контрольной работы приведены в таблицах 1 – 4.

Контрольная работа состоит из следующих разделов:

1. Введение.

2. Основные положения определения сравнительной экономической эффективности капитальных вложений на железнодорожном транспорте.

3. Определение эксплуатационных расходов.

4. Расчет приведенных строительно-эксплуатационных затрат и годового экономического эффекта.

5. Выводы по результатам расчетов.

 

1. Расчет технико-эксплуатационных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токе.

Требуется определить при условии применения переменного и постоянного токов на линии следующие показатели:

- линейный пробег локомотивов;

- общий пробег локомотивов;

- среднесуточный пробег локомотивов;

- потребность в локомотивах;

- потребность в грузовых вагонах;

- расход электрической энергии для тяги поездов;

- количество локомотивных бригад.

Исходные данные для расчета технико-эксплуатационных показателей приведены в табл. 1.

 


Таблица 1

Исходные данные для расчета технико-эксплуатационных показателей

Показатель

Варианты

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
 Тонно-километры брутто на участке обслуживания локомотивных бригад, млн. т-км 16 200 15 800 17 100 16 800 17 050 16 800 16 700 17 100 15 900 16 100
 Длина участка обслуживания локомотивных бригад, км 260 250 255 265 250 255 260 265 250 255
 Длина участка обращение локомотивов, км 520 500 510 530 500 510 520 530 500 510

 Средний вес поезда брутто, т

5 800 5 800 5 900 5 850 5 950 5 870 5 940 5 750 5 930 5 870
5 000 5 600 5 720 5 696 5 540 5 570 5 620 5 000 5 680 5 570
 Коэффициент вспомогательного линейного пробега, % 14 13 15 16 15 17 15 16 14 15
 Коэффициент условного пробега, % 7 6 7 5 6 7 6 5 7 6
 Эксплуатационная длина линии, км 560 570 580 595 545 555 563 565 571 573

 Участковая скорость, км/ч

38 37 39 38 37 39 38 39 37 38
35 34 36 35 34 35 36 36 35 36

 Норма расхода электроэнергии на 10 000 т-км брутто, кВт

130 132 133 134 131 129 128 129 131 133
122 124 123 124 119 120 121 122 124 125

 

В таблице 1 данные по числителю для переменного тока

                            по знаменателю для постоянного тока


2. Расчет стоимостных показателей по вариантам электрической тяги на переменном и постоянном токах.

Требуется определить:

1) капитальные затраты на приобретение подвижного состава и электрификацию железнодорожной линии, а также стоимость грузов, находящихся «на колесах».

2) годовые эксплуатационные расходы на:

- оплату труда локомотивных бригад, работников по обслуживанию и ремонту устройств электроснабжения;

- отчисления на социальные нужды;

- техническое обслуживание и ремонт подвижного состава;

- техническое обслуживание и ремонт устройств электроснабжения;

- экипировку локомотивов;

- амортизационные отчисления;

- электроэнергию;

- прочие расходы.

 

3. Расчет приведенных строительно-эксплуатационных затрат и годового экономического эффекта.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Во введении кратко изложить преимущества электрификации железных дорог и особенности электрификации на постоянном и переменном токе.

 

 

2.1.  РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВАРИАНТАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ НА ПЕРЕМЕННОМ И ПОСТОЯННОМ ТОКАХ

 

Объем работы в тонно-км брутто в пределах участков обслуживания локомотивными бригадами задается по вариантам.

Локомотиво-км во главе поездов MS в пределах участков обслуживания локомотивных бригад рассчитываются по формуле

 

                                                                            (1)

 

Средний вес поезда Q  принимается по вариантам. Линейный пробег локомотивов состоит из пробега во главе поездов и вспомогательного линейного пробега, к которому относятся одиночное следование, двойная тяга, подталкивание и работа электровозов по системе многих единиц. Он определяется в процентном отношении к пробегу во главе поездов (см. табл. 1)

                                                                    (2)

                     .                                      (3)

Общий пробег локомотивов (на участке обращения локомотивных бригад) складывается из линейного и условного пробегов, которые определяются также в процентном отношении к пробегу во главе поездов,                       

                   ,                                            (4)

.                                           (5)  

Линейный и общий пробеги определяются как в пределах обслуживания локомотивных бригад, так и в пределах участков обращения локомотивов. Так как длина участка обращения локомотивов в 2 раза превышает длину участка обслуживания локомотивных бригад, линейный и общий пробеги на участке обращения локомотивов увеличиваются в 2 раза:

 

                               ,                                          (6)  

                         .                                            (7)                              

Оборот локомотива, ч

 

         ,                             (8)

где  - длина участка обращения локомотивов, км;

     - простой локомотива в основном депо (принять 2,5 ч);

  - простой локомотива в оборотном депо (принять 1,5 ч);

    - простой локомотива в пунктах смены бригад (принять 0,41 ч);

      n - количество остановок по смене локомотивных бригад за полный

  оборот (принять n = 2).

Среднесуточный пробег электровоза, км / сут

                          .                                               (9)

Эксплуатируемый парк локомотивов определяется делением локомотиво-км линейного пробега на участке обращения локомотивов (увеличенном в 2 раза) на среднесуточный пробег локомотивов и 365 суток:

                            .                                                 (10)

 

Потребность в вагонах, находящихся в пути,

 

                        ,                                                  (11)

 

где  Σрℓн – тонно-километры нетто на участке обращения локомотивов (Σрℓн = Σрℓбр /1,55) млн. т-км за год;

   Пв – среднесуточная производительность вагона, т-км нетто (принять для всех вариантов Пв = 8 700 т-км нетто).

Количество рабочих локомотивных бригад при сменном обслуживании локомотивов

                                ,                                                 (12)

                                Чспяв·Кзам,                                                  (13)

 

где ΣМSлин – линейный пробег локомотивов за год на участке     обслуживания локомотивными бригадами, км;

   – пробег одной бригады за месяц, км;

    2 – состав бригады (машинист и помощник машиниста);

       Кзам – принять равным 1,18.

Пробег одной бригады за месяц

                              ,                                                   (14)

где  ℓбр – длина участка обслуживания локомотивными бригадами, км;

  k – количество поездок бригады в месяц.

 

                                     ,                                                   (15)

где tмес – среднее количество часов работы за месяц, ч;

                           .                                            (16)

Величину tдоп принять равной 1 ч за поездку.

 

 

Расход электроэнергии на тягу поездов рассчитывается исходя из объема работы в тонно-километрах брутто на участке обслуживания локомотивными бригадами Σрℓбр и нормы расхода электроэнергии Нэ на измеритель 10 000 т–км брутто (см. табл. 1)

                                                         (17)

 

2.2. РАСЧЕТ СТОИМОСТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО ВАРИАНТАМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ТЯГИ НА ПЕРЕМЕННОМ И ПОСТОЯННОМ ТОКАХ

                                                                                                     

Таблица 2

Исходные данные для расчета капитальных вложений по вариантам электрификации

 

Показатель Переменный ток Постоянный ток
Средняя цена одного грузового вагона наличного парка, руб. 1500 000 1500 000
Цена электровоза, руб. 30 000 000 22 000 000
Стоимость электрификации двух- путной линии, руб. / км эксплуата-  ционной длины:    
сооружение контактной сети 270 000 335 000
реконструкция линий связи 153 600 99 000
реконструкция устройств СЦБ 57 600 49 300
Энергоучастки и прочие устройства 198 000 198 000
Сооружение тяговых подстанций 537 000 768 000

                                    

 

2.2.1.  Расчет единовременных затрат

 

Единовременные (капитальные) затраты по элементам включают следующие параметры:

– стоимость парка электровозов;

– стоимость вагонного парка.

Стоимость парка электровозов определяется по формуле

 

                                 ,                              (18)

 

где  – цена одного электровоза, руб. (см. табл. 2);

   Мэ – эксплуатируемый парк электровозов, ед.;

 = 1,2 – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в резерве;             

    0,05 – коэффициент, учитывающий электровозы, находящиеся в ремонте.

Капитальные затраты на вагонный парк  определяются по рассчитанному ранее потребному парку вагонов Σnраб и средней цене одного вагона (см. табл. 2)

 

                               .                                         (19)

Капитальные затраты на электрификацию участка рассчитываются по стоимости укрупненных элементов сметы электрификации 1 км эксплуатационной длины (сооружение контактной сети, реконструкция линий связи, реконструкция устройств СЦБ и т.д. (см. табл. 2)) и общей протяженности участка (см. табл. 1).

В итоге необходимо рассчитать общую сумму капитальных затрат на переменном и постоянном токах. Так как варианты развития линии различаются по скорости доставки грузов, то в расчетах следует учесть влияние способа электрификации на оборотные средства других отраслей народного хозяйства («грузы в пути»).

Стоимость «грузов в пути»

 

                     ,                                      (20)

 

где Ц –  средняя цена 1 т груза в пути следования (10 000 руб.).

Отвлеченные оборотные средства других отраслей хозяйства выше при постоянном токе из-за более низкой участковой скорости движения. Стоимость «грузов в пути» прибавляется к капитальным (единовременным) затратам по вариантам.

 

2.2.2.  Расчет эксплуатационных расходов по вариантам электрификации

Расходы на электроэнергию для тяги поездов определяются по рассчитанной общей потребности в электроэнергии по вариантам систем тока (З)- см. табл. 1) и цене 1 кВт-часа электроэнергии (Ц= 2,58 руб)

                                                                                   

                             .                                     (21)

 

Расходы на оплату труда локомотивных бригад включают затраты на оплату труда явочного контингента машинистов и помощников машинистов  и оплату труда за непроработанное время (очередной и другие отпуска, выполнение государственных и общественных обязанностей и др.). Оплата труда персонала за непроработанное время ОНВ принимается равной 10 % от .

                                                            (22)

Общая сумма на оплату труда рабочих локомотивных бригад

                                 .                             (23)

Расходы на оплату труда явочного контингента локомотивных бригад получают умножением среднемесячной заработной платы  на явочный контингент  отдельно машинистов и помощников машинистов и на 12 месяцев

                      .                                 (24)    

В курсовой работе принять, что труд локомотивных бригад оплачивается по сдельно-премиальной системе. Сдельный приработок   планируется исходя из перевыполнения нормы на 10 %.

Согласно Положению о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов ОАО «РЖД» месячная тарифная ставка рабочего первого разряда, оплачиваемая по первому уровню (не связанного с движением поездов) оплаты труда. Тарифная ставка локомотивным бригадам с учетом индексации устанавливается за 1 час.

Месячную тарифную ставку машинистов и их помощников рассчитывают по формуле

                        ,                            (25)

 

где  – тарифный коэффициент - разряда;

      – часовая тарифная ставка 1 разряда на 1 марта 2018 года составляет 48,84 руб.

     tмес- норма часов в месяц на 2018 год равна 164 часа

Тарифные коэффициенты приведены в табл. 3.

Таблица 3

Тарифные коэффициенты

Разряды оплаты

труда

4 уровень

тарифные коэффициенты

машинисты локомотивов помощники машинистов локомотивов
8 разряд   2,88
11 разряд 3,8  

 

В среднемесячную заработную плату помимо месячной тарифной ставки () и приработка () в  включаются:

– доплата за работу в праздничные дни ();

– доплата за работу в ночное время ();

– надбавка за класс квалификации машинистам и за право управления локомотивом помощникам машинистов ();

– премия по фонду заработной  платы (П);

– районный коэффициент (РК);

– северный коэффициент (Сев).

Среднемесячная заработная плата рассчитывается по формуле

    (26)

    Сдельный приработок определяется по формуле

 

                   .                                               (27)

 

Доплата за работу в ночное время за каждый час ночной работы доплачивается 35 % от часовой тарифной ставки . Это увеличивает месячную тарифную ставку на 11,78 %, т.е.

                                                                        (28)

 

Доплата за работу в праздничные дни планируется в размере 2,2 % от сдельного заработка () или тарифной ставки повременщиков()

                                 (29)

или

     .                                                                      (30)

 

   Надбавка за класс квалификации устанавливается машинистам – 20 % и за право управления локомотивом помощникам машинистов – 10 % от .

                                                    (31)

                                                        (32)

Премия устанавливается в размере 30 % от сдельного приработка, тарифной ставки или оклада (в зависимости от формы оплаты труда) с учетом доплат за работу в ночное время, праздничные дни, класс квалификации

      .                       (33)

Районный (РК) и северный (Сев) коэффициенты установлены в размере 30% от  с учетом всех доплат и премий:

(34)                    

(35)                       

Отчисления на социальные нужды составляет 30,4 % от фонда заработной платы

                   .                                                 (36)

 

  Расходы на ремонт локомотивов  рассчитываются по норме эксплуатационных расходов на ремонт и техническое обслуживание    на 1 км пробега локомотивов (табл. 4) и общему пробегу локомотивов на участке  их обращения.

                                                                         (37)

 

 

                  

                                                                                                     Таблица 4

Исходные данные для расчета эксплуатационных расходов по вариантам электрификации

Показатель Переменный ток Постоянный ток
Расходы на содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения, руб./год на 1 км развернутой длины 36 930 51 240
Расходы на все виды ремонта электровоза, руб. / км пробега 8 100 13 220
Стоимость экипировки электровоза с учетом затрат на материалы, смазку, а также содержание и ремонт экипировочных устройств, руб./1000 локомотиво – км 220 220

 

Расходы на экипировку локомотивов рассчитываются по норме эксплуатационных расходов на 1 000 км пробега Нэк (см. табл. 4) и общему пробегу на участке обращения локомотивов

 

                                                        (38)

Расходы на содержание и ремонт вагонов определяются по норме расходов на один вагон в год и количеству вагонов В (норму расходов на один вагон принять 170 руб.)

                               .                                          (39)

 

Расходы на содержание, ремонт и амортизацию устройств электроснабжения определяются по развернутой длине участка и заданной норме расходов на 1 км линии в год (см. табл. 4).

Для двухпутного участка развернутая длина участка принимается равной эксплуатационной длине, умноженной на коэффициент 2.

Амортизационные отчисления на полное восстановление локомотивов определяются по стоимости локомотивов  и норме амортизационных отчислений, которая принимается равной 3,3 %,

 

                              .                                 (40)

 

Амортизационные отчисления на полное восстановление вагонов определяются также по стоимости вагонов К и норме амортизационных отчислений (4%)

 

                                  .                                           (41)

Расчет эксплуатационных расходов заканчивается определением общей суммы эксплуатационных расходов по вариантам электрификации на переменном и постоянном токах.

2.3. РАСЧЕТ ПРИВЕДЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ЗАТРАТ И ГОДОВОГО СРАВНИТЕЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА

Приведенные строительно-эксплуатационные затраты  определяются для условий применения переменного и постоянного тока

                                               (42)

где Э – эксплуатационные расходы за год, тыс. руб.;

   Ен = 0,125 – нормативный коэффициент эффективности капитальных            вложений;       

    К – капитальные вложения (единовременные затраты), тыс. руб.;

    М – стоимость «грузов в пути», тыс. руб.

Годовой экономический эффект от применения одного варианта по сравнению с другими равен разнице соответствующих показателей приведенных затрат.

В конце курсовой работы выполняется анализ всех рассчитанных показателей и делаются выводы. Для анализа вариантов составляется таблица технико-экономических показателей (табл. 5).

    Таблица 5

Технико-экономические показатели вариантов электрификации железнодорожного участка при переменном и постоянном токах

Показатель

 

Ед. изм.

 

Вид тока

Сравнение показателей

Перемен-ый постоян- ный абсолют- ное +, - относительное, %
Технико-эксплуатационные показатели:          
Участковая скорость км/ч        
Средний вес поезда брутто т        
Оборот локомотива ч        
Среднесуточный пробег локомотива км                  
Капитальные затраты всего в том числе: тыс. руб.        
Стоимость локомотивов Та же        
Стоимость вагонов -“-        
Стоимость электрификации -“-        

Эксплуатационные затраты

всего, в том числе:

         
-“-        

Расходы на электроэнергию для тяги поездов

         
-“-        
Оплата труда локомотивных бригад -“-        
Отчисления на социальные нужды -“-        
Расходы на ремонт локомо- тивов   -“-                
Расходы на экипировку локомотивов   -“-                
Расходы на содержание и ремонт вагонов   -“-                
Расходы на содержание, ре- монт и электрификацию устройств электроснабжения -“-        
Амортизация локомотивов -“-        
Амортизация вагонов -“-        
Приведенные затраты -“-        
Годовой экономический эффект -“-        

По результатам расчетов сделать вывод об экономически выгодном варианте.

 

 

Библиографический список

1. Экономика железнодорожного транспорта: учебник для вузов ж.д. транспорта / Под ред. Н.П. Терешиной и др. – М.: УМК. МПС России, 2001 г. – 583 с.

2. Дмитриев В.А. Народнохозяйственная эффективность электрификации железных дорог и применения тепловозной тяги / В.А. Дмитриев. – М.: Транспорт, 1980. – 262 с.

3. Методические рекомендации по определению экономической эффективности мероприятий научно – технического прогресса на железнодорожном транспорте. – М.: Транспорт, 1991. – 240 с.

4. Справочник по экономической оценке показателей эксплуатационной работы ВСЖД и регионов дороги – Иркутск, 2005.

 

Компьтерная версия Н.Н. Григорьева

Формат 60х84/16. Печать плоская

Усл. печ. л. – 1,3. Уч.–изд.л. –

План 2018 г. Тираж – экз.

Заказ

Типография ИрГУПСа, г. Иркутск, ул. Чернышевского,1

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: