Назовите основные подходы к управлению качеством

Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Сегодня можно говорить о существовании двух взаимодополняющих подходов к качеству образования: практическом, который заключается в определении качества как степени соответствия целям (различные цели потребителя - различное качество, что и диктует необходимость управления качеством), и второго подхода, органически продолжающего первый и касающегося внутренних процессов, протекающих в рамках образовательного процесса.

В теории и практике управления качеством образования также можно выделить несколько основных подходов:

· - научный подход заключается в разработке понятий, научно обоснованных критериев и методических рекомендаций абсолютно для всех позиций, существующих в образовательной организации. При этом, в различных системах управления (иерархической или демократической) существует свой подход;

· - процессный, согласно которому управление качеством рассматривается как процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий (управленческих функций), каждое из которых, также, является процессом. К таким функциям можно отнести планирование, организацию, распоряжения, координацию и контроль. Процессный подход концептуализирован в стандарте ИСО 9000-1994, и стал применяться на практике с вводом стандартов ИСО 9000 версии 2000 года. Основой системы менеджмента качества образовательной организации, в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000, является:

o 1) ориентация на потребителя;

o 2) ведущая роль руководства в постановке целей и их достижении;

o 3) вовлеченность всех сотрудников в решение задач ВУЗа;

o 4) процессный подход к организации всех видов деятельности;

o 5) системный подход к управлению;

o 6) постоянное улучшение качества продукции;

· системный, позволяющий рассматривать образовательную организацию в качестве системы. Использование системного подхода, применительно к управлению качеством образования, основано на представлении управления качеством как системы, и предполагает применение следующих принципов:

o 1) структурности;

o 2) реализации целостной совокупности функций управления;

o 3) иерархической организации управления качеством;

o 4) взаимосвязи внешних и внутренних факторов на различных этапах функционирования системы-преемственности;

· - ситуационный, подразумевающий различные варианты управления, в зависимости от конкретных ситуаций и условий;

· - программно-целевой подход - один из основных методологических подходов в современном менеджменте, предполагающий четкое определение целей, формирование и осуществление программы действий, направленных на достижение этих целей.

В современных условиях качество есть фундаментальная, подлежащая всеобщему изучению область знания, далеко выходящая за пределы простой информации, содержащейся в правовых и нормативно-технических документах, а также, в различного рода руководящих методиках.

Качество - это сфера научной организации социально-экономической деятельности общества, сложная сфера исследований для специалистов широкого круга.

Современные подходы к образованию в своей совокупности составляют основу для формирования современных образовательных ценностей.

Каждый из подходов предполагает отличающиеся модели школ.

В рамках каждого подхода может быть большое количество реальных воплощений организационных форм.

Рис. 1. Современные подходы к образованию

Составляющие образовательной деятельности, которые обязаны реализовываться при любом подходе и в любой системе образования, должны удовлетворять следующим требованиям:

· 1. Иметь образовательный фундамент, на котором обучающиеся выстраивают собственные знания и умения, формируются компетенции, осознаются и систематизируются внутренние и внешние ориентиры освоения окружающего мира.

· 2. Доводить знания и умения до практического применения.

· 3. Помочь учащимся определить значимые для них знания, умения и компетенции, которые дадут им возможность максимально развивать себя.

· 4. Формировать критические умения и ключевые компетенции для жизни в глобальном мире без дискриминации.

Рассмотрим некоторые особенности управления качеством образования.

1. В управлении качеством образования нельзя разделять функционирование и развитие. Деятельностное и практическое проявление качества образования требует построения учебной работы таким образом, чтобы обеспечить активное участие

учащихся в организации и получении своего образования.

· 2. Развитие способности к самообразованию. Формирование умений и компетенций, которые помогают самоорганизации и самообразованию, получению социально и личностно значимых знаний, для освоения ценностей, норм поведения, формирования отношений.

· 3. Высокоорганизованное мышление, умение действовать в нестандартных ситуациях. Развитие способности аналитико-критического отношения к окружающей действительности. Необходимы знания, умения, компетенции по получению и обработке информации, по оценке имеющихся и получаемых знаний, умений и формированию ключевых компетенций по овладению самообразовательными методами (приемами).

· 4. Предметная ориентация - не цель обучения, а средство освоения методологии образования. Заранее предписанные цели образования включаются в разнообразную образовательнуюсреду, что дает больше возможностей учащимся формировать внутреннюю мотивацию, обеспечивающую целостность восприятия за счет расширения ассоциативных связей. Увеличивается роль «ситуативной педагогики», метода проектов, кейс - технологии, самообразовательной деятельности и т.д.

· 5. Зависимость качества образования от педагогической деятельности учителя, методов и технологий организации образовательного процесса.

Создание системы управления качеством образования требует последовательного решения следующих задач:

· - определение и концептуализацию целей в области качества образования;

· - выявление требований рынка труда и потенциальных работодателей;

· - установление базового комплекса процессов как открытой модели;

· - разработка и адаптация методов управления процессами, обеспечивающих

функционирование и развитие образовательного учреждения;

· - осуществление документального оформления системы менеджмента качества;

· - осуществление контролирования процессов посредством проведения внутреннего аудита.

Внедрение системы качества в образовательной организации заключается в ее переходе или переходе ее отдельных подразделений на работу в соответствии с подготовленными, утвержденными и введенными в действие документами системы качества. На рабочих местах необходимо определить обязанности, полномочия и ответственность каждого сотрудника в рамках системы качества, разработать и ввести в действие должностные и рабочие инструкции, проверить выполнение персоналом документированных процедур.

Создавая систему управления качеством в образовательной организации, необходимо, в первую очередь, определиться с конечной продукцией, которую она выпускает. Одни образовательные организации за основу своей деятельности принимают подготовку выпускника, другие - оказание образовательной услуги. Потребитель конечной продукции ВУЗа не столько сам учащийся, сколько государство и общество в виде организации, привлекающей выпускника на работу.

Таким образом, качественная продукция образовательной организации не образовательная услуга, а выпускник. Исходным пунктом формирования системы управления качеством должно стать построение «модели» выпускника образовательного учреждения как совокупности определенных его личностных профессиональных качеств, на развитие которых должен быть направлен образовательный процесс: его содержание, методы обучения, формы организации, способы контроля и оценки знаний школьников. Между тем, необходимо отметить, что основой деятельности образовательной организации является учебный процесс. При этом его нельзя рассматривать в отрыве от других видов деятельности: научной, учебно-методической, административно-хозяйственной и т.д..

В контексте проблемы развития качества образования человек рассматривается сегодня как субъект рынка труда и трудовых отношений, гражданин, субъект семейных отношений, носитель и хранитель национальной культуры, хранитель обитания (экосферы), субъект собственного развития.

Рис2. Основные направления развития качества образования

Это является наиболее важным в жизни человека, и формирование такого человека должно быть заложено в содержании образования.

· Необходимо помочь обучающимся:

· развить свои духовные, интеллектуальные и физические задатки;

· реализовать интересы и склонности;

· выработать личные нравственные убеждения, терпимость к другим национальностям, религиям, образу жизни;

· усвоить свою будущую взрослую роль.

Следует научить обучающихся:

· пониманию знания и приемам деятельности во взрослой жизни, в условиях

· рыночных отношений и быстро изменяющемся мире;

· общению на иностранных языках;

· самообразовательной деятельности;

· бережному и заботливому отношению к окружающему миру.

нашей страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: