Алёшин, А.В. Золотой ключ Нефтекамского водоканала / А.В. Алёшин // Волга-Бизнес. – 2007. - №10. – С. 14-16

Рисунок 2.3 – Показатели рентабельности деятельности ОАО «ВК и ЭХ»

 

На основе расчётов можно сделать вывод, что показатели рентабельности 2008 г. по сравнению с предыдущим годом демонстрируют положительную динамику. Так рентабельность основной деятельности увеличилась на 16,5%. Произошло увеличение рентабельности совокупных активов с -5,3% до 7,6%. Наблюдается и увеличение оборотных и внеоборотных активов на 25,2% и 29,7% соответственно. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активов, оценивается положительно как наиболее точное свидетельство успешного развития организации, поскольку рентабельность активов — это один из основных, критериальных показателей финансового благополучия.

Возросла рентабельность собственного капитала – с -8,3% до 17,9%, за счет увеличения чистой прибыли предприятия на 90 224 тыс.руб.

Показатели рентабельности продукции характеризуют, насколько эффективно предприятие осуществляло свою основную деятельность по производству и реализации товаров, работ и услуг.

Показатель рентабельности продаж вырос с 1,3% в 2007 году до 15,1% на конец 2008 года. Таким образом, в 2008 году на 1 руб. реализованной услуги предприятие имело 0,15 рублей прибыли, в результате реализации услуг. Рост рентабельности продаж является следствием роста цен на услуги.

Рентабельность всей реализованной продукции увеличилась за отчетный период на 17,5 % и составила к концу 2008 года 18,9 %, на что повлияло и увеличение прибыли от продаж на 144 787 тыс.руб.

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции за 2008 г. по сравнению с предыдущим 2007 г. на довольно высоком уровне.

Проанализировав общую рентабельность производственной деятельности ОАО «ВК и ЭХ» проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.

Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Рассмотрим методику факторного анализа рентабельности издержек отдельных видов услуг. Расчет данных показателей по ОАО «ВК и ЭХ» представлен в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7 – Факторный анализ рентабельности издержек по видам услуг

Вид услуги

Средняя цена реализации, руб.

Себестоимость единицы услуги, руб.

Рентабельность, %

Отклонение, %

2007

2008

2007

2008

2007

условная

2008

общее

в т.ч. за счет изменения

цены себестоимости

Хозпитьевая вода

8,59

9,6

8,19

8,45

4,9

17,2

13,6

+8,7

+12,3

-3,6

Сточные воды

7,5

9,22

7,8

8,91

-3,8

18,2

3,5

+7,3

+22

-14,7

 

По данным таблицы рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности способом цепных подстановок:

- хозпитьевой воды


∆ Р = Р1 – Р0 = 13,6 – 4,9 = 8,7%;

∆ Рц = Русл – Р0 = 17,2 – 4,9 = 12,3%;

∆ Рс = Р1 – Русл = 13,6 – 17,2 = -3,6%.

 

Проверка:

∆ Рц + ∆ Рс = ∆ Р

 (+12,3) + (-3,6) = 8,7

 

- сточных вод

 

∆ Р = Р1 – Р0 = 3,5 – (-3,8) = 7,3%;

∆ Рц = Русл – Р0 = 18,2 – (-3,8) = 22%;

∆ Рс = Р1 – Русл = 3,5 – 18,2 = -14,7%.

 

Проверка:

 

∆ Рц + ∆ Рс = ∆ Р

 (+22) + (-14,7) = 7,3


План по уровню рентабельности хозпитьевой воды перевыполнен в целом на 8,7%. За счет повышения цены он возрос на 12,3%. Из-за повышения себестоимости уровень рентабельности снизился на 3,6%.

План по уровню рентабельности сточных вод перевыполнен в целом на 7,3%. За счет повышения цены он возрос на 22%. Из-за повышения себестоимости уровень рентабельности снизился на 14,7%.

Данные таблицы 2.7 показали, что выпускаемая продукция данного предприятия являются рентабельными. Наиболее высокий уровень рентабельности услуг составляет в 2008 году. Это говорит о том, что при реализации данных услуг была получена максимально возможная сумма прибыли, что отразилось на увеличении уровня рентабельности.

Аналогично, проводится факторный анализ рентабельности продаж по каждому виду услуг.

По данным таблицы 2.7 рассчитаем влияние факторов на изменение уровня рентабельности способом цепных подстановок:

- хозпитьевой воды

 

∆ Р = Р1 – Р0 = 12 – 4,7 = 7,3%;

∆ Рц = Русл – Р0 = 14,7 – 4,7 = 10%;

∆ Рс = Р1 – Русл = 12 – 14,7 = -2,7%.

 

Проверка:

 

∆ Рц + ∆ Рс = ∆ Р

 (+10) + (-2,7) = 7,3

 

- сточных вод

 

∆ Р = Р1 – Р0 = 3,4 – (-4) = 7,4%;

∆ Рц = Русл – Р0 = 15,4 – (-4) = 19,4%;

∆ Рс = Р1 – Русл = 3,4 – 15,4 = -12%.

 

Проверка:

 

∆ Рц + ∆ Рс = ∆ Р

 (+19,4) + (-12) = 7,4

 

Результаты расчета представлены в таблице 2.8.

 

Таблица 2.8 – Факторный анализ рентабельности продаж по видам услуг

Вид услуги

Рентабельность, %

Отклонение, %

2007

условная

2008

общее

в т.ч. за счет изменения

цены себестоимости

Хозпитьевая вода

4,7

14,7

12

7,3

+10

-2,7

Сточные воды

-4

15,4

3,4

7,4

+19,4

-12

 

Рост себестоимости хозпитьевой воды оказал отрицательное влияние на уровень рентабельности (-2,7%). Однако темпы роста цен реализации опережают темпы роста себестоимости услуги (+10%), и это опережение оказывает положительное влияние на изменение рентабельности (+7,3%).

Такая же ситуация с уровнем рентабельности сточных вод. Из-за повышения себестоимости уровень рентабельности снизился на 12%. За счет повышения цены уровень рентабельности возрос на 19,4%. Что в итоге оказало положительное влияние на изменение рентабельности (+7,4).

На основе проведенного практического анализа рассмотрим маржинальный анализ прибыли и рентабельности и дадим рекомендации по повышению уровня финансовых результатов предприятия ОАО «ВК и ЭХ».

 


3. Разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов предприятия

 

3.1 Управление финансовыми результатами в системе «директ-костинг»

 

В условиях нестабильного развития отечественной экономики наиболее актуальна проблема обоснованного выбора управленческих решений, направленных на повышение эффективности работы предприятий. Отечественные методы анализа оказались не в состоянии предоставить в подходящей форме информацию для этих целей.

Теория и практика традиционного экономического анализа в условиях развивающихся рыночных отношений нуждается в изучении и использовании систем анализа, применяемых в странах рыночной экономики.

В этом аспекте широкое применение получил маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношений между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью при прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

В зарубежной практике прогнозному анализу уделяется большее внимание, чем ретроспективному. Руководители иностранных фирм более склонны к тому, чтобы сравнивать разные варианты получения прибыли в будущем, чем тратить время на анализ результатов фактического выполнения решений. Предприниматель заинтересован в том, чтобы выжить в конкурентной борьбе и всегда стремится получить максимум прибыли, которая должна быть обоснована соответствующими аналитически расчетами.

Маржинальный анализ успешно применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Он позволяет изучить зависимость прибыли от небольшого круга наиболее важных факторов и на основе этого управлять процессом формирования ее величины.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении безубыточного объема продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат, зоны безопасности предприятия, в проведении анализа чувствительности критических соотношений безубыточности.

Широкое использование маржинального дохода в анализе позволяет формировать оптимальный ассортимент производства, определять цену на новое изделие, объем производства и продаж для получения планируемой прибыли, учитывать ограничения на ресурсы, финансовые возможности при выборе продукции, определять какие из товаров выгоднее производить, а какие покупать, обосновывать выбор оборудования, технологий производства и др.

При маржинальном анализе выявляется не только критический объем продаж соответствующий точке безубыточности, но и объем продаж, обосновывающий решения "производить или покупать", выбора машин и оборудования, анализа эффективности технологий при планировании и прогнозировании производства [18, с.14].

Система учета переменных затрат возникла в США в период Великой депрессии и получила широкое распространение в 50-х годах. До начала Великой Депрессии (1928г.) остатки готовой продукции оценивались по себестоимости, исчисленной по полным затратам. Депрессия привела к созданию больших запасов нереализованной продукции, а оценка по полным затратам, по мнению аналитиков того времени, приводила к искусственному искажению прибыли. Постоянные затраты, которые не зависят от объема производства и размеров дохода, перераспределяясь между отчетными периодами, значительно влияли на величину расчетной прибыли. По мнению аналитиков, следовало рассчитать отдачу понесенных затрат через связь объема производства с затратами и доходами. В этом аспекте было решено, в достаточной степени условно, разделить совокупные затраты на переменные (которые отождествлялись с прямыми) и постоянные (которые назывались бесполезными и отождествлялись с косвенными). Эта система затрат получила название "директ-костинг".

Следует отметить, что термин "директ-костинг", введенный Д.Харрисом в 1936 г. (в переводе означает учет прямых затрат), признается не всеми теоретиками учета, т.к. на запасы распределяются не только прямоотносимые затраты материалов и труда, но и переменные общепроизводственные расходы. Поэтому термин "верибл-костинг" (в переводе - учет переменных затрат) более точно отражает суть метода, хотя название системы "директ-костинг" обусловлено исторически.

Использование учета затрат по сокращенной себестоимости привело к изменению функций и содержания экономического анализа, а затем к его разделению на финансовый и управленческий.

Рыночные процессы, определяющие усложнение ориентации отдельного товаропроизводителя, влияющие на колебания объемов производства и реализации продукции, а также увеличение доли постоянных затрат в их общем объеме существенно сказываются на поведении себестоимости изделий, а значит, и прибыли. По мере усиления этих тенденций увеличивается потребность товаропроизводителей в информации о затратах на изготовление изделий и их реализацию, не искаженных в результате распределения косвенных расходов и относительно неизменных на единицу выпускаемой продукции при любом объеме производства. Такую информацию в виде данных о неполной производственной себестоимости (в части прямых, переменных или всех производственных затрат) и маржинальном доходе (сумме покрытия) -разнице между ценой продажи (выручкой от реализации) и неполной себестоимостью изделия или реализованной продукции в целом - обеспечивает подсистема управленческого учета "директ-костинг" [4,c.49].

Важно, что применяя "директ-костинг" (систему учета сумм покрытия или маржинального дохода), можно оперативно изучать взаимосвязи и зависимости между объемом производства, затратами (себестоимостью) и выручкой (прибылью, маржинальным доходом). Эту зависимость можно изучать и графически и аналитически.

Основное достоинство системы учета сумм покрытия в том, что на основании информации, получаемой в ней, можно принимать оперативные управленческие решения. В первую очередь, это касается возможности проводить эффективную политику цен. Традиционные классические методы ценообразования, основанные на калькулировании полной фактической себестоимости, отходят на второй план.

В настоящее время на Западе популярны факторы, относящиеся к спросу, а не к предложению, т.е. оценка того, сколько покупатель может и хочет заплатить за предлагаемый ему товар. После того как установлена цена равновесия, предприятие должно проанализировать затраты и постараться минимизировать их.

Менеджерам предприятия также необходимо иметь информацию о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния рыночных факторов. Поэтому в западном управленческом учете существуют понятия долгосрочного и краткосрочного нижнего предела цены. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы минимально покрыть полные затраты на производство и сбыт продукции товара; он равен себестоимости в части только прямых (переменных и производственных) затрат.

С учетом по системе "директ-костинг" связана возможность проведения демпинговой политики, расчета и выбора различных комбинаций цены на товар и объемов его реализации.

Для предприятий, работающих в условиях рынка, распространены ситуации, связанные с недогрузкой производственных мощностей. В таких случаях к правильным решениям может привести только информация, получаемая в подсистеме "директ-костинг" системы управленческого учета.

Имея учетные данные об ограниченной себестоимости и суммах покрытия (маржинальном доходе) по изделиям, можно решать такие управленческие задачи, как оптимизация ассортимента выпускаемой продукции при наличии узких мест, целесообразность принятия дополнительного заказа по ценам ниже обычных, производить комплектующие самим или покупать на стороне, определение оптимального размера партии или серии деталей (продуктов), выбор и замена оборудования.

В российской практике предпринимательства маржинальный подход используется крайне редко, однако руководители фирм, ознакомившиеся с основами управленческого учета, оценили преимущества данного подхода − снижение трудоемкости расчетов, дополнительные аналитические возможности.

Эта методика основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения от объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использовании категории маржинальной прибыли.

Маржинальная прибыль – это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

Маржинальный анализ (анализ безубыточности) широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

- более точно исчислить влияние факторов на изменение суммы прибыли и на этой основе эффективнее управлять процессом формирования и прогнозирования ее величины;

- определить критический уровень объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной величине соответствующих факторов;

- установить зону безопасности (зону безубыточности) предприятия;

- исчислить необходимый объем продаж для получения заданной величины прибыли;

- точнее оценить эффективность производства отдельных видов продукции (услуг) и отдельных сегментов предприятия;

- обосновать наиболее оптимальный вариант управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.

Затраты предприятия, включаемые в себестоимость продукции, можно подразделить на две части: постоянную и переменную. Такое деление определяется характером изменения затрат при изменении объема производства.

Деление затрат на переменные и постоянные осуществляется в зависимости от их реагирования на изменение объемов производства (реализации) продукции и представляет собой сущность системы «директ-костинг». При этом методе на основе расчета переменных затрат определяется неполная, ограниченная или переменная себестоимость единицы продукции. Постоянные затраты не распределяются по конкретным видам продукции и не включаются в себестоимость единицы этой продукции, а считаются затратами периода и относятся на уменьшение так называемого маржинального дохода, получаемого по хозяйствующему субъекту в целом.

К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции. В основном это затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели сдельная заработная плата производственных рабочих с соответствующими отчислениями во внебюджетные государственные фонды. В зависимости от соотношения темпов роста объема производства и различных переменных затрат последние подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и дигрессивные. Но в среднем переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

К постоянным относятся затраты, величина которых не зависит от динамики объема производства и продажи продукции. К ним относятся административные и управленческие расходы, арендная плата, амортизационные отчисления, расходы на рекламу, затраты на исследовательские работы, коммерческие и другие расходы. Такое определение постоянных затрат условно, так как на их уровень в ряде случаев тоже влияет изменение объема производства. Например, транспортные расходы, рассматриваемые в составе постоянных затрат, могут меняться в зависимости от объема реализуемой продукции. Расходы по сбыту продукции способны вырасти, если комиссионные вознаграждения торговым агентам устанавливаются в зависимости от объема продаж. Расширение сферы деятельности предприятия предполагает и увеличение объема работ сотрудников соответствующих функциональных подразделений (бухгалтерии, отдела маркетинга и др.) [26,c.43].

В то же время необходимо отметить, что постоянные затраты могут быть неизменными лишь до определенного момента, после чего их величина единовременно увеличивается. То есть если объем производства растет, то постоянные затраты периодически увеличиваются.

Изучив тенденции развития систем и методов управления на Западе и овладев теорией и практикой применения отечественных методов учета, анализа, планирования и контроля, наши специалисты должны уже сегодня понять, какие проблемы встанут перед предпринимателями в условиях реального рынка.

Одна из задач внедрения системы маржинального анализа в России − переориентировать отечественную теорию и накопленный опыт на решение новых задач, стоящих перед управлением предприятием в условиях рынка.

Еще одна задача - освоить ценные западные методы управления, что позволит формировать у наших менеджеров альтернативное мышление, возможность неоднозначного подхода к решению задач управления предприятием.

Большой интерес представляет методика маржинального анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие от традиционной методики анализа прибыли, применяемой на отечественных предприятиях, она позволяет полнее изучить взаимосвязи между показателями и точнее измерить влияние факторов.

По методике факторного анализа прибыли, применяемой в нашей стране, обычно используют следующую модель: П = VPП * (Ц – С). При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Данная модель не учитывает взаимосвязь объема производства (реализации) продукции и ее себестоимости. Обычно при увеличении объема производства (реализации) себестоимость единицы продукции снижается, так как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения. И, наоборот, при спаде производства себестоимость изделий возрастает из-за того, что больше постоянных расходов приходится на единицу продукции [23,c.423].

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют следующую модель:

 

П = VPП*(Ц – b) – А,                                                                      (3.1)

 

где b – переменные затраты на единицу продукции;

А – постоянные затраты на весь объем продаж данного вида продукции.

Эта формула применяется для анализа прибыли от реализации отдельных видов продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1 – Данные для факторного анализа прибыли

Показатель

Хозпитьевая вода

Сточные воды

2007 год 2008 год 2007 год 2008 год
Объем реализации услуги (VРП), тыс.м3 24 232 19 704 20 844 20 284
Цена единицы продукции (Ц), тыс.руб. 8,59 9,60 7,50 9,22
Себестоимость изделия (С), тыс.руб. 8,19 8,45 7,80 8,91
В том числе переменные затраты (b) 7,50 7,30 6,94 7,80
Сумма постоянных расходов (А), тыс.руб. 17 084 22 703 17 811 22 454
Прибыль (П), тыс.руб. 9 328,88 22 616,2 - 6 138,36 6 349,28

 

Хозпитьевая вода:

 

П2007 = VPП2007*(Ц2007 – b2007) – А2007 = 24 232 * (8,59 – 7,50) – 17 084 = = 9 328,88 тыс.руб.;

Пусл1 = VPП2008*(Ц2007 – b2007) – А2007 = 19 704 * (8,59 – 7,50) – 17 084 = = 4 393,36 тыс.руб.;

Пусл2 = VPП2008*(Ц2008 – b2007) – А2007 = 19 704 * (9,60 – 7,50) – 17 084 = = 24 294,4 тыс.руб.;

Пусл3 = VPП2008*(Ц2008 – b2008) – А2007 = 19 704 * (9,60 – 7,30) – 17 084 = = 28 235,2 тыс.руб.;

П2008 = VPП2008*(Ц2008 – b2008) – А2008 = 19 704 * (9,60 – 7,30) – 22 703 = = 22 616,2 тыс.руб.

 

Общее изменение прибыли составляет

 

ΔПобщ = 22 616,2 – 9 328,88 = + 13 287,32


В том числе за счет изменения:

количества реализованной услуги

 

ΔПVРП = П усл1 – П2007 = 4 393,36 – 9328,88 = - 4 935,52 тыс.руб.;

 

цены реализации

 

ΔПЦ = П усл2 – П усл1 = 24 294,4 – 4 393,36 = + 19 901,04 тыс.руб.;

 

удельных переменных затрат

 

ΔПb = П усл3 – П усл2 = 28 235,2 – 24 294,4 = + 3 940,8 тыс.руб.;

 

суммы постоянных затрат

 

ΔПА = П 2008 – П усл3 = 22 616,2 – 28 235,2 = - 5 619 тыс.руб.

 

На основании проведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

- за счет уменьшения объема реализации хозпитьевой воды и, как следствие этого, роста себестоимости предприятие получило меньше прибыли на 4 935,52 тыс.руб;

- за счет увеличения тарифа на хозпитьевую воду предприятие получило больше прибыли на 19 901,04 тыс.руб.

- несмотря на увеличение суммы постоянных затрат и уменьшения объема реализации хозпитьевой воды прибыль в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 13 287,32 тыс.руб.

Сточные воды:

 

П2007 = 20 844 * (7,50 – 6,94) – 17 811 = - 6 138,36 тыс.руб.;

Пусл1 = 20 284 * (7,50 – 6,94) – 17 811 = - 6 451,96 тыс.руб.;

Пусл2 = 20 284 * (9,22 – 6,94) – 17 811 = 28 436,52 тыс.руб.;

Пусл3 = 20 284 * (9,22 – 7,80) – 17 811 = 10 992,28 тыс.руб.;

П2008 = 20 284 * (9,22 – 7,80) – 22 454 = 6 349,28 тыс.руб.

 

Общее изменение прибыли составляет

 

ΔПобщ = 6 349,28 – (-6 138,36) = + 12 487,64

 

В том числе за счет изменения:

количества реализованной услуги

 

ΔПVРП = П усл1 – П2007 = - 6 451,96 – (-6 138,36) = - 313,6 тыс.руб.;

 

цены реализации

 

ΔПЦ = П усл2 – П усл1 = 28 436,52 – (- 6 451,96) = + 34 888,48 тыс.руб.;

 

удельных переменных затрат

 

ΔПb = П усл3 – П усл2 = 10 992,28 – 28 436,52 = - 17 444,24 тыс.руб.;

 

суммы постоянных затрат

 

ΔПА = П 2008 – П усл3 = 6 349,28 – 10 992,28 = - 4 643 тыс.руб.

 

За счет увеличения удельных переменных затрат и суммы постоянных расходов прибыль предприятия уменьшилась на 22 087,24 тыс.руб. Но благодаря увеличению цены на сточные воды предприятие в 2008 году получило прибыли больше на 12 487,64 тыс.руб., чем в 2007 году.

Проведем сравнительный анализ прибыли от реализации хозпитьевой воды рассчитанный на основе маржинального анализа и факторного анализа прибыли от реализации продукции, рассчитанный во 2 главе данной работы. Для удобства данные этих анализов сведем в одну таблицу.

 

Таблица 3.2 – Сравнительный анализ результатов факторного анализа прибыли хозпитьевой воды

Фактор

Факторные модели

Факторный анализ Маржинальный анализ
Объем продаж - 1 811,2 - 4 935,52
Цены на продукцию + 19 901,04 + 19 901,04
Себестоимость продукции - 5 123,04 - 1 678,2
В том числе: переменные затраты       + 3 940,8
постоянные затраты   - 5 619

 

Как видно из таблицы 3.2, результаты факторного анализа и маржинального анализа различны. По методике маржинального анализа прибыль более существенно зависит от объема реализации, так как этот фактор влияет и на себестоимость продукции. Из-за уменьшения реализации продукции больше приходиться постоянных затрат на единицу продукции. Маржинальный анализ позволяет более правильно исчислять влияние факторов на изменение суммы прибыли, так как она учитывает взаимосвязь объема производства (реализации), себестоимости и прибыли.

Используя данные таблицы 3.1, проведем факторный анализ рентабельности по видам услуг, для чего используем следующую факторную модель:

 

.

 

Рассчитаем факторный анализ по хозпитьевой воде:


 

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 8,9%.

В том числе за счет изменения:

объема реализованной услуги

 

ΔRVРП = R усл1 – R2007 = 2,7 – 4,7 = - 2%;

 

цены реализации

 

ΔRЦ = R усл2 – R усл1 = 14,7 – 2,7 = + 12%;

 


удельных переменных затрат

 

ΔRb = R усл3 – R усл2 = 17,5 – 14,7 = + 2,8%;

 

суммы постоянных затрат

 

ΔRА = R 2008 – R усл3 = 13,6 – 17,5 = - 3,9%.

 

За счет снижения объема реализации хозпитьевой воды рентабельность снизилась на 2%. За счет повышения цены и уменьшения удельных переменных затрат, рентабельность в общей сложности увеличилась на 8,9%.

Рассчитаем факторный анализ по сточным водам:

 

Приведенные данные показывают, что уровень рентабельности в целом повысился на 7,3%.

В том числе за счет изменения:

объема реализованной услуги

 

ΔRVРП = R усл1 – R2007 = (-4,1) – (-3,8) = - 0,3%;

 

цены реализации


ΔRЦ = R усл2 – R усл1 = 17,9 – (-4,1) = + 22%;

 

удельных переменных затрат

 

ΔRb = R усл3 – R усл2 = 6,2 – 17,9 = - 11,7%;

 

суммы постоянных затрат

 

ΔRА = R 2008 – R усл3 = 3,5 – 6,2 = - 2,7%.

 

Значительно снизилась рентабельность сточных вод за счет увеличения удельных переменных затрат – на 11,7%. Также незначительное снижение произошло в результате снижения объема реализации сточных вод и увеличения суммы постоянных затрат, но за счет повышения цены рентабельность в общей сложности увеличилась на 8,9%.

Таким образом, сравнительный анализ познавательных свойств различных методик факторного анализа прибыли доказывает преимущество методики маржинального анализа, позволяющего исследовать и количественно измерить не только непосредственные, но и опосредованные связи и зависимости. Результаты, рассчитанные с помощью маржинального анализа более достоверные, так как они учитывают взаимосвязь объема продаж (реализации), себестоимости и прибыли, следовательно, обеспечивают высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов предприятия. Использование этого метода в финансовом менеджменте отечественных предприятий позволит более эффективно управлять процессом формирования финансовых результатов.

 

3.2 Пути повышения финансовых результатов ОАО «ВК и ЭХ»

 

Финансовые результаты предприятия показывают, насколько прибыльна деятельность предприятия, соответственно, чем выше прибыль и коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому компания должна стремиться к более высоким показателям, а руководство должно определить пути повышения финансовых результатов.

При анализе путей повышения финансовых результатов важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств [7,c.24].

Стратегическое планирование, как процесс, включает в себя следующие виды деятельности: рациональное использование существующих ресурсов; адаптацию предприятия к факторам внешней среде; координация усилий всех структурных подразделений предприятия для достижения запланированных в бизнес-плане (плане корпоративного развития) целей; организационная реструктуризация. Процесс анализа внешней среды и внутренней среды является исходным процессом, обеспечивающим основу для формирования стратегии развития предприятия с целью выполнения своей миссии и достижения поставленных в плане развития стратегических целей. В ходе анализа внутренней и внешней среды предприятия устанавливается связь между сильными и слабыми сторонами компании, возможностями (благоприятными факторами) и угрозами (неблагоприятными факторами). Анализ внешней среды предприятия ОАО «ВК и ЭХ» включает в себя оценку макроокружения, в котором исследуются водопотребители, поставщики оборудования и технологий, инноваций, собственник инженерной инфраструктуры, регулирующие органы, инвесторы. При анализе внутренней среды определяется потенциал (сильные и слабые стороны), на который предприятие может рассчитывать при достижении своих целей [37,c.24].

Повышение финансовых результатов может быть достигнуто лучшим использованием имеющихся производственных фондов (основных и оборотных), в результате чего увеличится прибыль и повысится рентабельность при неизменной величине использованных материальных средств производства.

Активы организации характеризуют ее экономический потенциал по генерированию выручки, а следовательно, и прибыли. Использование активов показывает, насколько быстро средства, вложенные в ресурсы, превращаются в выручку. Тем самым использование активов отражает интенсивность этих процессов.

При низкой рентабельности продукции необходимо стремиться к ускорению оборота активов и их элементов. В то же время определяемая теми или иными причинами низкая оборачиваемость активов может быть компенсирована преимущественно повышением рентабельности продаж, т.е. снижением затрат на производство продукции, работ, услуг и (или) ростом цен (тарифов).

При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное значение приобретают активизация разработки и осуществления мероприятий, содействующих снижению себестоимости воды. К их числу в первую очередь надо отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, экономию энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйстве, повышение уровня механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов отрасли.

Помимо повышения уровня технической оснащенности и организации производства важное значение имеет проблема тарифов. Опережающие темпы роста средней себестоимости над темпами роста средних тарифов снижают рентабельность и, следовательно, прибыль ОАО «ВК и ЭХ».

 В этих условиях необходимо проводить работу по регулированию тарифов. Устанавливаемые тарифы должны покрывать все издержки системы водопроводно-канализационного хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении наилучших результатов, активизировать работу промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и организаций в направлении более экономного и рационального использования водных ресурсов. Устанавливаемые тарифы должны покрывать все издержки водопроводно-канализационного хозяйства (на материалы, электроэнергию, амортизацию, топливо, ремонтный фонд, затраты на оплату труда, покупную продукцию и т.д.).

При этом необходимо установить оптимальный уровень тарифов (с учетом платежеспособности потребителей), предусмотреть механизм аккумулирования собираемых средств для возможности их инвестирования в собственное развитие и т.д. На первом этапе реформирования необходимо сформировать базовые, экономически обоснованные тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения. По мере роста цен на покупаемые ресурсы, индексация соответствующих элементов тарифов исключит убыточность предприятия ОАО «ВК и ЭХ» и создаст условия для формирования тарифной инвестиционной составляющей.

Система тарифного регулирования на воду и услуги канализации должна обеспечивать:

— стимулирование экономии водных ресурсов;

— оптимизацию тарифов на воду и услуги канализации при соблюдении экономических интересов предприятия и водопользователей;

— создание для предприятия ОАО «ВК и ЭХ» экономических стимулов в повышении эффективности производства и снижении себестоимости воды и услуг канализации;

— способствовать привлечению инвестиций;

— формирование достаточных финансовых ресурсов для реализации поставленных целей.

Совершенствование и развитие водопроводно-канализационного хозяйства, которое относится к одной из наиболее значимых отраслей экономики страны, направлено на решение одной из важнейших социальных проблем – обеспечение потребителей услугами водоснабжения и водоотведения в достаточном количестве и с высоким качеством. При этом необходимо четко представлять, что эффективное функционирование отрасли возможно только при оптимальных, экономически обоснованных тарифах, обеспечивающих безубыточную работу предприятий водопроводно-канализационного комплекса.

Развитие водопроводно-канализационного хозяйства невозможно без стабилизации финансово-экономического состояния предприятий, которое в значительной мере зависит от принятой тарифной политики, системы расчетов, размеров сборов и др.

При существующей системе расчетов с населением, в домах, не охваченных домовыми приборами учета, происходит занижение реальных объемов реализации. Это обусловлено тем, что:

- расчеты ведутся по количеству прописанных, а не по числу фактически проживающих в доме жителей;

- жилищные организации, на чьем балансе находятся внутридомовые сети водопровода, не заинтересованы в снижении утечек в системе;

- утвержденные нормы водопотребления не отображают реального состояния потребления воды.

Устранение указанных факторов возможно только при повсеместном оснащении жилья, как домовыми, так и квартирными приборами учета воды. Необходимо отметить, что хотя увеличение количества установленных квартирных счетчиков и обеспечивает снижение расхода воды в сравнении с нормативным, однако такой вид учета не отображает реально потребленных в жилом секторе объемов воды. Из сказанного следует, что для стабилизации финансово-экономического состояния предприятий ВКХ, наряду с установкой квартирных счетчиков, необходимо осуществлять и установку подомовых приборов учета воды [11,c.18].

Проведем расчет экономического эффекта от реализации мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия, а именно выявление резерва за счет сокращения себестоимости – полного устранения утечек и потерь из системы водоснабжения.

Определим потери воды в стоимостном выражении, исходя из данных величины тарифа покупки воды и величины потери воды в кубических метрах:

 

2007 год = 5 632 3,65 руб. = 20 556,80 тыс. руб.

2008 год = 5 042 4,17 руб. = 21 025,14 тыс. руб.

 

Таблица 3.3 – Потери и неучтенный расход воды ОАО «ВК и ЭХ» за период 2007-2008 гг., тыс. м.3

Наименование 2007 год 2008 год
Поднято воды в сеть 29 864 24 746
Отпущено воды потребителям 24 232   19 704
Утечка и неучтенный расход воды 5 632 5 042

 

Ликвидация утечек и неучтенного расхода воды ОАО «ВК и ЭХ» привела бы к снижению себестоимости покупки воды:

 

2007 год = 720 546 – 20 556,80 = 699 989,20 тыс. руб.

2008 год = 820 418 – 21 025,14 = 799 392,86 тыс. руб.

 

При уменьшении себестоимости продукции, услуг происходит увеличение прибыли. Полученные данные в результате изменения себестоимости представим в следующей таблице:

 

Таблица 3.4 – Отчет о прибылях и убытках ОАО «ВК и ЭХ» за 2007-2008 гг., тыс. руб.

Наименование показателя Код пок-ля 2007 год Прогнозное значение 2008 год Прогнозное значение
Выручка от продажи товаров, услуг 010 768615 768615 1021644 1021644
Себестоимость товаров, работ, услуг 020 720546 699989,2 820418 799392,86
Валовая прибыль 029 48069 68625,8 201226 222251,14
Управленческие расходы 040 38179 38179 46549 46549
Прибыль от продаж 050 9890 30446,8 154677 175702,14
Проценты к получению 060 14 14 1841 1841
Проценты к уплате 070 379 379 1855 1855
Прочие доходы 090 38830 38830 140393 140393
Прочие расходы 100 72784 72784 202533 202533
Прибыль до налогообложения 140 - 24429 -3872,2 92523 113548,14
Отложенные налоговые активы 141 -142 -142 164 164
Отложенные налоговые обязательства 142 51 51 44 44
Текущий налог на прибыль 150 309 309 25761 25761
Налог на прибыль за пред. периоды 180 0 0 1589 1589
Чистая прибыль (убыток) 190 - 24931 -4374,2 65293 86318,14

 

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в 2007 году произошло значительное уменьшение чистого убытка до 4 374,2 тыс. руб., прогнозная величина чистой прибыли в 2008 году превышает фактическую прибыль на 23 137,44 тыс. руб.

 Увеличение прибыли в результате снижения себестоимости способствует изменению показателей рентабельности. Рассчитаем прогнозные значения показателей рентабельности:

Рентабельность реализованной продукции:

 

2007 г.:

2008 г.:

 

Рентабельность продаж:

 

2007 г.:

2008 г.:

 

Рентабельность активов:

 

2007 г.:

2008 г.:

 

Рентабельность собственного капитала:

 

2007 г.:

2008 г.:

 

Для наглядности сведем полученные данные в таблицу 3.5.

Из таблицы 3.5 видно, что уменьшение себестоимости позитивно влияет на показатели рентабельности. В частности, рентабельность активов возросла на 4,4 % в 2007 году, в 2008 году – на 2,4 %, рентабельность продаж на 2,7 % в 2007 году и на 2,1 % в 2008 году, рентабельность реализованной продукции на 2,9 % и 3,1 %, соответственно, в 2007-2008 гг.

 

Таблица 3.5 – Сравнительная оценка финансовых показателей ОАО «ВК и ЭХ»

Наименование показателя

2007 год

2008 год

Отклонение (+; -) прогнозного значения от факта

факт прогнозное значение факт прогнозное значение 2007 год 2008 год
Рентабельность реализованной продукции 1,4 4,3 18,9 22 2,9 3,1
Рентабельность продаж 1,3 4 15,1 17,2 2,7 2,1
Рентабельность активов -5,3 -0,9 7,6 10 4,4 2,4
Рентабельность собственного капитала -8,3 -1,5 17,9 23,6 6,8 5,7

 

Таким образом, реализация мероприятий по снижению себестоимости позволит, на наш взгляд, улучшить показатели финансовых результатов ОАО «ВК и ЭХ». Исходя из проведенных расчетов, можно сделать вывод об эффективности мероприятий по улучшению финансовых результатов предприятия.

 


Заключение

 

Главной задачей предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально-экономического развития страны. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение финансовых результатов своей деятельности.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия является неотъемлемой частью финансово-экономического анализа. Основными показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, является прибыль и рентабельность.

Проведенное теоретическое исследование и практический анализ позволили сделать следующие основные выводы:

Итак, в дипломной работе полностью достигнута поставленная цель, т.к. проведены исследования и анализ финансовых результатов на примере ОАО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство», раскрыты основные проблемы финансовой деятельности и выявлены возможные пути повышения финансовых результатов предприятия.

В дипломной работе рассмотрены сущность, виды и значение финансовых результатов предприятия, задачи анализа финансовых результатов предприятия, а также изучена информационная база, необходимая для анализа финансовых результатов, т.е. бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2). Рассмотрена методика проведения анализа финансовых результатов, которая включает в себя анализ прибыли и рентабельности предприятия, факторный анализ финансовых результатов.

Проведенный в ходе исследования анализ динамики прибыли ОАО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" показал, что в анализируемом периоде (2007-2008 гг.) наблюдается тенденция роста всех показателей прибыли. Возросла прибыль от продаж на 144787 тыс. руб. (1464%) в 2008 г. по сравнению с предыдущим 2007 г. Увеличился показатель прибыли до налогообложения на 116952 тыс. руб. (478,7%). Соответственно увеличился показатель чистой прибыли на 90224 тыс. руб. (361,9%). Это связано прежде всего с увеличением цены реализуемой продукции в 2008 г.

Факторный анализ прибыли от продаж отдельных видов продукции показал, что основным показателем увеличения прибыли в 2008 г. стало увеличение цены реализации. Показатель себестоимости хозпитьевой воды отрицательно сказался на изменении прибыли: незначительное повышение себестоимости единицы продукции (на 26 коп.) уменьшило общую сумму прибыли на 5123,04 руб. В результате увеличения себестоимости сточных вод на 1,11 руб. существенно уменьшилась прибыль на 22515,2 руб, но благодаря увеличению цены реализации прибыль увеличилась на 34888,48 руб.

По результатам анализа основных показателей рентабельности были сделаны выводы о том, что по всем показателям рентабельности ОАО "Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство" за анализируемый период наблюдается повышение. Увеличение показателей рентабельности вызвано значительным ростом чистой прибыли и прибыли от продаж предприятия. Так в 2007 г. чистая прибыль представляла убыток в сумме -24931 тыс.руб, а в 2008 г. чистая прибыль составила 65293 тыс.руб. Прибыль от продаж возросла в 2008 г. на 144787 тыс.руб по сравнению с 2007 г. Все это говорит об успешном функционировании предприятия в 2008 году.

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во много определяется умением ее анализировать. С помощью метода маржинального анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Методики анализа показателей рентабельности и прибыли с учетом маржинального анализа учитывают взаимосвязь факторов объемов производства, затрат и прибыли. Более точный расчет этих факторов обеспечивает высокий уровень планирования и прогнозирования финансовых результатов деятельности предприятия.

Мероприятия по сокращению непроизводственных потерь воды, сокращение утечек и неучтенных потерь воды в городских системах водоснабжения относится к первоочередным задачам предприятия ОАО «ВК и ЭХ».

Существующее на сегодня состояние водопроводных и канализационных систем складывалось на протяжении длительного временного периода. Поэтому, в ближайшие годы невозможно разрешить все проблемы, стоящие перед предприятием, так как она относится к наиболее капиталоемким.

Исходя из результатов анализа современного состояния систем водоснабжения и водоотведения, можно разработать комплекс мероприятий, позволяющих решить выявленные проблемы.

За основные направления развития водопроводно-канализационного хозяйства могут быть приняты следующие:

- экономия водных ресурсов;

- повышение надежности работы систем;

- сокращение непроизводственных потерь воды;

- повышение эффективности использования энергетических ресурсов;

- улучшение качества очистки питьевой воды и стоков;

- научно-техническое и проектно-конструкторское обеспечение;

- усовершенствование системы управления;

- обеспечение безубыточного функционирования предприятий ВКХ;

- внедрение прозрачной и экономически обоснованной системы ценообразования на услуги водопровода и канализации.

Реформирование отрасли, акционирование предприятий и обоснованные тарифы на ЖКУ позволяют рассчитывать на дальнейшее развитие и привлечение в жилищно-коммунальное хозяйство республики средств инвесторов. На преодоление оставшихся от прежней системы хозяйствования тенденций потребуется не менее пяти лет.

В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции и оказываемых услуг за счет снижения цены на предлагаемые товары, услуги, но это не всегда так. Поэтому внимание на рассматриваемом предприятии следует уделять больше мероприятиям по снижению себестоимости воды, повышению отдачи основных средств. К их числу в первую очередь надо отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, экономию энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйстве, повышение уровня механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов отрасли.

Экономия водных ресурсов, выявление и устранение потерь, которые ежедневно несет предприятие, могут быть достигнуты лишь при условии внедрения повсеместного учета воды в системах водоснабжения. Это позволит создать четкую картину распределения воды в системе и, по опыту многих стран, приведет к значительному сокращению объемов потребляемой воды. В этом направлении необходимо предусматривать организацию многоуровневой системы учета в водопроводном хозяйстве, а именно:

- учет воды на входе в систему на всех водозаборах населенных пунктов;

- подомовой учет воды и учет воды у коммерческих потребителей;

- поквартирный учет воды.

Учет воды должен рассматриваться, как важнейшая составляющая эффективной работы в водопроводном хозяйстве.

 


Список использованных источников и литературы










Алёшин, А.В. Золотой ключ Нефтекамского водоканала / А.В. Алёшин // Волга-Бизнес. – 2007. - №10. – С. 14-16.

2. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ / М.В. Беллендир. - М.: ДИСД, 2004. – 278с.

3. Бухгалтерский финансовый учет: учебное пособие / Е.А. Еленевская [и др.]; общ. ред. Е.А. Еленевской. – 3-е изд. - М.: Дашков и Ко, 2008. – 524 с.

4. Воронова, Е.Ю. Анализ соотношения «затраты – объем – прибыль»: количественный и стоимостный подходы / Е.Ю. Воронова // Аудитор. – 2007. – №10. – С. 46 – 52.

5. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник для вузов / Л.Т. Гиляровская. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 377 с.

6. Горячев, А.А. Финансовые результаты работы организации по промышленным видам экономической деятельности в 2005 году / А.А. Горячев // Банковское дело. – 2006.- №3. – С. 23-30.

7. Готовчиков, И.Ф. Практические предложения по оптимизации управления финансовой деятельностью предприятия / И.Ф. Готовчиков // Финансовый менеджмент. – 2008.- №2. – С. 22-30.

8. Донцова, Л.В. Анализ бухгалтерской отчетности: учебник / А.Н. Никифорова - М.: Перспектива, 2004. - 146 с.

9. Жминько, А.Е. Сущность и экономическое содержание прибыли / А.Е. Жминько // Экономический анализ. – 2008.- №7. – С. 60-64.

10. Заров, К.Г. Обобщенный анализ возможностей повышения прибыли коммерческого предприятия / К.Г. Заров // Финансовый менеджмент. – 2008.- №1. – С. 3-8.

11. Исаев, В.Н. Системы учета водопотребления / В.Н. Исаев // Сантехника. – 2005. - № 1. – С. 5-7.

12. Канке, А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / И.П. Кошевая. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 288с.

13. Керимов, В.Э. Бухгалтерский финансовый учет / В.Э. Керимов. – М.: Дашков и Ко , 2008. – 704 с.

14. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / О.Н. Волкова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2001. – 424с.

15 Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия: учебное пособие / В.П. Привалов. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. - 368 с.

16. Крылов, Э. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: финансы и статистика. / Э. Крылов, В.Власов, И.Журакова. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 715 с.

17. Лазунов, В.Н. Финансовый анализ в управлении доходом предприятия / В.Н. Лазунов // Финансы. – 2005.- №3. – С. 54-57.

18. Липчиу, Н.В. Проблемы формирования конечных финансовых результатов (прибыли) деятельности организации / Н.В. Липчиу, Ю.С. Шевченко // Экономический анализ. – 2007. - №7. – С. 13-16.

19. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева, Л.В. Андреева. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 264 с.

20. Мельник, М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учебное пособие / М.В.Мельник. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 192 с.

21 Полисюк Г.Б. Анализ финансового результата деятельности ОАО «Партнер-Проект» / Г.Б. Полисюк, И.Е. Коноваленко // Экономический анализ: теория и практика. – 2008. - № 21. – С. 17-23.

22. Пресс-служба ОАО «ВК и ЭХ». Внедряем и получаем награды // Ленинская правда. – 2008г. – № 64 – С.2.

23. Протасов, В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): производство, экономика, финансы, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 536 с.: ил.

24. Пястолов, С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / С.М. Пястолов. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 336 с.

25. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. - 3-е изд., переаб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. - 425 с.

26. Слуцкин, М.Л. Маржинальный анализ в контроллинге / М.Л. Слуцкин // Аудитор. – 2007. – № 6. – С. 41- 45.

27. Справочник финансиста предприятия. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2006. - 559 с.

28. Тарбеева, Е.М. Оцениваем рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании / Е.М. Тарбеева // Главбух. – 2004. - №2. – С. 68-71.

29. Толпегина, О.А. Анализ прибыли: теория и практика исследования / О.А. Толпегина // Экономический анализ. – 2009. - №2. – С. 35-44.

30. Толпегина, О.А. Показатели прибыли: экономическая сущность и их содержание / О.А. Толпегина // Экономический анализ. – 2008.- № 20. – С. 10-21.

31. Ульянов, И.С. Рентабельность продукции и процентные ставки / И.С. Ульянов // Вопросы статистики. – 2006. - №12. – С. 27 – 31.

32. Устав ОАО «Водопроводно-канализационное и энергетическое хозяйство». Утвержден решением учредителя ОАО «ВК и ЭХ» от 21 января 2003 года С.В. Кондратьевым.

33. Финансы и кредит: учебное пособие. / под ред. проф. А.М.Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 2002. – 510 с.

34. Финансовый учет: учебник / В.Г. Гетьман [и др.]; общ. ред. В.Г. Гетьмана. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2008. – 816 с.

35. Хайруллин, А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации / А.Г. Хайруллин // Экономический анализ. – 2006.- №10. – С. 35-41.

36. Чуев, И.Н. Экономика предприятия / И.Н. Чуев, А.Н. Чечевицына. - М.: Дашкова и Ко, 2003 – 416 с.

37. Иванов, С.Г. Организация стратегического менеджмента на предприятиях водоснабжения в России / С.Г. Иванов, Э.С. Шалухина // Менеджмент в России и за рубежом, 2003. - №6. – С. 14-16.

38. Шеремет, А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ / А.Ф. Ионова. – М.: ИНФРА-М, 2004 – 538 с.

39. Шогенов, Б.А. Анализ финансовых результатов предприятия (на примере ООО «Консервпрод») / Б.А. Шогенов, Ф.Е. Караева // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 6. - С. 3-5.

40. Юдина, Д.Н. Анализ финансовых результатов деятельности убыточных организаций / Д.Н. Юдина, Д.А. Филатов // Экономический анализ: теория и практика. – 2005. - №17. – С. 21-27.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: