Социологический словарь

Абсентеизм - отсутствие индивидов в определенном месте в определенное время и связанное с этим невыполнение соответствующих соц. функций.

Абсентеизм политический - уклонение избирателей от участия в выборах в государственные органы.

Абстракция - момент (этап) познания, основанный на мысленном выделении существенных свойств предмета и отвлечении от других частных его свойств и связей.

Автократия - власть, основанная на полном произволе одного человека или небольшой группы людей.

Автокоммуникация - форма коммуникации, которая замкнута на одном субъекте, выступающем и создателем, и получателем сообщения. То есть сопровождает любую человеческую деятельность в виде внутренней речи, но может протекать и в опредмеченной форме (монолог, дневник и пр.).

Автономия - самостоятельность, определяемость к.-л. явления его внутренними законами (в противоположность гетерономии).

Автономия социальная - возможность самостоятельного выбора и осуществления экон., полит, или культ, деятельности индивидом, группой или организацией.

Авторитаризм - система самовластия, государственный строй, характеризующийся режимом личной власти, диктаторскими методами правления.

Авторитарный стиль лидерства - единоличное управленческое воздействие лидера на подчиненных, основанное на беспрекословном подчинение власти и угрозе санкций.

Авторитет - общепризнанное значение, влияние или "вес", дающее обладающему им человеку (группе, общественной организации, социальному институту) узаконенное право руководить поведением и действиями других людей.

Авторитет - установленное или узаконенное право принимать решения и управлять действиями других людей. Существенная часть авторитета - указанное право ожидать послушания и контролировать его.
Право руководить требовать уступчивости обуславливается согласием подчиненных на уступки и на самостоятельность поведения.

Агрегирование - преобразование модели в модель с меньшим числом переменных или ограничений, т.е. в агрегированную модель, дающую приближенное по сравнению с исходной моделью описание изучаемого объекта или процесса.

Агрегация социальная (от агрегат > лат. aggregatus – присоединенный) - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Агрессия (от лат. aggressio) - враждебная внутренняя установка или враждебный тип действий индивида или группы по отношению к другому индивиду или группе. Агрессия выражается в поведении, направленном на нанесение вреда или ущерба другому как физически, так и морально.

Адаптация - приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды.

Адаптация (от лат. adaptatio - прилаживание, приноравливание) - приспособление самоорганизующейся системы к изменяющимся условиям среды. Пассивное приспособление человека к социальной среде и ее требованиям.

Адаптация культурная - процесс активного приспособления культуры к условиям конкретной окружающей среды, к-рый определяет специфические, характерные черты данной культуры.

Адаптация социальная - вид взаимодействий личности или социальной группы с социально средой, результатом которого становиться согласование самооценок и действий субъекта деятельности с особенностями среды, активное приспособление к ее изменяющимся условиям, посредством изменения стереотипов сознания и поведения, форм социальной организации и регуляции образа жизни, направлений и технологий деятельности.

Адаптация социальная - приспособительные действия личности и социальных групп в соответствии с существующими социальными обстоятельствами.

Адаптация к экстремальной ситуации - совокупность физиологических и социально-психологических реакций личности (группы), носящих общий защитный характер и возникающих в ответ на значительные по силе и продолжительности экстремальные воздействия неблагоприятных фактов (процессов) окружающей природой, техногенной социальной среды.

Адаптационная стратегия поведения - специфическое функциональное, психическое и морально-мотивационное состояние личности, воплощающееся в стремлении активно противостоять экстремальным воздействиям и тем самым активно приспосабливаться к экстремальным условиям жизнедеятельности.

Адаптивность - способность системы приспосабливаться к различным условиям окружающей среды.

Аддитивный индекс - параметр, образуемый посредством сложения показателей, характеризующих различные аспекты одного и того же понятия.

Адекватность - соответствие, совпадение каких-либо параметров, удовлетворительное с точки зрения определенных целей.

Адекватность математического метода - степень соответствия формальной модели, предполагаемой методом, характеру изучаемого с его помощью социологического явления.

Администрация - 1. Иерархия организационных единиц, включающая в себя должностных лиц управления. 2. Процесс принятия и осуществления управленческих решений. 3. Деятельность государства по управлению; совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Администрирование - управление, заведование, умение практически организовывать исполнительно-распределительную и производственную деятельность.

Адресат - получатель; тот, кому в процессах соц. коммуникации направлено определенное сообщение (адрес).

Адресант - отправитель; тот, кто в процессах соц. коммуникации при помощи передачи сообщения (адрес) стремится вызвать определенное поведение у партнера по коммуникации (адресата).

Адрес - 1. Местожительство лица или местонахождение учреждения или предприятия. 2. Сообщение, отправляемое от адресанта к адресату в процессе соц. коммуникации; А. содержит фактическую информацию, а также сообщаемые сознательно или бессознательно сведения об адресанте, образ адресата, оценку сообщения и т. д.

Аккомодация (от лат. accomoda-tio - приспособление) - пассивная форма приспособления к соц. отношениям.

Аккультурация - процесс взаимодействия культур, а также его результат, заключающийся в восприятии одной из них элементов другой культуры или возникновении новой социокультурной системы.

Аксиология (от греч. axios - ценность и logos - учение) - учение о человеческих ценностях, в том числе духовных, материальных, политических, правовых, религиозных ценностях определенных социальных групп (классов, наций и др.) и отдельных личностей. (учение о ценностях, их происхождении, сущности, функциях, типах и видах, интерпретирующее культуру как совокупность всех ценностей, созданных человечеством, как регулятивно-нормативную систему человеческой жизнедеятельности.

Активность - социальное качество личности, воплощенное в способности производить социально значимые действия, проявляющиеся в общении с другими, в совместных и ними (или отдельно от них совершаемых) поступках, делах, в творчестве.

Активность (от латинского activus - деятельный) - деятельность в самом широком смысле слова, один из основополагающих элементов человеческого поведения.

Активность политическая - форма активности социальной, реализуемая в сфере политической деятельности.

Активность социальная - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период.

Акцентуация локуса контроля - четко выраженное стремление личности приписывать ответственности за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный внешний тип) либо собственным способностям и усилиям (интегральный, внутренний тип локуса контроля).

Алгоритм - набор инструкций, задающих последовательность действий для получения некоторой совокупности исходных данных определенного результата.

Алкоголизм - биопсихологическое заболевание, в основе которого лежит сформировавшаяся зависимость человека от алкоголя. Согласно "Международной классификации болезней", алкоголизм - состояние (психологического или обычно также физического), возникающее в результате потребления алкоголя и характеризующееся поведенческими и другими проявлениями которые включают постоянно или периодически, потребность в нем с целью ощущения его соответствующего эффекта, преодоления дискомфорта, связанного с его отсутствием.

Альтруизм - самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

Амальгамизация - биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом (Слияние обществ, союзов, корпораций).

Анализ (от греческого analysis -разложение) - 1) расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; противоположные синтезу; 2) научное исследование.

Анализ временного (динамического) ряда - метод анализа данных, основанный на построении регрессии и ставящий целью установление причинных связей (зависимостей) с помощью упорядочения данных.

Анализ данных - совокупность действий осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных тем или иным образом данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными.

Анализ детерминационный - система методов анализа социологических и социально-экономических данных, в которой задачи обработки и интерпретации ставиться как задачи анализа детерминации.

Анализ документов - совокупность методических приемов, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой для решения исследовательских задач. Выделяются два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ, от английского content-analysis - анализ содержания).

Анализ латентно-структурный - метод вероятно-статистического моделирования, идея которого основана на предположении, что наблюдаемое поведение (например, ответы индивидов на вопросы теста или анкеты) есть внешнее проявление скрытой (латентной) характеристики, присущей индивидам. Задача метода заключается в том, чтобы, изучив наблюдаемое поведение индивидов, вывести эту скрытую характеристику и разделить (классифицировать) индивидов по сходству (равенству) ее значений.

Анализ логлинейный - метод математической статистики применяющийся для изучения многомерных таблиц сопряженности. Он позволяет статистически проверять гипотезу о системе одновременно имеющих место парных и множественных взаимосвязей в группе признаков, измеренных по номинальным шкалам.

Анализ многомерный - раздел математической статистики, посвященный математическим методам, направленным на выявление характера и структуры взаимосвязей между компонентами исследуемого многомерного признака и предназначенным для получения научных и практических выводов.

Анализ причинный - методы моделирования причинных отношений между признаками с помощью систем статистических уравнений, чаще всего регрессионных.

Анализ структурный - метод социологии, позволяющий выяснить значение отдельного социального явления для функционирования и развития определенным образом структурированного социального целого.

Анализ типологический - метод изучения сложных социальных объектов, состоящий в выделении социально значимых, качественно отличных друг от друга, внутренне однородных групп объектов характеризующийся совокупностью признаков произвольной природы. В социологических исследованиях осуществляется посредством операционализация понятий, входящих в его определение, и формализации их на эмпирическом уровне с целью либо построения типологии объектов, либо проверки гипотез с точки зрения ее подтверждения.

Анкета (от франц. Enquete - расследование) - упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме.

Анкетер (Интервьюер) - лицо, осуществляющее сбор эмпирической информации посредством анкетного опроса респондентов.

Анкетирование - одна из основных разновидностей метода социологического опроса, при котором общение между исследователем и респондентом, являющегося источником желательной информации, опосредуется анкетой.

Анкетирование групповое - метод одновременного письменного опроса группы людей, собранных в одном помещении (аудитории) и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры.

Анкетирование индивидуальное - опрос респондента с помощью раздаточной анкеты, осуществляемый в непосредственном контакте исследователя с опрашиваемым, который отвечает на письменные вопросы, при необходимости получая консультацию анкетера, при необходимости получая консультацию анкетера. Чаще всего проводиться по месту жительства.

Анкетирование почтовое - способ распространения анкет по домашним или рабочим адресам с просьбой респондентам вернуть заполненные анкеты исследователю.

Анкетирование прессовое - способ изучения аудитории различных источников информации (радио, телевидения, периодических изданий: газет, журналов и т.п.), основанный на публикации текста анкеты, сопровождаемой просьбой к потенциальным респондентам вернуть заполненный опросник по названому адресу и в назначенный срок.

Аномия - социально-психологическая ситуация, когда одна или более личностей не могут интегрироваться со стабильными основными институтами общества, что приводит к отрицанию наиболее значимых норм доминирующей культуры и к социальным отклонениям, к девиации.

Антецедентная переменная - переменная, которая вызывает изменения в другой переменной, рассматриваемой в рамках данной гипотезы как независимая.

Арбитраж - способ урегулирования трудовых, имущественных, политических, международных конфликтов, при котором соперничающие стороны обращаются к арбитрам (третейским судьям), независимым от них, избираемым самими сторонами или по их соглашению из числа авторитетных лиц, организаций, международных органов.

Ассимиляция - процесс взаимного культурного проникновения через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре (слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, обычаев и т.п.).

Аудитория - социальная общность людей, объединенных взаимодействием с коммуникатором (индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности).

Аутгруппа - группа людей, по отношению к которой индивид не ощущает чувства идентичности или принадлежности. Члены такой группы видятся индивиду как "не мы", или "чужие".

Банк социологической информации - совокупность информации, получаемой и используемой в процессе социологического исследования, а также средств ее получения, обработки, хранения и распространения.

Барьеры коммуникации - помехи, препятствующие нормальному общению между коммуникатором и реципиентом, способные привести к непониманию и конфликтному взаимодействию. По характеру помех Б.К. подразделяются на а) психологические, связанные с отрицательными установками реципиента на коммуникатора. На канал и способ коммуникации, содержание или форму сообщения; б) социальные, обусловленные принадлежностью коммуникатора и реципиента к различным, особенно соперничающим социальным группам, социальными ограничениями доступа отдельных личностей и их общностей (имущественных, национальных и др.) к информации и возможностям ее использования; в) культурные, возникающие главным образом в межнациональной коммуникации, где они могут быть порождены различиями в национальных традициях общения, в системах норм и ценностей.

Бета-вес, или бета-коэффициент - стандартизованный коэффициент частной регрессии, применяемый для сравнения результатов влияния различных независимых переменных на зависимую переменную.

Бланк интервью - вопросник, используемый в очных интервью.

Блокада - любое вмешательство (или обстоятельство), создающее перерыв, преграду в уже начавшемся или намечаемом действии человека.

Брак - юридически санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная устойчивая форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной.

Бюрократия - организация, состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность. Система аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

Быт - сфера повседневной жизнедеятельности людей, ориентированная на удовлетворение материальных потребностей и освоение духовных благ, на общение, отдых и развлечения, складывающаяся под влиянием материального производства, общественных отношений, уровня культуры, этнонациональных особенностей социальных общностях людей.

Валентность - сила предпочтения индивида в отношении какого-либо результата. Каждый рассматриваемый индивидом результат имеет некоторый уровень валентности (или желательности), который колеблется от – 1,0 (весьма нежелательно), до +1,0 (весьма желательно).

Валидность - мера пригодности применяемых в прикладной социологии методики для решения определенных исследовательских задач, степень соответствия переменных и индикаторов эмпирическим данным, позволяющая получать надежные, репрезентативные и достоверные результаты социологического исследования, избегать систематических ошибок.

Верификация (от фр. Verification < лат.verus - истинный + facere - делать) - проверка истинности, установление достоверности. - проверка, эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем их сопоставления с наблюдаемыми объектами.

Взаимодействие - категория, отражающая процессы взаимодействия субъектов друг на друга, их взаимную определенность и порождение одним объектом другого. Это универсальная форма движения, развития. Определяет сущность существования и структурную организацию любой материальной и социальной среды.

Взаимодействие социальное - система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической зависимостью, при которой действие одного субъекта является одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Взаимоисключаемость - свойство мер (показателей), в соответствии с которым каждый данный случай может быть приписан лишь к одной категории.

Взвешенный индекс - индекс, в котором оценки, выставляемые в рамках одной переменной, стандартизируются относительно оценок, выставляемых в рамках какой-то другой переменной, что позволяет проводить обоснованное сравнение между оценками данного индекса для различных случаев.

Власть - одно из понятий социологии политики, определяющее отношение субординации, т.е. многоуровневого подчинения, иерархии. Власть как социологическая категория - способность одних индивидов контролировать действия других.

Власть - форма социальных отношений, характеризующаяся способностью влиять на характер и направление деятельности и поведение людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических и организационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций, насилия.
Социальные отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и (или) группы обладают способностями и возможностями оказывать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои навязывать им свою волю, цели и задачи не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.

Власть - любая, закрепленная социальными отношениями, возможность настаивать на своем, даже при наличии сопротивления, независимо от того, в чем эта возможность выражается. Социальные отношения господства и подчинения, при которых одни индивиды и (или) группы обладают способностями и возможностями оказывать решающее воздействие на других людей или социальные группы и слои и навязывать им свою волю, цели и задачи не только при их согласии, но и вопреки их оппозиции по отношению к властным структурам.

Влияние - способность воздействовать на решение и действия других помимо авторитета, на основании престижа, уважения, привязанности.

Внешнее окружение организации - совокупность физических, социальных, организационных и экономических условий, которые воздействуют прямо или косвенно на деятельность организации.

Внешняя валидность (обоснованность) - вид теоретической валидности, выражающийся в корреляции некоторого показателя (меры) исходного понятия с показателями (мерами) других понятий, согласно теории связанных с исходным.

Внутренняя валидность (обоснованность) - вид теоретической валидности, выражающийся в корреляции нескольких показателей (мер) одного и того же понятия.

Вопрос (в социологической анкете) - специально разработанное вопросительное суждение, адресованное определенной совокупности респондентов и рассчитанное на получение в виде ответов информации, необходимой для решения исследовательской задачи.

Вопрос альтернативный (дихотомический) - разновидность формулировки вопроса в анкете, предлагающая ответы опрашиваемых по выбору из двух альтернативных вариантов в соответствии с принципом "да - нет".

Вопрос закрытый - разновидность формулировки вопроса, ответ на который респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером, т.е. это - вопрос с подсказкой.

Вопрос контрольный - разновидность вопроса в анкете, используемая для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондентов.

Вопрос косвенный - задается в том случае, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на него не будет получено искреннего ответа. Такой вопрос чаще всего выражается в форме: "Принято считать, что…. А каково мнение на этот счет?".

Вопрос - меню - такой вид формулировки вопросительного суждения, когда респонденту предлагается целый веер различных вариантов ответов, из которых он может выбрать несколько наиболее ему подходящих (как правило, не более трех).

Вопрос открытый - разновидность формулировки вопроса, дающая возможность респондентов самостоятельно сформулировать ответ без подсказки исследователя, выражающий индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого.

Вопрос полузакрытый - такой тип вопросительного суждения, когда в перечне возможных ответов предусмотрена позиция для самостоятельно сформулированного респондентом ответа, выраженная словами: "что еще", "другое", т.е. соединяет в себе преимущества закрытого и открытого вопросов.

Вопрос прямой - такой тип вопроса, который позволяет респонденту высказать вполне определенную и однозначную позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.д.

Вопрос - фильтр - употребляется в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части.

Вторичное измерение - измерение, основанное на конструировании шкал уже имеющихся.

Вторичный анализ - анализ данных, собранных когда-то в прошлом другим исследователем.

Выборка гнездовая - вид социологической выборки, в которой отбираемые исследователем объекты представляют собой группы или гнезда более мелких единиц.

Выборка квотная - вид выборки, формируемый на основе статистических сведений о социально-демографических характеристик элементов генеральной совокупности.

Выборка многоступенчатая - вид выборки, построенный на основе поэтапного отбора объектов, отобранных на предыдущем этапе исследования, становится исходной для отбора на следующем.

Выборка случайная - вид вероятностного отбора элементов исследуемого объекта с помощью таблицы случайных чисел, обеспечивающего всем элементам генеральной совокупности одинаковую вероятность попадания в выборку.

Выборки ошибка - разность между средним значением признака по выборке и генеральной совокупности.

Выборочная совокупность (n) - это пропорциональная модель генеральной совокупности (N), результат, определенным образом построенного извлечения из нее элементов, выступающих в качестве объекта непосредственного изучения.

Выборочная совокупность (n) - часть элементов генеральной совокупности, отобранная при помощи специальных методов для эмпирического исследования. Выборочная совокупность должна являться микромоделью генеральной совокупности.

Гайд (синонимы: сценарий, путеводитель, план обсуждения) - исследовательский документ, в котором описаны все существенные элементы предстоящей фокус-группы.

Гамма-коэффициент (G) - коэффициент связи между двумя порядковыми переменными.

Генерализуемость - возможность распространения результатов анализа ограниченного числа случаев (признаков) на большее количество случаев (признаков).

Генеральная совокупность - полная совокупность объектов, имеющих отношение к изучаемой проблеме.

Генеральная совокупность (N) - это множество элементов, имеющих какую-либо общую (или общие) четко определенную характеристику, указывающую на принадлежность к данной системе.

Гетерогенность - степень различия членов некоторой совокупности между собой.

Гипотеза - научное предположение о структуре объектов, характере и сущности связей между ними, факторах, обуславливающих эти связи.

Гипотеза (гр. hypothesis - научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией) - предположение о взаимосвязи между независимой и зависимой переменной, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений и требующее верификации (проверки). Предположение о структур и характере объекта, подлежащего изучению. В социологическом исследовании гипотезы конкретизируют цель исследования, представляют собой основной методологический инструмент, организующий процесс исследования, описывающий его внутреннюю логику.

Гипотеза в социологическом исследовании - форма предположения или допущения об изучаемом социальном объекте, его структуре, особенностях, изменениях и т.п., выдвигаемого для объяснения какого-либо процесса или явления и требующего верификации, т.е. проверки опытным путем.

Гистограмма - столбиковая диаграмма, на которой показано распределение значений некоторой переменной.

Глобальная революция - промышленная XVIII - XIX вв. (Смена строя: феодального - капиталистическим). В результате кардинально изменился политический облик Европы.

Гомогенность - степень сходства членов некоторой совокупности между собой.

Господство политическое - определенное структурирование в обществе отношений власти (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческой деятельности и обычно связанных с ней привилегий.

Господство политическое - определенное структуирование в обществе отношение власти (управления) и подчинения, организационное и законодательное оформление разделения в обществе управленческой деятельности и обычно связанных с ней привилегий.

Государство - политическая форма организации жизни общества, складывающаяся и функционирующая в результате возникновения и деятельности публичной власти - особой управляющей системы, руководящей основными сферами общественной жизни и опирающейся на силу принуждения, в том числе с применением, в случае необходимости, организованного насилия. Это ведущее звено политической системы общества. Выступает как некий аппарат законодательной, исполнительной и судебной власти в руках господствующих в обществе социально-классовых сил. С помощью аппарата государственной власти данные силы закрепляют свое политическое господство и влияние не только в сфере политических, но и социально-экономических, идеологических и других общественных отношений.

Гражданское общество (civil society) - взаимодействие имеющихся в обществе социальных групп по поводу удовлетворения их социальных потребностей и интересов. Различая понятия государства и гражданского общества, Гегель характеризовал гражданское общество как относительно независимую о т государства сферу реализации частных интересов. Гражданское общество рассматривалось им как система общественных отношений, опирающихся на частную собственность и всеобщее формальное равенство людей, выраженное в праве. Современная социология также указывает на отношения собственности и право как на основные институты гражданского общества.

Группа социальная - совокупность людей, объединяемая наличием общих интересов, целей и задач и выполняющая специфическую функцию в общей структуре разделения социальных статусов, ролей и действий.

График - графическое отображение данных.

Группа референтная - реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.

Группа малая - это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Группа состоит из небольшого числа индивидов и отличается по многим социально-психологическим характеристикам от группы большого размера.

Группы демографические - группы населения, выделенные по признакам пола (мужчины, женщины) и возраста (молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди).

Группа личная - группы друзей, основывающаяся на взаимной симпатии. Создаются на базе личных интересов и потребностей в объединении.

Данные - результаты наблюдений или информация, о действительности получаемая в ходе исследования.

Данные исследования - структурированная и формализованная информация, собранная в результате исследования.

Движение социальное - массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп (социальных слоев), связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением материальных и духовных потребностей и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими группами.

Двумерная статистика - статистика, обобщенно отражающая зависимость между двумя переменными.

Двусторонняя столбиковая диаграмма - график, на котором столбики изображают варьирование переменной выше или ниже некоторой нормы.

Движение социальное - массовые коллективные действия одной или нескольких социальных групп (социальных слоев), связанные с обеспечением групповых или общественных интересов, удовлетворением материальных и духовных потребностей и направленные на социальные изменения или сопротивление им в конфликтном взаимодействии с другими группами.

Девиация - отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы, правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, лечение, наложение штрафа, увольнение с работы, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.

Дедукция - рассуждение, которое движется от абстрактных утверждений об общих соотношениях к конкретным утверждениям об отдельных процессах.

Действие - целенаправленное социально-значимое поведение индивида.

Действие социальное - совершаемое индивидом и/или группой осмысленное, мотивированное действие, соотносящееся с действиями других людей или ориентированное на них и направленное на достижение ясно осознаваемых целей.

Делинквент - понятие, введенное для определения молодых людей, совершивших правонарушение.

Демографическая группа - группа индивидов, выделяемая на основании какого-либо личностного признака, свойственного всем ее членам.

Демократический стиль лидерства - такая манера поведения лидера по отношению к подчиненным, при которой учитываются интересы, потребности, стремления и мнения членов группы (организации), а последние привлекают к разработке и реализации решений.

Деноминация - религиозная организация, находящаяся в стадии становления, организованного оформления и отличающаяся веротерпимостью, отсутствием деления верующих на священство и мирян, конкурирующая с другими религиозными организациями в борьбе за новых членов.

Дескриптивное исследование (обследование) – исследовательский дизайн, позволяющий оценить неизвестные характеристики генеральной совокупности.

Деятельность политическая - борьба за власть между индивидами и группами в защиту их собственных интересов и за участие в общем ориентировании и регулировании жизнедеятельности людей в политической сфере общества.

Деятельность социальная - динамическая система активного взаимодействия личности, социальной группы или общества с окружающим миром, в процессе которого осуществляется целесообразное изменение и преобразование природной и социальной среды, самого человека.

Деятельный подход в изучении личности - социологическая теория, которая исходит из того, что изучение иерархии видов деятельности, ее структуры и характера является основой для раскрытия феномена "личность".

Диаграмма рассеяния - график, в суммарном виде отражающий распределение признаков относительно двух переменных с использованием пунктира для обозначения результатов наблюдений.

Дизайн исследования – стратегия и процедуры формирования выборки.

Дискриминация - несправедливое, принижающее личность и группу, их права, обращение с членами определенной общности (территориальной, этнической, политической, религиозной, субкультурной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур.

Динамическая модель - математическая модель, описывающая развитие процесса во времени.

Дискриминантный анализ - статистический метод, используемый для прогнозирования вероятности какого-либо события. Относится к методам классификации с обучением. Используется для разделения респондентов в различающиеся между собой группы на основе некоторых характеристик. Обычно зависимая переменная номинальная или порядковая, а независимые переменные (предикторы) - метрические (интервальные).

Дискриминантная валидность (обоснованность) - свойство некоторого показателя (меры) обладать валидностью по отношению лишь к какому-то одному понятию в противовес к другим понятиям.

Дискриминация - несправедливое, принижающее личность и группу, их права, обращение с членами определенной общности (территориальной, этнической, политической, религиозной, субкультурной) со стороны господствующего социального слоя или властных структур.

Дисперсия - разброс (отклонения) отдельных значений признаков элементов генеральной или выборочной совокупности (от средней величины признака).

Диспозиция личности - предрасположенность определенного индивида к своеобразному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях, воплощающая в себе ценностные ориентации, общую направленность, социальные установки личности, особенности ее идентификации и взаимодействия с окружающей средой.

Дистанция социальная - величина, характеризующая степень близости или отчуждения между социальными группами.

Дифференциация (от лат. differentia - различие) - разделение, расчленение, расслоение целого на многообразные и различные формы и ступени.

Дифференциация социальная - расслоение общества на различные, часто враждующие группы по национальному, имущественному, социокультурному, религиозному, политическому и иным признакам, способные привести к соперничеству и конфликтам.

Дисперсионный анализ - метод статистического анализа, позволяющий определить достоверность гипотезы о различиях в средних значениях на основании сравнения дисперсий распределений. Этот метод имеет смысл только лишь для интервальных переменных с наложенными дополнительными ограничениями.

Документ - один из источников, используемых в социологическом исследовании для получения первичной социологической информации, представляющий собой письменное свидетельство о ком-то или чем-то.

Достоверность результатов исследования - характеристика их качества, соответствие сделанных выводов действительному состоянию изучаемого объекта.

Досуг - совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями: чтением, играми, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятиями физкультурой и спортом.

Единицы анализа - единицы, элементы объекта исследования, которые подлежат эмпирическому обоснованию.

Единицы счета - количественная характеристика единицы анализа, фиксируют регулярность, с которой встречается в обследуемом массиве та или иная смысловая единица.

Зависимая переменная - переменная, меняющая свое значение в соответствии с изменениями значений другой переменной.

Зависимость социальная - социальное отношение, при котором социальная система S1(это может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершать необходимые для нее социальные действия d1, если социальная система S2 не совершит действий d2. При этом система S2 не будет доминировать над зависимой системой S1.

Задачи - конкретные требования, предъявляемые к анализу и решению сформулированной на основе проблемы.

Закон социальный - относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между социальными объектами.

Зеркальное Я - человеческое Я, открывающееся через реакцию других людей.

Знак - материальный объект (артефакт), выступающий в коммуникативном или трансляционном процессе аналогом другого объекта (предмета, явления, свойства, действия, понятия), замещающий его и вступающий носителем определенного смысла.

Знаковая система - совокупность знаков, обладающая внутренней структурой, явными (формализованными) или неявными правилами образования, осмысления и употребления ее элементов, используемая для осуществления индивидуальных и групповых коммуникативных, трансляционных, культурно-функциональных процессов.

Значение - характеристика или оценка определенного признака в пределах данной переменной.

Игра с нулевой суммой - математическая игра, в которой платежи сорганизованы таким образом, что один игрок выигрывает столько же, сколько другой проигрывает.

Идентификация - процесс эмоционального и сознательного самоотождествления личности с другим человеком, социальной группой, идеалом, освоения ею норм, ценностей, стандартов поведения тех социальных общностей, к которым принадлежит или стремиться принадлежать данный индивид.

Идентичность - социальное качество личности, являющееся результатом сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избирательного и внутренне согласованного усвоения информации о нем самом как единстве личностного и одновременно социального.

Иерархия социальная - иерархическая структура, характеризующая неравенством социальных статусов, доходов, престижа, отношений власти и подчинения, составляющая один из основных источников социальных конфликтов.

Измерение - применение инструментария для подсчета или любого другого способа количественной характеристики результатов наблюдений над действительностью.

Изменение социальное - многообразные перемены, происходящие в течение определенного времени в обществе как целостной системе, в его социальной структуре, в социальной общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей, в их взаимодействиях между собой с любыми структурными компонентами общества.

Измерение надежности - устойчивость и воспроизводимость измерения.

Измерение разброса (дисперсии) - показатель того, как колеблются (варьируют) значения признаков вокруг средней тенденции, т.е. показатель ее репрезентативности.

Измерительная шкала - основной инструмент социального измерения; в качестве эталона служит средством фиксации той или иной совокупности значений, интересующих исследователя.

Изобретение - новая комбинация или новое использование существующего знания. Ни одна из вещей, составляющих изобретение, не была новинкой: люди уже использовали их в повседневной практике. Новым моментом стала комбинация уже известных предметов. Это постоянный процесс, ибо каждое новое становится последним в ряду предыдущих изобретений.

Изоляция социальная - социальный процесс, в ходе и результате которого происходит отстранение индивида или социальной группы от других индивидов или социальных групп в результате резкого сокращения или прекращения социальных контактов и взаимодействий.

Имитационная модель - математическая компьютерная модель, в которую введены определенные динамические элементы.

Индекс - специально созданный показатель, который выражает связь, комбинацию индикаторов, служит обоснованию и проверке определенной частной гипотезы.

Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта.

Индукция - рассуждение, в котором выводы о том, что наблюдалось, переносятся на то, что не наблюдалось, т.е. рассуждение, в котором на основании конкретного опыта строится абстрактная теория.

Ингруппа - группа или социальная категория, по отношению к которой индивид испытывает чувство идентичности и принадлежности. Индивид видит членов этой группы как "мы". Институт социальный - исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Институционализация - процесс упорядочения и формализации социальных связей, что невозможно без возникновения соответствующих социальных потребностей.

Инструкция для интервьюера - письменный нормативный документ, содержащий правила проведения опроса методом анкетирования, а также определяющей права и обязанности интервьюера в данном исследовании.

Инструментарий - система методических и технических приемов осуществления исследования, воплощенная в соответствующих операциях и процедурах и представленная в форме разнообразных документов.

Инструментарий социологический - определенный набор методически-исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и др.).

Интеграция - совокупность взаимодействий согласованности, скоординированности в действиях между элементами социальной системы, обеспечивающая ее внутреннее единство, целостность, гармоничное функционирование, устойчивость и динамическую стабильность.

Интенсивность мобильности - одна из характеристик социальной мобильности, обозначающая число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени.

Интервальное измерение - измерение, классифицирующее и упорядочивающее объекты, после того как они измерены на интервальном уровне, а также показывающее, насколько большим или меньшим количеством измеряемого свойства по сравнению с другими объектами они характеризуются.

Интервью (от англ. interview - беседа с глазу на глаз) - один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой.

Интервью глубинное (клиническое) - разновидность интервью, ориентированная на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания, как о социальных процессах, событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюерами.

Интервью групповое - такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально.

Интервью индивидуальное - это такой способ получения эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом.

Интервью свободное (нестандартизированное) - длительная, иногда до 2-3 часов, беседа интервьюера с ответственным работником системы управления, известным деятелем науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации и последовательности вопросов.

Интервью стандартизированное (формализованное) - разновидность опроса, при котором беседа интервьюера опрашиваемыми ведется по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них, избираемыми интервьюерами лицом.

Интервьюер (анкетер) - лицо, вступающее в непосредственное взаимодействие с опрашиваемым с целью получения от него желаемой информации.

Интерес - социальное качество личности, выступающее в качестве побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями.

Интерес политический - концентрированное воплощение политических, экономических, социальных и других потребностей индивидов, социальных групп, слоев, классов, партий и движений в их стремлении к сохранению и упрочнению существующей системы власти либо к ее ниспровержению и к завоеванию власти в свои руки. В политических интересах всегда присутствуют элементы сопоставления своего социально-политического статуса со статусами других индивидов, групп, слоев, партий и т.п., поэтому они являются основным источником политической конфронтации и других форм конфликтного взаимодействия в обществе.

Интерес социальный - обобщение воплощение социальных потребностей, надежд, стремлений и действий отдельных индивидов, их групп и общностей, отражающее социальное положение (статус) этих индивидов, групп, общностей в социальной структуре общества, их стремление сохранить, упрочить этот статус или улучшить, повысить его в социальной иерархии.

Интернет-вопрос - запрограммированная исследователем(социологом) взаимная коммуникация с респондентом в международной компьютерной сети Интернет(On-line).

Интернет-исследование (Online-исследование) - социологическое исследование в международной компьютерной сети Интернет(On-line).

Интернет-опрос - это метод сбора социологической информации по конкретным событиям, фактам, явлениям социальной реальности (окружающей действительности) посредством международной компьютерной сети Интернет(On-line).

Интерпретация понятий - процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.

Информация - процесс передачи сообщений, сведений, данных посредством сигналов между передающей и принимающей системами, что приводит к изменению разнообразия состояний и действий последней.

Исследование - вид систематизированной познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов - наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п.

Исследование аналитическое - самый углубленный вид социологического исследования, ориентированного на выявление причин, обусловливающих сущность, структуру и особенности изучаемого социального объекта и носящее, как правило, комплексный характер, в процессе его осуществления применяются различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование экспериментов.

Исследование историческое - разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на изучение определенной возрастной группы, обследуемой через определенные промежутки времени, причем возрастные границы изучаемой группы остаются неизменными, а состав когорт и время проведения исследования изменяются.

Исследование когортное - специфическая разновидность повторного социологического исследования, применяемая для изучения определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований.

Исследование лонгитюдное - разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на длительное (15-20 лет) изучение одних и тех же лиц, как правило, молодежи, по мере достижения обследуемой совокупности определенной стадии своего развития.

Исследование маркетинговое - прикладное социологическое исследование, ориентированное на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявление основных тенденций в динамике спроса и предложения на определенные виды товаров.

Исследование монографическое - разновидность социологического исследования, в котором объектом изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений, выступающая представителем всего этого класса.

Исследование оперативное - вид прикладного социологического исследования, осуществляемого с целью получения в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, о существующих в данное время мнениях различных групп населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития, о рейтингах тех или иных политических лидеров, кандидатах в депутаты и т.п.

Исследование описательное - вил прикладного социологического исследования, ориентированного на обобщение характеристик изучаемого социального объекта и получение относительно целостного, непротиворечивого описания данного явления и процесса, его структурных компонентов и качественных особенностей.

Исследование панельное - разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на обследование одних и тех же индивидов по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы и имеющего целью выявление тенденций развития и динамики социального явления или процесса во времени.

Исследование пилотажное - разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на получение первичной социологической информации и установление адекватности методики сбора данных познавательным задачам исследования и особенности изучаемого объекта.

Исследование прикладное - вид социологического исследования, направленного на получение системы фактов и решение конкретной социальной проблемы, имеющее прикладное практическое значение, чаще всего проводится по запросам заказчиков, в качестве каковых выступают государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы и т.п.

Исследование повторное - разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизмененных условиях. Его разновидности: трендовые, панельные, лонгитюдные исследования.

Исследование полевое - исследовательский дизайн, применяемый для изучения структуры малых групп и взаимодействия их членов.

Исследование случаев - исследовательский дизайн, предназначенный для интенсивного изучения отдельных проявлений изучаемого феномена.

Исследование сравнительное - специфический вид социологического исследования, в котором посредством познавательных операций, лежащих в основании суждений о сходстве или различии объектов, выявляются количественные и качественные характеристики социальных явлений и процессов посредством осуществления сравнительного профильного анализа и межвременно сравнительного анализа. По содержанию, характеру, направленности И.С. подразделяются на: межстрановые, межсоциетальные, межкультурные и др.

Исследование трендовое - разновидность повторного социологического исследования, осуществляемого в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеющего целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности.

Интерпретация понятий - истолкование, уточнение сущности и смысла понятий.

Инфильтрация - проникновение индивида в более высокий по статусу социальный слой (страту) в процессе вертикальной восходящей мобильности.

Казуальность - причинность, причинный характер связи между явлениями, процессами, событиями.

Категория - суждение, определение. Категории и понятия в социологии отражают качество объективной социальной реальности, которая была выделена практикой людей и стала объектом научного исследования.

Категория анализа - единицы, выражающие смысловые признаки объекта исследования или его отдельных элементов (единиц анализа).

Категория социальная - социальная общность, объединяющая индивидов с одной или несколькими схожими характеристиками.

Качественные методы - методы, которые предполагают получение глубинных ответов. Они нацелены не столько на фиксацию количественных параметров изучаемых явлений, сколько на познание их качества. Часто эти методы определяют как "мягкие", в отличие от "жестких", количественных.

Каузальная модель - модель, графически изображающая множество зависимостей между понятиями (или переменными), когда изменение в одном (или более) из них предшествует или вызывает изменение в другом (других).

Каузальные отношения - зависимость между переменными или понятиями, при которой изменение в одной (или более) переменной или понятии влечет за собой изменение в другой (других).

Квазиэкспериментальное исследование - исследование, в котором методы сбора и анализа данных по степени контроля максимально приближены к экспериментальному исследованию.

Квантиль - показатель (мера) позиции внутри распределения.

Квантильный ранг - показатель (мера) дисперсии для порядковых переменных.

Квотный отбор - метод отбора, при котором респонденты, обладающие определенными характеристиками, выбираются по усмотрению интервьюера.

Квотная выборка - выборка, члены которой отобраны так, чтобы они в совокупности укладывались в заранее данное распределение признаков.

Кейс-стади (case study) - качественный метод, направленный на изучение отдельной общности, уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Дословный перевод: "исследование случая". Термин, возможно, пришел из судебной практики, где кейс- судебное разбирательство. Объектом чаще всего бывает замкнутая общность, труднодоступная для анализа другими методами.

Кластерный (гнездовой) случайный отбор - метод отбора, при котором из генеральной совокупности предварительно отбирают структурные единицы (кластеры, гнезда), которые обследуют полностью или выборочно.

Ключ - объяснение символов, использованных в некотором графическом изображении.

Кластерный анализ - кластерный анализ - это совокупность методов, позволяющих классифицировать многомерные наблюдения, каждое из которых описывается неким набором переменных. Целью кластерного анализа является образование групп схожих между собой объектов, которые принято называть кластерами. Слова кластер английского происхождения (cluster), переводится как сгусток, пучок, группа. Родственные понятия, используемые в литературе, - класс, таксон, сгущение. В отличие от комбинационных группировок кластерный анализ приводит к разбиению на группы с учетом всех группировочных признаков одновременно.

Клиническая социология - совокупность качественного анализа изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора и обобщения всех - прямых и косвенных - данных об изучаемом объекте, социологического диагноза, прогноза и развития данного объекта и терапевтических мер его совершенствования.

Ключевое слово или ключевая фраза - слово или фраза, содержательно связанное(ая) с данным понятием и используемое(ая) при библиографическом поиске.

Коммуникатор - индивид или группа, являющиеся источником и носителем коммуникации; тот, кто передает сообщение в процессе коммуникации.

Коммуникация социальная - передача информации от одной социальной системы к другой; обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков, образов.

Книга кодов - перечень переменных и других величин с указанием кодов, приписанных им в данном исследовании.

Конфликт - лат. conflictus - столкновение. Под социальным конфликтом понимается столкновение интересов различных социальных общностей, социальных слоев и групп, частный случай проявления социального противоречия, одна из его форм, характеризующаяся наличием выраженного противостояния общественных сил или проблем, выступающих ядром конфликта, а также осознанием конфликтующими сторонами (группами) своих противоположных интересов и целей деятельности.

Контркультура - комплекс явлений субкультуры, которые приняты и реализуются определенной социальной группой в качестве протестных стереотипов по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей, норм поведения, провозглашаемых доминирующей культурой. Совокупность принятых в группе культурных образцов, которые противоположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.

Контроль социальный - способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядочивающее воздействие ее компонентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа гарантирует комфортное поведение его членов по отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Конфликт социальный - попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения.
От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцендентов жестким ведением борьбы.

Ковариационные отношения - зависимость, при которой два или более понятия или переменные проявляют тенденцию изменяться одновременно.

Когортное обследование - обследование, основанное на повторяющихся в разное время опросах определенной группы населения (например, людей, родившихся в определенном году).

Кодирование - средство, с помощью которого информации придается форма связного и продолжительного сообщения.

Кодировальный бланк - структурированный формуляр для фиксации данных.

Кодировщик - сотрудник, приписывающий определенное количество баллов каждому ответу или случаю (обычно в рамках контент-анализа).

Коммуникатор - индивид и/или группа, являющиеся источником и носителем коммуникации, тот, кто передает сообщение в процессе коммуникации.

Коммуникация социальная - передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различны­ми системами посредством символов, знаков и образов.

Компромисс - форма приспособления, означающая, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Это баланс, временное соглашение.

Компьютерная имитация - математическая модель, оперирующая сложной системой динамических уравнений и реализованная на ЭВМ.

Конвергентная валидность (обоснованность) - свойство нескольких показателей (мер) одного м того же понятия приводить к одному и тому же результату.

Конкурирующая гипотеза - альтернативное объяснение результатов исследования, которое с логической точки зрения не может быть верным, если верна исходная гипотеза.

Конструктная теоретическая валидность (обоснованность)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow