Опыт бюджетного менеджмента стран-членов Евросоюза

Тема 9.  Бюджетный менеджмент в разных странах

1. Бюджетный менеджмент в США.

2. Бюджетный менеджмент в Японии.

3. Опыт бюджетного менеджмента стран-членов Евросоюза.

Бюджетный менеджмент в США.

Рассмотрим практику США относительно использования механизмов бюджетного менеджмента в сфере планирования бюджетов разных уровней.

В США в процессе бюджетного управления и планирования принимают участие структурные подразделы разных государственных учреждений, однако значительно более заметной, чем в других странах является роль финансовых органов штатов.

Планирование бюджета в США осуществляется с учетом показателей бюджетной резолюции, которая разрабатывается совместно двумя палатами Конгресса и Палатой представителей и Сенатом. Бюджетная резолюция охватывает 3-5 финансовых лет, в ней определяются не только обобщающие бюджетные показатели, но и отдельные вспомогательные, например, оценивается степень государственного вмешательства в экономику. В бюджетной резолюции США также приводятся данные об исполнении бюджетов на протяжении предыдущих лет и отмечаются причины отклонения фактических результатов от плановых.

В США, если ее сравнивать с бюджетной системой Украины, нет понятия сводного бюджета. Бюджеты штатов не входят в федеральный бюджет, местные бюджеты не входят в бюджеты штатов.

Соответственно конституции США, президент США координирует работу составления проекта федерального бюджета и подает подготовленный проект конгресса, имеет право направлять в конгресс дополнительные бюджетные записи, поправки, изменения, а также подписывает (или накладывает вето) на принятые конгрессом законодательные акты относительно федерального бюджета.

Непосредственно подготовку проекта бюджета в США осуществляет специальный орган при президенте - Офис бюджетного менеджмента (ОБМ). В структуре этого органа действуют подразделы, сформированные по направлениям бюджетных расходов (отделы здравоохранения, национального безопасности, природных ресурсов и т.п.), а также функциональные подразделы (отделы государственных закупок, государственного управления и учета, аналитический и т.п.). Среди важных статей доходов федерального бюджета штатов можно выделить такие: подоходные налоги (40-45%), взносы в фонды социального страхования (30-35%),акцизные налоги (5-10%). Среди важных статей расходов федерального бюджета штатов можно выделить такие: социальные выплаты (40-45%), расходы на оборону (25%), обслуживание государственного долга (10-15%), финансирование грантов и субсидий штатов (10-12%).

Определенные особенности имеет бюджетный процесс на уровне штатов. Традиционно в США штаты имеют большие полномочия (свои конституции, законы, суды и т.п.). В 46 штатах бюджетный год начинаются 1 июля. Только в 4 штатах бюджетные сроки отвечают срокам федерального бюджета, в 28 штатах утверждаются ежегодные бюджеты, в 22 – двухлетние. Законодательство приблизительно половины штатов допускает наличие бюджетного дефицита, законодательство другой половины требует определенной сбалансированности местного бюджета. Обязательной составной частью бюджетов 42 штатов является капитальный бюджет (или бюджет развития), чего нет в федеральном бюджете. Среди важных статей доходов бюджета штатов можно выделить такие: налог на торговлю (20-25%), гранты из федерального бюджета (20%), подоходный налог (15%).

 

 

Бюджетный менеджмент в Японии.

Рассмотрим практику Японии относительно использования механизмов бюджетного менеджмента в бюджетной сфере.

Бюджетная система Японии состоит из бюджета центрального правительства, бюджетов местных властей и специальных счетов, которые включают в себя счета специальный фондов, счета государственных и муниципальных предприятий. Бюджетный год длится с 1 апреля по 31 марта. Подготовка проекта центрального бюджета осуществляется с сентября по декабрь министерством финансов на основе запросов министерств, ведомств и местных органов власти. Разработанный проект рассматривается правительством и подается в парламент. После обсуждения парламент утверждает бюджет в виде закона.

Особенностью доходной части центрального бюджета Японии является сравнительно невысокая доля неналоговых поступлений за счет доходов от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, лотерей, административных доходов (пени, штрафы и т.п.). Другой особенностью является довольно большое количество налогов, особенно местных (все они определены в законах). Большое фискальное значение для бюджета имеют налог на потребление, налог на прибыль корпораций, налог на доходы физический лиц, налог на имущество, налог на наследство, налог от операций с ценными бумагами, акцизы и т.п.

Особенностью расходной части бюджета Японии является сравнительно низкая часть государственных расходов. Основная часть расходов направляется на финансирование социальных программ, денежные выплаты населению (прежде всего пенсии), капитальных расходов, науки, образования, нужд государственного аппарата. За счет центрального бюджета финансируются также дорожное строительство, много работ по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, систем связи и т.п. Правительство Японии ежегодно планирует довольно большие объемы расходов на науку и поддержку научно-технического и инновационного процессов в корпоративном секторе.

Довольно актуальной для Японии является проблема государственного дефицита (бюджетный дефицит в отдельные года достигал 5-5,9% ВВП). Ныне японская власть объявила о согласовании нормативов бюджетного дефицита с требованиями ЕС, согласно которым дефицит не должны превышать 3% ВВП.

 

Опыт бюджетного менеджмента стран-членов Евросоюза.

Рассмотрим практику стран-членов Евросоюза относительно использования механизмов бюджетного менеджмента в бюджетной сфере.

В Евросоюзе составляется бюджет ЕС, доходы которого формируются за счет отчислений из бюджетов стран-членов ЕС. Наибольшая доля расходов направляется на поддержку сельского хозяйства отдельных стран, помощь наименее развитым регионам (Португалия, Греция, Испания, восточные регионы Германии, южные районы Италии) и новым членам, содержание аппарата ЕС. Согласно требованиям Конвенции ЕС, бюджет ЕС финансируется полностью из собственных ресурсов и не может быть дефицитным.

При формировании национальных бюджетов страны ЕС ориентируются на так называемые Маастрикские критерии уровня основных макроэкономических показателей стран ЕС (табл. 1).

 

Таблица 1

Маастрикские критерии уровня макроэкономических показателей

Показатели Инфляция, %, не больше Дефицит госбюджета, % ВВП, не больше Госдолг, % ВВП, не больше Ссуда долгосрочных кредитов, %, не больше ВВП на душу населения, долл. США, не меньше
Общие критерии 2,6 3,0 60,0 8,0 -
Соблюдение наиболее развитыми странами ЕС 1,9 2,8 74,0 6,2 17000

 

Невыполнение Маастрикских критериев членом ЕС приводит к предупреждению или даже наложению финансовых санкций на эту страну со стороны равных органов ЕС. В 2000 – 2009 годах такие санкции были применены даже к относительно развитым странам – Германии, Франции, Италии.

В современной зарубежной практике используются так называемые стабилизационные фонды таких видов:

- те, что выполняют стабилизационные функции (Российская Федерация, штат Аляска, Венесуэла, Колумбия, Кувейт, Нигерия, Норвегия, Чили);

- сформированные для создания стратегических финансовых резервов (штат Аляска, Кувейт, Оман, Папуа-Новая Гвинея, канадская провинция Альберта);

- резервные бюджетные фонды, которые используют в неординарных ситуациях (Гонконг, Сингапур, Эстония).

Активы стабилизационных фондов сохраняются, как правило, в государственных ценных бумагах или в безрисковых кредитах.

Что касается опыта внедрения механизмов бюджетного менеджмента в Украине, то он является довольно мизерным. Т.е., элементы качественного и эффективного планирования бюджетных ресурсов в Украине практически отсутствуют. На современном этапе развития в Украине было бы целесообразно выучить вопрос о создании механизма стабилизационного фонда как инструмента антициклической политики. Доходной базой такого фонда могли бы стать поступления от продажи государственного имущества, а также определенная часть налогов, полученных вследствие реализации на экспорт электроэнергии, продукции металлургической и химической промышленности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: