Омельченко Юрий Петрович

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

И ПРАВА

Факультет: юриспруденции

 

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: "Исполнение решения арбитражных судов по имущественному взысканию"

 

Выпускник:

Вараксина Галина Дмитриевна

Руководитель:

Омельченко Юрий Петрович

 

 

г. Москва

2007 г.


АННОТАЦИЯ

 

Выпускная квалификационная работа написана по теме "Исполнение решения арбитражных судов по имущественному взысканию " состоит из трех разделов, введения и заключения.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется цель и задачи исследования, источниковая база, показана научная новизна и практическая значимость.

В первой главе рассмотрена история исполнительного производства, понятие, принципы и источники исполнительного производства.

Во второй главе указан порядок исполнения судебных актов арбитражных судов, исполнительные документы в арбитражном судопроизводстве, стороны исполнительного производства.

В третьей главе рассмотрен вопрос обращение взыскания на имущество должника, проблемы исполнения решений арбитражных судов имущественным взысканиям.

Работа написана на 70 страницах.

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

1.1 История исполнительного производства

1.2 Понятие исполнительного производства

1.3 Принципы исполнительного производства

1.4 Источники исполнительного производства

2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

2.1 Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов

2.2 Исполнительные документы в арбитражном судопроизводстве

2.3 Стороны исполнительного производства

3. МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ ВЗЫСКАНИЯМ

3.1 Обращение взыскания на имущество должника

3.2 Особенности обращения взыскания на имущество должника – организации

3.3 Изъятие и передача взыскателю определенных предметов по исполнительным листам

3.4 Проблемы исполнения решений арбитражных судов по имущественным взысканиям

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Исполнительное производство в отношении судебных актов арбитражных судов, обладая некоторыми особенностями, специально оговоренными в законе, в целом регулируется теми же нормативными актами, что и исполнение постановлений судов общей юрисдикции. Проблемы исполнительного производства, включающие в себя место и роль исполнительного производства в системе права в целом; соотношение исполнительного производства с гражданским процессом; методы и принципы исполнения, являются одним из наиболее острых тем современного арбитражного процесса.

За годы экономических и политических реформ в Российской Федерации создана большая правовая база, регулирующая систему новых экономических и социальных отношений. Вместе с тем, по мере роста числа законов и иных правовых актов все более стала выходить проблема реализации нового законодательства. В обществе появилось понимание вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуются в действиях участников гражданского оборота и публично - правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Неразработанность и несовершенство процедур принудительного исполнения правовых норм, в том числе подтвержденных в актах органов судебной власти и иных юрисдикционных органов, крайне дорого обходится обществу и влияет на экономическую ситуацию в стране. Отсутствие возможностей принудительного исполнения приводит к ситуации, когда в отношениях гражданского оборота выгоднее быть должником, нежели кредитором, снижается уровень конкуренции и возможности выбора партнеров в экономическом обороте. В конечном счете все это снижает эффективность экономики и побуждает в ряде случаев к использованию не правовых способов взыскания и понуждения к исполнению обязательств, приводит к криминализации отношений гражданского оборота. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.

Реформа арбитражной системы, ежегодно нарастающее увеличение арбитражной практики по разрешению имущественных споров и исполнения решений по ним, особенность положения юридических лиц, составляющую значительную часть среди сторон, участвующих в ходе исполнения, специфика имущества, на которое обращается взыскание в ходе реализации решений арбитражных судов, а также принятие новых нормативных актов в сфере исполнительного производства превращают вопрос об особенностях исполнительного производства в отношении решений арбитражных судов об имущественных взысканиях в одну из самых актуальных современных проблем теории и практики.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с принудительным исполнением решений арбитражных судов по имущественным взысканиям.

Предметом исследования являются: процесс исполнения решений арбитражных судов по имущественным взысканиям; деятельность арбитражного суда, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве; место исполнительного производства в современной правовой системе.

Целью исследования является изучение правовой природы исполнения решений арбитражных судов, а так же выработка концепции надлежащего эффективного исполнительного производства в части обращения взыскания на имущество должников - субъектов материально-правового спора, рассмотренного арбитражным судом.

Цель исследования определила постановку и решение следующих задач:

- определение понятия, принципов и источников исполнительного производства;

- анализ мер принудительного исполнения и их правовая характеристика; установление принципов, целей и задач исполнительного производства;

- выявление особенностей исполнения решений арбитражных судов;

- определение проблем исполнения решений арбитражных судов по имущественным спорам.

Методическая основа исследования. Дипломное исследование проводилось на основе общенаучного диалектического метода, а также частно-научных методов: логического, системно-структурного, технико-юридического, сравнительно-правового, конкретно-социологического, анализа научных концепций, действующего законодательства и практики его применения, анализа статистических данных.

Теоретическая основа исследования. При написании работы были использованы труды Т.Е. Абовой, М.Г. Авдюкова, С.С. Алексеева, С.Н. Братуся, Р.Х. Валеевой, А.А. Добровольского, Л.Н. Завадской, П.П. О.С. Иоффе, А.Ф. Клейнмана, И.Б. Новицкого, И.А. Покровского, и др.

Информационной базой исследования послужила Конституция Российской Федерации-России, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты министерств и ведомств.

Научная новизна. В работе исследуется проблема исполнения судебных актов, вынесенных арбитражными судами в условиях как реформирующейся судебной системы в целом, так и исполнительного производства в частности.

Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

 


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

 

1.1 История исполнительного производства

 

История исполнительного производства насчитывает не одну сотню лет. Истоки его берут начало от памятника российского частного права "Русская правда". Первое упоминание о приставах, исполняющих решения судов, относится к 1270 году.

В древней России исполнением занимались отроки, мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника. К XVIII в. практически единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция [1].

Соборным уложением 1649 г. судебному приставу предоставлены широкие полномочия. Он - должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд; осуществляет принудительный привод ответчика; участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых; сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением.

В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного. Были расширены его полномочия на случай сопротивления должника, если должник "ухоронится" от него у себя в деревне или "учинится силен". Приставу предоставлялось право "взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника".

За ненадлежащее исполнение обязанностей он подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.

Указом Петра 1 № 255 от 12 декабря 1717 г. в составе юстиц-коллегии был образован Урядный приказ, осуществлявший исполнительно-распорядительные функции на основании судебных решений и властных актов высших органов и должностных лиц России. Должность пристава была упразднена.

Большим шагом в развитии российского права, в том числе исполнительного производства, стало создание, начиная с 20-х годов 19-го века, Свода законов, в один из разделов которого вошли "законы гражданские и межевые", включавшие в себя "законы о судопроизводстве гражданском и законы о мерах гражданских взысканий". В Своде законов гражданское право впервые было выделено как особая отрасль права, хотя материальное право еще не было отделено от процессуального.

В 1860 году был принят закон "О судебных следователях". Это событие стало первым шагом к началу судебной реформы.

27 сентября 1862 г. Александр II утвердил законы по судоустройству: Судебник, Судебный устав, "Судебные приставы и правила исполнительного производства по судебному уставу". Именно этот день считается днем организации службы судебных приставов (судебной полиции).

Дальнейшее развитие гражданское процессуальное право получило в принятом в ходе судебной реформы Уставе гражданского судопроизводства, вошедшем в силу 20 ноября 1864 года. В дальнейшем в Устав гражданского судопроизводства вносилось множество изменений и дополнений. Устав состоял из 5-ти Книг. В Книге 1 имелась глава, посвященная исполнению решений Мировых судей, в Книгу 2 входил раздел "Об исполнении судебных решений" [2].

После 1917 года функции судебного пристава выполняли судебные исполнители, состоявшие при судах. Судебные исполнители исполняли решения судов и судебные приказы по гражданским делам, исполнительные надписи нотариусов, определения судов, решения арбитражных и земельных комиссий и третейских судов, другие акты. Исполнение судебных решений и решений земельных комиссий могло быть возложено в случае отсутствия судебных исполнителей на волостные исполкомы и органы милиции.

Затем порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 года, ряде подзаконных актов, например инструкциях Министерства юстиции СССР о порядке исполнения судебных решений от 24 апреля 1973 года, об исполнительном производстве от 15 ноября 1985 года. В тот период окончательно и сложилась действовавшая до середины 90-х годов XXв. система исполнительного производства СССР и России.

Экономические и политические преобразования привели к необходимости изменения системы принудительного исполнения, выявив неэффективность существовавших организационно-правовых форм исполнения, что привело к принятию нового исполнительного законодательства. 6 ноября 1997 года в Российской Федерации вступил в законную силу новый Федеральный закон "Об исполнительном производстве" [3].

Разработка и принятие данного закона преследовала следующие цели:

1) восполнить пробелы в действующем законодательстве, регулирующем отношения, связанные с обращением взыскания на денежные средства и имущество граждан и организаций должников; 2) устранить противоречия в действующем законодательстве; 3) добиться реального и своевременного исполнения судебных актов и актов других органов; 4) повысить ответственность организаций и граждан по своим обязательствам; 5) поднять эффективность решения судов и иных органов, а следовательно и их авторитет в обществе. Применение нового законодательства подтвердило прежде всего его необходимость, на практике показало реально возросшие возможности судебных приставов-исполнителей и уже привело к некоторым положительным результатам в деле обеспечения принудительными мерами исполнения судебных актов и актов других органов.

исполнительный арбитражный должник взыскатель


1.2 Понятие исполнительного производства

 

Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительной реализации актов юрисдикционных органов, имеющей своей целью обеспечение реальной защиты нарушенных или оспоренных субъективных материальных прав или охраняемых законом интересов [4].

Один из выдающихся российских процессуалистов профессор Е.В. Васьковский утверждал, что принятие мер государством по осуществлению требования истца к ответчику, признанного судом правомерным, образует производство по исполнению решений, или исполнительное, принудительное производство [5].

В соответствии со ст. 16 АПК РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в ч. 2 ст. 13 ГПК РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ.

В порядке исполнительного производства исполняются решения судов общей юрисдикции, акты арбитражных судов, а также акты иных несудебных органов. К примеру, исполнительное производство может возбуждаться когда требуется исполнить решение третейских судов, исполнительных Общим для этих актов является указание в них на необходимость исполнения обязанности в пользу конкретного субъекта. Следует отметить, что не все юрисдикционные акты подлежат исполнению. Решения, выносимые по искам о признании, не подлежат принудительному исполнению по правилам исполнительного производства. Они констатируют наличие или отсутствие правоотношения и реализуются в зависимости от волеизъявления заинтересованных лиц государственными и иными органами и должностными лицами. Не подлежат принудительному исполнению также большинство решений по делам особого производства и решения по ряду категорий дел, возникающих из административно-правовых отношений.

Принудительному исполнению подлежат решения о присуждении, т. е. когда вынесено решение о совершении ответчиком определенных действий или о воздержании от совершения определенных действий. Ответчик может исполнить судебное решение добровольно, но если он почему-либо будет уклонятся от исполнения, то истец вправе потребовать от органов государственной власти принятия к ответчику таких мер, которые привели бы к реализации решения суда. Принятие таких мер происходит в порядке исполнительного производства.

Исполнительное производство - это последняя, завершающая стадия гражданского процесса, которой приводится в исполнение решения суда по делу. Процесс по защите права после вынесения решения и вступления его в законную силу продолжается в форме исполнительного производства, образующего самостоятельную стадию процесса [6].

В соответствии с современным этапом развития гражданского процессуального права и действующего законодательства, можно выделить следующие признаки этих правоотношений. Прежде всего, в гражданских процессуальных правоотношениях обязательным участником является суд.

Следующим отличительным признаком, а также принципом всего процесса, является диспозитивность, которая определяет механизм движения гражданского процесса. Диспозитивность предполагает, что основным движущим началом гражданского судопроизводства служит инициатива участвующих в деле лиц. Среди других признаков гражданских процессуальных правоотношений необходимо выделить признак взаимосвязанных прав и обязанностей всех субъектов этих правоотношений и признак обязательной урегулированности гражданских процессуальных отношений нормами права.

Указанные признаки гражданских процессуальных правоотношений позволяют отличить их от других видов правоотношений. В настоящем исследовании нас интересует их различие и сходство с административно - правовыми отношениями, т. к. именно эти отношения просматриваются в исполнительном производстве [7].

Административно - правовые отношения, как и гражданские процессуальные правоотношения, можно назвать властеотношения. В отличие от гражданских процессуальных отношений, где носителем властных полномочий является суд, в административно - правовых отношениях носителем властных полномочий является орган государственного управления или орган исполнительной власти, которые прямо и непосредственно выражают волю и интересы государства.

Существенной особенностью административно - правовых отношений является то, что обязательный властный субъект этих правоотношений действует принудительно, т. е. принимаемые им решения либо совершаемые им действия приобретают юридическую силу независимо от согласия или несогласия другой стороны. Поэтому принцип диспозитивности не применим в административном процессе.

Приведенный анализ особенностей гражданских процессуальных правоотношений и административно - правовых отношений позволяет выделить ряд таких же особенностей в правоотношениях, возникающих в исполнительном производстве. В правоотношениях в исполнительном производстве, как и в гражданских процессуальных и административно - правовых, действует основной и обязательный субъект - судебный пристав - исполнитель.

Судебный пристав - исполнитель является представителем исполнительной власти и наделен властными полномочиями. Так же в правоотношениях в исполнительном производстве просматриваются отношения подчинения нижестоящих звеньев управленческой вертикали вышестоящим, что то же является признаком административно - правовых отношений. Правоотношения в исполнительном производстве, как и гражданские процессуальные правоотношения, пронизывает принцип диспозитивности, что придает им сходство. Единство гражданских процессуальных правоотношений и правоотношений в исполнительном производстве проявляется также в основаниях возникновениях этих правоотношений.

Из вышеизложенного следует, что правоотношения в исполнительном производстве очень сходны с гражданскими процессуальными правоотношениями, хотя обладают рядом отличительных черт, присущих административно - правовым отношениям, т. е. правоотношения в исполнительном производстве не являются ни "чисто" гражданскими процессуальными правоотношениями, ни "чисто" административно - правовыми отношениями. Иными словами, на правовое регулирование исполнительного производства распространяются нормы административного права и административного процесса, нормы гражданского процессуального права, а также других отраслей права, например, гражданского [8].

По мнению автора, с учетом сказанного, исполнительное производство - это не стадия гражданского (или арбитражного) процесса [9]. По нашему мнению, отношения, возникающие в связи с исполнением решений юрисдикционных органов являются предметом регулирования самостоятельной отрасли права - исполнительного права.

Аналогичные взгляды высказывались учёными в дореволюционной России. Известный представитель цивилистической и процессуальной науки профессор Ю. С. Гамбров исключил исполнительное производство из курса лекций по гражданскому процессу. Эта идея близка и многим другим учёным. В этой связи М. А. Гурвич указывал, что исполнительное производство не входит в состав деятельности по правосудию и является по отношению к ней "инородным клином". Он утверждал, что это производство "также связано с правосудием, как и с деятельностью арбитража и нотариуса в части его исполнительных действий" [10]. Развивая идею выделения исполнительного производства в самостоятельную отрасль права, В. В. Ярков предложил проект Исполнительного кодекса РФ, который, по его мнению, должен объединить в себе различные способы реализации исполнительных документов и разнообразные исполнительные процедуры, учитывающие особенности гражданского, налогового, финансового, инвестиционного, земельного, жилищного и иного законодательства [11]. Законодательная практика России нашего времени развивается по пути создания самостоятельных от гражданского процессуального права актов, регламентирующих исполнение судебных и иных решений. 6 ноября 1997 года в Российской Федерации вступили в силу новый Федеральный закон от 21 июля 1997г. № 119-ФЗ и ФЗ "Об исполнительном производстве" [12], а также Федеральный закон от 21 июля 1997г., № 118-ФЗ "О судебных приставах" [13], составляющих сегодня нормативную базу исполнительного производства.

 

1.3 Принципы исполнительного производства

 

Вопрос о понятии принципов во многих отраслях права является остро дискуссионным. Дискуссию порождает то обстоятельство, что учеными используются различные критерии для выявления содержания этого понятия.

По утверждению Н.А.Чечиной, к принципам права следует отнести "основные положения, выражающие общую направленность и наиболее существенные черты правового регулирования общественных отношений", и о принципе права можно говорить тогда, когда он получил нормативное закрепление [14]. Представляется правильным мнение о том, что принцип права – не просто наиболее общая норма права, так как в противном случае вообще потеряло бы смысл существование понятия "принцип права", ибо оно совпало бы с понятием "норма права" и не имело бы никаких специфических черт [15].

По мнению О.В. Грацай, посвятившей исследованию принципов исполнительного производства ряд монографий, под принципами исполнительного производства следует понимать совокупность основных положений, которые определяют сущность и содержание процессуальных отношений, возникающих в исполнительном производстве [16]. Вопрос о принципах современного исполнительного производства остается в науке неисследованным. В юридической литературе имеется ряд монографий, раскрывающих механизм действия принципов гражданского процесса применительно к стадии исполнительного производства [17]. Поэтому анализ классификации, содержания принципов исполнительного производства должен производиться с учетом суждений о самостоятельности исполнительного производства как новой отрасли российского права, специфики ее законодательства и правоотношений, складывающихся в процессе принудительного исполнения юрисдикционных актов. Принципы, действующие в исполнительном производстве, сторонники обособления исполнительного права делят на три группы: основные (конституционные) принципы, межотраслевые принципы и принципы исполнительного производства. В основе классификации общеправовых принципов лежит классификация общеправовых принципов, разработанная С.С. Алексеевым [18].

К межотраслевым принципам М.К. Юков [19] относит: принцип диспозитивности, национального языка. Рассматривая аргумент о наличии у исполнительного производства и гражданского процессуального права общих принципов: диспозитивности, состязательности, непосредственности и др., В.М. Шерстюк соглашается с М.К. Юковым в том, что некоторые из них в исполнительном производстве не действуют или проявляются своеобразно. Однако, как было указано ранее, какого-либо существенного "своеобразия" в применении в исполнительном производстве принципов диспозитивности и императивности нами не установлено. В качестве примера "приспособления" принципов гражданского процесса к исполнительному производству можно привести мнение О.В. Исаенковой об отнесении к принципам исполнительного права принципа "равенства всех, в том числе перед органами исполнения" [20]. Что касается неприменимости в исполнительном производстве всех гражданско-процессуальных принципов18, то это также закономерно, как и неприменение, к примеру, на стадиях возбуждения, подготовки дела к рассмотрению, надзорного обжалования принципов состязательности, непосредственности, объективной (судебной) истины, непрерывности и т.д.

По мнению представителя второй группы А.К. Сергун [21], в исполнительном производстве действуют не только принципы гражданского процессуального права, но и "нормы об обжаловании в суд действий судебного исполнителя", "правила об отводах, о составе суда, о лицах, участвующих в деле, и их правах, о правоспособности и дееспособности, судебных расходах, вызовах, извещениях, сроках, действует целиком весь институт представительства", "при проведении судебных заседаний в стадии исполнения действуют все правила глав 19 и 20, статьи о доказательствах и др." (имеются в виду главы Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

К принципам, характерным только для исполнительного права, авторы первой группы относят принцип неприкосновенности личности должника, принцип неприкосновенности минимума средств существования должника и членов его семьи, принцип пропорционального распределения взыскиваемых сумм между взыскателями (Д.Х. Валеев) [22], сочетание отраслевой и территориальной организации исполнения, добровольность исполнения решения, участие органа, вынесшего решение, в его исполнении, полнота и справедливость удовлетворения требований, активность (инициативность) органа исполнения (М.К. Юков) [23], а также принцип контроля со стороны суда за деятельностью органов исполнения, приоритетов интересов взыскателя (О.В. Исаенкова) [24].

Исследуя принцип неприкосновенности минимума средств, необходимых для жизни должника и членов его семьи, следует отметить, что Перечень видов имущества, на которое не может быть обращено взыскание, установлен ст. 446 ГПК РФ (в редакции Федеральных законов от 29 декабря 2004г. № 194-ФЗ и от 21 июля 2005 г. № 93-ФЗ). Такой принцип закреплен не только российским законодательством. Так, в США законодательство некоторых штатов содержит списки категорий имущества, которое освобождается от изъятия; в других же штатах устанавливается, на какую сумму личная собственность должника освобождается от взыскания, и должнику самому позволяется определить, какие предметы будут освобождены [25].

Принцип очередности и пропорциональности распределения взысканных сумм между взыскателями проявляется в сводном исполнительном производстве, когда возникает необходимость распределения взысканных сумм между несколькими взыскателями при их недостаточности. Тем самым обеспечивается первоочередное удовлетворение требований, которые с точки зрения законодателя имеют наибольшее значение, и справедливое распределение взысканных сумм для погашения однородных требований. В соответствии с гл.8 ФЗ "Об исполнительном производстве" первоначально из взысканной суммы оплачивается исполнительский сбор, а также погашаются другие расходы на совершение исполнительных действий.

Статья 78 ФЗ "Об исполнительном производстве" повторяет закрепленный и другими нормативными актами (ГК РФ, ФЗ от 26 октября 2002г "О несостоятельности (банкротстве)" [26] перечень очередности удовлетворения требований. В случае недостаточности взысканной денежной суммы для полного удовлетворения всех требований одной очереди они удовлетворяются пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме. Представляется, законодателю следует дополнить ст.78 Закона об исполнительном производстве указанием, что в сводном исполнительном производстве судебным приставом должен составляться расчет распределения взысканных сумм.

Как видим, у авторов первой группы нет единого подхода к определению отраслевых принципов исполнительного права, что подтверждает неочевидность таковых. В любом случае они признают, что "общие принципы, как и задачи, не имеют главного определяющего значения для выявления системы гражданского процессуального права и исполнительного производства" [27]. Данное положение согласуется с концепцией С.С. Алексеева и признается многими авторами.

 

1.4 Источники исполнительного производства

 

Нормативную основу исполнительного производства составляют Федеральные законы РФ от 21 июля 1997г. № 139-ФЗ "Об исполнительном производстве" и № 138-ФЗ "О судебных приставах" [28].

Федеральный закон РФ от 21 июля 1997г. № 139-ФЗ "Об исполнительном производстве" состоит из 12 глав и 94 статей и является основным нормативным актом, детально регламентирующим отношения, возникающие при принудительном исполнении судебных актов и актов других органов.

Этот закон регулирует условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Закон определяет органы принудительного исполнения, иные органы и организации, исполняющие требования судебных актов и актов других органов, а также лиц, участвующих в исполнительном производстве; устанавливает перечень исполнительных документов, требования, предъявляемые к ним, правовые последствия нарушения этих требований, меры принудительного исполнения и основания их применения; четко регламентирует порядок возбуждения, приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства, место, время и сроки совершения исполнительных действий, сроки предъявления исполнительных документов к исполнению и порядок их восстановления.

Федеральный закон "О судебных приставах" устанавливает правовые основы деятельности судебных приставов, их правовой статус, полномочия по организации и деятельности службы судебных приставов, их обязанности и права, гарантии социальной защиты. Принятие названных законов сняло определенные противоречия, ввело в действие многие новые нормы, устраняющие пробелы в законодательстве, но не решило многих насущных проблем, некоторые из которых будут исследованы в третьей главе работы.

Помимо упомянутых законов, регулирование исполнительного производства осуществляется самыми различными правовыми актами, что объясняется комплексным характером данной правовой сферы.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" законодательство России об исполнительном производстве состоит из данного Федерального закона, Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих порядок и условия принудительного исполнения судебных актов и актов других органов. К числу правовых актов, регулирующих осуществление исполнительного производства и совершения исполнительных действий, можно отнести следующие федеральные законы:

Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002г. закрепляет правовые основания возникновения исполнительного производства, а также Перечень имущества должника на которое не может быть обращено взыскание (ст. 446 ГПК РФ). В практике совершения исполнительных действий возникает необходимость обращения к ГПК и по другим вопросам.

В Арбитражном процессуальном кодекс РФ от 24 июля 2002 г. производству по делам, связанным с исполнением судебных актов арбитражных судов посвящен специальный раздел (Раздел VII АПК РФ), кроме того АПК РФ регулирует вопросы, не получившие разрешения в Федеральном законе "Об исполнительном производстве", в частности, немедленное исполнение решения арбитражного суда (ст. 182 АПК РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации так же является одним из источников исполнительного производства. Здесь урегулированы: порядок обращения взыскания на заложенное имущество и его реализация (ст. 349, 350 ГК РФ), порядок проведения торгов (ст. 447-449 ГК РФ). В исполнительном производстве имеют непосредственные значение нормы ГК РФ о собственности, обязательствах и другие положения ГК, так или иначе связанные с совершением конкретных исполнительных действий, оценки фактических обстоятельств в стадии исполнительного производства.

В Федеральном законе от 16 июля 1998г. № 102 ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" [29] подробно урегулированы вопросы, связанные с обращением взыскания на недвижимость.

Закон РФ от 7 июля 1993г. № 5338-I "О международном коммерческом арбитраже". Здесь урегулированы вопросы порядка исполнения решений международных коммерческих арбитражей (разд. 8).

Данный перечень не носит исчерпывающего характера, иные федеральные законы также содержат нормы исполнительного законодательства. Например, Закон РФ "О банках и банковской деятельности" (в редакции ФЗ от 3 февраля 1986 г. № 17-ФЗ) [30] в части органов и лиц, имеющих право запрашивать информацию о счетах граждан и организаций, когда необходимость в таком запросе связана с совершением исполнительных действий; федеральные законы "О рынке ценных бумаг" [31], "Об акционерных обществах" [32], "Об обществах с ограниченной ответственностью" [33] и др.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" Правительство РФ может принимать нормативные правовые акты по вопросам исполнительного производства на основании и во исполнении данного Федерального закона и иных федеральных законов. Правительством РФ в соответствии с Законом "Об исполнительном производстве" приняты следующие нормативные правовые акты: Положение о внебюджетном фонде развития исполнительного производства, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26 июня 1998 г. № 659; Положение о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества, утвержденное постановлением Правительства РФ № 723 от 7 июля 1998 г.; Порядок наложения ареста на ценные бумаги, утвержденный постановлением Правительства РФ № 934 от 12 августа 1998 г [34].

По смыслу закона к числу нормативных правовых актов Правительства РФ, регулирующих вопросы исполнительного производства (помимо тех, которые должны быть приняты на основании Федерального закона "Об исполнительном производстве"), относятся также правовые акты, устанавливающие порядок лицензирования при осуществлении определенных видов деятельности, в частности торговли недвижимым и движимым имуществом и др.

Приоритетный характер носят нормы международных договоров России по сравнению с внутрироссийским законодательством. К числу международно-правовых документов, содержащих правила исполнительного производства, можно отнести Соглашения стран СНГ от 20 марта 1992 г. "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности"; Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами-членами СНГ, подписанную 22 января 1993 г. и ратифицированную Федеральным Собранием России; Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей" 16; Гаагскую конвенцию (1966) о признании и исполнении иностранных решений по гражданским и торговым делам; Нью-Йоркскую (1958) конвенцию о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений и др [35].

В качестве источников исполнительного законодательства Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не называет инструкций федеральных органов исполнительной власти, нормативные акты субъектов РФ. Такое сужение круга источников исполнительного законодательства крайне негативно, поскольку Закон, хотя и является процедурным по характеру, тем не менее не содержит развернутых процедур исполнения отдельных видов исполнительных документов. Поэтому при решении целого ряда процедурных вопросов исполнительного производства в настоящее время практически нечем воспользоваться, кроме как актами федеральных органов исполнительной власти.

Исполнительное законодательство как комплексное правовое образование по отдельным своим составляющим относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В отдельных случаях субъекты РФ вынуждены осуществлять правотворчество с тем, чтобы заполнить пробелы федерального законодательства. В этом плане интересен опыт правового регулирования, имеющийся в Нижегородской области. Здесь принят целый ряд процедурно-процессуальных актов, облегчающих совершение конкретных исполнительных действий, например: Временное положение о порядке проведения торгов по продаже имущества и имущественных прав; Временное положение о порядке реализации имущества юридических лиц, на которое обращено взыскание. Данные правовые акты содержат конкретный "алгоритм" действий, облегчая процесс правоприменения.

 


2. ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

 

2.1 Порядок исполнения судебных актов арбитражных судов

 

Исполнение судебных актов арбитражных судов - заключительная стадия арбитражного процесса. Это очень важная часть судебного процесса, поскольку судебная защита нарушенных прав и законных интересов включает в себя не только принятие самого судебного акта по существу спора, но и его реальное исполнение. Неисполняемые судебные акты наносят ущерб правам и законным интересам лиц, обратившихся за их судебной защитой в арбитражный суд, и именно при реальном исполнении судебных решений реализовывается сама сущность права на судебную защиту.

Исполнительное производство применительно к арбитражному судопроизводству - это производство по исполнению судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу.

Порядок приведения в исполнение судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, а также судебных актов, приводящихся согласно АПК в исполнение немедленно, определяется АПК и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства (ст. 318 АПК). К ним в первую очередь относятся федеральные законы "О судебных приставах" и "Об исполнительном производстве".

Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов судов влечет за собой ответственность, установленную АПК и другими федеральными законами (ст. 16 АПК).

Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа, принявшим соответствующий судебный акт (ч. 2 ст. 318, ч. 1 ст. 319 АПК).

Предъявлением в установленном порядке исполнительного листа к исполнению возбуждается исполнительное производство.

Согласно ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем в 3-дневный срок со дня предъявления исполнительного листа взыскателем, о чем судебный пристав-исполнитель выносит постановление о возбуждении исполнительного производства. Это постановление направляется взыскателю и должнику, и в нем должнику указывается срок для добровольного исполнения судебного акта, который не может превышать 5 дней. В постановлении о возбуждении исполнительного производства указывается также на то, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в добровольном порядке с должника взыскивается исполнительский сбор (до 7% от взысканных сумм) и расходы по совершению исполнительных действий.

В целях обеспечения исполнения исполнительного документа по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя одновременно с вынесением постановления о возбуждении исполнительного производства вправе произвести опись имущества должника и наложить на него арест.

Согласно п. 7, 30 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 "Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов" [36] обращение заявителя с кассационной жалобой на вступившее в законную силу решение арбитражного суда не препятствует возбуждению исполнительного производства, если исполнение обжалуемого

судебного акта не приостановлено судом кассационной инстанции. Исполнительский сбор удерживается с должника после полного удовлетворения требований взыскателя.

Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть обжаловано в 10-дневный срок в суд (п. 6 ст. 9 Закона).

Исполнительные действия должны быть совершены и требования, содержащиеся в исполнительном документе, исполнены судебным приставом-исполнителем в 2-месячный срок со дня поступления к нему исполнительного документа, за исключением случаев немедленного исполнения (ст. 13 Закона). Однако данный срок не является пресекательным, т.е. по его истечении исполнительное производство не оканчивается автоматически. Исполнительное производство считается оконченным по основаниям, указанным в Федеральном законе "Об исполнительном производстве" [37].

Арбитражный суд в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, по заявлению судебного пристава-исполнителя рассматривает вопрос о разъяснении судебного акта (ст. 17 Закона).

Согласно ст. 324 АПК, ст. 18 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.

По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое может быть обжаловано. Арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (ст. 327 АПК).

Данный Закон устанавливает случаи обязательного приостановления исполнительного производства (ст. 20 Закона) и случаи, когда исполнительное производство может быть приостановлено (ст. 21 Закона).

Согласно ст. 23 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство прекращается в случаях:

1) принятия судом отказа взыскателя от взыскания;

2) утверждения судом мирового соглашения между взыскателем и должником;

3) смерти взыскателя-гражданина или должника-гражданина, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом или актом другого органа требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику или управляющему имуществом безвестно отсутствующего;

4) недостаточности имущества ликвидируемой организации для удовлетворения требований взыскателя;

5) истечения установленного законом срока для данного вида взыскания;

6) отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого выдан исполнительный документ, либо документа, который в силу закона является исполнительным документом;

7) отказа взыскателя от получения предметов, изъятых у должника при исполнении исполнительного документа о передаче их взыскателю.

Приостановление или прекращение исполнительного производства производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, либо арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано. По приостановленному или прекращенному исполнительному производству никакие исполнительные действия не допускаются (п. 2 ст. 24 Закона).

Исполнительное производство возобновляется по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя арбитражным судом, приостановившим исполнительное производство, после устранения причин или обстоятельств, послуживших основаниями для его приостановления, о чем выносится определение (ч. 2, 4, 5 ст. 327 АПК).

Согласно ст. 328 АПК при наличии обстоятельств, препятствующих совершению отдельных исполнительных действий, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя может отложить исполнительные действия по исполнительному производству. Отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.

По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, в котором указывается дата, до которой откладываются исполнительные действия, или событие, наступление которого является основанием для возобновления судебным приставом-исполнителем исполнительных действий.

Кроме того, сам судебный пристав-исполнитель вправе при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, отложить исполнительные действия на срок не более 10 дней по заявлению должника или по собственной инициативе, о чем выносится постановление и о чем уведомляются стороны, суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. Постановление судебного пристава-исполнителя об отложении исполнительных действий может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок (ст. 19 Закона) [38].

Согласно ст. 27 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительное производство оканчивается:

1) фактическим исполнением исполнительного документа;

2) возвращением исполнительного документа без исполнения по требованию суда или другого органа, выдавшего документ, либо взыскателя;

3) возвращением исполнительного документа по основаниям, указанным в данном Законе;

4) направлением исполнительного документа в организацию для единовременного или периодического удержания из заработка (дохода) должника;

5) направлением исполнительного документа из одной службы судебных приставов или одного подразделения в другие;

6) прекращением исполнительного производства.

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в соответствующий суд в 10-дневный срок.

Постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть признано незаконным, если им не были приняты все предусмотренные законом меры по отысканию имущества и доходов должника (п. 10 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77).

В случаях, предусмотренных АПК, арбитражный суд решает вопрос о повороте исполнения судебного акта, т.е. возвращения сторон в прежнее состояние, имевшееся до исполнения судебного акта.

Согласно ст. 325 АПК, если приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения, либо производство по делу прекращено, ответчику возвращается все то, что было взыскано с него в пользу истца по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту.

Если не приведенный в исполнение судебный акт отменен полностью или в части и принят новый судебный акт о полном или частичном отказе в иске, либо иск оставлен без рассмотрения полностью или в части, либо производство по делу прекращено, арбитражный суд принимает судебный акт о полном или частичном прекращении взыскания по отмененному в соответствующей части судебному акту.

Вопрос о повороте исполнения судебного акта решается тем арбитражным судом, который отменил или изменил ранее принятый судебный акт, о чем выносится определение. Оно может быть обжаловано согласно ст. 326 АПК.

 

2.2 Исполнительные документы в арбитражном судопроизводстве

 

Согласно ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" исполнительными документами, в частности, являются:

а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

- принимаемых ими судебных актов;

- решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

- решений иностранных судов и арбитражей;

- решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

б) судебные приказы;

в) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

г) постановления судебного пристава-исполнителя;

д) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Исполнительным листом арбитражного суда называется выданный арбитражным судом исполнительный документ, удостоверяющий право взыскателя на принудительное исполнение судебного акта арбитражного суда.

Основанием для выдачи исполнительного листа является решение, определение, постановление арбитражного суда, вступившие в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.

Согласно ст. 319 АПК исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, выдается тем судом, который принял соответствующий судебный акт. Исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции или Высшим Арбитражным Судом РФ, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.

Исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению.

По каждому судебному акту выдается один исполнительный лист. Однако в случаях, если судебный акт принят в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо если исполнение должно быть произведено в различных местах, арбитражный суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов с точным указанием в каждом из них места исполнения или той части судебного акта, которая подлежит исполнению по данному исполнительному листу.

На основании судебного акта о взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков по ходатайству взыскателя арбитражный суд может выдать несколько исполнительных листов по числу солидарных ответчиков с указанием в каждом из них общей суммы взыскания, наименований всех ответчиков и их солидарной ответственности.

Содержание исполнительного листа определено в ст. 320 АПК и ст. 8 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В исполнительном листе помимо других сведений излагается резолютивная часть судебного акта, исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью арбитражного суда.

Согласно ст. 321 АПК исполнительный лист может быть предъявлен к исполнению в следующие сроки:

1) в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу, или со следующего дня после дня принятия судебного акта, подлежащего немедленному исполнению, или со дня окончания срока, установленного при отсрочке или рассрочке исполнения судебного акта;

2) в течение трех месяцев со дня вынесения определения о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению.

Срок предъявления исполнительного листа к исполнению прерывается предъявлением его к исполнению, частичным исполнением судебного акта. В случае возвращения исполнительного листа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения новый срок для предъявления исполнительного листа к исполнению исчисляется со дня его возвращения.

Взыскатель, пропустивший срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, вправе обратиться в арбитражный суд первой инстанции, рассматривавший дело, с заявлением о восстановлении пропущенного срока.

При наличии уважительных причин пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению может быть судом восстановлен, о чем выносится определение, которое может быть обжаловано (ст. 322 АПК).

В случае утраты исполнительного листа арбитражный суд, принявший судебный акт, может по заявлению взыскателя выдать дубликат исполнительного листа. Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано до истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению, за исключением случаев, если исполнительный лист был утрачен судебным приставом-исполнителем или другим осуществляющим исполнение лицом и взыскателю стало об этом известно после истечения срока, установленного для предъявления исполнительного листа к исполнению. В этих случаях заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано в течение одного месяца со дня, когда взыскателю стало известно об утрате исполнительного листа.

Определение арбитражного суда о выдаче дубликата исполнительного листа или об отказе в выдаче дубликата может быть обжаловано (ч. 1, 2, 4 ст. 323 АПК).

 

2.3 Стороны исполнительного производства

 

Стороны в исполнительном производстве - это субъекты материального обязательственного отношения. В исполнительном производстве сторонами являются: 1) взыскатель и 2) должник. Каждая из сторон имеет права и обязанности. В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников. Каждый из них по отношению к другой стороне участвует в исполнительном производстве самостоятельно или может поручить участие в исполнительном производстве одному из соучастников (ст. 29 ФЗ "Об исполнительном производстве".

Взыскатель - это лицо, управомоченное требовать исполнения судебного решения или иного юридического акта, т.е. гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Понятие "взыскатель" в исполнительном производстве гораздо шире понятия "истец" и возникает не только на основании судебного акта. В ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" содержится перечень исполнительных документов, выдаваемых не только на основании судебных актов, но и актов других органов (постановления органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя и др.). Следовательно, лица, представляющие интересы этих органов и предъявляющие исполнительные документы к принудительному исполнению, также являются взыскателями. Взыскателю предоставлено право выбора: либо получить исполнительный документ и самостоятельно предъявить его к взысканию, либо по его просьбе суд может сам направить исполнительный документ к взысканию [39].

Должник - это гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от их совершения. В отличие от взыскателя, должник не имеет права отказываться от исполнения. Законом предусмотрены его права на отложение исполнительных действий (ст. 19 ФЗ "Об исполнительном производстве"), на отсрочку, рассрочку или изменение способа и порядка исполнения при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий, которые оценивает суд или иной орган, выдавший исполнительный документ и т.п. Надо отметить, что должник обязан уплатить исполнительский сбор и, как правило, расходы по совершению исполнительных действий. Законодательство и судебная практика исходят из того, что перечисление сумм исполнительного сбора должно осуществляться одновременно с перечислением сумм задолженности (ст. 855 ГК РФ). В случае неисполнения исполнительного документа должник может быть привлечен к административной и уголовной ответственности.

Взыскатель и должник как процессуальные фигуры возникают непосредственно не после постановления решения, а только после возбуждения исполнительного производства, т.е. после того, как исполнительный лист получен в суде и принят к производству судебным исполнителем.

Стороны при совершении исполнительных действий обязаны исполнять требования законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве (ст. 31 Закона).

Граждане могут участвовать в исполнительном производстве самостоятельно или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то при их исполнении должник не вправе действовать через представителя (п. 1 ст. 33 Закона).

Лица, представляющие организацию, обязаны иметь документы, подтверждающие их должностное положение и полномочия. Полномочия представителя стороны должны быть подтверждены доверенностью (п. 2 ст. 33, ст. 34 Закона).

Представитель, участвующий в исполнительном производстве, имеет право на совершение от имени представляемого всех действий, связанных с исполнительным производством. Однако в доверенности должны быть специально оговорены полномочия представителя на совершение следующих действий (ст. 35 Закона):

1) предъявление и отзыв исполнительного документа;

2) передача полномочий другому лицу (передоверие);

3) обжалование действий судебного пристава-исполнителя;

4) получение присужденного имущества (в том числе денег).

Согласно п. 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77 замена стороны ее правопреемником в исполнительном производстве осуществляется на основании судебного акта арбитражного суда (ст. 48 АПК РФ).

Органами принудительного исполнения судебных актов арбитражного суда являются служба судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

Служба судебных приставов по своему организационно-правовому статусу является Федеральной службой судебных приставов, Положение о которой утверждено Указом Президентом РФ от 13 октября 2004 г. N 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов" [40].

Федеральная служба судебных приставов входит в систему органов Министерства юстиции РФ (ст. 7 Федерального закона "О судебных приставах"). Службу судебных приставов возглавляет главный судебный пристав Российской Федерации - директор Федеральной службы судебных приставов. Службы судебных приставов в субъектах Российской Федерации возглавляют главные судебные приставы субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 3 Федерального закона "Об исполнительном производстве", п. 9 Положения о Федеральной службе судебных приставов).

Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей, объединенных в районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов Российской Федерации подразделения судебных приставов, возглавляемые старшими судебными приставами (п. 4 Закона).

В отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами, требования судебных актов о взыскании денежных средств исполняются налоговыми органами, банками и иными кредитными организациями, которые не являются органами принудительного исполнения (ст. 5 Закона).

Исполнительный лист на взыскание денежных средств может быть направлен взыскателем непосредственно в банк или иную кредитную организацию, если взыскатель располагает сведениями об имеющихся там счетах должника и о наличии денежных средств, либо судебному приставу-исполнителю, если такими сведениями он не располагает.

Банк, обслуживающий счет должника, обязан исполнить требования, содержащиеся в исполнительном листе, о взыскании денежных средств либо сделать отметку о полном или частичном неисполнении указанных требований в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств.

Если банк или иная кредитная организация не исполняют исполнительный лист, арбитражный суд может наложить на банк или иную кредитную организацию штраф в размере 1000 минимальных размеров оплаты труда (ч. 1 ст. 119 АПК, п. 3 ст. 6 Закона).

Согласно ст. 329 АПК, ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде путем подачи соответствующего заявления, которое рассматривается в порядке административного производства, установленного для рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Следует иметь в виду, что, если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, связанных с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 июня 2004 г. N 77).

 


3. МЕРЫ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ РЕШЕНИЙ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ ПО ИМУЩЕСТВЕННЫМ ВЗЫСКАНИЯМ

 

3.1 Обращение взыскания на имущество должника

 

Принудительное исполнение судебного решения представляет с одной стороны способ реализации судебного решения, а с другой стороны, одну из форм государственного принуждения, применяемую к лицу, не исполнившему в установленный законом срок судебное решение, вступившее в законную силу.

Для применения мер принудительного исполнения необходимы установленные в законе основания. Основания применения мер принудительного исполнения закреплены в ст. 44 Федерального закона от 21 июля 1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". В соответствии с указанной статьей основанием применения мер принудительного исполнения являются:

1) предъявление в установленном федеральным законом порядке надлежаще оформленного исполнительного документа;

2) принятие судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства;

3) истечение срока, установленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения.

Перечень мер принудительного исполнения содержится в ст. 45 Закона об исполнительном производстве. Мерами принудительного исполнения решений арбитражных судов являются:

1) обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации;

2) обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц;

3) изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе;

4) иные меры, предпринимаемые в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами, обеспечивающие исполнение исполнительного документа.

Перечень мер принудительного исполнения, приведенный в статье 45 Закона об исполнительном производстве не является исчерпы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: