Об оспаривании неправомерного решения о призыве на военную службу

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

Административный истец:     от БОБОШКО Владислава Валерьевича, проживающего по адресу:               г.Петрозаводск, ул. Водников, д.1, кв.31 тел. 8-981-404-17-28                                                        Административные ответчики:   Призыв                                   Призывная комиссия Республики Карелия, расположенная по адресу: г.Петрозаводск, ул.Лизы Чайкиной, д.17   Военный комиссариат г.Петрозаводска, расположенный по адресу: г.Петрозаводск, ул.Антикайнена, д.19,  

 

Административный иск

об оспаривании неправомерного решения о призыве на военную службу

 

03 декабря 2019 года призывная комиссия Республики Карелия приняла решение о моём призыве на военную службу. 

Данное решение считаю незаконным и необоснованным, нарушающим мои права по следующим основаниям:

1. Распоряжение Главы Республики Карелия о создании и составе всех призывных комиссий в Республике Карелия и организации текущего призыва не было официально опубликовано и не подлежит применению.

2 При проведении в отношении меня медицинского освидетельствования, а также предшествовавшим ему диагностических исследований не было получено моё информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

3. При проведении в отношении меня призывных мероприятий не было получено моё информированное добровольное согласие на обработку моих персональных данных.

При прохождении мною медицинского освидетельствования и призывной комиссии были нарушены, в частности, нормы Конституции Российской Федерации, Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федерального закона «Об обороне», Федерального закона «О персональных данных», Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Конституции Республики Карелия,  Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. №663), Положения о военно-врачебной экспертизе (утверждено Постановлением Правительства РФ от 04.06.2013г. №565), Положения о военных комиссариатах (утверждено Указом Президента РФ от 07.12.2012г. №1609), а также нормы ряда других нормативных правовых актов.

     

1. Распоряжение Главы Республики Карелия о создании и составе всех призывных комиссий в Республике Карелия и организации текущего призыва не подлежит применению, следовательно, решение о предоставлении мне отсрочки от призыва на военную службу было принято не уполномоченным на то органом.

В соответствии с абз. 3 пункта 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»: «Призыв на военную службу … организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара».

Также, пунктом 1 статьи 29 указанного Закона установлено: «Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается призывная комиссия субъекта Российской Федерации…».

В соответствии со ст. 47, ст. 53 Конституции Республики Карелия высшим должностным лицом Республики Карелия является Глава Республики Карелия, который, в пределах своих полномочий, на основе и во исполнение действующего законодательства издает обязательные для исполнения указы и распоряжения.

В соответствии с пунктом 1 ст. 25 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв граждан на военную службу осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. При этом для проведения каждого призыва издаётся отдельное Распоряжение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании всех призывных комиссий субъекта РФ его муниципальных образований и об утверждении их персонального состава (основного и резервного для каждой комиссии). Данное Распоряжение также содержит ряд норм по организации призыва, не связанных с персональным составом призывных комиссий.

Данное Распоряжение непосредственно затрагивает права, свободы и законные интересы человека и гражданина, несмотря на то, что его действие рассчитано на определённый период времени. Распоряжение содержит как о рганизационно-распорядительные положения, так и нормативно-правовые, т.е. является нормативно-правовым актом.

Часть 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации: устанавливает: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Аналогичная норма содержится в части 4 статьи 5 Конституции Республики Карелия: «Любые нормативные правовые акты Республики Карелия, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также устанавливающие правовой статус организаций, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Таким образом, поскольку действующее распоряжение Главы Республики Карелия о создании и персональном составе призывных комиссий и об организации текущего призыва (№ 521-р от 20.09.2019г.) не было официально опубликовано, оно не может применяться. 

Согласно нормам ст.27 и ст.29 Закона Республики Карелия «О нормативных правовых актах Республики Карелия», официальным опубликованием нормативного правового акта в Республике Карелия считается первая публикация полного текста нормативного правового акта в периодических изданиях - газете «Карелия» и «Собрании законодательства Республики Карелия».

По информации, предоставленной Управлением Минюста России по Республике Карелия, данное распоряжение не было официально опубликовано. По информации военного комиссариата Республики Карелия, вместо опубликования, данный нормативно-правовой документ для ознакомления размещается на информационных стендах военных комиссариатов муниципальных образований Республики Карелия, сборном пункте Республики Карелия и имеются в свободном доступе в официальных информационно-правовых базах «Консультант», «Кодекс» и др. Последняя информация не соответствует действительности. Тексты указанного нормативно-правового акта Главы Республики Карелия в указанных информационно-правовых базах отсутствуют. Кроме того это не является официальным опубликованием, а текст размещенных на стендах, стенах и т.д. не является официальными. В то же время, при изучении официальных сайтов других субъектов РФ обнаруживаются в свободном доступе полные тексты аналогичных нормативно-правовых актов с указанием информации об их официальном опубликовании.

Официально опубликованный Указ Президента Российской Федерации «О призыве в октябре - декабре 2019г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» от 30 сентября 2019 года №472 является по отношению к указанному Распоряжению Главы Республики Карелия нормативно-правовым актом большей юридической силы. (Аналогично Федеральному закону «О воинской обязанности и военной службе», также регулирующего призыв, является актом большей юридической силы по отношению к Указу Президента Российской Федерации). Однако, наличие актов большей юридической силы, регулирующие различные вопросы призыва, никак не влияет на то обстоятельство, что до официального опубликования указанное Распоряжение Главы Республики Карелия не подлежит применению.

Из вышеизложенного следует, что все призывные комиссии в Республике Карелия, включая призывную комиссию муниципального образования «Петрозаводский городской округ» не обладают полномочиями по осуществлению призыва граждан на военную службу. На опасность создания такой правовой ситуации Главе Республики, как ныне действующему, так трём его предшественникам, неоднократно указывал Правозащитный Союз Республики Карелия. Это привело к тому, что на определённом этапе, в период осуществления полномочий Главы Республики Карелия А.В. Нелидовым, сложилась позитивная практика официального опубликования распоряжений Главы Республики на каждый призыв в установленном законом порядке. Однако, в период осуществления полномочий Главы Республики Карелия А.О. Парфенчиковым, эта практика, явившиеся следствием активной позиции по данном вопросу Правозащитного Союза Республики Карелия, была прекращена, что и породило нынешнюю правовую ситуацию, при которой все 800 человек, подлежащих призыву на военную службу в период осеннего призыва 2019 года в Республике Карелия будут призваны незаконно по этому основанию.

2. В соответствии со ст.3 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам указанного Федерального закона. В соответствии с частью 3 ст.3 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона. Поэтому любые коллизии, содержащиеся в ФЗ «О воинской обязанности военной службе, других нормативно-правовых актах и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», касающихся норм об охране здоровья, решаются в пользу последнего Федерального закона.

Согласно пункту 5 ст. 2 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинское вмешательство - «выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций…».

В соответствии с пунктом 7 части ст.2 данного Федерального закона диагностика - «комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований…».

Таким образом, как медицинское обследование, так и диагностика являются медицинским вмешательством.

В соответствии с частью 1 ст.20 указанного Федерального закона «необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях…».

В соответствии с частью 3 ст.20 указанного Федерального закона, гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения. Исключения из этого правила предусмотрены частью 9 ст.20 данного Федерального закона: «Медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается:

1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители;

2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих;

3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами;

4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления);

5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатрической экспертизы.

Ни один из этих случаев, являющихся исключениями из предусмотренного Федеральным законом общего правила о необходимости предварительной даче гражданином или его законным представителем информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство не имеет ко мне отношения.

Согласно части 7 статьи 20 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства оформляется в письменной форме, подписывается гражданином, одним из родителей или иным законным представителем, медицинским работником и содержится в медицинской документации пациента. Никаких подобных документов во всех случаях медицинского вмешательства в отношении меня в Отделе (либо по направлениям Отдела) не оформлялось и мною не подписывалось.

Я не давал никакого согласия (ни добровольного, не информированного, ни письменного, ни устного, ни какого-либо другого) на осуществление в отношении меня медицинского вмешательства, в том числе - на проведение медицинского освидетельствования в военном комиссариате г.Петрозаводска. Таким образом, проведение в отношении меня диагностических исследований и медицинского освидетельствования были осуществлены в нарушение ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», нормы которого имеют высшую юридическую силу по отношению к нормам об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. (В том числе в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и иных нормативных правовых актах, регулирующих призыв граждан на военную службу).

3.  В соответствии с частью 1 ст.24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

В соответствии с частью 1 ст.3 ст. ФЗ «О персональных данных» персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

 В связи с вышеизложенным и в соответствии со ст.218, ст.220-221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п.4 ст.29 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» 

 

 


ПРОШУ:

признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Республики Карелия

от 03 декабря 2019 года о моём призыве на военную службу

 

П р и л о ж е н и я:

1. Копии настоящего заявления (__2_ шт. на _7__ л.)

2. Квитанция об оплате госпошлины.

 

03 декабря 2019 года                                                       __________________ С.В. Бобошко

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

 

Представитель Бобошко Станислава Валерьевича,

Председатель Правозащитного Союза

Республики Карелия                                      __________________ С.Н. Табаков

10 декабря 2019 года

 тел. 8-911-401-18-91

 

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: