Кассовое исполнение расходной части бюджета

Тема 6. Организация исполнения расходов бюджета

1. Стадии исполнения Государственного бюджета по расходам

2. Кассовое исполнение расходной части бюджета

 

Стадии исполнения Государственного бюджета по расходам

Исполнение расходной части бюджета - это осуществление на протяжении бюджетного года ассигнований программ и мероприятий соответственно закону «Про Государственный бюджет». Перечень программ определен в статье 87 Бюджетного кодекса.

Обеспечивает исполнение Государственного бюджета Кабинет Министров, общую организацию и управление исполнением бюджета осуществляет Министерство финансов. Исполняется Государственный бюджет по расходам через органы Государственной казначейской службы.

Бюджетным кодексом (статья 46) предполагается исполнение Государственного бюджета по расходам соответственно следующим стадиям:

1) установление бюджетных ассигнований главным распорядителям на основе утвержденной бюджетной росписи;

2) утверждение смет распорядителям бюджетных средств;

3) взятие бюджетных обязательств;

4) получение товаров, работ и услуг;

5) осуществление платежей;

6) использование товаров, работ и услуг на исполнение бюджетных программ.

Рассмотрим более детально стадии исполнения бюджета по расходам.

Стадия - установление бюджетных ассигнований главным распорядителям на основе утвержденной бюджетной росписи.

Бюджетные ассигнования – это полномочия, предоставленные распорядителю бюджетных средств соответственно бюджетному назначению на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета.

Министерство финансов предоставляет Государственной казначейской службе годовую роспись назначений государственного бюджета и роспись ассигнований общего фонда государственного бюджета. Органы Государственного казначейства отображают эти данные на соответствующих счетах бухгалтерского учета в автоматизированном режиме.

Стадия - утверждение смет распорядителям бюджетных средств.

Смета - это распределение росписи ассигнований в пределах одного бюджетного учреждения. Она является основным плановым документом бюджетного учреждения, утверждается распорядителем бюджетных средств, устанавливая ответственность его за целевое использование средств бюджета. Контроль за осуществлением расходов распорядителями средств соответственно утвержденным сметам осуществляют органы Государственной казначейской службы, сверяя отчеты относительно исполнения смет с росписями. Неотъемлемой частью сметы является план ассигнований. Эти два документы утверждаются совместно.

План ассигнований - это помесячное распределение ассигнований по сокращенной форме экономической классификации.

Стадия - взятие бюджетных обязательств.

Порядок учета обязательств распорядителей средств бюджета в органах Государственной казначейской службы регламентируется приказом Государственной казначейской службы.

Распорядители бюджетных средств могут брать обязательство и осуществлять расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами. Любые обязательства, взятые физическими и юридическими лицами без соответствующих бюджетных ассигнований, установленных законодательно, не считаются бюджетными обязательствами. Расходы из Государственного бюджета на покрытие таких обязательств осуществляться не могут.

Стадия - получение товаров, работ и услуг.

Распорядители бюджетных средств:

- осуществляют контроль за фактическим получением приобретенных товаров (сверяют заказ, проверяют и сравнивают с первичными обязательствами);

- составляют отчет о соответствии полученных товаров заказу.

Стадия - осуществление платежей.

Осуществление платежей органами Государственной казначейской службы по бюджетным финансовым обязательствам распорядителей бюджетных средств проводится лишь при наличии в учете органов Государственной казначейской службе их бюджетных финансовых обязательств в пределах помесячного плана ассигнований.

Распорядитель бюджетных средств:

- получает товары (работы, услуги) и дает распоряжение об оплате;

- предоставляет платежную доверенность Государственной казначейской службе для осуществления платежа;

- казначейство делает проплату, если бюджетное обязательство отвечает полномочиям и есть в наличии средства.

В случае нецелевого использования средств бюджета к распорядителям и получателям бюджетных средств применяется механизм уменьшения бюджетных назначений согласно постановлению Кабинета Министров. Нецелевым признается использование бюджетных средств на цели, которые не отвечают бюджетным назначениям, выделенным бюджетным ассигнованиям или смете. Оформляется такое нарушение контролирующим органом протоколом или актом ревизии.

Стадия - использование товаров, работ, услуг на выполнение бюджетных программ.

Когда товары или услуги получены и за них оплачено, они готовы к потреблению. Товары легко оценить, отнеся их к запасам. Важными являются вопросы оптимального объема заказа и насколько эффективно используются товары в процессе предоставления услуг? Поэтому осуществляется постоянный контроль за обеспечением соотношения цены и качества полученных товаров и услуг.

 

Кассовое исполнение расходной части бюджета

Существует два метода осуществления расходов Государственного бюджета:

- открытие кредитов;

- перечисление средств со счетов бюджета на счета главных распорядителей средств.

1) Открытие кредитов - базируется на авансировании расходов на кредитной основе. Этот метод допускает не перечисление средств главным распорядителям, а разрешение финансовым органам на выдачу средств. Основание для открытия кредита - бюджетная роспись.

Этот метод бюджетного - финансирование использовался до 1 июля 1993 года.

2) Осуществление расходов путем перечисления средств со счетов бюджета на счета главных распорядителей средств.

Перечисление средств осуществляется только при наличии их на данном счете в данный момент. Основанием для перечисления средств главным распорядителям является утвержденные в бюджете суммы расходов. Этот метод применялся в части финансирования расходов местных бюджетов, а с июля 1993 года и при осуществлении расходов из Государственного бюджета.

Такой порядок бюджетного финансирования был введен соответственно Указу Президента № 219/93 от 18 июня 1993 года «Про порядок исполнения Государственного бюджета». Для этого в Национальном банке  Министерству финансов для концентрации бюджетных средств и проведения расходов был открыт счет «Средства Государственного бюджета». С этого счета финансирования расходов осуществлялось в пределах имеющихся финансовых ресурсов в Государственном бюджете Украины.

Для финансирования предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы были открыты отдельные текущие бюджетные счета для операций с бюджетными средствами.

Для покрытия временных кассовых разрывов Министерство финансов на договорных началах могло получать в Национальном банке внутригодовой кредит в размере до 10 процентов от объема расходов Государственного бюджета на соответствующий год. Национальный банк ежедневно предоставлял Министерству финансов информацию об остатках средств на едином счете Средства Государственного бюджета», а также ежемесячные и годовые отчеты о доходах Государственного бюджета за подразделами бюджетной классификации.

Таким образом, начиная с 1 июля 1993 года стал применяться единый метод осуществления расходов - путем перечисления средств со счетов бюджета на счета распорядителей бюджетных средств.

С образованием Государственного казначейства в конце 1995 года функция обслуживания Государственного бюджета по доходам и расходам перешла к органам Государственного казначейства. С целью создания условий для более эффективного управления средствами государственного бюджета был осуществлен поэтапный переход органов Государственного казначейства на единый казначейский счет в Национальном банке. Для этого была создана внутренняя платежная система Государственного казначейства.

Государственное казначейство Украины Приказом № 3 от 22 января 2001 года утвердило «Порядок кассового исполнения государственного бюджета по расходам».

При условии функционирования внутренней платежной системы новый порядок кассового исполнения Государственного бюджета по расходам был утвержден Приказом Государственного казначейства № 140 от 10 августа 2001 года.

Новый порядок обслуживания Государственного бюджета по расходам с целью распределения информационных и денежных потоков бюджетных средств разграничил понятие «ассигнование» и «открытие ассигнования».

Согласно Бюджетному кодексу «бюджетное ассигнование» - это полномочие, предоставленное распорядителю бюджетных средств соответственно бюджетному назначению на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей с конкретной целью в процессе исполнения бюджета.

Порядок ввел новый термин «открытие ассигнований» - это право, предоставленное главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств низшего уровня, относительно распределения выделенных ассигнований общего и специальный фондов государственного бюджета подведомственным учреждениям (получателям бюджетных средств) и использование бюджетных ассигнований с учетом принятых обязательств. Открытые ассигнования обеспечиваются ресурсами в порядке, определенном Государственным казначейством.

Таким образом, открытые бюджетные ассигнования - это практически разрешение на распределение и использование бюджетных ассигнований распорядителями и получателями бюджетных средств, которое не предусматривает перемещения денежных ресурсов. При этом распределение и перемещения соответствующих бюджетных ассигнований осуществляется путем предоставления соответствующей информации. Открытые ассигнования учитываются на забалансовых счетах 9 класса Плана счетов учета исполнения бюджетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: